Романтическая история от автора.
Вы наверняка хотя бы отрывочно слышали о великой Австрии 1930-х или Венгрии 1950-х, точно в курсе ярких Нидерландов 1970-х с Йоханом Кройффом в атаке и 100% видели «Барселону» с Месси. Ложная девятка связывает легендарные команды.
В 2021 году этой ролью никого не удивишь. Одни клубы постоянно играют с ней («Манчестер Сити», «Ливерпуль»), другие – эпизодически («РБ Лейпциг», «Челси»). Амплуа успешно существует в разных интерпретациях, схемах и стилях игры.
Так было не всегда. До 21 века ложная девятка разделяла участь авангардного футбола – эстетического, незаурядного, но невозможного для адаптации в массовых масштабах.
Почти вековая история роли не размыла ее границы – это нападающий, который уходит из штрафной, регулярно перемещается на фланги и спускается вглубь поля, а пространство в атаке заполняют партнеры (крайние нападающие/полузащитники), пока номинальный форвард исполняет функции созидателя.
Название вполне отражает суть амплуа – раньше команды редко нарушали строгую нумерацию футболистов, в которой №9 – центральный нападающий. Ложные девятки носили номер, уходя от роли классического завершителя.
Теперь – подробнее о феномене.
Первая великая ложная девятка – из Австрии. Хрупкий Синделар объединил целую страну
В 1932-м Австрия выиграла Центрально-европейский Кубок (далекий предшественник чемпионатов Европы), а в 1934-м приехала на ЧМ в статусе главного фаворита. Маттиас Синделар был главным нападающим «Вундертим» и исполнял уникальные по тем временам функции.
Величие австрийского нападающего – в системности. Австрия годами играла в вертикальный футбол с культурой паса и легким движением в атаке, типичные 2-3-5 с Синделаром трансформировались в 2-3-1-4. Форвард уходил из штрафной, получал мяч и на дриблинге влетал в штрафную.
В период агрессивного футбола Маттиас обладал удивительной техникой и ловко уходил от любых единоборств. В один момент полезный навык стал жизненной необходимостью – еще молодому Синделару удалили мениск после неудачного падения в бассейн. Каждое столкновение могло стать последним.
Австрия обожала необычного футболиста, за ним следили и простые работяги, и искушенная интеллигенция. Синделар воплощал в себе неоднородность страны – будучи сыном каменщика, он стал самым техничным футболистом континентальной Европы. Кофейни Вены обсуждали игру Маттиаса между разговорами о картинах Климта, симфониях Малера и пьесах Шницлера.
Худощавая фигура, небольшой рост, слабая физика – умная игра нивелировала недостатки, с которыми, казалось, невозможно стать великим футболистом. Даже в Англии восхищались Синделаром и в декабре 1932-го пригласили австрийцев сыграть на «Уэмбли». Хозяева переиграли 4:3 и провозгласили победу атлетизма над изяществом.
Через 21 год состоялся реванш.
Нандор Хидегкути развил функции ложной девятки. Так Венгрия стерла Англию
Хидегкути был дирижером великой «Золотой команды» с 32-матчевой серией без поражений. «Чудесный игрок с великолепным чтением игры, – с восхищением оценивал Нандора Ференц Пушкаш. – Он идеально подходил для своей роли, делал впечатляющие передачи и разбивал защиту. Ему удавались фантастические проходы, которые он часто завершал сам».
Хидегкути в начале карьеры редко играл форварда – он не потрясал результативностью, зато выделялся техникой, дриблингом и качественными пасами. Тренер сборной Густав Шебеш попробовал его в сборной центральным нападающим – и 0:2 со Швейцарией после первого тайма превратились в 4:2.
Так Хидегкути стал ключевым игроком системы.
Для нападающего середины 20 века он экстремально низко уходил вглубь поля (порой даже на свою половину), а ультразабивные инсайды Пушкаш и Кочиш забегали в штрафную. В эпоху персональной опеки один защитник непременно следовал за Хидегкути, оголяя место в обороне. Если защитник оставался сзади, Хидегкути получал максимум свободного пространства для быстрых выпадов из глубины.
«Центральные нападающие постоянно мучились из-за защитников, сидевших на шее. Идея была в том, чтобы выманить защитника туда, где больше места для маневра», – анализировал сам Нандор.
25 ноября 1953 года он показал миру, как это работает. Венгрия победила Англию 6:3 на «Уэмбли», Хидегкути оформил хет-трик.
***
Кройфф создал ложную девятку, которую мы знаем сегодня. И оценивал пространство лучше всех в мире
Тотальный футбол Нидерландов 1970-х – одно из важнейших явлений в истории мирового футбола. Ключевые принципы знаменитого стиля: постоянные смены позиций, высокий прессинг (нападающий – первый защитник), владение мячом, перепасовка через треугольники, использование всей ширины поля и перегруз зон в атаке, компактность в защите.
Йохан обеспечивал подвижность системы, смещался на фланги, спускался в центр поля, даже к своей штрафной. Голландцы играли 4-3-3/3-4-3, но из-за постоянной взаимозаменяемости схема могла трансформироваться по десять раз за матч.
В 1970-х персональная опека все еще превалировала над зональной. Гарри Джонстону было тяжело защищаться персонально против Хидегкути, а соперникам голландцев приходилось играть против десяти Хидегкути одновременно.
Конечно, Кройфф был лучшим из всех ложных футболистов сборной. Его главное качество – создание перегрузов. Голландец был командным игроком во времена бессистемных гениев. Зачем идти в одиночку против троих, если эту троицу можно легко обыграть с тремя партнерами?
Так Йохан фатально изменил суть ложной девятки. Если Синделар и Хидегкути в необычной роли улучшали индивидуальную игру, Кройфф адаптировал амплуа к системным задачам: сохранение мяча через перепас, поиск свободных зон для передачи с фланга/из глубины, создание численного превосходства в потенциально опасных зонах.
Очевидно, финал ЧМ-1974 не стал бенефисом тотального футбола. Михелс создал команду, которая точно не зависит от одного игрока, но против ФРГ с выключенным Кройффом голландцы не выглядели лучшей сборной в истории.
Автор книги «Блестящий оранжевый: невротический гений голландского футбола» Дэвид Виннер так описал Кройффа: «Его видение идеального движения и гармонии на поле было основано на той же возвышенной упорядоченности пространства, какую мы видим на картинах Вермеера или гравюрах Санредама. Это музыка пространства, только на газоне».
Не напоминает обсуждение Синделара в венских кофейнях?
***
В 21 веке появилась лучшая ложная десятка в истории – Лео Месси. А Гвардиола доказывает, что хорошей ложной девяткой может быть любой умный игрок атаки
2 мая 2009 года «Барселона» уничтожила «Реал» 6:2 на «Сантьяго Бернабеу». Месси оформил 2+1, но никакие цифры не отобразят величие того концерта Лео. Это как минимум одна из лучших игр в его карьере.
«Для меня это был сюрприз, – вспоминал Месси. – Гвардиола пригласил меня в офис незадолго до матча. Он переговорил с Тито Вилановой и решил, что я сыграю ложную девятку, а Тьерри Анри и Самуэль Это’О выйдут на флангах.
Для меня позиция ложной девятки означала действовать из глубины. Глобально это не было большим изменением – я делал то же самое, но с фланга».
Лео действовал как типичная ложная девятка с одним нюансом – он идеально подходит этой роли. Представьте игрока с ударом, дриблингом, пасом, прекрасной интерпретацией пространства, великими партнерами рядом (кто не захочет спускаться в центр поля, чтобы поиграть с Хави и Иньестой?). Он получает карт бланш перемещаться как угодно, бить из любых позиций, продвигать мяч всеми способами.
То решение Гвардиолы косвенно объясняет космическую форму Месси спустя многие годы. Сейчас его эволюция кажется логичным развитием, но неизвестно, что было бы без разговора весной 2009-го.
В «Манчестер Сити» Гвардиола продолжает экспериментировать с амплуа. В роли ложной девятки играют Бернарду Силва, Кевин де Брюйне, Фил Фоден, Ферран Торрес – зачастую во время одного матча они сменяют друг друга. Так работает идеальный тотальный футбол голландцев – свободная взаимозаменяемость с владением и неумолимым давлением.
***
История ложной девятки – это история в первую очередь романтическая. Все тренеры, предлагавшие свое прочтение роли, пытались с помощью амплуа сделать лучше атаку. На поверхности забавный парадокс – чтобы усилить нападение, надо избавиться от единственного номинального форварда.
Футбол – командная игра. Каждая великая ложная девятка на самом деле великая по одной причине – она делает всю команду сильнее. Синделар, Хидегкути и Кройфф так и не стали чемпионами мира, но друг за другом двигали спорт вперед.
Величие – в преемственности.
Согласовано с модератором.
О «Зените» и не только глазами эксперта bobsoccer.ru
Некоторые члены совета директоров «Барселоны» могут подать в отставку со своего ...
Полузащитник московского «Спартака» Роман Зобнин после матча перенёсенного ...
Международная федерация футбола (ФИФА) и Союз европейских футбольных ассоциаций ...
В Англии проходят матчи 29-го тура чемпионата АПЛ, «Манчестер Сити» уничтожил в ...
Генеральный директор «Ахмата» Ахмед Айдамиров заявил «Матч ТВ», что в ...
Футболист ЦСКА Саша Зделар ответил на вопрос о работе главного арбитра Василия ...
Армейцы проиграли аутсайдеру, заканчивая матч вдевятером.
Как армейцам исправиться за кошмарную встречу с "Ахматом".
Постскриптум к матчу «Зенит» - «Оренбург».
За месяц до окончания сезона.
По горячим следам матча «Зенит» - «Рубин».
Дуглас Сантос поможет «Зениту»
Сергей Веденеев: Если «Зенит» продолжит играть ослабленным составом, с чемпионством могут быть проблемы
«Чистейшая красная карточка». Арбитр Федотов – о фоле Мойзеса в матче ЦСКА – «Спартак»
Салихова: «Спартаку» надо назначить Тихонова по заветам Глушакова и вернуть Бакаева
Александр Мостовой: Я приветствую такой футбол, как сегодня