Автор пообщался с главным тренером лидера РПЛ.
Чем отличаются 4-2-3-1 и 4-4-2. Почему Ерохин играл слева в полузащите
– После прихода в «Зенит» вы говорили, что в идеале команда должна овладеть двумя схемами. Получилось?
– Сложный вопрос. У нас есть два-три варианта. Если у нас кто-то выбывает, мы можем перестроиться – по крайней мере, это уже знакомые расстановки. Я вижу понимание этих схем, это хорошо.
– Почти все матчи, которые «Зенит» провел с четырьмя защитниками, без мяча команда выстраивалась по 4-4-2. Это тренд с ЧМ? Там эта схема при обороне была самой эффективной.
– Думаю, все в совокупности: и ЧМ, и набор имеющихся у нас игроков.
Например, различия между 4-4-2 и 4-2-3-1 обуславливаются индивидуальными характеристиками: все зависит от того, смещаются ли у тебя фланговые полузащитники между линиями в центральную зону или играют широко.
В целом оборонительная схема с восемью игроками позволяет достаточно хорошо обороняться, даже если нападающие играют с не очень большим объемом.
– Как пришла идея поставить Ерохина на фланг?
– Не от хорошей жизни. Думаю, Саше удобно играть на краю – он часто смещается в середину и практически не играет широко. Также ему комфортно в роли верхнего полузащитника в 5-3-2.
Он хорошо чувствует момент, создает достаточно остроты своими врываниями, умением играть вверху, подстраиванием под сбросы. Объема для того, чтобы участвовать в обороне крайним полузащитником, ему тоже хватает.
После ЧМ у Саши была серьезная травма, он практически не работал в общей группе два месяца. В конце первой части чемпионата это ему сильно помешало – не хватило сил.
– После матча с ЦСКА я спрашивал, не считаете ли вы, что с передвижением Ерохина в опорную зону атакующий потенциал команды снизился. Тогда вы, по сути, ушли от ответа. Что скажете сейчас?
– Конечно, я согласен. Но у нас один Ерохин.
Шатов тоже много пропустил из-за травм – почти два месяца с июня. Ему здоровье не давало выйти на его уровень и провести стабильно несколько матчей подряд.
Центральная зона тоже была проблемной: не было игрока, который бы агрессивно и дисциплинированно там действовал. Атакующих полузащитников у нас было достаточно, а вот из оборонительных – только Краневиттер. Поэтому мы передвинули Ерохина в опорную зону – он очень дисциплинирован.
– Врывания Ерохина можно сравнить с тем, как при вас в «Уфе» в штрафную подключался Пауревич.
– С натяжкой, но можно.
Пауревич здорово врывался, на каком-то этапе вообще забивал каждый матч именно после подключений вторым темпом. Он больше искал момент за счет подбора и удара. Ерохин очень здорово играет вверху.
У Паредеса были проблемы с техникой отбора. В чем проблема Маркизио
– Когда в середине поля у «Зенита» играли Паредес и Нобоа, казалось, что нет никаких проблем с продвижением мяча. После травмы Нобоа вы хотели купить игрока с такими же функциями или просто был нужен новый центральный полузащитник?
– Было необязательно, чтобы новый полузащитник совпадал по функциям с Нобоа, потому что у нас были свои игроки, которых мы должны были использовать.
Согласен, что Паредес и Нобоа хорошо смотрелись вместе. Нобоа – очень умный игрок, он читал тактические недочеты Паредеса при обороне и подчищал их. Пускай с точки зрения обороны в целом все было не супер, но с точки зрения контроля, продвижения мяча, выбора позиции все было достаточно неплохо.
После травмы Нобоа в идеале нужно было найти игрока, который соответствовал бы всем требованиям, но у нас было слишком мало времени. У нас были разные варианты – к сожалению, наверное, не получилось взять игрока, которого мы бы хотели по функционалу.
Мы пригласили Маркизио, но ему удобнее играть в 4-3-3. Для этой схемы нужны быстрые вингеры, нужен опорник, который проделывает огромный объем работы и развязывает атакующих игроков. Таких футболистов у нас не было, поэтому на каждый короткий отрезок времени нам нужно было кого-то передвигать для того, чтобы как-то соблюдать баланс.
– Вы говорите, что у «Зенита» не получилось взять игрока с подходящим функционалом. Маркизио не подходит для продвижения мяча?
– Думаю, он игрок немного другого плана. На мой взгляд, его идеальная позиция – ближе к атаке, как раз при 4-3-3. У него хороший объем, он умеет забирать подборы, качественный удар, обостряющая передача.
Нобоа играл ниже для продвижения мяча от защитников в атакующую линию. Маркизио больше подходит позиция выше к чужим воротам. За счет Маркизио у нас появилась возможность создать конкуренцию в середине поля, тем более он был свободным агентом – грех было не воспользоваться такой ситуацией.
– Неудачные матчи Маркизио против «Динамо» и ЦСКА, когда не играл Паредес, связаны как раз с тем, что ему удобнее играть выше?
– Мне кажется, да. Плюс нельзя забывать, что всю карьеру Маркизио провел в одной стране, в одном чемпионате, поэтому мы не можем от него требовать многого.
Период адаптации к стране, к команде, к футболу нельзя сбрасывать со счетов. Сейчас он проходит с нами полноценную предсезонку – у него есть возможность понять все наши требования. А мы должны использовать его сильные качества.
– После удаления Паредеса в ответном матче с минским «Динамо» вы сказали, что он должен понять, что сделал. Через два с половиной месяца Паредес получил удаление в игре с «Ахматом». Не понял?
– Его удаления – это не грубая игра или злой умысел. Это технические элементы, которые он не умеет правильно исполнять. С минским «Динамо» действительно было неспортивное поведение. С «Ахматом» Паредес отбирал мяч с большим желанием, но он просто не умеет это правильно делать. Например, при подкатах у Паредеса всегда поднята вторая нога. Даже если он не попадает по сопернику, это сигнал для судьи. После удаления с «Динамо» он правильно все понял, у нас абсолютно не было никаких недопониманий.
– Самый непонятный игрок для болельщиков «Зенита» – Эрнани. Какие у него сильные стороны?
– Ему нужна адаптация в Европе, нужно почувствовать уверенность в себе. Это хороший игрок: он здорово играет вверху, у него очень хороший удар, большой объем, он может сам продвигать мяч. Мне кажется, это только вопрос уверенности.
Мне бы очень хотелось, чтобы он раскрыл свой потенциал, потому что я вижу его сильные качества. В конце первой части сезона он действовал неплохо.
– Оптимальная позиция для Кузяева? И при Манчини, и при вас он играл практически везде.
– Думаю, что для него идеальная позиция – верхний полузащитник в 4-3-3, то есть почти то же самое, что и у Маркизио. Существуют игроки, которые все время хотят оказываться в зоне, где находится мяч. Далер – именно такой игрок, поэтому ему комфортнее играть в центре, а не на фланге.
– Неопределенность с позицией как-то влияет на качество его игры? Вам проще рассуждать на эту тему: вы сами сменили несколько позиций за карьеру.
– Конечно, в целом смена позиции влияет на качество, потому что игрок привыкает к игре в определенной зоне. Но это в целом. Есть футболисты, которые правильно понимают игру, обладают качествами для игры на нескольких позициях. Для них в частой смене амплуа нет ничего катастрофического.
Главное тут – понимание игры. У Кузяева оно на очень хорошем уровне, поэтому он так универсален.
– Вы считаете, что оптимальные позиции Маркизио и Кузяева – верхние полузащитники в 4-3-3. Получается, осенью для перехода на эту схему не хватало качественного опорника?
– Нам много чего не хватало. Не хочу об этом говорить никому, кроме руководства. У нас есть игроки, а по поводу усиления все нужно решать с руководством, без вовлечения медиа в эти моменты.
Я не могу сказать публично, что мне нужно усиление на какую-то позицию, если у меня на ней уже есть игрок. Если у нас получится купить игрока сильнее, чем есть у нас – это касается любой позиции – мы это сделаем.
– Нобоа может сыграть нижнего полузащитника в 4-3-3?
– Одному ему будет тяжело – это касается и отбора, и скорости. Если говорить про контроль мяча, Нобоа может играть один, вообще без проблем. Если иметь в виду оборону, он может быть вторым центральным полузащитником.
– Почему после матча с «Ростовом» вы оставили схему с тремя центральными защитниками?
– У нас был травмирован Смольников, справа в обороне мог сыграть только Анюков. Естественно, в каких-то моментах он уже не идет активно в атаку. Поэтому мы понимали, что схема с тремя центральными защитниками будет удобна – у нас есть вингеры, которые могут играть широко. Плюс у нас был серьезный выбор в центре поля.
– При переходе на схему с тремя центральными защитниками у вас был Набиуллин и Чернов, но слева играли Кузяев или Мак – не только полузащитники, но еще и правши. Почему?
– Фланговые защитники соперников достаточно активно действуют в отборе, закрывают удобную ногу – в случае с Набиуллиным и Черновым это была бы левая. В каких-то моментах правше в этой схеме удобнее – например, при смещениях в центр, который сопернику закрыть сложнее.
– Почему Анюков занял позицию правого центрального защитника?
– Во-первых, в этой позиции нам нужен был российский игрок. Во-вторых, сейчас Саше удобнее показать свое понимание игры, когда ему не нужно подключаться к каждой атаке. У Анюкова огромный опыт, он хорошо выбирает позицию, работает с мячом.
Насколько эта наработка нам пригодится в будущем – большой вопрос, но на том этапе использование Анюкова в тройке центральных защитников было оправданно.
Согласовано с модератором
Бывший вингер «Зенита» Алексей Сутормин проходит медосмотр в составе «Крыльев ...
Главный тренер «Рубина» Рашид Рахимов посетовал на отсутствие усиления состава ...
Израильский футболист «Партизана» и экс-игрок ЦСКА Бибрас Натхо в интервью «РБ ...
Появились сообщения, что Ясин Адли отказал «Спартаку», но, возможно, это и к ...
Стадион "Спартака" не сможет принимать матчи сборной минимум до лета 2026 года.
Бывший футболист «Зенита» стал свободным агентом после ухода из «Гавра» этим ...
Полузащитник «Милана» Ясин Адли дал окончательный ответ московскому ...
Какова ситуация на данный момент.
Первые наблюдения.
Несколько слов о вчерашнем матче ЦСКА с "Амкалом".
Медведев: две судейские ошибки повлияли на чемпионскую гонку в РПЛ
Новости петербургского клуба.
ЦСКА и трансферы на вход
Ge.Globo: Матеус Алвес в пятницу отправится в Россию для перехода в ЦСКА
Бистрович: «После назначения Челестини сразу понял, что покину ЦСКА»
Лукас Вера объяснил, почему сорвался его трансфер в «Локомотив»
«Зенит» зависим от латиноамериканцев, а молодежи уже не дают шансов. Выводы по матчу с махачкалинским «Динамо»