Станислав Черчесов: "У Джордано Бруно не нашлось своего Мутко. Без него меня бы тоже сожгли на костре"

  • Эта статья в архиве

Главный тренер сборной России дал большое интервью, в котором подвел итоги выступления на ЧМ-2018






КАК СПОРТСМЕНЫ МЫ НЕ ДОВЕЛИ ДЕЛО ДО КОНЦА

– Как вы провели время после матча с Хорватией, с кем говорили в самолете Сочи – Москва? И еще: куда вы пропали сразу после серии пенальти? – спрашиваю Черчесова.

– Как обычно, ждал футболистов в раздевалке. Всегда так ухожу – только сейчас на это обратили внимание. И после Испании не видел, как они радовались, и сейчас не видел, как огорчились. Пришел первым, всех подождал, поблагодарил, обнял, пожал руки. И вышел – на флеш-интервью, пресс-конференцию: мы даже не успели встретиться с Дмитрием Медведевым, который в раздевалку приходил.

После игры мы глобально никогда ничего не обсуждаем. Чтобы о чем-то беседовать, надо успокоиться и прийти в согласие с самим собой. И убрать эмоции, потому руководствоваться ими даже во внутренних обсуждениях – неправильно.

Прилетели в Москву в четыре часа ночи. Выспался, с утра поплавал, как обычно, в бассейне. После завтрака начал делать в блокноте пометки, которые всегда приходят в голову на следующий день после матча. У меня ведь блокнот и ручка на тумбочке рядом с кроватью и ночью всегда лежат. Идея-то в любой момент может в голову прийти, и ее нельзя упустить...

Потом – собрание, на котором поблагодарил всех футболистов, тренерский и медицинский штаб, персонал сборной. Всех, кто был причастен к нашей работе, кто месяц безвылазно находился на базе в Новогорске. В ответ никто не выступал, это был непрерывный монолог, который закончился словами благодарности друг другу за проведенный турнир.

Сказал о том, что это было хорошее, интересное время. Пусть, в нашем понимании, мы и не довели дело до конца. Как спортсмены. Понятно: чемпионат мира стал большим моральным плюсом для всех. Но Кубок мира – один, и его возьмет другая команда, а не мы. Нацеливались же мы на максимальный результат.

– То есть в какой-то момент появилась вера, что можно пройти вообще весь путь до конца?!

– А мы нацеливались на это изначально. Как и на то, чтобы выиграть Кубок конфедераций. При этом два года подряд повторял: есть барьеры, которые надо преодолевать по мере поступления, а не кричать вслух о последнем. Мы и подготовку так вели. Можно, кстати, вообще сейчас интервью не давать, а поднять архивы из того, о чем говорили в течение этого времени. И никаких противоречий не найдете!

Мог ошибаться, заблуждаться, могли делать тренерским штабом какие-то неправильные вещи – но ни одним словом не слукавил. Мы последовательно делали свою работу. Ответы на все дали уже тогда – просто в то время все по-другому смотрели на нашу работу. Изменились не мы, а отношение к нам.

С 18 МАЯ НЕ ПОСМОТРЕЛ НИ ОДНОЙ ТЕЛЕПРОГРАММЫ И НИЧЕГО НЕ ЧИТАЛ

– Глядя на эту толпу на Воробьевых, вы осознали, что сделали за этот месяц со страной, которая в вас до ЧМ-2018 категорически не верила?

– Страна, думаю, все-таки верила. Только скрывала (улыбается). Другое дело, что с 18 мая я не смотрел ни одной телепрограммы, кроме некоторых политических. Но когда там переключились на футбол – тоже перестал смотреть. Ничего не читал. Вообще ничего. Поэтому когда мне кто-то о чем-то рассказывает – я не в курсе. И про эти "усы надежды" не знал, пока меня не начали спрашивать о них на пресс-конференциях. У нас должна была быть полная концентрация на работе. А для этого нужно было отсечь себя от всякой лишней информации.

И когда меня спрашивают, прощу ли кого-то, отвечаю: "Мне некого прощать, потому что ничего не читал". Разве что друзья присылали какой-то заголовок. Но относился спокойно. И теперь тем более возвращаться к этому не буду. Я не Господь Бог и не судья, чтобы кого-то судить. И не принимаю исповедь в церкви.

Теперь возвращаемся к нормальной жизни. Уже как-то говорил, что все время писал родным: "Как там на свободе?" Мы, тренерский штаб, были сконцентрированы на работе. А вот футболистам ничего не запрещали. Мы запрещаем только проигрывать! Все остальное – по-человечески.

Не знаю, общались ли вы уже с футболистами, но к слову о моей "жестокости". К игрокам почти каждый вечер (это заканчивалось только за два дня до матча и вплоть до игры) в оговоренное время на базу приезжали семьи, дети, родители, друзья. После некоторых матчей даже отпускали игроков по домам на ночь. Мы это не афишировали, но делали. Не боясь, что произойдет что-то не то. Как видите, ничего не случилось.

Мы много времени провели вместе, и мотивационный момент на таких турнирах решает очень многое. Слава богу, этот чемпионат мира мы проводили дома, и с тренерским штабом постоянно обсуждали, как поступить, чтобы максимально поддерживать градус этой мотивации. Пытались по капельке собрать все, что сделает нас сильнее. Ведь когда у игроков есть возможность перевести дух и пообщаться с родными, они потом выходят на тренировки, не говоря об играх, вдвойне сконцентрированными.

– (Указывает на горку папок.) Вот в этих папках есть все, что и как делали мои предшественники. Все было перелопачено, проанализировано – в том числе и подготовительные периоды. Мы живем не в безвоздушном пространстве, есть и иностранные коллеги, с которыми обсуждаешь нюансы, а не только кто забил и отдал. На первый план в футболе сейчас выходит то, как ты управляешь коллективом.

– Коллектив сложился сумасшедший, все друг за друга готовы были умирать. Каков ваш рецепт его создания – чтобы запасные чувствовали себя не запасными, а частью целого?

– Ваши коллеги часто нас критиковали, почему в сборной нет того или иного игрока. Теперь могу ответить: вот для того, чтобы сейчас мне был задан такой вопрос. И вот что еще очень важно. У Джордано Бруно когда-то не нашлось своего Мутко. Не знаю, что творилось за моей спиной, но когда после ряда контрольных матчей все были в гневе от игры и результатов сборной, он остался спокоен, верил в нас, и мы продолжали работу. Не будь этого – меня бы тоже, наверное, сожгли на костре.

– Обижаетесь сейчас на то общественное неверие?

– Нет. Есть вещи, которые кто-то не понимал. Относился и отношусь к этому спокойно, поскольку всего рассказывать не могу, но сами мы знаем, что и почему делали. В конце концов, наша задача – отвечать не словами, а делами. Нашей задачей было показать, на что способна сборная именно в ходе чемпионата мира.

– Вы что-то меняли в ваших изначальных планах, отталкиваясь от увиденного?

– (Показывает доску с планом на каждый день подготовки и проведения чемпионата мира.) Направление менять нельзя. Когда ты идешь в поход, то можешь в зависимости от состояния остановиться на привал, но не будешь менять направление. Тренерский и медицинский штаб постоянно докладывали нам о состоянии каждого игрока, и с точки зрения "привалов" мы из этого исходили.

Все футболисты и тогда, и на самом турнире выполняли все, что от них требуется. Тем не менее корректировки нередко случались и по ходу тренировок, причем футболисты этого даже не замечали. Но если на бумаге все гениально, а на практике – не идет, надо что-то менять. Нельзя, чтобы полтора часа все без пользы для дела мучились, и я в том числе. И такие перемены происходили чуть ли не через день. Состояние игроков надо чувствовать и улавливать каждую секунду! Иногда какой-то нюанс Мирослав подскажет, иной раз – Гинтарас, Владимир или Паулино (Ромащенко, Стауче, Паников, Гранеро. – Прим.). И мы действовали чуть-чуть иначе. Хотя 80 процентов запланированной работы выполнялось в любом случае.

Но дальше нельзя будет работать точно по тому плану, который я вам показал. Это уже не пройдет. Надо чувствовать, что происходит здесь и сейчас, а не слепо следовать каким-то старым лекалам. Даже если они и оказались успешными.


ПОНРАВИТЬСЯ ПУБЛИКЕ В МАТЧЕ С АВСТРИЕЙ ОЗНАЧАЛО ПРЕДАТЬ

– Многие люди со стороны были в панике после контрольных матчей с Австрией и Турцией с одним ударом в створ. Сами вы после них ни на секунду не усомнились, что все идет по плану? Ведь в прошлом году последние игры перед Кубком конфедераций с Венгрией и Чили были намного содержательнее.

– Мы делали поправки с учетом Кубка конфедераций. Чем он закончился?

– Невыходом из группы.

– Вот! Это и называется – опыт. Тогда я сказал, что на Кубке конфедераций мы не делали ошибок, а совершали просчеты. Просчет – это то, чего ты не знал и просчитался. А вот если ты повторяешь то же самое второй раз – это ошибка. Поэтому не нужно говорить, что слова "ошибка" в собственный адрес нет в моем лексиконе. Просто нужно изъясняться точно. Мы сделали выводы – и на чемпионате мира произошел шаг вперед. Но и его надо проанализировать – и к чему-то прийти. И еще на один просчет станет меньше.

Да, с Венгрией и Чили мы были лучше, чем с Австрией и Турцией. Потому что сделали по сравнению с прошлым годом определенную коррекцию работы. Более того, честно скажу: думал, с австрийцами будет еще хуже. Есть фазы подготовки.

– С Владимиром Паниковым не может быть паники? О вашем тренере по физподготовке, по-моему, говорят меньше, чем он того заслуживает. Команда пробежала больше всех на чемпионате мира. О Раймонде Верхейене в 2008 году говорили раз в сто больше.

– Если бы не было какой-то обязательной программы для прессы, мы бы спокойно работали безо всяких интервью и стремления попадать на экраны и в заголовки. Это касается всего нашего штаба. Но есть обязательные вещи. Мы должны объяснять болельщикам, что делаем, чтобы они понимали, за кого болеют.

Работа Паникова и Гранеро говорит сама за себя. Она видна по тому, как игроки бегут, какую выносливость показывают. Все это увидели и в ходе самого турнира.

*************************

– А реалистично удерживать одинаковый уровень готовности на протяжении всего турнира такого масштаба?

– Вы же сами все видели. Если бы мы были принципиально по-разному готовы к Саудовской Аравии и к Испании с Хорватией, то по 120 минут в плей-офф так не отыграли бы.


ДЗЮБА САМ ПОДБЕЖАЛ ВО ВРЕМЯ МАТЧА С ХОРВАТИЕЙ: "Я НА ПРЕДЕЛЕ"

– Вообще, интересная закономерность: на турнире важнейшие роли играли во многом футболисты, которые либо вообще не были задействованы у вас до ЧМ-2018, либо крайне лимитированно. Дзюба, Черышев, Игнашевич, Мариу Фернандес…

– ...Газинский. Мы все говорили, что в сборную двери открыты. Другое дело, что, когда выпадают три футболиста, ты смотришь на команду и понимаешь: рядом с ними были более эффективны одни, с теми, кто есть сейчас – другие. Значит, надо смотреть на вещи по-другому. Мы не можем замыкаться на том, что было. Тем более знаем, против кого играем.

Эту схему с четырьмя защитниками мы начали-то наигрывать давно. На тренировках, в отрезках контрольных матчей. Поскольку знали, что играем с Саудовской Аравией. В конце концов, и бельгийцы играют в три центральных защитника, но там футболисты с другими характеристиками. У нас идти в атаку при схеме в три защитника получалось меньше.

Чемпионат мира проходит в определенные сроки. И играли те, кто проявлял себя именно в этот период. Просто быть хорошим – одно, а надо быть хорошим с 14 июня по 15 июля.

– Довольно неожиданно для многих на стартовый матч вышел Газинский, ставший автором первого гола ЧМ. Почему поставили его, а не Кузяева?

– Вы сами до начала сборов говорили о "волшебном треугольнике" – Зобнин – Кузяев – Головин. К концу турнира они вместе и заиграли. Сразу ничего не бывает. Вначале у тройки не шло: Кузяев из-за прежних травм не мог прийти в то состояние, в котором был раньше. Требовалось время, чтобы привести его в хорошее состояние. И то он, по моему мнению, не достиг своего пика.

А Газинский, наоборот, в нужное время был в порядке. У каждого свой психотип, и с учетом первой игры была очень важна уравновешенность. К тому же Юрий знает эту модель, и он комфортно себя чувствовал. От этого и исходили.

– На то, что он перестал быть игроком стартового состава, повлиял небрежный пас назад Кутепову, который перехватил Суарес, – и родился первый гол Уругвая?

– Нет. Задаю вопрос – когда Газинский играл в три центральных защитника?

– "Краснодар" так не действовал никогда.

– Вот вам и ответ. Вы делаете вывод из ошибки, а мы – из схемы. К тому же это нормальная ситуация, когда один футболист набирает форму по ходу турнира, другой ее чуть теряет. Кто лучше сыграет против Модрича по своим характеристикам – Кузяев или Газинский?

– Думаю, более быстрый и резкий Кузяев.

– Кузяев и играл. А когда стал нужен Газинский – он вышел.

– И сыграл здорово. Правда ли, что на сборе в Нойштифте Черышев далеко не сразу выиграл конкуренцию у Александра Ташаева?

– Оба работали на ура. Ташаев тоже себя показал, и теперь мы точно знаем, какой у него потенциал. И ему, и Чалову мы дали возможность себя проявить. Но Черышев показал, что лучше готов к этому турниру. Он левоногий, нацелен на ворота, обладает определенным опытом. И проявлял себя в тренировочном процессе, хотя приехал недостаточно готовым. Сказал Денису такую фразу: "У меня есть сомнения, что ты вообще когда-либо в жизни был на своем пике". Но мы же видим состояние – как он прибавлял.

Мы, кстати, переживали – почему его иногда и меняли, – что он в этом сезоне сыграл всего пару матчей по 90 минут. Гранеро и Паников мониторили состояние футболистов, и мы всегда знали, какой футболист на что готов. И на таком уровне провести столько матчей подряд – это чревато травмой. Мы могли потерять игрока, если бы использовали его сверх меры. Кстати, скорость у него есть, а вот в плане скоростной выносливости есть над чем поработать. Он может стать еще сильнее! Те же хорваты во втором тайме начали оказывать давление, мы поменяли обоих крайних полузащитников – и давление спало.

– Черышев стал недорабатывать в обороне?

– У Хорватии хорошо работают фланги, причем как полузащитники, так и защитники. Хочешь – не хочешь, но люди "наедаются". Надо вовремя реагировать. Он забил гол, отдал много сил. И когда видишь, что в простых ситуациях принимаются не такие решения, как в свежем состоянии, – значит, время замен уже подошло.

Если есть возможность поменять футболиста вовремя, зачем ждать лишние пять минут? Не дай бог недобежит один раз… И мы не ждали. Потому что вспомните контрольный матч с Бразилией: только мы хотим кого-то поменять, игрок на бровке стоит, – нам забивают. Надо опережать возможные голы в наши ворота, делать замены до них, а не после! Хотя иногда со стороны может казаться иначе.

– Казалось. Например, с заменой Дзюбы в матче с Хорватией.

– Артем сам подбежал ко мне и сказал: "Знайте, что я уже на пределе". И с испанцами была та же тенденция. А там, один-два раза не перекрыв Бускетса, можно было получить гол. Почему мы заменили Дзюбу, который вроде бы многое команде давал? Потому что, если Бускетс открыт, то примет мяч, отдаст вразрез – и все. А если закрыт – испанцы продолжают перепасовывать мяч, и мы успеваем перестроиться.

Центральные защитники сборной Испании играли уже гораздо ближе к нашим воротам, чем до перерыва, и отработавшему полтора тайма Дзюбе бежать туда уже было тяжелее, нежели Смолову. Мы играли глубже в обороне, и нам нужен был более свежий и скоростной нападающий.

Черышева тоже не поставили, потому что предполагали, что у них Начо выйдет – оборонительный игрок. А мы Черышева придержали, и вышло так, что Начо был не нужен им в этой игре. Черышев же вышел под Карвахаля, который в обороне хуже играет. Это игра нюансов.

– То есть Смолову намного важнее было играть по Бускетсу, чем непосредственно атаковать?

– И Дзюбе тоже. Но в первом таме мы играли выше, ближе к чужим воротам. А во втором тайме ситуация изменилась. Мы всегда изучаем наших соперников и из этого исходим.




********

Читайте также:
0 / 0
1454 21
Футбольные новости
51 1

СМИ: Тони Кроос может завершить карьеру после Евро‑2024

Полузащитник мадридского «Реала» и сборной Германии Тони Кроос раздумывает о ...

212 0

Сергей Веденеев: На тренерском мостике «Зенита» не выдержали нервы

Ничью в Воронеже прокомментировал чемпион СССР, главный тренер футбольной школы ...

130 0

Терёхин объяснил, почему «Зенит» теряет много очков

Футбольный эксперт Олег Терёхин поделился мнением о гонке лидеров, которая ...

368 6

«Зенит» — ЦСКА. Прогноз и ставка на матч РПЛ

«Зенит» — ЦСКА Прогноз на матч 28 тура Российской Премьер лиги 11 мая 2024 года с ...

102 1

«Будем смотреть, есть ли смысл рисковать». Агент — о шансах Головина восстановиться и выйти на поле до конца сезона

Агент полузащитника «Монако» Александра Головина Александр Клюев допустил, что ...

348 2

В "Ростове" подтвердили, что Песьяков покинет клуб

«Ростов» будет искать замену голкиперу Сергею Песьякову, который отказался ...

494 29

«Игра с ЦСКА будет решающей для «Зенита». В случае победы этот матч станет позолоченным» — Черданцев

Комментатор «Матч ТВ» Георгий Черданцев считает, что матч 28‑го тура МИР РПЛ с ЦСКА ...

Голосование

Так какая же команда станет чемпионом России?

«Зенит»
37.1%
«Динамо»
40.4%
«Краснодар»
2.6%
Очень сложно сказать
19.9%
Популярное
13905 554

Нужны люди, которые вылечат ЦСКА от болезни последних минут

Армейцы отдали очередную победу, пропустив в добавленное время.

2998 314

"Зенит" упустил победу над "Факелом", но стал единоличным лидером РПЛ

В Воронеже завершился матч 27-го тура Мир Российской Премьер-лиги между местным ...

4067 298

«Зенит» остается в желтой майке лидера, но…

Постскриптум к матчу «Факел» - «Зенит».

5622 255

"Краснодар" проиграл "Ахмату" и упустил шанс занять первое место в таблице

В Краснодаре завершился матч 27-го тура Мир РПЛ - "Краснодар" принимал "Ахмат" и ...

4262 224

О ситуации в «Зените»

За три тура до финиша.

Сейчас обсуждают