Автор поговорил с Сергеем Первушиным.
«Тамбов» – одна из самых ярких контратакующих команд РПЛ в прошедшем сезоне. В быстрых атаках дебютант лиги забил 5 голов – столько же у «Сочи» (без учета легендарной битвы с «Ростовом»), а больше лишь у «Спартака» (6).
С осени мы восхищались трио Мелкадзе – Обухов – Костюков (все забили по 7 голов), но сохранение места в РПЛ вряд ли бы было возможно без Сергея Первушина – 50-летний тренер работает в «Тамбове» почти семь лет, а прошлой осенью принял плетущуюся на последнем месте команду и вытянул ее на 14-е место (на отрезке после его назначения тамбовчане стали седьмыми).
Первушин – настоящая легенда Тамбова: начинал в областном поселке Сосновка, четырежды заходил в местный «Спартак» и стал лучшим бомбардиром в истории клуба.
Первушин помогал четырем тренерам «Тамбова» и даже не задумывался стать главным. Главное при переходе в новый статус – дистанцироваться от игроков
– Помните день, когда вас назначили главным тренером «Тамбова»?
– Это случилось после игры с «Уралом» (1:2) в 13-м туре. У «Тамбова» было всего восемь очков, от предпоследнего места мы отставали на шесть.
Григорян подал в отставку, меня вызвал спортивный директор Павел Борисович Худяков – предложил мне возглавить «Тамбов» и сказал, что в будущем такого шанса может и не быть.
Еще перед сезоном было понятно, что «Тамбов» будет бороться за выживание. Мы договорились с Худяковым, что я останусь главным тренером до зимы, если наберу три очка в трех матчах. А если до паузы наберу шесть очков за шесть игр, останусь и на весну.
– Нормально спали до и после первого матча в РПЛ против «Уфы» (3:0)? Можно ли его сравнить с чем-то по эмоциям?
– Спал нормально, а сравнить с чем-то, наверное, сложно. Была и эйфория, и какая-то тревога – тем более я тамбовский парень, прошел все ступени российского футбола и получил такой шанс.
Подумал, можно ли сравнить первый матч в РПЛ с рождением ребенка. Думаю, это все-таки неправильно, потому что дети – самое главное.
– В «Тамбове» вы работали помощником у Валерия Есипова, Андрея Талалаева, Мурата Искакова и Александра Григоряна. Кто повлиял сильнее всех?
– Талалаев и Искаков. Мы варились в «Тамбове», а тут приехали люди, которые работали на высоком уровне.
Талалаев – прекрасный мотиватор. До его прихода «Тамбов» боролся за выживание в ФНЛ, но на первом же собрании при Талалаеве я понял, что команда пойдет вверх. Хватило одной речи. Тот сезон мы закончили на пятом месте, а если бы выиграли в последнем туре – играли бы в стыках.
При Искакове «Тамбов» выходил в РПЛ. В работе с ним появился алгоритм: смотришь на соперника, потом анализируешь, как можешь ему противодействовать, а затем подбираешь нужные упражнения к тренировке. Это вроде бы обычные вещи, но я до них дошел с помощью Искакова.
– В какой момент поняли, что сами хотите стать главным?
– Его не было. В какой-то момент я понял, что мне нравится быть помощником. Просто Григорян подал в отставку, Худяков сделал предложение – и у меня пошло.
Обычно помощник отвечает за связь между игроками и главным тренером, поэтому при переходе нужно было немного дистанцироваться – сейчас больше общаюсь с ребятами через индивидуальные беседы. Но в целом у нас простой дружный коллектив – наверное, ситуация немного отличается от того, что есть в больших командах.
Года три назад в «Тамбове» появилась традиция собираться в круг после матча. Это действительно сплочает, особенно после неудачных игр. Правда, в последнее время мы были вынуждены обходиться без круга из-за медицинского регламента.
***
– Вы говорите, что не хотели быть главным, но я слышал, что перед матчем с «Оренбургом» в начале сезона вы убедили Григоряна перейти на трех центральных защитников. При этом Григорян еще при приходе в «Тамбов» говорил, что всегда будет играть в четырех.
– Да, это правда. При Федотове «Оренбург» хорошо бежал по створу ворот при фланговых передачах, поэтому нам было бы сложно сдерживать их атакующих игроков двумя центральными защитниками – например, тогда у них в большом порядке был Деспотович.
Плюс у нас всегда в старт не попадал либо Гогуа, либо Осипенко – а мы понимали, что их уровня вполне достаточно для РПЛ, оставлять кого-то в запасе было бы неправильно.
– Неужели тройка не обсуждалась даже перед первым туром против «Зенита»? Дебютный матч в РПЛ, заполненный стадион, чемпион России.
– Да, вообще не говорили об этом. Григорян действительно сразу после прихода в «Тамбов» сказал, что будем играть в четыре защитника
Думаю, в первых турах мы все-таки достаточно уважительно относились к соперникам. Мы играли в ФНЛ и получили сразу «Зенит», «Локомотив» и «Спартак». Когда мимо проходят Дзюба и Азмун, даже мне было не по себе, не очень понимал, как с ними играть. Понимали, что творится внутри ребят, поэтому на тренировках пытались их расслабить, шутить над тем, как играем против топов.
– Можно пример?
– В первом туре Антон Килин, у которого рост около 168, поставил корпус Дзюбе – Артем, видимо, его не видел, а потом почувствовал, что кто-то толкается. Дзюба посмотрел вниз – а там Килин. В беседах с Килиным потом вспоминали этот эпизод – ничего же, все нормально, не проиграл борьбу.
– Даже вам было не по себе, когда мимо проходили Дзюба и Азмун. Понятно, что вы не показывали этого игрокам, но даже если у тренеров такие чувства, как вселить уверенность в игроков?
– В начале сезона часто показывали мотивационные ролики и нарезки игровых эпизодов – как другие команды справлялись с лучшими игроками РПЛ.
– Мотивационные ролики – это что?
– Сейчас много видео, в которых люди рассказывают, как добиться цели, как стать другим человеком. Они не связаны с футболом – например, выступления людей с ограниченными возможностями, которые чего-то добились.
– От игроков была обратная связь?
– Для себя я отметил, что это прокатывает один-два раза.
– Почему?
– Чисто визуально показалось, что после второго видео игроки перестали их воспринимать.
В начале 90-х Первушин играл в Венгрии – удивлялся инфраструктуре, а потом жалел, что рано уехал. Игра с 20-летним Жирковым в Тамбове: знакомство при штрафном ударе и море голов с подач Юрия
– При этом вы поиграли в Венгрии. Как туда попали?
– Да, два года провел в команде местной Премьер-лиги «Шиофок». У меня там играл друг Александр Хальзов, известный тамбовский бомбардир. Как-то позвонил: «Тут ищут молодого, приезжай на недельку – если понравишься, подпишешь контракт».
Ну я и съездил. Команда была очень средней – пару лет в Премьер-лиге, вылет, потом обратно. Лучшие венгерские команды были неплохого уровня – «Ференцварош», «Гонвед», «МТК». В раздевалках были сауны, гидромассажи – конечно, я был приятно удивлен. У нас-то в то время и продуктов в магазинах не было.
Первый сезон сложился для меня неплохо, я играл. На второй год Хальзов уехал, я перестал попадать в старт, затосковал и вернулся в Россию, подписался с липецким «Металлургом».
– Что понравилось в Венгрии больше всего?
– Шиофок расположен на берегу озера Балатон – курорт, все красиво, Будапешт недалеко. Плюс вкуснейшая кухня: шампиньоны в тесте, гуляши, салями, вкуснейшие соки. Когда возвращался, привез две сумки продуктов – в Москве тогда, может, что-то и было, но в Тамбове полки пустовали.
Сейчас понимаю, что нужно было оставаться и цепляться. Руководство «Шиофока» ко мне хорошо относилось, даже во втором сезоне регулярно выходил на замену, иногда забивал. Контракт был на пять лет, но внутри что-то стукнуло – и уехал.
– Вы закончили карьеру в Тамбове, где играли с 20-летним Жирковым. Каким он был в 2003-м?
– Да, в 33 года я вернулся в Тамбов из Вологды, поехал на сборы. Играем, я знаю не всех партнеров. Зарабатываем штрафной, я подхожу к мячу, собираюсь пробить. Вдруг рядом оказывается другой игрок «Спартака»: «Вообще-то у нас штрафные бьет Жирков». Я отдал удар Юре – так мы и познакомились.
Жирков был не очень разговорчив, да и разница в возрасте сказывалась – он дружил с Сергеем Куликовым, который сейчас в «Тамбове» работает тренером вратарей, знаю, что они общаются до сих пор.
Но на поле сразу все было видно: скорость, скоростная техника, любовь к игре. Знаю, что в детстве отец Жиркова постоянно занимался с Юрой и его младшим братом Колей. Братья похожи – их бьют, они злятся, но терпят и просто продолжают играть. С Колей я работал в качестве главного тренера молодежки «Тамбова» – он играл в центре обороны.
– В 2003-м вы забили 27 голов, Жирков – 16. Говорят, чуть ли не половину голов вы забили как раз с его передач.
– Сейчас Семак говорит, что «Зенит» работает над реализацией, а существенного скачка сделать не получается. Я отмечаю, что, когда Жирков на поле, с левого фланга идут такие передачи, что Азмуну и Дзюбе остается только подставить голову. В 2003-м было так же – подавал как клюшкой. Жирков обыгрывал двоих-троих, катил – я забивал.
Теперь Юра может делать все что хочет. Решит продлить контракт с «Зенитом» – останется на год в Питере. Решит закончить – никто слова не скажет.
Решит отыграть сезон в РПЛ за «Тамбов» – мы очень обрадуемся.
Согласовано с модератором.
Как утверждают сербские СМИ, «Зенит» и «Црвена Звезда» пока не могут согласовать ...
Футболисты московского ЦСКА Иван Обляков, Матвей Кисляк, Милан Гаич, Тамерлан ...
Бывший футболист ЦСКА Александр Гришин высказался об атакующих игроках команды.
«Челси» на своем поле переиграл «Вест Хэм» в матче 24‑го тура чемпионата Англии.
Бывший голкипер «Локомотива» Илья Абаев предположил, кто может стать новым ...
Защитник «Зенита» Юрий Горшков рассказал о первых днях бразильского новичка ...
Бывший тренер вратарей ЦСКА Вячеслав Чанов в беседе с Vprognoze.ru высказался о работе ...
Смотрим второй матч армейцев на сборе.
Информация в преддверии второго сбора армейцев.
За кулисами сборов.
Изменения в лимите на легионеров в чемпионате России по футболу с 2028 года ...
Вчера армейцы начали второй этап зимней подготовки.
«Зенит» и «Црвена Звезда» пока не могут согласовать условия сделки по Страхине Эраковичу
«Как называть Джона Джона пока не утвердили» — футболист «Зенита» Горшков
Николай Наумов: «Зениту» нужен русский нападающий, но где его найти?
«Балтика» арендует панамского защитника Андерсона
«Атлетико» идет по трансферным стопам «Зенита»