Про Зеленцова – и это логично – почти не говорят в отрыве от Лобановского, но он точно заслуживает отдельного взгляда.
Хотя бы потому, что делал революцию, но совсем не хотел популярности.
***
1968 год, Лобановскому 29 лет, он готовится возглавить «Днепр» и знакомится с Анатолием Зеленцовым – доцентом кафедры теории физвоспитания Киевского института физкультуры, кандидатом педагогических наук, окончившим еще и математические курсы при Академии наук Украины. Мужчины быстро нашли общий язык, сдружились и периодически собирались с приятелем Лобановского по «Динамо» Олегом Базилевичем, который тоже начинал тренировать. Это он первым познакомился с Зеленцовым, когда пошел работать на кафедру футбола старшим преподавателем.
Несколько лет компания обсуждала, как наука может преобразить футбол и вообще стать его основой. За это время Лобановский взял с «Днепром» Первую лигу СССР, а Базилевич возглавил донецкий «Шахтер». Но все они мечтали о большем.
«Во время одной из таких встреч, проходивших в жарких дебатах (мы с Базилевичем обычно ставили под сомнение любое произнесенное Зеленцовым слово, веря только серьезным аргументированным доказательствам), – вспоминал Лобановский, – неожиданно у кого-то вырвалось: «Вот бы поработать вместе в команде иного уровня, чем «Шахтер» или «Днепр».
Поработали.
Зеленцов придумал формулу ТТД и объяснил, почему тренировки по 40-50 минут лучше двухчасовых
В 1973-м Лобановский возглавил киевское «Динамо», сделал помощником Базилевича, а потом они позвали Зеленцова. План был простой: доказать, что футбол неотделим от науки. Как? Для начала создать клубный научный центр. Руководство сомневалось, но все-таки поддержало, а Зеленцов возглавил лабораторию, которую все называли «центром Зеленцова».
Ученый стал важнейшим элементом того «Динамо»: разработал систему планирования тренировок с помощью математического моделирования, анализировал интенсивность и продолжительность упражнений, количество повторений, режим чередования серий с отдыхом. Лобановский, Базилевич и Зеленцов считали, что время тренировок нужно сократить, потому что каждый по-разному воспринимает нагрузки. Поэтому вместо двухчасовых физических занятий «Динамо» занималось по 45-50 минут, но очень интенсивно.
Зеленцов, основываясь на тестах, составлял игрокам индивидуальные технические тренировки, а еще вместе с помощниками из лаборатории отшлифовал систему ТТД, выявив формулу для подсчета эффективности игрока: А = 1/n (А1»/А1’+А2»/А2’+..+Аn»/Аn’). Разобраться в ней поможет легендарный сайт «Динамо Киев от Шурика».
• А1’, А2’ и так далее – это количество ТТД, которые футболист может выполнить, а еще, например, показатели метаболизма обеспечения выносливости и скорости, уровень сократительной способности мышц и сопротивляемости утомлению. Лобановский называл эти параметры «желаемой моделью», они заранее определялись для каждого футболиста после тестов.
• Аn», Аn’ – это количество ТТД и прочие данные, показанные этим же футболистом в конкретной игре – то есть фактическая модель. Разделив второе на первое, штаб получал оценку работоспособности игрока в отдельном матче.
В этом и было основное различие в методиках «Динамо» и «Спартака». Бесков оценивал игроков, сравнивая их показатели с данными ведущих футболистов мира, а Лобановский – сделанное игроком за матч с тем, что он теоретически мог сделать.
На следующий день после матчей листок с цифрами вывешивался на доске возле поля. Поначалу это нервировало футболистов, которым хотелось доказать, что цифры не объективны, но со временем команда успокоилась.
«Когда я был игроком, – говорил Лобановский, – было сложно оценивать игроков. Тренер мог сказать, что игрока не было в нужный момент в нужном месте, и игрок мог просто не согласиться. Не было видео, настоящих методов анализа, но сегодня футболисты уже не могут возражать. Они знают, что наутро после игры будет приколот листок с цифрами, характеризующий их игру. Если полузащитник сделал шестьдесят технических и тактических действий на протяжении матча, тогда он не справился с обязанностями. Он должен был сделать сто и больше».
Да, сейчас над ТТД хихикают, но тогда это делало «Динамо» европейским топ-клубом. «Лобановский и я стали неразлучны, – рассказывал Зеленцов. – Как-то на одном из приемов он сказал мне: «Знаешь, если бы не ты, я не состоялся бы как тренер. Я обязан тебе схемой игры, знаниями, пониманием и внедрением футбольных идей».
***
Как выглядел научный центр в подвале: одна комната, двухэтажные компьютеры
Когда говорят «научный центр Зеленцова», можно представить авангардное здание, просторные коридоры и лаборатории – с компьютерами, датчиками и охраной. Но это совсем не так.
Научный центр располагался не на базе команды в Конче-Заспе, а в подвальном помещении дома на улице Костельной. В 1992 году туда попал журналист Саймон Купер, тот самый автор «Футболономики». Вот несколько атмосферных отрывков из большого фрагмента, посвященного лаборатории.
1. «Потом он привел меня в комнату, где ассистент смотрел последний матч «Динамо» на экране, разделенном на девять квадратов. Это, сказал Зеленцов, компьютерная программа, автоматически анализирующая каждую игру «Динамо». Квадраты на экране отмечали, насколько часто каждый из игроков заходил в каждую часть поля, кто перемещался, когда он покидал зону, и насколько много работы проделал с мячом и без. Программа показывала, какие игроки совместимы друг с другом. Зеленцов вручил мне компьютерную распечатку, в которой рассчитаны данные каждого игрока в матче: активность, частота ошибок, эффективность (абсолютная и относительная) и реализация, каждому игроку присуждена итоговая оценка, рассчитанная до третьего знака после запятой».
Ассистент запустил первый тест. Линия побежала вниз по экрану, какая-то точка переместилась по экрану слева направо, и ассистент попытался нажать на клавишу, когда точка просто пересекла линию. Зеленцов объяснил, что это был тест на реакцию, хладнокровие и уравновешенность. Ассистент попробовал поймать примерно десять точек, движущихся с различными скоростями, и получил оценку. Затем пришла моя очередь – моя возможность узнать, гожусь ли я для игры в «Динамо». У меня вышло плохо. В первый раз я набрал 0.34, во второй раз 0.42. Зеленцов сказал, что игроки «Динамо» обычно набирают между 0.5 и 0.6, а высокие результаты – в диапазоне от 0.6 до 0.8».
***
Зеленцов читал лекции Беккенбауэру, тем «Динамо» восхищаются топовые тренеры всего мира
Научный центр «Динамо» резонировал не только внутри Союза, но и интересовал европейские клубы, потому что до 90-х совмещение науки и футбола было чем-то с другой планеты. Да, статистику пытались применять с тех пор, как появились первые компьютеры, но успешных примеров почти не было. Одним из первых, кстати, этим увлекся Арсен Венгер, дипломированный экономист. В конце 80-х, работая с «Монако», он использовал статистическую программу Top Score, написанную его другом.
Но «Динамо» занялось наукой намного раньше и никогда не скрывало разработки. «Особенно активно про «Динамо» говорили в Германии, – рассказывает Игорь Линник. – Помню, главным редактором журнала Kicker – а тогда он считался таким же топовым изданием, как и France Football – был Карл-Хайнц Хайманн. Он очень хорошо знал русский язык, потому что был военнопленным. В 80-е, когда у «Динамо» пошли большие результаты, он сюда приезжал и много всего изучал. А Лобановский, Базилевич и Зеленцов печатали книги, методички, их аналитика была в газете «Футбол-Хоккей» и публиковались в других изданиях. Они призывали идти по их примеру, но было время, когда над ними смеялись, говорили, что они сумасшедшие и не в себе».
Зеленцов даже читал лекции в университетах и спортивных центрах США, Италии, Англии, Франции, Германии, Польши, а позже – Кувейта и Арабских Эмиратов. Чтобы послушать Зеленцова, тренеры со всей Европы приезжали на сборы «Динамо». «В конце 70-х годов в Руйте (Германия) во время зимних сборов внимательным слушателем моих лекций был Франц Беккенбауэр, а итальянский тренер Энцо Беарзот сутками конспектировал и очень детально вникал во всю суть наших методик, – рассказывал Зеленцов. – Как нетрудно заметить, в 1982 году, когда сборная Италии стала чемпионом мира, манера игры подопечных Беарзота была аналогична динамовской. Выводы делайте сами».
Зеленцов не преувеличивает, то «Динамо» и сейчас уважают во всем мире, считая командой создававшей тренды. Да, в основном говорят о Лобановском, но он бы точно разделил комплименты с Базилевичем и Зеленцовым. «Команды Лобановского были футбольными машинами, которые нейтрализовали соперников физически и с помощью тактической дисциплины, – говорил Луис Арагонес. – Он был новатором. Я никогда не стыдился детально изучать его отчеты и перенимать его методы, но это было очень сложно. Как и сложно переоценить его вклад в развитие мирового футбола».
«Клуб мирового уровня, – восхищался Беккенбауэр. – Лобановский был человеком, сделавшим очень много для развития футбола, он опережал свое время, создал классные команды сначала в 70-80-х, а затем и в конце 90-х, после возвращения из ОАЭ и Кувейта. О Лобановском во всем мире говорят с почтением, так же, как и о «Динамо».
Конечно, всех этих восторгов не было бы без Зеленцова. И Лобановский это понимал еще в начале пути:
«Гонения, которым подвергаются новаторы, – тема для научного мира не новая. Рассматривая современную тренировку в трех аспектах – стратегическом, тактико-техническом и психофункциональном – и прекрасно осознавая, что задача управления игрой связана с новой научной дисциплиной – спортивной кибернетикой, – Анатолий Михайлович [Зеленцов] на себе ощутил, как болезненно трудно проложить дорогу этим новым идеям, реализовать их. Многие ученые, тренеры, футболисты к ним еще не готовы, и я убежден, что кандидат педагогических наук Зеленцов, занимаясь моделированием тренировок в футболе, вопросами управления игрой, опередил время».
И не собирался останавливаться. Зеленцов помогал тренерам «Динамо» до самой смерти в 2006-м. Ему было 72 года.
Согласованно с модератором.
Главный тренер лондонского «Арсенала» Микель Артета рассказал, что «канониры» ...
Генеральный директор махачкалинского «Динамо» Шамиль Газизов в комментарии для ...
Председатель правления санкт-петербургского «Зенита» Александр Медведев ...
Главный тренер махачкалинского «Динамо» Хасанби Биджиев в эфире МАТЧ ПРЕМЬЕР ...
Главный тренер и футболисты сборной России прочли стихотворение ко Дню Победы.
Главное о сопернике «Зенита» в 28-м туре Мир РПЛ.
37-летний арбитр из Азова назначен на игру с участием сине-бело-голубых в ...
«Зенит» дома обыграл ЦСКА в первом матче финала Пути РПЛ FONBET Кубка России — 2:0.
К итогам уик-энда.
Что в ЦСКА.
О матче "Зенит" - ЦСКА.
Армейцы в гостях сыграли вничью с "Ахматом" - 1:1.
Медведев ответил, где будет восстанавливаться Вендел перед уходом из «Зенита»
«Спартак» в нынешнем сезоне «Динамо» не по зубам. Как сложится воскресное дерби
Футболист "Зенита" Вендел пропустит остаток чемпионата России из-за травмы
Безбородов возвращается к судейству!
Газизов — о задачах «Динамо» Мх в РПЛ: Придется обыгрывать «Зенит»