Прошить "Зенит" или Как Виллаш-Боаш цифрует футбол

  • Эта статья в архиве

Снова о Ткани и Эпизодах в футболе для понимания того, куда клонит Андре…

2 года назад я написал первый лонгрид о своем понимании ключевых основ футбола, его популярности и о вытекающих из этого понимания вещах.



Коротко изложу «содержание прошлой серии» (хотя и буду рад, если вы перечитаете тот материал, мне видится, что он того стоит):

суть моего видения в том, что популярность футбола, его ключевое качество, позволяющее ему сохранять актуальность и статус неизменно самого привлекательного вида спорта на планете – это баланс. Или сбалансированность. В современном мире повсеместного компьютерного проектирования и моделирования, в том числе в индустрии всевозможных игр, понятие баланса давно стало ключевым для тех, кого волнует успех нового развлечения среди широких народных масс. Так, хорошая стрелялка обязательно должна иметь хорошо сбалансированный набор вооружений; хорошая стратегия – баланс мощности искусственного интеллекта и допускаемых им ошибок. И так далее.



В футболе же ключевым стал баланс иного рода. Но не тот, о котором так любят говорить сегодня – баланс между обороной и атакой. Нет. Этот баланс – тактический, сиюминутный. Архитектурно же футбол опирается на баланс между контролируемыми и неконтролируемыми факторами построения игры. Между Тканью игры и ее Эпизодами.



Здесь стоит отдельно подчеркнуть, почему не совсем верно (а порой и совсем неверно!) ставить знак равенства между этой осью баланса и другими популярными вариантами деления происходящего, применительно к вопросу Архитектуры Игры являющихся серьезными упрощениями:

– во-первых, стоит, как бы ни подмывало, избежать знака равенства между Тканью и Эпизодами с одной стороны и коллективной и индивидуальной игрой – с другой;

– во-вторых, то же самое относится к паре «Стратегия – тактика».



Поясню. «Ткань» игры конкретной команды – это условное наименование комплекса статистически часто повторяемых «игровых микромоделей», тех или иных воспроизводимых действий, эффект от которых должен наступать именно в силу «закона больших чисел». Это то, что команда считает своими козырями и пытается разыгрывать столь часто в течение матча, сколько позволяет соперник.

«Эпизоды» же – это неизбежно возникающие во время игры случайные, неконтролируемые, стохастические события, которые команда должна стараться (и должна быть готова) реализовывать в свою пользу с максимальной частотой.



Действительно, Ткань игры чаще ассоциирована именно с командными взаимодействиями, а Эпизоды решают чаще индивидуальности. Однако мы всегда можем найти примеры команд, которые статистической основой своей игры делают именно решение Эпизодов (в силу разных причин): например, «команда, которая толком сама не играет, но стабильно наказывает соперника за его ошибки».



А что касается стратегии и тактики, то по сути – это две составляющих именно Ткани игры, соотносящиеся примерно как в изготовлении лоскутного одеяла соотносятся сама идея сшить одеяло из лоскутов (стратегия) и расположение конкретного набора лоскутов, подбор их один к одному в процессе шитья.

Эпизодом же в этой аналогии будет выступать, например, совершенно выпадающий из общей цветовой гаммы лоскуток. Или лоскуток, случайно вывернутый наизнанку. Или же ситуация а-ля Простоквашино, когда начнет одеяло шить один, продолжит (уже по своему плану) другой, а закончит третий.



Самое логичное – возвращаясь к футбольным примерам, проиллюстрировать сказанное образцом как раз из прошлой статьи на эту тему: тогдашний «Рубин» бессменного пока еще Курбана Бердыева во многом представлял собой команду, выглядевшую часто собирателем решающих Эпизодов, однако никому и в голову не приходило не увидеть за этой внешней лоскутностью крепкую и последовательно сшитую Ткань игры. «Рубин» сосредотачивался на «пеленании» чужих Эпизодов с тем, чтобы из получившихся куколок раз за разом вылуплять красивых бабочек собственных успешных атак.



Или тот же «Зенит» раннего Спаллетти, который полгода успешно сочетал в своей игре вполне оборонительную доминанту игры (6 полевых сзади) с великолепной бригадой, отвечавшей за создание и сверхэффективную реализацию Эпизодов (4 спереди). Вот вам две в чем-то сходные, но по сути совершенно разные модели, ни одна из которых не позволяет проводить в чистом виде запрещенные нами выше аналогии.



Таким образом, Ткань и Эпизоды, несмотря на всю условность терминов, доказывают свое право на звание самостоятельных категорий, причем являющихся основами современного футбола.

Постоянно повторяющееся и единичное; контролируемое и стохастическое; направленно-волевое и вольно-случайное – таковы балансирующие начала футбола как Игры. Самой популярной на свете.



Вся эта прелюдия нужна была мне только для того, чтобы во всеоружии перейти к наиболее актуальному вопросу современности в футбольной России:

Андре Виллаш-Боаш – кто он: топ-тренер или неудачник? Особенный номер 2 или футбольный неуч? Будущее футбола или сбоку припека?



Каждый из бывших тренеров «Зенита» вызывал ожесточенные споры и размежевание болельщиков и специалистов по поводу своей работы. Но каждый раз речь шла о том, нравится или не нравится, эффективен или нет, подходит или нет команде, чемпионату и стране тот стиль, который исповедует Петржела, Адвокат, Спаллетти…



Наличие стиля под сомнение не ставилось при этом никем.



В случае португальца самый главный вопрос заключается в том – а есть ли вообще стиль у нынешнего «Зенита» или главный тренер просто более или менее удачно эксплуатирует имеющиеся ресурсы. Совсем огрубляя вопрос, можно свести его к формуле «Тренер он или менеджер?». Это, конечно, очередное сверхутрирование, но оно как раз в целом имеет право на жизнь.



И сейчас, после состоявшегося после длинной победной серии поражения команды Виллаш-Боаша, я попытаюсь объяснить, почему я считаю Андре во-первых тренером, во-вторых, Тренером с Большой Буквы, в-третьих – безумным Тренером с Большой Буквы. Безумным в том смысле, что «его безумству поем мы песню». Эту песню.



Кто бы ни тренировал любую современную команду, какими бы квалификацией, характером и возможностями ни располагал тренер в 2015 году – любой специалист на тренерском мостике пытается решать одну и ту же задачу, причем одним и тем же способом: успех сегодня заключается в том, чтобы в максимально возможной (для данной команды, для текущего состава, для внешних условий) степени владеть в играх как контролируемыми, так и случайными факторами построения игры.



То есть и Ткань иметь, и Эпизоды уметь.



А так как возможности любой реальной системы в сравнении с идеалом ограничены, то тут и начинается та самая пресловутая балансировка.



Повторю еще одну мысль статьи 2-летней давности: знаменитая дилемма «схема под игроков – или игроки под схему» давно уже не актуальна, Карл! Т.е., Сеня!



Задача тренера состоит в том, чтобы успешно отбалансировать на грани этих 2 подходов в процессе подготовки и комплектования команды с тем, чтобы в нужный момент сыграли и схема, и игроки.

При этом заведомо сильные команды обычно делают ставку на Ткань своей игры, а андердоги – на Эпизоды. Но это только вопрос акцентов. Весовых коэффициентов в нашей формуле баланса.



Что же делает Андре Виллаш-наш-Боаш? Как человек, не имеющий настоящего игрового футбольного прошлого, он не слишком-то чувствует динамические параметры игры (определяемые биологической основой функционирования живых игроков, бегающих по полю), которые и вдыхают обычно жизнь в мертвые тактические схемы и командно-тренерские загодумки. Но он прекрасно владеет искусством управления отдельными параметрами статическими и их комбинированием. Что же пытается сделать наш португалец на протяжении всей своей карьеры коуча?



Он пытается решить сверхзадачу по объединению Ткани и Эпизодов в единое целое. Создать эдакого футбольного Голема, которого можно настроить заранее тысячей переменных, подстраховать эти параметры дополнительными обратными связями, резервными системами жизнеобеспечения и т.п.



В общем, просчитать футбол наперед.



По сути, как бы ни отличался футбол его «Порту» от футбола его «Зенита», по сути это – одно и то же. Сколько помню тот «Порту», в глаза (пусть и не сразу) бросалась некоторая фрагментарность, неестественность сочленения деталей, лоскутность игры. При этом лоскутный монстр мог быть совершенно неостановим, эффективен и страшен в своей работе.

Но внимательный глаз был обречен постепенно видеть, как кинолента игры расквантовывается в отдельные кадры, как проступают квадратные пиксели на едином экране монитора высокого разрешения.



Сегодня в Петербурге модно определение «организованный хаос». Оно не здесь придумано, и не Виллаш-Боашу впервые посвящено. Но все чаще наблюдатели приходят к выводу, что лучшего определения игры «Зенита» от Андре им не придумать.



Что же такое этот «организованный хаос»? Старик с клюкой, который расколотил ею внятную командную игру на фрагменты, периодически удачно тыкая той же клюкой в чужие ворота? Ведьмак-ДанниХалк, таскающий мяч, когда надо и не надо? Да его вовсе не существует, этого хаоса!

Просто Андре пытается отыскать свой философский камень футбола, свой Святой Грааль Игры, который позволит ему превращать в золото чемпионатов и кубков любой доступный ему ресурс.



Виллаш-Боаш пытается одолеть Его Величество Футбол, выбив из-под него саму его основу, его базовый дуализм: соединить планируемое и спонтанное; задуманное и внезапное такое все – в единый механизм Победы.



Воистину глобальная задача. Для сильных духом мужчин.



Коуч не просто пытается сшить Ткань игры из Эпизодов. Он старается наделить Эпизоды базовыми качествами Ткани. И наоборот. Пока наоборот выходит лучше, и то, что мы ожидаем увидеть как плотную Ткань, нередко кажется набором Эпизодов. Хаосом. Но организованным. Потому что таки это Ткань. У нее есть структура, фактура, законы и правила существования.



Андре пытается передать роль живого дыхания игры, ему недоступного по описанным причинам, огромному набору просчитанных предопределенных параметров. Как и следовало ожидать, замена аналогового на цифровое поначалу идет с потерей качества, однако потенциал у этой технологии не просто есть. Он виден сразу. А результат мы можем наблюдать, например, в современной фотографии.



Пока что кудесник Андре собрал лишь довольно простенькую, но страшно дорогую «камеру» – не удивляйтесь: именно такими они и были поначалу, как и любые чудеса прогресса. Маломощные и жутких денег стоящие. Многие же из нас помнят эти первые цифровики, эти 286-е компы, эти сотовые телефоны размером с чемоданчик…



Таков и нынешний «Зенит». Как и любой продукт цифровых технологий, он требователен к комплектующим. Здесь не годятся продукты нестандартизованной доморощенной деятельности местных левшей. Тут подавай конвейрное производство, универсальность и заменяемость. Вся выдумка тут – на уровне программных и аппаратных прошивок. Она софтовая. Она сделана тренером. Или же теми, кто производил тот или иной блок (т.е. готовил игрока).



«Зенит»-2015 собирается по модульному принципу, где каждый модуль – «черный ящик», у которого черт-те что внутри, но снаружи он максимально унифицирован по разъемам.



А дальше идет задача заставить это модульное чудо света эффективно работать в различных условиях, в разных средах.



Это особо хорошо знакомо линуксоидам – собранные под определенное «железо» дистрибутив или приложение наиболее выигрышно работают именно на нем. На другом железе такой софт будет менее эффективен, а то и вовсе может не заработать. Чаще делают более универсальный софт, который работает почти везде, но нигде не дотягивает по производительности до специально собранного.



Предсказать, где именно посыпется, не сработает, потеряет производительность – возможно далеко не всегда. Да и когда возможно в принципе – требует глубокого понимания происходящих процессов, архитектуры программного продукта и особенностей его создания.



Так и с нынешним «Зенитом». Сторонний наблюдатель вряд ли сможет сделать верные выводы, толковую аналитику даже по неоднократным (но все же поверхностным и непостоянным) наблюдениям за игрой извне. Самые внимательные, взыскательные и одновременно вдумчивые «пользователи», т.е. болельщики – особенно те, у кого есть определенный бэкграунд в анализируемом предмете – те смогут «на опыте» подмечать отдельные детали: что с чем «дружит», с чем «не дружит»; какая конфигурация в каких условиях может быть эффективна, а где высока вероятность сбоя…

Подобно тому, как не сдержали зубовного скрежета многие преданные поклонники команды, увидев в стартовом составе, да еще и в позиции плеймейкера Мигеля Данни – мы-то прекрасно знаем, чем это чревато. Особенно, когда наша «десятка» не набрала оптимальных кондиций.



И только находящиеся внутри, наблюдающие за процессом «написания зенитовского софта» и за его «сборкой» на тренировках и в остальной внутрикомандной работе смогут при желании и достаточной внимательности предсказать, предупредить проблемы в тот или иной момент «на нашем коротком пути».



И сегодня основная проблема игры «Зенита» заключается именно в этом – достаточно ли Андре Виллаш-Боаш контролирует работу написанной им «прошивки» для «Зенита», хватит ли ему квалификации, фанатизма и даже занудства на постоянную и точную ее отладку, отлов багов. А главное – насколько гибкой является ее, «прошивки», архитектура. Есть ли в ней достаточный запас «алгоритмической прочности» для оперативного реагирования на изменения внешней среды, для подстройки ее точными «ручными» вмешательствами «программиста» – или же она целиком построена на готовых библиотеках сторонних производителей.

Ведь в последнем случае становится понятна природа столь болезненной реакции на изменения (несомненно некорректные) в части лимита на легионеров – возможно, наш сисадмин взялся за гуж, который ему не потянуть? И вносимые сегодня им изменения только разбалансируют систему вместо того, чтобы стабилизировать ее?



Хотелось бы верить в обратное, конечно. Потому что порыв нашего Мистера масштабен и благороден, как любой безумство, направленное против Сложившейся Системы.

Как, впрочем, вероятно и то, что в этой неравной борьбе первопроходцу скорее всего не уцелеть.



И все же – удачи тебе, Андрюша!

* Редакция портала Bobsoccer.ru не несет ответственности за публикации в разделе "Заметки болельщиков".
Читайте также:
0 / 0
2326 22
Футбольные новости
692 1

"Спартак" готов победить любого соперника. Прогноз на матч с "Пари НН"

Прогноз эксперта Bobsoccer.ru Александра Владыкина на матч 27-го тура МИР РПЛ "Пари НН" - ...

416 4

«Акинфеев — это лидер, профессионал». Рахимов не разделяет мнение, что капитан ЦСКА уже не тот

Главный тренер «Рубина» Рашид Рахимов в интервью пресс-службе клуба высказался о ...

293 7

«Можно было дать один матч, этого достаточно». Наумов — о дисквалификации Тихонова

Главный тренер красноярского «Енисея» Андрей Тихонов справедливо ...

374 0

Рашид Рахимов рассказал о настроении в «Рубине» перед матчем с ЦСКА

Главный тренер «Рубина» Рашид Рахимов в интервью пресс-службе клуба поделился ...

3096 5

«Урарту» сделал официальное заявление после скандальных новостей о Денисе Глушакове

Армянский «Урарту» сделал официальное заявление о состоянии российского ...

411 2

Скрытая Камера: выездной финал с ЦСКА

В этом выпуске:

689 0

ЦСКА поздравил сборную Узбекистана с выходом на Олимпиаду

В ЦСКА отреагировали на историческое достижение сборной Узбекистана - ...

Голосование

Какая команда станет чемпионом России?

«Зенит»
34.2%
«Краснодар»
34.6%
«Динамо»
10.3%
«Спартак»
6%
Очень сложно сказать
14.5%
Популярное
18293 490

Худший чемпионат ЦСКА за двадцать с лишним лет

Армейцы уступили "Балтике" – 1:3.

4626 276

«Зенит» динамо

По горячим следам матча на ВТБ Арене.

4666 226

ЦСКА и "Спартак" сыграли на ноль

Вторая за сезон ничья в главном противостоянии российского футбола.

2447 224

Илюхина: «С Семаком достигнута принципиальная договоренность о продлении контракта на пять лет»

Председатель Совета директоров футбольного клуба «Зенит» Елена Илюхина ...

2367 201

ЦСКА и «Зенит» сыграли вничью в первом финальном матче Пути РПЛ Кубка России

Сегодня, 2 мая, состоялся первый матч финала Пути РПЛ Фонбет Кубка России, в котором ...

Сейчас обсуждают