Отрывок из книги Рабинера.
"ИДЕАЛЬНЫЙ ВТОРОЙ ТРЕНЕР, У КОТОРОГО ИМЕЛАСЬ ОДНА БЕДА"
На стыке 2013 и 2014 годов произошло событие, для обывателя не очень заметное, но сотрясшее и жизнь ЦСКА, и личную систему координат Слуцкого. Главный тренер разошелся со своим первым помощником Сергеем Шустиковым, с которым они вместе работали 10 лет – от "Москвы" до первого чемпионства ЦСКА. И почти все это время жили душа в душу. Вплоть до дружбы семьями.
Генеральный менеджер, а затем президент ФК "Москва" Юрий Белоус, при котором и сложился их тандем, вспоминает:
"Шустиков дал Слуцкому очень важную вещь – сопоставление мнений. Иметь возможность сравнивать свое видение с оценкой классного футболиста, который не будет поддакивать, а выскажет собственный взгляд, но при этом единомышленника, – все это для него было бесценно. Если вы посмотрите матчи ФК "Москва", то почти перед каждой заменой Леонид Викторович советовался с Шустом. И правильно делал.
К тому же Сергей был очень авторитетным для всех игроков – даже для таких зубров, как Семак. И, в отличие от Слуцкого, который на том этапе пытался решить все вопросы бесконфликтным путем, он мог жестко кому-то что-то сказать и в случае надобности пойти на любой конфликт".
Развязка в их отношениях, в последнее время уже и так достаточно напряженных, наступила в Пльзене, куда армейцы приехали играть последний матч года – декабрьский в Лиге чемпионов против местной "Виктории".
Как деликатно выражается Белоус, "Шуст был идеальным вторым тренером, но у него имелась одна проблема, даже беда, о которой все знали". Из-за этой беды Шустиков не смог появиться на тренерской скамейке во время игры – и, так уж совпало, ЦСКА проиграл и не прошел даже в плей-офф Лиги Европы. А на следующий день тренер по той же причине не смог улететь с командой домой.
Все, кто был в теме, в те дни только об этом и говорили, но наружу ничего не просочилось. Как и то, что спустя несколько дней Сергей не явился в назначенное время к Евгению Гинеру, а пришел лишь где-то через месяц, уже в январе.
И тогда президент, вроде бы изначально не собиравшийся увольнять Шустикова из клуба даже после инцидента в Праге, его рассчитал.
Ушел Шустиков из ЦСКА тихо, скандал – как всегда и бывает в этом клубе – не выплеснулся вовне. Новый его виток случился уже гораздо позже, и его спровоцировал телекомментатор Василий Уткин.
С определенного момента он взял за обыкновение оскорблять людей в публичном пространстве, порой – вытаскивать наружу исподнее, из категории сугубо личного: о Романе Павлюченко, Марате Измайлове, многих других. О главном тренере белорусского БАТЭ (ныне возглавившем ЦСКА. – Прим. И.Р.) Викторе Гончаренко однажды заявил следующее: "Гончаренко должен при жизни гореть в аду. Он решил, что его клубу нечего ловить в матче с "Барселоной", и выставил молодежь. Это Лига чемпионов, картофельная твоя душа. Ты попал в ЛЧ и начинаешь в ней кого-то обкатывать?! Кто тебе разрешил? Кто ты вообще такой? Или играйте, или идите варите лебеду или готовьте крамбамбулю".
О Шустикове и его замене на Сергея Овчинникова Уткин на "Эхе Москвы" высказался так: "Я возьму на себя решимость сказать об этом, потому что ситуация критическая. Сергей Шустиков пьет как сапожник. И ушел он из ЦСКА именно потому, что это уже невозможно было терпеть. У Шустикова критическая ситуация в жизни. Я не знаю, сколько выдержит его организм, но, насколько я знаю, он уже остался без семьи, а теперь еще и без места работы. Это беда. Ему нужно помочь. ЦСКА находит оперативное решение. Понимаете, ЦСКА – это семья, держали, сколько могли. Но тем не менее это футбольный клуб. Рассказываю об этом, потому что надеюсь, что в ситуации, когда у Шустикова остался минимум людей, способных ему помочь, возможно, найдутся новые".
Информация о семье оказалась ложной – в этом смысле у Сергея все было в порядке. И работу, где он смог здорово себя проявить, Шустиков вскоре нашел. Но главное заключалось в другом. Те, кто озвучивает такие вещи, не понимают, что речь идет о живых людях, а не о табуретках... Вот и сам Слуцкий считает: "Эмоциональную реакцию Шустикова я понял. Потому что, к огромному сожалению, ее катализатором стал Вася Уткин с его постом. Я не то что с Васей эту тему не обсуждал, а мы особо с ним никогда и не общались. И если бы вдруг я преследовал цель вынести наружу какую-то информацию про Шустикова, последний человек, о котором я бы в таком контексте подумал, – это Уткин..."
"Я ВНЕС ОГРОМНЫЙ ВКЛАД В ЕГО УСПЕХИ, А ОН МЕНЯ ПРОСТО СЛИЛ"
После уткинского высказывания Шустиков взорвался. И дал два похожих разгромных интервью.
"Если бы он (Уткин) ничего не написал, то и я бы не стал интервью давать.
– Да… Считаю, я внес огромный вклад в его успехи. Сколько для него сделал! Чтобы он попал в ЦСКА, чтобы достиг сегодняшнего уровня. Когда в "Москве" начинали работать, я только играть закончил, поэтому с пацанами в команде все было налажено тут же. Все подборки для теории я делал, все ему рассказывал-показывал. Успокаивал, когда в газетах всякую хрень писали. Вбивал в голову: "Не слушайте никого, вы отличный тренер!"
Когда мы в "Москве" работали, он поначалу на всех матчах стоял. Но потом кто-то посоветовал сесть и раскачиваться. Как по мне, стоя ему было лучше... Если бы он ушел (из ЦСКА), и я ушел бы вместе с ним. Так было всегда – его уволили из "Москвы", я пошел за ним в Самару. Не было бы "Крыльев" – пошел бы в "Терек" или какой-нибудь другой клуб.
Я ждал от него простого мужского разговора: "Сергей, мы с тобой заканчиваем". Позвони, объясни ситуацию! Не понимаю, почему этого нельзя было сделать. Все можно было бы разрулить – и всей этой грязи сейчас бы не было. Я хотел с ним поговорить, но он эсэмэсками отправлял меня в клуб. Думаю, за девять лет совместной работы я не заслужил такого отношения.
Сидел дома, ждал разговора с Гинером. Но Леннорыч – занятой человек: то строительство стадиона, то поездка на турнир в Израиль. Встреча несколько раз откладывалась. Наконец, пообщались. Нормально. Про Гинера говорят, что он бывает резок, но со мной, сколько ни разговаривали, никогда даже голоса не повысил. Сказал: "На данный момент мы расторгаем контракт, но продолжим за тобой следить и, может быть, со временем подпишем новый". Впрямую причину расставания никто не назвал, но все и так было понятно – главному тренеру я больше не нужен. Предложили написать по собственному желанию. Написал.
Восстановить отношения со Слуцким? Нет. Я все понял про этого человека, кто он и чем живет. Как будто с другой стороны посмотрел на все его поступки. Для него главное – достичь цели, а что будет с людьми, которые помогают к этой цели идти, – неважно. Нет, для кого-то он, может, и нормальный человек, но мое мнение о нем изменилось. В моих глазах он упал очень сильно. Использовал меня и слил. А потом еще и грязь полилась".
САМАЯ БОЛЬШАЯ ДРАМА ЗА ГОДЫ СЛУЦКОГО В ФУТБОЛЕ
Слуцкий своему многолетнему помощнику не ответил. Ни единым словом. Если честно, я очень боялся, что он не выдержит. К счастью, этого не произошло, и тем самым он еще выше поднял себя в моих глазах.
Близкий друг Слуцкого телекомментатор Дмитрий Федоров теперь озвучивает то, о чем тренер вслух никогда не скажет:
"Да, Слуцкий, безусловно, стал жестче как человек. Но, во-первых, он никогда и не был мягким. А во-вторых, могу сказать одно – он не был инициатором увольнения Шустикова из клуба. Он никогда не ставил вопрос подобным образом. Но он никогда не будет на эту тему с кем-то публично говорить и себя оправдывать. О Шустикове даже после всей этой истории он всегда отзывался по-доброму и очень его любил. И для него случившееся тогда – это самая большая драма за все его годы в футболе.
Роман Бабаев сказал в одном из интервью, что Леонид Викторович не то что не предавал Шустикова, а стоял за него горой до конца. И это правда. Но сложилась такая ситуация, что принятое решение, наверное, было оптимально для всех.
Когда Сергей еще был жив, я спросил врача-психофизиолога Виктора Неверова, тяжело ли, на его знающий взгляд, Слуцкий такие откровения переживает. Он ответил:
"Полагаю, что это не заходит глубоко внутрь него. Шустиков шел с ним по карьере еще из дубля "Москвы", переходил вместе с ним в один клуб, в другой, и в какой-то момент счел, что Слуцкий стал тренером такого уровня благодаря ему. А тут видите, как все закончилось – причем без практического ущерба для Слуцкого, выигравшего чемпионат (а в 2016 году еще один. – Прим. И.Р.) уже без него".
ГИНЕР: "ЭТО БЫЛО МОЕ РЕШЕНИЕ. И ОНО НЕ ОБСУЖДАЛОСЬ"
В ночь на 7 января 2016 года Шустиков умер. Внезапно, в 45 лет. Вроде бы от сердечного приступа. "Вроде бы", – потому что врачи до сих пор даже не соизволили написать родным причину смерти... Когда ему стало плохо, "скорая" ехала полтора часа. Не успела.
Спустя несколько дней Слуцкий в интервью "Спорт-Экспрессу" скажет:
"Громадная трагедия. В тот момент я был в Москве, но если бы и был в другом месте, конечно, специально вернулся. Ехал с базы и прочел новость в интернете. Испытал сильнейший шок. Вечером позвонил жене Сергея Наталье, спросил, что произошло. Это огромная потеря, человеческая и тренерская.
Лично я с ним не ссорился. Собственно говоря, никогда ссор между нами и не происходило. Со своей стороны я не чувствую какой-то вины. Это была достаточно обыденная профессиональная мера. У всех случаются увольнения. Обычный рабочий момент. Я всегда с симпатией относился к Сергею. На протяжении многих лет он был одним из самых близких людей для меня. Последние два года мы не общались, но внутренне я продолжал считать его другом.
В интернете выложена запись одной из последних его пресс-конференций в "Солярисе". Так ему вопросов про меня задали гораздо больше, чем про игру команды. И Сергей сказал: "Да, были размолвки, но в моей жизни все равно нет человека ближе, чем Слуцкий". То есть наши ощущения совпадали. Конечно, я сожалею, что мы не возобновили общение, но кто же мог предположить, что все так сложится. Пусть земля ему будет пухом".
Прошло почти полтора месяца. Спрашиваю Слуцкого: "Эта боль внутри сидит?" Слышу: "Конечно. Она будет сидеть всю жизнь. Никуда не денешься".
"Решение было мое, – чеканит президент ЦСКА. – А почему... Человека нет, поэтому, думаю, обсуждать этот вопрос просто некорректно. Серега был хорошим парнем, футболистом, помощником главного тренера. И если даже он что-то делал не так, то это... неправда. У Слуцкого не было позиции в той ситуации, потому что это было мое решение. И вот здесь оно не обсуждалось.
Защитник ЦСКА Милан Гайич предположил, что его не будут вызывать в сборную Сербии ...
Защитник ЦСКА Милан Гайич заявил, не считает судейство российских арбитров ...
Главный тренер «Ахмата» Станислав Черчесов заявил, что каким бы ни был новый лимит ...
Бывший российский футболист Александр Канищев прокомментировал исход матча 8-го ...
13 очков за восемь туров – худший старт «Зенита» в РПЛ с 2008 года.
Обладатель Лиги чемпионов в составе «Манчестер Юнайтед» Луиш Нани рассказал о ...
Чемпион СССР в составе «Зенита», а ныне главный тренер футбольной школы «Зенит-84» ...
Наступил последний день летнего трансферного окна.
Армейцы вдевятером уступили в Ростове-на-Дону.
Защитник ЦСКА Данил Круговой поделился своим мнением о том, что его бывший партнёр ...
Постскриптум к матчу "Балтика" - "Зенит".
В Ростове-на-Дону завершился матч 8-го тура Мир РПЛ.
Талалаев считает, что в ворота «Зенита» должны были назначить пенальти: «100 процентов, мы это все видели»
Станислав Черчесов о новом лимите на легионеров: «Единственное мое пожелание: не делать обязательным количество россиян на поле»
ЦСКА и осень
Павел Стипиди: Легионеры «Зенита» стоят, как чугунный мост. Но игры у команды Семака нет
Масалитин: Акинфеев не имеет права так ошибаться, как в матче с «Ростовом»