Теперь вам станет понятно, куда перешёл Головин.
История нового «Монако» началась в 2011 году, когда российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев выкупил клуб из семьи Гримальди. В прежние времена монегаски выступали будто на американских горка – то выход в финал Лиги чемпионов, то прозябание в низах Лиги 1. Все это привело к финансовому кризису и вылету команды из первого дивизиона чемпионата Франции.
Покупку «Монако» Рыболовлевым многие восприняли в штыки: предполагалось, что россиянин купит клуб для собственного развлечения или для своего имиджа. Так и казалось изначально – Рыболовлев вложил огромные инвестиции, установил несколько трансферных рекордов для второй французской лиги и всё-таки вывел клуб в элитный дивизион.
Дальше «Монако» занял второе место в таблице чемпионата Франции. Казалось, что новая эра для клуба началась – все верили в будущую конкуренцию с «ПСЖ» и постоянные еврокубки. Вот только в 2013 году по империи Рыболовлева нанесли несколько мощных ударов. За несколько месяцев «Монако» пережил развод владельца и расследование финансового fair-play. Монегаски были вынуждены несколько видоизменить свой курс развития.
Бывшая жена потребовала от Рыболовлева почти 4 млрд евро. Они сумели пойти на мировую, и россиянин потерял чуть более 500 млн евро. Соглашение об урегулировании разногласий с УЕФА отложилось на два года. На клуб были наложены некоторые санкции, который были обязательны для выхода в ноль.
Также возникло недовольство благоприятным налогообложением «Монако». Клуб хоть и играет в чемпионате Франции, но базируется в Монако, следовательно, на него возлагаются законодательства этой страны. Пока французские клубы отдавали почти 50% своих доходов в казну республики, «Монако» вообще не платило налоги в княжестве, так как у спортивных организаций в Монако определённые поблажки. Ситуация раскалилась столь сильно, что шли разговоры о переезде клуба в чемпионат Италии.
Договорились, что «Монако» будет платить в казну Лиги 1 по 50 млн евро в качестве ежегодного вступительного взноса, после чего эта сумма будет распределена остальным 19 командам. Это огромная цифра, налоговые платежи подавляющего числа французских клубов существенно меньше. Несмотря на все проблемы, владелец и руководство «Монако» не прекращали работу.
Клуб стал заниматься академией. Учебный центр La Turbie был модернизирован при помощи гранта правительства в 25 млн евро. Увеличились траты скаутов, ведь молодые звёзды могли не только помочь на поле, но и закрыть дыры в финансовых отчётах.
ТЕНЕВОЙ КОРОЛЬ КЛУБА – ЖОРЖЕ МЕНДЕШ
Один из главных участников жизни клуба не входит в управление. Это португальский агент Жорже Мендеш. Когда у клуба были свободные средства, Мендеш приносил своих лучших игроков в команду, например, Радамеля Фалькао.
Но после санкций УЕФА Мендеш стал приводить в команду молодых игроков, у которых был потенциал стать звёздами – такими, как Бернардо Силва. Это идеальные активы, чтобы оставаться конкурентоспособными в Лиге 1 и генерировать прирост капитала от торговли игроками. «Монако» кажется богатой и дорогой витриной.
Работа Мендеша не ограничивается одними игроками. Он советует руководству, как можно увеличить экономический рост. Он нашёл несколько фарм-клубов для монегасков и ведёт переговоры с сильными и богатыми организациями такими как «Челси» и «Манчестер Юнайтед». Переходы Антони Марсьяля, Тьемуэ Бакайоко в Англию – целиком заслуга португальца.
Внедрение новой бизнес-модели и её стабильность оказывают естественное влияние на финансовые отчеты клуба. Начиная с 2013/14 года, показатели прибыли и убытков более сбалансированы по сравнению с результатами других финансовых лет, в которых заработная плата игроков в два - три раза превышала общие доходы.
У «МОНАКО» ОТЛИЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
«Монако» решил сосредоточиться на повышении ценности своего бренда. Основные целевые рынки – это франкоязычные страны, Португалия и Южная Америка. Звезды клуба используются как средство для продвижения бренда – Фалькао «официальный» представитель клуба в Колумбии.
Среди французских клубов у «Монако» лучший прирост фанатов в соцсетях – за два года их число увеличилось более чем в два раза. А если сравнивать количество подписчиков с количество жителей, где базируется клуб, то «Монако» чуть ли не лучшая команда мира – на каждого монегаска приходится более ста подписчиков.
К сожалению для клуба, монетизацию из социальных сетей по-прежнему трудно получить. Это подчеркивает реальную проблему для «Монако», не позволяя клубу стать европейским гигантом: команда поддерживается «неместными болельщиками».
В княжестве Монако проживают около 38 тыс жителей, но многие из них – просто резиденты, для которых в приоритете налогообложение, а другие жители, возможно, не интересуются футболом. Средняя посещаемость клуба около 8 тыс человек – по-видимому, это и есть то реальное количество жителей, которых можно называть участниками футбольного рынка в стране. Это крайне мало для конкуренции в самой Франции, не говоря уже о всей Европе.
КЛУБ СТРАДАЕТ ИЗ-ЗА МАЛЕНЬКОГО РЫНКА
Клуб в таких условиях выживает, но существенно себя ограничивает. Возьмём три основные составляющие в работе любого клуба и посмотрим на то, как живут с ними монегаски.
Коммерческая. На клуб повлияло соглашение с AIM Sport (маркетинговое агентство, специализирующееся на цифровых технологиях, работающее также с «Реалом», «Баварией» и УЕФА). Агентство помогло клубу улучшить цифровое присутствие «Монако», заплатив 140 млн евро клубу, но сохранив доходы от продажи билетов, спонсорства, гостеприимства и участия в Лиге чемпионов УЕФА.
Телевизионная. На средства от ТВ сильно влияет коллективный договор, заключённой французской федерацией. Он меньше по сравнению с другими высшими европейскими лигами. Только стабильное участие в Лиге чемпионов подталкивает рост доходов, и участие в главном европейском турнире имеет решающее значение для выживания клуба.
Матч-дэй. Низкая средняя посещаемость – самая большая проблема. Клуб реализует около четырех тысяч абонементов, в ценовом диапазоне от 110 до 1200 евро. Остальные же билеты продаются по чрезвычайно большим ценам даже для жителей княжества (их стоимость достигает ста евро). Это уровень АПЛ и Ла Лиги, но качество футбола и качество инфраструктуры во Франции в целом не соответствует Англии и Испании. Негативно сказывается близость с Ниццей и историческое соперничество с «Марселем», который мешает привлечению поклонников из близлежащих районов.
Эта ситуация подтверждает существенную зависимость от Лиги чемпионов. Выступление в турнире – единственный способ привлечь спонсоров, пусть бизнесу вряд ли нравятся пустоты на стадионе во время матчей ЛЧ.
А ЧТО ЕСЛИ БЫ У «МОНАКО» БЫЛИ ПРЕИМУЩЕСТВА «ПСЖ»?
Интересно сравнить две бизнес-модели: «Монако» и «ПСЖ». Оба клуба начали своё восхождение из-за притока зарубежного капитала, обе команды попадали под санкции УЕФА из-за не соблюдения финансового fair-play. Разница между командами, пожалуй, в том, что у катарских парижан есть как огромный местный рынок, так и большое количество ближневосточных спонсоров.
Итальянские СМИ подсчитали, насколько же экономическая производительность двух главных «французских» клубов разнится – на удивление, «Монако» показывает даже лучший результат, чем команда Неймара и Кильяна Мбаппе. Монегаски лучше работают на трансферном рынке благодаря помощи Мендеша, стоимость нематериальных активов у княжеской команды также выше. Если бы «Монако» базировался в Париже, то этот клуб был бы давно на уровне ведущих европейских команд даже без безумных трат на того же Неймара.
Несмотря на отмеченные ограничения и недостатки, «Монако» доказывает, что организация и стратегическое видение могут сделать клуб конкурентоспособным даже при необычайно маленьком рынке. Но «Монако» всё ещё чего-то не хватает, чтобы стать лучшим клубом в Европе.
Клуб живет исключительно за счёт продажи молодых талантов и участия в Лиге чемпионов. Что-то напоминает, не так ли? По сути, Александр Головин попал во французский аналог ЦСКА. Не исключено, что на все пять лет россиянин на Лазурном побережье не задержится – если он удачно выстрелит, то через пару сезонов его продадут в именитый клуб, хоть даже в «ПСЖ». Ответственность на нём лежит большая – несколько сезонов мимо Лиги чемпионов, и проекту суждено будет пережить серьезный кризис.
«ПСЖ» сыграл вничью с «Гавром» в матче 31‑го тура чемпионата Франции.
Лионель Месси, выступающий за «Интер Майами», установил два бомбардирских ...
Бывший главный тренер «Зенита» Андре Виллаш‑Боаш стал президентом «Порту», ...
Александр Бубнов: очередной тур МИР РПЛ предлагает болельщикам понаблюдать ...
«Челси» в матче 35-го тура чемпионата Англии сыграл на выезде вничью с «Астон ...
Бывший главный тренер московского «Динамо» Андрей Кобелев ответил на вопрос, ...
Тренер Игнатьев посоветовал «Спартаку» соблюдать игровые принципы
Армейцы проиграли аутсайдеру, заканчивая матч вдевятером.
Как армейцам исправиться за кошмарную встречу с "Ахматом".
Постскриптум к матчу «Зенит» - «Оренбург».
За месяц до окончания сезона.
Вторая за сезон ничья в главном противостоянии российского футбола.
Лионель Месси установил два рекорда MLS
Кукуян ошибся в матче «Динамо» — «Зенит». Но ему снова дали эту игру
"Спартаку" и Слишковичу надо что-то менять. На 0:0 далеко не уедешь
Бывший тренер «Зенита» Андре Виллаш‑Боаш стал президентом «Порту»
Генсек РФС объяснил, почему возбудил дело в комитете по этике из-за шутки Безрукова