«Я мог и ответить, не был паинькой!» Не стало Алексея Парамонова

  • Эта статья в архиве

В ночь на пятницу в Москве в возрасте 93 лет ушел из жизни Алексей Парамонов.



С конца июля ветеран находился в пансионате, когда его здоровье резко ухудшилось. «Советский спорт» соболезнует родным и близким легендарного футболиста и вспоминает интервью 2015 года.

«ЕДИНСТВЕННОГО ЛЕКАЛЬЩИКА ЗАБИРАЮТ!»

Началось все, Алексей Александрович, как у всех, со двора?
– Был пустырь в Лефортове – там мы, ребята нашей Сторожевой улицы, и бегали. Ворот не было – ставили кирпичи. Помню, мама мне купила бутсы. Начал набивать шипы, а гвозди все гнутся и гнутся! Я не знал, что сначала надо эти кожаные кружки намочить. Кое-как забил, вышел на площадку, и они у меня все отвалились! (Смеется.)

Летом 1941 года на стадионе «Старт» увидел объявление: 22 июня будет набор в детскую команду. Приготовил маечку, гетры, бутсы, но вдруг в 12 часов по радио выступает Молотов: война…

Нашу школу сразу превратили в военкомат. Брата забрали. А я пошел устраиваться на авиационный завод, но там такое столпотворение! Потом брата отпустили, потому что он был слесарь – лекальщик высокого класса, и он устроил меня к себе – на ЗДС, завод деревообрабатывающих станков на Почтовой улице. Его сразу перепрофилировали – мы собирали минометы М-50. Каждую неделю приезжала какая-то шишка: «Немцы под Москвой! Давайте, ребята!». Помню, однажды была бомбежка, и я от метро «Сокольники» до «Библиотеки Ленина» шел пешком по тоннелю. Только пришел – тревога закончилась! (Смеется.)

– 16 октября – паника в Москве…
– Нам тогда выдали зарплату за три месяца вперед. Потом сказали ломать станки. Хотя как их сломаешь – они же железные! Стекла били. Где-то грабили магазины. Это просто чудо, что немцы в Москву не вошли.

Потом меня с братом перевели на 152‑й завод – там делали приборы для подводных лодок. Я работал учеником слесаря-лекальщика, пока моего наставника не забрали в армию. Дали мне пятерых ребят лет по 12–13, хотя я сам еще молоток как следует держать не мог. Работали по 36 часов!

– В 1943‑м наступил призывной возраст…
– Получил повестку, сообщил начальнику цеха – тот пошел к директору: «Чуть ли не единственного лекальщика забирают!». Мне дали на заводе пакет с пятью сургучными печатями: «Поезжай в военкомат, в пятое окно отдашь». Там лейтенант взял пакет: «Да, парень, повезло тебе». Отдал мне документы, и я поехал обратно на завод. Работал там до конца войны.

«РОДСТВЕННИК» ТАРАСОВА


– Когда футбол в Москву вернулся?


– Первенство города возобновилось в 1943‑м. У меня был друг Володя Кузнецов, вместе на заводе работали. Узнаю однажды, что он в пять часов смену заканчивает. «Я, – говорит, – в футбол играю за «Строитель», и меня отпускают». – «А мне нельзя?» – «Давай попробуем!» Я взял справку на заводе, причем девчонки-паспортистки написали, что я на год младше (поэтому в 19 лет играл за 18‑летних). А на «Строителе» взял справку для начальника цеха. И меня начали отпускать на три часа раньше.

Пришел на первую тренировку, тренер Виктор Сухарев: «На каком месте играешь?» – «Нападающий». – «Тогда становись в ворота!» Оказалось, вратарь опоздал на полчаса. На первую игру меня не поставили, а во второй – против «Мясокомбината» – вышел в поле, мы выиграли 3:0, и я забил все три мяча.

Наверное, и в мыслях не было, что станете профессионалом?

– Нет, конечно! Но потом поступил в институт физкультуры в Малаховке. Там преподавательницей была Галина Иосифовна Мезина – сестра жены Анатолия Тарасова. Тот тренировал ВВС, который в 1946 году вышел в высшую лигу, и надо было создавать дубль

Мезина сказала: «Анатолий! У меня есть Кузнецов и Парамонов – хорошие гимнасты, баскетболисты и в футбол здорово играют за команду техникума». Он: «Да что ты понимаешь в футболе!». Но потом согласился: «Пусть приходят!».

Пришли мы в Академию имени Жуковского – в спортивный зал, и оказалось, что физически готовы лучше мастеров! А в феврале Тарасов говорит: «Мы летим на сборы в Польшу – в Легницу, там наша воинская часть. Если техникум отпустит – давайте с нами».

Это был мой первый полет. Летели на грузопассажирском самолете, и меня начало мутить. В центре лежал брезент, которым самолет накрывали – я лег на него, закрылся и только на часы смотрел – когда же посадка!

Считается, что тренировки у Тарасова – верх жесткости.
– Он очень любил кроссы. Встанет где-нибудь на горке и смотрит: бежим мы или идем. Людей было на три состава – 40 человек, надо было отобрать два. Я сначала играл в третьем составе, потом перевели во второй, а перед самым вылетом поставили в первый.

Первый матч чемпионата в Тбилиси я провел в запасе – проиграли 0:1. Летим на следующую игру в Сталинград. Город весь разбит! После тренировки Анатолий Владимирович подходит: «Если завтра поставлю тебя против «Трактора»?» – «Буду рад!» И выпустил меня центральным нападающим!

В воротах у них Ермасов – под два метра. Ветер страшный! Остается минут пять до конца тайма, мяч у меня на ноге, до ворот метров тридцать, я взял и ударил с носка – почти в «девятку»! Едва начался второй тайм – 1:1. Потом забивает Юра Тарасов – брат Анатолия Владимировича (он в 1950‑м, когда играл за хоккейный ВВС, разбился со всей командой, когда летели в Свердловск). Минут за пятнадцать до конца они снова сравнивают, и вдруг зрители выбегают на поле – и начинается драка. Наш центральный защитник Борис Кулагин, будущий знаменитый тренер по хоккею, хватает палку (она за воротами лежала – ею перекладину подпирали, чтобы не провисала) и начинает размахивать: не подходи! И нам засчитали поражение…

В следующем матче выиграли у «Зенита» на «Сталинце» – 3:1, я снова забил. После матча начальник политуправления вручил всем по автоматической винтовке. Я свою так и не вытаскивал из чехла – положил на антресоли в кухне.

А потом вдруг Тарасова сняли. Василий Сталин освободил его за слишком независимый характер. Новый тренер Капелькин привел с собой человек восемь. Значит, надо кого-то отчислять. Выбор пал на меня…

Через месяц спросил у начальника команды: «Почему?» – «Кто-то сказал Сталину, что ты – родственник Тарасова. Василий взвился: «Родственник Тарасова мне не нужен!»


-----------

Читайте также:
0 / 0
742 7
Футбольные новости
74 1

Игорь Шалимов: «У «ПСЖ» слабые футболисты в центре поля, они не смогли проявить характер в матчах с «Боруссией»

Бывший футболист сборной России Игорь Шалимов рассказал, что французскому «ПСЖ» ...

133 4

Алексей Березуцкий о Сергее Семаке: не нужно его менять, он прекрасно работает

Экс-защитник ЦСКА и национальной сборной России, тренер Алексей Березуцкий ...

1087 24

«Боруссия» победила «ПСЖ» и впервые с 2013 года сыграет в финале Лиги чемпионов

Завершился ответный полуфинальный матч Лиги чемпионов, в котором встречались ...

378 4

Александр Тарханов: судьба чемпионства будет решаться в матче «Краснодар» — «Динамо»

Известный российский тренер Александр Тарханов поделился мнением о чемпионской ...

250 1

Щербаченко сравнил Семака и Мусаева

Бывший главный тренер «Балтики», «Ротора» и «Кубани» Фёдор Щербаченко ...

147 0

Максим Деменко: «Зенит» сильнее конкурентов, но самоотдачу никто не отменял

Бывший футболист «Зенита» Максим Деменко считает, что сине-бело-голубым мешает ...

281 0

Сааведра: я знал о России до переезда, следил за российским клубами в Лиге чемпионов

Полузащитник «Сочи» Игнасио Сааведра поделился впечатлениями о переезде в ...

Голосование

Так какая же команда станет чемпионом России?

«Зенит»
37.9%
«Динамо»
39.6%
«Краснодар»
3.6%
Очень сложно сказать
18.3%
Популярное
15623 578

Нужны люди, которые вылечат ЦСКА от болезни последних минут

Армейцы отдали очередную победу, пропустив в добавленное время.

3044 314

"Зенит" упустил победу над "Факелом", но стал единоличным лидером РПЛ

В Воронеже завершился матч 27-го тура Мир Российской Премьер-лиги между местным ...

4185 299

«Зенит» остается в желтой майке лидера, но…

Постскриптум к матчу «Факел» - «Зенит».

5643 255

"Краснодар" проиграл "Ахмату" и упустил шанс занять первое место в таблице

В Краснодаре завершился матч 27-го тура Мир РПЛ - "Краснодар" принимал "Ахмат" и ...

4955 227

О ситуации в «Зените»

За три тура до финиша.

Сейчас обсуждают