Тернавский: Романцев пролетел мимо меня, как поезд мимо нищего

  • Эта статья в архиве

Посулы Киева, коварство «Спартака», выверт Ромарио, наследство Карпина и трагедия Цымбаларя – в интервью с Владиславом Тернавским.



Помню, 1997 год, Кубок Содружества. Мы с ЦСКА заканчивали тренировку в манеже, когда динамовцы приехали на матч. Сидит Лобановский на лавочке, даёт интервью. Рядом майор, охранник. Увидев меня, Лобановский встал, протянул руку. Я удивился:



- «Неужели помните, Валерий Васильевич?»



— «Конечно, помню, Владислав. Я им говорил тебя не отпускать, когда уезжал в Эмираты».



— «Так я три года в дубле сидел».




Ответ Васильича запомнил на всю жизнь:

«Молодец. Не каждому дано поехать на чемпионат мира».

Может, если бы Лобановский остался, играл бы я в Киеве, а не в «Спартаке»…



— На звёзд первой команды – обладателей Кубка кубков, вице-чемпионов Европы – дублёры снизу вверх глядели?



— У того поколения – Бессонов, Демьяненко, Кузнецов, Яковенко, Рац, Яремчук, Заваров, Беланов – звёздной болезни не было. Отличные мужики. А сейчас, бывает, к футболисту не подойти – столько гонору, ужас! Баль покойный хохмил постоянно. Ему уже за 30 было, часто за дубль играл. Как-то перед матчем поучал молодых: «Ребята, вы должны так играть, чтобы я на месте стоял».

В холле старенькой базы был столик с минералкой. Пластиковых бутылок не выпускали – только стеклянные. И кто-то с сыном пришёл. Водичку открывает. Баль тут как тут: «А что у тебя папа пьёт?». Ребёнок отвечает: «П-ш-ш». «Но не это «п-ш-ш»? – уточняет Андрей. «Не это», — простодушно признался мальчик.



— Лобановский на играх дубля показывался?



— На каждой! Помню, вернулись ребята из сборной 1970 года рождения. Неделю на сборах сидели, отыграли матч за дубль. Заходит Лобановский в раздевалку: «Так, Беженар, Никифоров – на базу, к матчу основы готовиться». Беженар взмолился: «Валерий Васильевич, я в сборной неделю был…». А Лобановский, когда нервничал, багровел. И как попёр на Сергея: «Я не понял… Тебе что, в 19 лет футбол надоел?! Так скажи, я тебя быстро дисквалифицирую». Беженар потупился: «Понял, Валерий Васильевич…».



— По воспоминаниям Юрана, у Лобановского взгляд-рентген был – насквозь игроков видел.



— Так удав на зайца глядит. Как-то сидели в кинозале на базе. Смотрели по «видику» фильм. Жизненный, импортный. Плазменный телевизор метр на метр – жуткая редкость по тем временам. Заглянул Лобановский. А на экране – как назло – постельная сцена! 20 секунд, наверное, но как же невовремя! Мы оторопели. А он насупился и процедил: «Что это вы перед игрой смотрите? Изъять кассету!».



«Аленичев вообще не изменился»



— На первых порах приезжие на базе жили?



— Да, я год на базе обитал. Цымбаларь — тоже, пока квартиру не получил. Саша Помазун с супругой. Блок состоял из двух комнат, туалета-ванной и общего коридорчика. Женатые целый бокс занимали. Я с Димкой Аленичевым через стенку жил. Если в день заезда игра, жёны пораньше или попозже мужей шли в столовую кушать. У кого-то плитки стояли в комнатах – кашку там приготовить или что-то в этом роде. Чайники. В гости друг к другу ходили. Как-то заглянул к Помазунам – спросил иголку с ниткой. Так Сашина супруга мне пуговицу пришила. Нормально, дружно жили. Говорят, раньше и свадьбы в Тарасовке гуляли.



— Каким запомнился сосед Аленичев?



— Он только пришёл из «Локомотива», 21-22 года. В основу ещё не попадал, но уже тогда нестандартно работал с мячом. Бывает, футболистов читаешь, куда он пойдёт, как, а Димка непредсказуемый был. У Пятницкого правая ножка рабочая была, а у Аленичева – обе. С Димой иногда созваниваемся – вообще не изменился. Только закрылся немного: видно, отставка из «Спартака» так подействовала.



— Карпин уже тогда был в авторитете?



— Валера всегда с характером был. Не то чтобы «звездил», но менталитет у него отличался от нашего – он же из Прибалтики. Технарём Карпин не был. Проходы, подачи – вот его игра. Со временем расширил репертуар, в центр стал смещаться. Это всё тренируемо. В Одессе играл Гусейнов, фактурный нападающий. Буряк требовал: «Тимерлан, только видишь, что идёт подача, – беги забивай». И он бежал: мяч то в голову, то в колено, то ещё куда-то попадёт – и в ворота. Лучшим бомбардиром чемпионата Украины становился. Защитник Букель три раза мяч набить не мог, а за сборную выступал. Буряк учил: отбирать умеешь, головой играть умеешь. Отнял у чужого – отдал своему – работу выполнил.



Димке Хлестову – Барези кликуха – все подзатыльники давали. А выходил на поле – собака! Ни один нападающий не мог убежать. Такая концентрация была!



— Зарплаты в «Спартаке» 90-х не ахти были?



— Мой оклад в 1994 году составлял 200 рублей. С августа или сентября, после переподписания контрактов, валюта пошла. Мне платили 5 тысяч долларов. Чтобы вы понимали: в Новокосино трёхкомнатная квартира стоила 35-40 тысяч.



«Перехитрил меня Ромарио»




— Тень Ромарио вас, наверное, всю жизнь будет преследовать. Объясните, почему для столь ответственного задания Романцев выбрал новичка, притом крайнего защитника?



— Наверное, думал, что справлюсь с ним. Я же взрывной был, любил на опережение играть. И, в принципе, в матчах с «Барселоной» немножко выключил его. На чемпионате мира Садырин вызвал: «Готов с Ромарио снова сыграть?». Естественно, ответил утвердительно. Оказалось, не совсем готов. Перехитрил меня Ромарио. Где-то опыта не хватило международного. Плюс судья нарушения не заметил. Стояли вместе, он меня за руку дёрнул, тело ушло – этого мгновения Ромарио хватило, чтобы протолкнуть мяч в сетку.

Хороший нападающий с пары моментов один забьёт. Хотя схвати я его за майку – может, ничего бы и не было. Где-то понадеялся на авось. Садырин потом сказал: «К защите претензий нет, сыграли как смогли, а средняя линия с нападением сработали неважно».



Опять же, судьба: в Киеве и «Спартаке» выходил на Лигу чемпионов, не сыграв ни матча чемпионата. А в сборной первый же официальный матч – против Бразилии. Под танк бросили. После Америки жутко переживал, теперь всё в шутку перевожу: «Если Ромарио тогда был лучшим в мире, значит я был вторым» (улыбается).



У «Барсы» тоже банда мощная была. За 13 минут до конца на «Камп Ноу» ещё 1:1 было. Потом Куман подошёл – как дал в девятку. Стоичков как дал в девятку! Пять пустили. Вот что значит мастерство! В один год мне посчастливилось и с лучшим клубом Европы сыграть, и с лучшей сборной мира.



— А это, — проводит пальцем по шраму на лбу, — память о Клинсмане. Я чуть позже выпрыгнул, и он как саданул мне локтем! Кожа треснула, кровища хлещет. Унесли с поля, а ему даже карточки не дали – тогда такое не свистели. Девчата-медики в первой градской больнице спрашивали: «Женатый или холостой?». «А какое это имеет значение?» — «Если женатый, красивыми нитками зашивать будем, — смеются. — Если нет – обычными».



Сейчас футболист после рассечения отдыхал бы две недели, а меня сразу Тарханов вызвал: «Сыграть сможешь?». Надо – смогу. Примотали к голове бинтом кусок поролона, чтобы швы не разошлись, и через три или четыре дня после «Монако» вышел на дерби с «Динамо».



В «Баварии» был защитник Бабель, верзила под два метра ростом. Так этот нас с Тяпушкиным просто занёс в ворота. 1:0 вели, 1:1 закончили. Романцев на разборе Онопко и другим рослым ребятам выговаривал: «Что же вы с ним невысокого Тернавского оставили?!».



«Да куда ты едешь? Там Бразилия. Всё равно обделаетесь…»



— В сборной чувствовалась напряжённость после «письма четырнадцати»?



— Может, первое время ребята друг на друга обижались. Сейчас вижу – общаются. Меня, кстати, тоже отговаривали от поездки в Штаты. Предупреждали: если поедешь на чемпионат мира, в «Спартаке» играть не будешь.



— Романцев?




— Другой человек из клуба. Я тогда созвонился с Буряком. К пожилому тренеру Шапошникову, который Леониду Иосифовичу был как родной папа, домой поехал. Он мне сказал: «Сынок, ты представляешь, что такое чемпионат мира? Езжай». Буряк тоже на «мире» не был – ногу перед турниром сломал. Посоветовал без колебаний ехать. Но были и такие, которые рассказывали: «Да куда ты едешь? Там Бразилия. Всё равно обделаетесь…».



— Другим спартаковцам то же самое внушали?




— Какие там были подводные течения, не знаю. Колосков, президент федерации, объявил «сборникам», что тренером остаётся Садырин. Кто не хочет с ним работать – может быть свободен. Потом ещё одно собрание, в Тарасовке. Олег Иваныч выступил: «Ребята, надо ехать».

Особого напряжения в коллективе не чувствовалось, но когда одну-другую игру проигрываешь, нервозность сама собой возникает. Все переживали. После Камеруна и пяти голов Саленко целый вечер ждали результат другого матча – останемся, не останемся. Жаль, не сложилось.



«Олег Иванович опешил: «Заходи, Тернавский…»



— Романцев держал дистанцию с игроками?



— Олег Иванович – замкнутый человек. Индивидуальных бесед не практиковал. С глазу на глаз с ним всего пару раз общались. На теоретических занятиях Романцев скрупулёзно всё разбирал, на тренировках что-то подсказывал, но в быту немногословен.



— Вы после «Баварии» впали у него в немилость?



— Уже после чемпионата мира почувствовал охлаждение. А матчи с Киевом и «Баварией», наверное, только усугубили ситуацию. Сейчас как тренер понимаю: когда футболист совершает череду ошибок, на него перестают рассчитывать на 100 процентов. Может, если бы он в тот момент со мной переговорил, всё закончилось бы иначе.



— Любимчики у Романцева были?



— На людях не было. Но к Илюхе Цымбаларю, чувствовалось, он более тепло относился. Потом, правда, сам же его и убрал из команды. И не только его. Юран в интервью говорил, что Романцев относится к игрокам как к старой обуви. Не нужен – до свидания. Олег Иванович молча это делал и на контакт потом не шёл.



— Кто-то осмеливался перечить главному?



— Ну что вы. Раз забавный случай был. Ехали в автобусе с игры. Я сзади сидел, на двигателе, и не услышал объявления, что теория с 8 вечера на 7:30 переносится. Ребята потом рассказывали: идёт разбор, Романцев минут 20 меня полощет: «Тернавский, тут надо так играть, туда бежать, сюда…». И в этот момент я стучу, открываю дверь. Все полегли со смеху. Олег Иванович опешил: «Заходи, Тернавский…».



«Три месяца тренировался у Садырина в ЦСКА»




— Правда, что Романцев не пустил вас в ЦСКА?



— Да. После сезона в «Спартаке» год отбегал в Одессе по аренде. По возвращении с дублем потренировался, и Павлов меня в Камышин позвал. Думаю, третий тренер в сборной – может, вернусь ещё. Сергей Александрович говорил, что не раз рекомендовал меня Романцеву. А Олег Иванович в ответ: «Да-да-да» и всё на этом. Только при Игнатьеве я ещё две-три игры провёл за сборную. Так вот, после сезона в Камышине у меня закончился контракт со «Спартаком». Но по действовавшему тогда регламенту прежнему клубу игрока полагалась определённая компенсация. Если никто не заплатит, футболист ещё 12, если не 24 месяца принадлежал бывшей команде.



Я три месяца тренировался у Садырина в ЦСКА. Уже получил подъёмные, двухкомнатную квартиру от министерства обороны. Допускаю, что сыграла свою роль контрольная игра с «Черноморцем». Буряк тогда с бровки кричал своему правому полузащитнику: «Смотри, как он тебя рылом возит по газону». Мне 27-28 лет было, бровку закрывал. Может быть, это повлияло на поведение «Спартака», не знаю…

Накануне возвращения со сбора вижу сон: прихожу на стоянку и не нахожу машину. По соннику посмотрел, к чему бы это. А там написано: угон автомобиля – к срыву планов. Начальник ЦСКА Коробочка встречает у трапа: «На завтра президент вызывает». Он-то мне и поведал подробности этой абсурдной истории: «Владик, мы всё, что обещали, тебе дали, контракт подписали. Позвонили в «Спартак», сказали, что хотим взять Тернавского. Нам ответили: 100 тысяч долларов. С Садыриным созвонились. Фёдорович подтверждает: «Берём». Уточняем у спартаковского вице-президента: куда деньги привезти? Отвечает: «Уже 200». «Как 200, вы нормальные?» — «Не хотите – не берите». После повторных консультаций с Садыриным взяли деньги и поехали в офис «Спартака», он тогда около трёх вокзалов располагался. Чемодан на стол положили, а вице-президент этот заявляет: «Президент сказал – 300». Когда дошло до 400 тысяч — 10 квартир по тем временам! — ЦСКА свернул переговоры.



— Не пытались объясниться с Олегом Ивановичем?



— Слушайте дальше. Еду я к Романцеву в офис. Секретарь доложила обо мне. «Ждите». Полтора часа просидел в приёмной на диване. Внезапно открывается дверь – и Олег Иванович пролетает мимо меня, как поезд мимо нищего! Догнал у машины: «Олег Иваныч, мне 28 лет, что вы делаете?». «А это не я». Сел и уехал…



Сейчас Олег Иванович здоровается, как ни в чём не бывало. Год назад на турнире памяти Черенкова виделись. В этом меня уже не приглашали.



«Ледях упал между рядами и давай орать: «Выпустите меня!»



— Были у вас более талантливые партнёры, чем Цымбаларь?



— Валера Кечинов. Помните, как в 1994 году он за «молодёжку» пятерых немцев обвёл и забил гол? Димка Аленичев тоже финтил. Пятницкий очень нравился. Илюша был одним из самых одарённых и жизнерадостных, это правда. Он, Ледяхов…



Игорь как-то отличился. Вечером слышу – шум мотора. Наутро чай пьём, Ледях рассказывает: «Представляешь, машину занесло, через крышу два раза кувыркнулся, встал на колёса и поехал дальше». Я выхожу, а у «Мерседеса» кузов прямо перекосило. Ледях в темноте и не заметил!



В Штатах после Бразилии взяли на допинг меня, Пятницкого и Ледяхова. А там холодильник с прохладительными напитками – кому что надо для сдачи анализа. Ледях с Пятой сели – чик-чик! – одну баночку пива открыли, вторую. Ля-ля, разговоры. Тут кто-то из сборной заглянул: «Ну что, долго там?». «Да езжайте – сами доберёмся», — отвечают. Нас потом микроавтобусом в гостиницу доставили.



Один раз попали в США в «болтанку». Над передними рядами, где ребята играли, карты как вспорхнули, так и зависли в воздухе, будто в невесомости. Ледях упал между рядами и давай орать: «Выпустите меня!». Сейчас смешно, а тогда жутковато было.



— В Одессе, говорят, Цымбаларь на спор забивал с линии штрафной в галошах на пять размеров больше.



— Года три-четыре назад играли мы на «Алмазе». Пришёл Гаврилов, в летней обувке, шортах. Стоял-стоял, смотрел, потом не выдержал – и погнал на поле, тоже играть.



У меня супруга футболистов не слишком хорошо в лицо знает. Как-то поехала со мной, посидела на трибуне. На обратном пути говорит: «А там мужчинка один ничего так в футбол играет, мне понравился». «Слышь, — говорю, — «ничего». Это же Федя Черенков!».



Илья рассказывал эпизод из одесской молодости. Приехал к ним «Локомотив». И выпало Цымбаларю играть против Горлуковича. «Я, — говорит, — его раз финтанул, два – он мне к-а-а-к врежет! Я его третий-четвёртый раз обвожу – к-а-а-к врежет! Лежу на газоне, страдаю. Горлукович подходит: «Ну что, мальчик, больно?» — «Больно, дядя…» — Иди на другой фланг, не то сломаю!».



— У Ильи с молодости были проблемы с режимом?



— Как я понимаю, с молодости и до последнего момента. Но такого, чтобы кто-то с запашком пришёл на тренировку «Спартака», не припоминаю. Олег Иванович собирал команду к часу дня. Обедали, отдыхали и в пять выходили на занятие. Если у кого «выхлоп» и был с утра, к вечеру всё выветривалось.



Мы с Ильёй созванивались потом. Очень тяжело переживал расставание со «Спартаком». Был ключевым исполнителем – и вдруг на тебе. Кечинова вообще на базу не пустили. Вышел охранник к шлагбауму, сказал «не велено». Вещи вынес – и будь здоров.



Читайте также:
0 / 0
1292 8
Футбольные новости
190 0

В «Маккаби» сообщили, что не получали предложений от «Спартака» по Джаберу

Исполнительный директор «Маккаби» из Хайфы Ицик Овадия в комментарии «СЭ» ...

347 1

"Спартак" внес большую сумму залога за Промеса, предположил адвокат

Представители футболиста московского "Спартака" Квинси Промеса скорее всего ...

172 0

Футболисты «Спартака» Соболев и Дуарте вернулись к тренировкам перед матчем РПЛ с «Рубином»

Форвард «Спартака» Александр Соболев и защитник Алексис Дуарте вернулись к ...

155 0

Рахимов о новом контракте с «Рубином»: «Еще ничего не подписано, общаемся с руководством»

Главный тренер «Рубина» Рашид Рахимов в эфире «Матч ТВ» рассказал, что пока не ...

187 0

К защитнику «Сочи» Дркушичу есть большой интерес в России и Европе, заявил агент

Агент Младен Ратковица, представляющий интересы словенского защитника «Сочи» ...

137 0

В семье футболиста московского «Динамо» Макарова родился сын

В семье полузащитника московского «Динамо» Дениса Макарова и его супруги Дарьи ...

960 10

Помазун может начать следующий сезон в ЦСКА

Голкипер «Урала» Илья Помазун, права на которого принадлежат ЦСКА, может начать ...

Голосование

Какая команда станет чемпионом России?

«Динамо»
61.7%
«Зенит»
25.8%
«Краснодар»
1.6%
Очень сложно сказать
10.2%
Популярное
10271 524

Лучше бы ЦСКА и «Зенит» пробили пенальти до матча

Грустное зрелище и грустные события в Санкт-Петербурге.

8496 448

«Зенит» и золотая лихорадка. Продолжение следует

По горячим следам матча «Зенит» - ЦСКА.

6743 365

ЦСКА выстоял и взял Санкт-Петербург

Армейцы выиграли в гостях у "Зенита" – 1:0.

8053 351

«Зенит». Что делать

За два тура до финиша.

8746 332

Какой будет реакция ЦСКА на провальный сезон

Вылет из Кубка России подвел черту под худшим сезоном ЦСКА за двадцать с лишним ...

Сейчас обсуждают