Александр Салугин: говорил Шемберасу: "Через пять лет ты будешь в Алании, а я - в Реале"

  • Эта статья в архиве

18 мая 2005 года ЦСКА выиграл первый в истории России евротрофей. 16-летний форвард Александр Салугин был среди тех, кто получил медаль за победу в Кубке УЕФА

Хотя и сыграл в том розыгрыше всего несколько минут. В основе ЦСКА Салугин так и не закрепился: сыграв за первую команду полтора десятка матчей и забив один гол, он начал ездить по стране. 10 лет спустя после первой большой победы российского футбола застали Салугина в московском «Торпедо» и основательно с ним поговорил – о том, куда пропадают русские футболисты, когда начинают взрослеть.



– Какие ощущение, когда понимаете, что с победы в Кубке УЕФА прошло уже десять лет?



– Да вообще, кто где из того состава – вроде еще молодой, а уже столько времени прошло. Конечно, пересматривал что-то за эти годы, ребята фотографии присылали. Я же тогда совсем немного сыграл – вышел на замену в полуфинале с “Пармой” на пару минут, и все. Помню, как Георгич к лавке подошел и сказал: “Давай, для родителей выходи. Чтобы посмотрели”. Так что просто так, для антуража вышел. Молодой парень, 16 лет. На финале я был в заявке, но уже не выходил. Хотя медаль, у меня, конечно, есть. Единственное – заслуженного мастера спорта не дали мне и Виталику Денисову, который сейчас в “Локомотиве”. Могли дать, потому что было много людей, которые не играли, но все равно получили. Мы, наверное, слишком молодыми были. Обидно, конечно, потому что там есть какие-то привилегии – говорили, что будут на пенсии как-то доплачивать. После “Торпедо” помогло бы, в общем.



– На ваш взгляд, чья победа в Кубке УЕФА была более значимой – “Зенита” или ЦСКА?



– Конечно, ЦСКА. Первая победа на таком уровне у российского клуба. У нас не было суперсостава – были хорошие футболисты, но выиграли мы на характере, благодаря стечению обстоятельств. Можно сказать, что это судьба.



– У кого из того состава вышла самая крутая карьера?



– Смотря с кем сравнивать. Не прямо сногсшибательные, но хорошие карьеры получились у всех. Юра Жирков в “Челси” съездил, серьезный уровень. Вагнер в Европе всегда ценился как топ-игрок – просто никуда не хотел уезжать, потому что столько денег, сколько ему платили здесь или в Бразилии, в Европе ему бы не дали.



Вообще, Вагнер – конечно, супер, но сильнее, чем Карвальо, я никого не видел. Это топ-игрок. Почему все так закончилось? Ел много. Много зарабатывал. Он всегда был полненький, просто сначала было максимальное доверие, его никто не трогал. Потом доверие чуть пропало, и он психологически где-то сломался. Но я считаю, что это был самый талантливый игрок России. Был уверен, что он уедет в любой клуб и будет там в порядке.



– Самая прикольная история про Валерия Газзаева, которую вы помните?



– Нас как-то привезли на сбор в Италию, в горы, в ужасную гостиницу, где мы спали чуть ли не на раскладушках. А команда все-таки серьезная, обладатель Кубка УЕФА – так что все ходили расстроенные и плевались. Нас то снегом засыпало, то еще что. А сборы длились десять дней. И вот за два дня до конца Газзаев собирает нас всех, и говорит, что на последнюю ночь мы едем в другую гостиницу – в Милан. Как мы потом позже узнали, оплачивал он эту гостиницу из своего кармана. Не знаю, насколько это правда, но думаю, что процентов на 90. Помню, еще Вагнер тогда фиесту праздновал, и как только узнал, что мы переезжаем, напрыгнул на Газзаева и начал его целовать.



– Вагнер же вообще любил покуражиться, да?



– Да, я раньше не понимал, как можно столько пива выпить. Мы приходили в какой-нибудь клуб, и легионеры заказывали по 40-50 бутылок на троих. А потом я пожил в Ростове, поиграл на жаре, попробовал разливное пиво и понял, что его можно выпить сколько угодно. Причем крепкий алкоголь легионеры никогда не пили, но пиво это свое – постоянно.



– Газзаев – самый сильный тренер, с которым вы работали?



– В плане результата – да. В плане методик, тактик Слуцкий тоже очень интересный тренер. Бородюк – отличный психолог. Когда он стал тренером, мы шли на 16-м месте, но он нам каждый день говорил: “Вы не игроки первой лиги. Вы – игроки высшей лиги. Что вы здесь делаете?”. И все время настраивал нас на то, что мы здесь просто по стечению обстоятельств, на один год. И мы реально поднялись с этого 16-го места, боролись за второе, заняли третье. И через стыковые игры вышли. Я думаю, что ни руководство, никто в это не верил, а он верил в это всей душой. Он большой молодец. И очень веселый, постоянно рассказывал всякие истории. Про сборную, про Германию, про Хиддинка. Как Гуса возили по каким-то непонятным городам, он заселялся в гостиницу, подходил к окну, чтобы задернуть занавески, а эти занавески 60-х годов у него в руках оставались. Он, конечно, в шоке был от того, что у нас в некоторых городах творилось.



Уход Бородюка был прогнозируемым. Он просил, чтобы в “Торпедо” не было непонятных трансферов и чтобы зарплату и премиальные платили вовремя. Но у руководства свое видение. В “Торпедо” всегда меняется по 15-17 футболистов в межсезонье. За руку я никого не держал, схем не видел, но это странно. Помню, со стороны видел, как в “Камазе” при Юрии Газзаеве было то же самое – постоянно по 20 человек менялось. Наверное, это о чем-то говорит.



***



– Из ЦСКА вы ушли в аренду в “Текстильщик”. Жалели потом?



– У меня было предложение из высшей лиги – из “Химок”. Но в ЦСКА сказали: “В первую лигу отпустим, в премьер-лигу – нет”. Не знаю, почему, может быть, принципиально. Ну и я тоже принципиально сказал: “Тогда я хочу уйти”. Хотя Газзаев говорил, чтобы я оставался, мне хотелось расти, а в “Химках” был интересный тренер, команды из Москвы. Это был бы идеальный вариант. Но Гинер тогда за аренду на полгода попросил космические деньги, чуть ли не 400 тысяч долларов. Учитывая, что у меня зарплата в ЦСКА была 500 долларов. Так что с «Химками» не срослось, ушел в «Текстильщик» и больше в ЦСКА уже не возвращался.



– И как игралось в “Текстильщике”?



– Да как, весь год не платили. Некоторые игроки сдавали игры. Мы их за руку не ловили, но серьезные люди об этом говорили. Да и это было очевидно. Команда больше двух мячей ни в одном матче не пропускала, а тут три игры с лидерами – проигрываем 0:7, 0:4, 0:1. А потом раз, кто-то вещи новые себе купил. Я даже не сомневаюсь, что сдавали, пусть на их совести останется.



– Вы-то играли в тех матчах?



– Я тогда травмирован был, а когда приехал, увидел, что другие ребята перестали с ними общаться. Где сейчас эти игроки? Да где-то там же, в первой лиге.



– Самый странный матч, который вы когда-либо видели?



– Да они сплошь и рядом. Самый абсурдный? Интересный матч недавно “Ювентус” с “Пармой” выдали.



– Внезапно.



– В России просто в последнее прямо суперстранных не помню, были интересные, под вопросом. Например, когда “Уфа” у “Кубани” 3:2 выиграла на последних минутах. А так, “Парма” – “Ювентус” – это вообще топ. У “Пармы” распадается команда, они идут на последнем месте, и тут выигрывают у “Юве” со счетом 1:0. Коэффициент на них, по-моему, 40 был. Наверное, весь бюджет отбили.



– Вам когда-нибудь предлагали сыграть договорняк?



– Да много раз. Звонили со стороны: “Давайте решим вопрос, мы привезем деньги”. “Да у меня нормально все с деньгами”, – отвечал. Это цирк, это неправильно по жизни. Какие суммы предлагали? Не знаю, какие бы суммы в итоге реально привезли, но предлагали 500 тысяч рублей, 600 тысяч рублей на человека. Это была первая лига.



– Раз уж про деньги: в “Торпедо” вам по-прежнему не платят?



– Пока только обещают. Сейчас вот энергетическая компания станет главным акционером, может, что-то изменится. А так уже четыре месяца ничего, денег вообще нет, ни рубля. Премиальные за год тоже не заплатили. Так что сейчас доедим и убежим из кафе.



– Чего вы не можете позволить себе сейчас, что могли позволить раньше?



– Стал более сдержанным в плане ресторанов, машин, потому что свободных денег особо нет. Раньше на выходные прилетал из Самары в Москву и за выходные на дискотеках мог все деньги оставить, закрывал все счета. Самый большой счет – тысяч 200 рублей за одну ночь. Я об этом не жалею, в свое время это было весело, в удовольствие. Это жизнь. Ты учишься.



Сейчас такого уже нет. Иногда приходится занимать. Самая большая сумма, которую одалживал? Миллион рублей. Занимал у родственников на газовое оборудование для дома. Время поджимало, курс доллара упал, надо было делать сразу.



– Зарплата у вас в долларах?



– Нет, у всех в рублях.



– С каким настроением вы проснулись в тот самый вторник 16 декабря?



– Проснулся в отпуске, в Дубае, с женой, довольный. Хотели съездить в магазины, посмотреть, что купить. Когда увидели курс, пошли на пляж.



– Правда, что ваш отец – бизнесмен?



– Бизнесмен, да. Все постоянно пишут, что он миллионер. Он нормально себя чувствует, но живет своей жизнью, на свои деньги. Я живу на свои. Бизнес у отца связан с автомобилями. Брат тоже этим занимается. Это хорошо, когда вся семья обеспечена, если что, можем помочь друг другу. Друзей тоже много, которые могут выручить. Не в этом дело. Просто хочется, чтобы тебе платили то, что ты заработал. И чтобы платили вовремя. Это было бы супер.



– Какой у вас сейчас автомобиль?



– “Эмка”. Метро. Покупаю проездной на 10 поездок, и нормально. Машина есть, но мне грустно по пробкам передвигаться, можно с ума сойти. А про “Эмку” – просто есть такой автомобиль BMW M5. Меня когда спрашивают про машину, я всегда говорю: “Эмка”. Все сразу думают, что у меня спортивный автомобиль, а я-то метро имею в виду.



– В Раменское тоже на электричке добираетесь?



– Раз на раз не приходится, можно и на электричке, можно на машине, иногда с Комбаровым и Билялетдиновым ездим. А сейчас же нас из Раменского выгнали, потому что платить “Торпедо” нечем, поэтому тренируемся в Москве. Вообще идеально.



– “Торпедо” целый год играет в другом городе, это же абсурд?



– Да у нас вообще много абсурда. Все команды, которые вышли из первой лиги, не играют на своих домашних стадионах. То “Уфа” в Саранске, то “Урал” в Тюмени, “Торпедо” в Раменском. Это вообще бред. С инвестициями проблематично в футболе. Это беда – как беда и то, что у нас куча нефутбольных людей, которые там попилили бюджетные деньги, тут попилили, там отмыли, тут талантов загубили. Все это от продажности. Но я все равно считаю, что такие команды, как “Торпедо”, “Уфа”, “Урал” должны играть. На пять-семь тысяч можно в любом дворе стадион построить. Надо как-то обязывать власти города, чтобы они выделяли средства. Потому что один бизнесмен столько денег вкладывать не будет. Есть исключения вроде Галицкого, но их мало.



– Отец не думал в футбол вкладывать?



– Столько свободных денег у него нет.



***



– В 2007-м вы ездили на юношеский чемпионат Европы. Что запомнилось?



– Да, единственное светлое пятно в тот год. Там плохо сыграли, правда, но запомнилось многое. Против нас играли Озил, Хедира, Боатенг, Сако – все в Европе сейчас. Потому что у них система другая, а у нас берут тысячу иностранцев непонятных. Там к своим лучше относятся, а у нас всегда говорят: “Почему ты должен получать столько же, сколько получает иностранец? Ты должен получать меньше, а то зазнаешься”. А там, если ты играешь на том же уровне, что легионер, то и получаешь так же. “Да он русский, он потерпит”. У нас так.



– Правда, что в одной из юношеских сборных работал тренер, который собирал деньги с игроков, чтобы те попадали на сборы?



– Да, Николай Смирнов. Всю жизнь был администратором, о футболе ничего не знал. С московскими он нормально общался, а иногородним говорил: “Передай родителям, что на следующий сбор поедешь за 300 долларов”.



– И что, приносили деньги?



– Конечно! Правда, потом его убрали, потому что никакого результата не было – только сборы сплошные. И пришел Равиль Сабитов, с которым мы как раз вышли на чемпионат Европы.



– В других командах с таким сталкивались?



– Да за мной постоянно эта аура идет, столько несправедливости видел. Играешь, выглядишь лучше, но потом тебя перестают ставить в состав – потому что твой агент не работает с этим тренером. Много тренеров, которые процентов на 70 бизнесмены, и только на 30 – тренеры. Имен я называть не буду.



– Про вас говорят, что вы уже в 16 лет гоняли на Porsche. Правда?



– В 18. Porsche – первая машина, которую я купил. На свои.



– Вы же говорили, что вам 500 долларов платили.



– Ну так я же в “Текстильщик” уезжал, а в конце сезона нам заплатили за весь год сразу. Около двух миллионов. Я отдал долги, а потом сразу пошел и купил машину. Может быть, мне отец что-то добавил, сейчас уже не помню.



– Вам не кажется странным, что футболист команды под названием “Текстильщик” в 18 лет катается на Porsche?



– Ну, это был трехлетний Porsche – хоть об этом никто и не знал, кроме меня. На самом деле, это не имеет значения. На это обращают внимание только в России. В Европе, может быть, вкладывают не в машины, а во что-то другое. Помню, Саенко рассказывал, как на первую зарплату в “Нюрнберге” купил Porsche 911, купешечку спортивную. На него все смотрели и говорили: “Вообще дурачок, что ли?”. Потому что они там все ездят на недорогих машинках, а мы, русские – любители пошиковать на последние деньги.



– Иржи Ярошик рассказывал, что закрывал лицо руками, когда с вами ездил.



– Да-да, мне потом отец еще долго говорил каждый раз, когда я вечером уезжал в Москву из Зеленограда: “Давай осторожнее там, не как с Ярошиком”. Смешная была история. Я его просто удивить хотел, ехал по Садовому очень быстро, лавировал между машинами. После Чехии он был в шоке. Всю дорогу молчал, а на тренировке потом сказал: “Я с тобой больше никуда не поеду”.



– Сколько автомобилей вы поменяли за карьеру?



– Три-четыре. Все были с уклоном на спорт, мощные. С возрастом это уже проходит, да и все автомобили, которые мне сейчас нравятся, стоят столько же, сколько мой загородный дом. Поэтому я не планирую в ближайшем будущем что-то покупать, даже если будут свободные деньги.



– Дом – в Подмосковье?



– В Новой Риге, да. Строится потихонечку уже годик.



– Вы ведь женаты?



– Да, меньше года. Сейчас работаем над тем, чтобы были дети. Свадьбы у нас толком не было, расписались для себя, посидели с родственниками в узком кругу. Она художник, пишет картины. Как раз если тяжело будет, будем продавать.



***



– В Самаре вы работали с Леонидом Слуцким. Какой он?



– Он строит коллектив так, чтобы даже из средней команды сделать хорошую. Чтобы все игроки знали, что им делать на поле. У него интересная система, и работает она везде. Да чего говорить, у нас в Самаре был такой коллектив, что мы каждый день все собирались с женами, ходили ужинать. Заняли тогда шестое место, что для того времени было очень хорошо.



– Есть ли сейчас в России тренеры сильнее Слуцкого?



– Мне еще нравится Кононов. Он очень спокойный, команда у него играющая. Я дружу с некоторыми ребятами из “Краснодара”, они им очень довольны. Два-три усиления – и они чемпионами могут стать в следующем году. Так что две мои любимые команды сейчас – это “Торпедо” и “Краснодар”. Я вообще люблю, когда люди в футбол играют. Бывают команды, которые пытаются взять только желанием, но в современном мире это невозможно. Нужно играть в свою игру, гнуть свою линию. “Краснодар” – это как “Барса”. Им все равно, во что играют другие. Они делают свое дело, и учитывая, что сейчас они на втором месте, значит, все получается.



– Ваш самый запомнившийся разговор со Слуцким?



– Был один, когда мы с Женей Савиным конкурировали за место в составе. Мне было 19, ему – 24. Слуцкий сказал: “Ты на меня не обижайся, полкоманды скажут, что ты лучше, полкоманды – что он. Мы купили Женьку за 2,5 миллиона, я отвечаю за эти деньги. Я отдаю предпочтение ему”. Он искренне сказал мне, что он думает, это было правильно. Все мои иллюзии о том, что я смогу вытеснить его из состава, обрушил. Я понял, что шансов у меня нет, и уехал в аренду.



– В “Волге” вы застали легенду русского футбола – Алексея Сапогова.



– Я его давно знаю, он неплохой футболист, но очень играл на публику. Нельзя быть хорошим для всех, надо быть самим собой. Он и раньше немного на своей волне был, но потом начал переигрывать. Всегда одиночка, всегда отдельно от команды, с ребятами мало общался. Все на публику. Помню, в каком-то интервью сказал: “Я бы хотел всю жизнь ездить на “Волге”. Но я-то знаю, что ему BMW нравится. Это его личное дело, может, он думал, что что-то изменит. Но в этой системе ничего не изменить.



– Вы удивились, когда он завершил карьеру?



– Он хотел, чтобы ему сделали какие-то космические условия. Когда этого не произошло, просто сказал: “Ну, я тогда не хочу играть”. Потом он пытался вернуться, но не получилось. Может быть, зря тогда так сказал. Но у него своя голова на плечах.



***



– В 2009 году вы сказали, что хотите играть за сборную, но пока вам не хватает стабильности. Чего не хватает сейчас?



– Да тоже стабильности. Я топчусь на месте. Надо сезончик стабильно поиграть, и будет взлет хороший. Я считаю, что могу спокойно играть в хорошей команде в России. Тут вопрос только в доверии.



– Правда, что когда-то вы планировали играть за мадридский “Реал”?



– Это мы как-то с Шемберасом общались на повышенных тонах – но так, полушутя. И Дейвидас с Игнашевичем сказали нам, молодым: “Вы когда выходите на поле, мешаетесь нам”. Ну и я в шутку Шемберасу ответил: “Посмотрим, что через пять лет будет. Я буду в “Реале”, а ты – в “Алании”.



До “Реала” я так и не добрался, но Шембу до “Алании” довел, ха-ха. Хороший парень, шутил потом: “Ну что, не получится уже в “Реале”?” “Не получится, ага, – отвечал. – Не в ту гору пошел”.

Читайте также:
0 / 0
1218 17
Футбольные новости
65 1

Юрий Семин: Тюкавин? Лучшим игроком станет футболист, который выиграет золото

Бывший главный тренер «Локомотива» Юрий Семин в беседе с корреспондентом «РБ ...

371 8

Пономарёв - о работе Федотова в ЦСКА: «Тот случай, когда тренер и клуб не подходят друг другу»

Ветеран ЦСКА Владимир Пономарёв в беседе с корреспондентом сетевого издания ...

245 10

Сторожук – о лицензии для РПЛ: в «Арсенале» очень расстроены, все должны быть в равных условиях!

Главный тренер «Арсенала» Александр Сторожук высказался о решении Российского ...

106 2

Червиченко: Тюкавин — лучший футболист сезона РПЛ, а Личка — лучший тренер

Бывший президент «Спартака» Андрей Червиченко назвал 21-летнего нападающего ...

198 1

Клубы из Катара и ОАЭ интересуются хавбеком «Зенита» Бакаевым

Как стало известно Metaratings.ru, клубы из Катара и ОАЭ проявляют интерес к 27-летнему ...

224 1

«Промес в любом случае практически потерян для «Спартака» — Наумов

«Спартаку» нужно принять факт, что голландский полузащитник Квинси Промес ...

172 6

«Мы сейчас больше должны думать о результате, а не красивой игре» — тренер «Динамо» Личка

Главный тренер московского «Динамо» Марцел Личка в эфире «Матч ТВ» заявил, что для ...

Голосование

Какая команда станет чемпионом России?

«Динамо»
60.6%
«Зенит»
26.5%
«Краснодар»
1.5%
Очень сложно сказать
10.6%
Популярное
10318 524

Лучше бы ЦСКА и «Зенит» пробили пенальти до матча

Грустное зрелище и грустные события в Санкт-Петербурге.

8517 448

«Зенит» и золотая лихорадка. Продолжение следует

По горячим следам матча «Зенит» - ЦСКА.

6758 365

ЦСКА выстоял и взял Санкт-Петербург

Армейцы выиграли в гостях у "Зенита" – 1:0.

8066 351

«Зенит». Что делать

За два тура до финиша.

8974 334

Какой будет реакция ЦСКА на провальный сезон

Вылет из Кубка России подвел черту под худшим сезоном ЦСКА за двадцать с лишним ...

Сейчас обсуждают