Легендарная встреча состоялась 31 мая 1942 года на поле стадиона «Динамо» и положила начало серии игр в осажденном городе.
В тот момент в Ленинграде граница между фронтом и тылом, по существу, отсутствовала. Скудные нормы выдачи продовольствия (карточная система была введена уже 18 июля 1941 года, а после сентябрьского пожара на Бадаевских складах ситуация становилась все хуже и хуже), казалось бы, не способствовали возникновению мыслей, несвязанных с процессом выживания. Однако уже весной пережившие страшную зиму ленинградцы стали налаживать не только культурную, но и спортивную жизнь любимого города.
31 мая состоялся первый блокадный матч между командами «Динамо» и Ленинградского Металлического завода. Последний участник этого легендарного поединка Евгений Улитин ушел из жизни в 2004 году. Сине-бело-голубые предлагают обратиться к воспоминаниям, опубликованным ранее.
Валентин Федоров, футболист «Динамо»
— Весной меня и Аркадия Алова вызвали в военный отдел горкома партии. Заведующий отделом спросил, кто из футболистов остался в городе, чьи адреса или места службы мы знаем. Видя наше недоумение, он разъяснил: военный совет фронта решил провести в блокированном городе футбольный матч и придает этой игре большое значение. Задание было сложным. Команды «Динамо» тогда фактически не существовало. Шестеро футболистов находились в Казани, четверо погибли, Бизюков был тяжело ранен и эвакуирован. Однако комплектование оказалось не самым трудным. Как играть, если сил не хватало порой даже на простую ходьбу шагом? Однако постепенно собирались игроки, и мы приступили к тренировкам. Тренировались два раза в неделю.
Александр Зябликов, капитан команды Н-ского завода
— Нас, игроков предвоенного «Зенита», осталось зимой 1942 года не так уж мало. Почти все мы трудились в цехах Металлического завода. Я, например, был заместителем начальника противовоздушной обороны цеха. Ни о каком футболе, естественно, и не помышляли. В начале мая я на улице совершенно случайно, можно сказать, столкнулся с бывшим игроком ленинградского «Динамо» Дмитрием Федоровым и совсем уж неожиданно тут же получил от него предложение сыграть с динамовцами.
Форму, помнится, нам дали соперники. Игра состоялась на поле, которое находилось слева от главного входа. А раздевались мы в деревянном домике, который находился у главной аллеи. Динамовцы, которым удалось немного потренироваться весной, предлагали играть два тайма по 45 минут, заводчане соглашались только на два по 20. «Давайте сначала полчаса, — сказал я, подойдя к судье Павлову. — А если выдержим, то и все 45 минут».
У нас не было вратаря, поэтому в ворота встал защитник Иван Куренков, но все равно не хватало еще одного футболиста, тогда динамовцы «уступили» нам своего игрока Ивана Смирнова. Первый тайм не дал результата, а в начале второй половины игры район стадиона был подвергнут обстрелу. Один из вражеских снарядов угодил в угол поля. Пал Палыч дал свисток, и все игроки, и 300-350 человек зрителей — выпускников командирских курсов, направились в бомбоубежище внутри Вороньей горы.
После этого антракта мы уже устоять против динамовских атак не смогли, и в конце концов проиграли довольно крупно — 0:6. В июне состоялся повторный матч. Мы долго вели в счете, но к финальному свистку была ничья — 2:2.
Анатолий Мишук, футболист команды Н-ского завода
— С начала войны я работал токарем на Металлическом заводе, а жил в Озерках. Приходилось ходить туда и обратно пешком, а это довольно солидное расстояние. К концу зимы сильно ослабел. Видимо, выглядел я не очень здорово, потому что председатель завкома, ярый поклонник нашей команды в довоенные годы, встретив меня, не узнал. В результате меня поместили в заводской стационар с последней стадией дистрофии. Когда вышел оттуда, меня разыскал Зябликов, сказал, что будет игра. Кажется, я был самым слабым из всех наших. Помню, например, такой эпизод. Идет несильная длинная передача. Я, как сотни раз делал это в довоенных матчах, принимаю мяч головой, а он… сбивает меня с ног. Впрочем, у Александра Короткова вообще не хватило сил выйти на поле.
Евгений Улитин, футболист «Динамо»
— Накануне игры в часть, где я тогда служил сержантом связи, пришла телефонограмма о том, что необходимо прибыть на матч. Ранним утром на попутной машине я поехал в Ленинград, сошел с грузовика у Дворцовой площади. Дальше до стадиона шел пешком. Там обнялся с товарищами, подобрал бутсы и форму. Несмотря на теплый день, играть было очень трудно, в конце матча сводило ноги. Однако большинство динамовцев имели куда больше сил, чем наши соперники. Кроме того, в их воротах стоял полевой игрок. Во многом этим и объясняется крупный счет. По ходу игры хотелось замениться, но мы с большим трудом
набрали людей на два состава. Вернулся в часть под Шлиссельбург и недели две ходил еле-еле.
Все участники легендарного матча 31 мая 1942 года:
Судья — Павел Павлов.
«Динамо» — Виктор Набутов, Михаил Атюшин, Виктор Иванов, Борис Орешкин, Валентин Федоров, Аркадий Алов, Константин Сазонов, Евгений Улитин, Александр Федоров, Анатолий Викторов, Георгий Московцев.
ЛМЗ (Н-завод) — Иван Куренков, Александр Фесенко, Георгий Медведев, Анатолий Мишук, Александр Зябликов, Алексей Лебедев, Николай Горелкин, Николай Смирнов, Иван Смирнов, Петр Горбачев, Лосев.
Главный тренер «ПСЖ» Луис Энрике после победы в финале Межконтинентального кубка ...
Бывший тренер вратарей ЦСКА Вячеслав Чанов в разговоре с корреспондентом «РБ ...
Журналист L'Equipe Жан-Филип Леклер в разговоре с Metaratings.ru оценил игру российского ...
Главный тренер «Ахмата» Станислав Черчесов в разговоре с «СЭ» оценил игру вратаря ...
Мадридский «Атлетико» одержал победу над «Атлетико Балеарес» в матче 1/16 финала ...
«Манчестер Сити» обыграл «Брентфорд» в ¼ финала Кубка английской лиги.
Полузащитник «ПСЖ» Витинья признан лучшим игроком Межконтинентального кубка, ...
Мнение посетителя Bobsoccer.ru.
После вчерашнего матча команда ушла в отпуск.
Новости армейского клуба.
Еще раз о судейском вопросе.
Бывший футболист «Рубина» Алексей Попов в беседе с «РБ Спорт» заявил, что ...
«Впервые вижу такое». Тренер «ПСЖ» Луис Энрике — об отразившем четыре пенальти подряд Сафонове
Юрий Жирков: «Лучший тренер для «Спартака» — любой из воспитанников, у которого есть лицензия. Титов, Тихонов, например»
Лукас Вера стал игроком «Локомотива»
ЦСКА может выплатить "Локомотиву" компенсацию в размере 0,5 – 1 млн евро за переход Баринова - источник
Четвёртый вариант лимита в российском футболе