Чемпион СССР 1969 года в составе «Спартака» Александр Гребнев работал водителем автобазы, сделал карьеру в торговле, а потом поехал на ЧМ-1994 в качестве администратора сборной России и стал тренером юношеских команд страны.
Об этом и о многом другом он рассказал в интервью.
Вот уже 20 лет Александр Сергеевич живет с супругой в деревне Насоново, в 17 километрах от подмосковного Дмитрова. У них большой дом на участке в пятьдесят соток с прудом, где водятся огромные карпы, которые, по словам хозяев, настолько хитры, что отказываются заглатывать наживку.
— Раньше на участке футбольное поле было 40 на 20, вся деревня на нем мяч гоняла, — рассказывает Гребнев. — Зимой на замерзшем пруду в хоккей играли. Но старшему сыну уже 53 года, младшему в декабре будет 48. А еще у нас три внука разных возрастов: от двух до 28 лет.
***
Язык мой — враг мой
— Как вы оказались в «Спартаке»?
— Отца я не знал — он умер, когда мне был год и девять месяцев. Мать работала, так что во многом я был предоставлен сам себе. Много играл в футбол — во дворе и на стадиончике рядом с домом, на Ткацкой улице. Это в районе станции метро «Сталинская» — ныне «Семеновская».
Однажды сам собрался и поехал в ФШМ, где тогда работал Константин Иванович Бесков. Он меня взял и стал моим первым тренером. Мне почему-то хотелось быть вратарем. Но однажды выбил руку и перестал ходить на тренировки.
Потом оказался в команде стадиона Юных пионеров. Причем играл за ребят 1945 года рождения, то есть на два года старше меня. Кстати, вместе с Сашей Мартынюком (двукратный чемпион мира по хоккею, выступавший за «Спартак» в тройке с Александром Якушевым и Владимиром Шадриным).
На зимнем первенстве в Лужниках СЮП встретился со сборной Москвы, с которой работал спартаковский тренер Михаил Александрович Васильев. Он обратил на меня внимание и пригласил в сборную города, а через некоторое время позвал в «Спартак». СЮП не отпускал, но в конце концов договорились, и я стал тренироваться на Ширяевке.
— Вы ведь тогда были полузащитником?
— По юношам играл только в средней линии. В том числе в юношеской сборной СССР, которая выиграла в 1966 году первенство Европы U-18 (финальный матч с Италией завершился со счетом 0:0, и победителями были провозглашены обе команды). Защитником же стал уже во взрослой команде «Спартака», когда в 1967 году Никита Павлович Симонян отчислил ветеранов — Алексея Корнеева и Валерия Дикарева.
— Нарушали режим?
— Да. Старая гвардия в те времена этим грешила. В «Динамо» зажигали Игорь Численко, Виктор Аничкин, Виктор Маслов. Могли после игры полететь в Сочи на три ночи. Так же и другие поступали. Тот же Валерий Воронин. Не хочу сказать, что все футболисты были пьяницами, но лишнее себе позволяли. Зато потом приходили на тренировку и работали так, что молодые не знали, куда бежать.
***
— Словом, новички вас вытеснили?
— Я бы так не сказал. Главное — с Симоняном испортил отношения. Язык мой — враг мой. Не раз в этом убеждался, но все равно говорил то, что думал.
— У вас были претензии к Никите Павловичу?
— Как раз нет. Весь сезон отыграл, серебряным призером стал. По окончании сезона поехали в Италию, и, кажется, когда отмечали Новый год, я рубанул правду-матку. То не так, это не так. По составу прошелся: вы этого игрока в состав включаете, а он не лучше других.
Месть Бескова
— Приятелей защищали?
— Может быть. То же самое у меня в 71-м в «Динамо» произошло. Бесков хотел руками молодых убрать из команды Маслова с Аничкиным и меня к своему плану подключил. А я был с этими игроками в хороших отношениях и воспротивился. Константин Иванович, когда в конце года меня отчислял, сказал моей жене: «По игре у меня претензий нет, но когда Саша станет тренером, поймет: надо тренироваться, играть и помалкивать».
Бесков не любил, когда ему перечили. Ему надо было нарушителей режима убрать, а тут вдруг встает Гребнев и заявляет: «Да как можно ведущих игроков?! Они же в порядке».
— Правда, что Бесков вам впоследствии мстил?
— Видимо, да. Из «Динамо» мы втроем — Володя Штапов, Коля Антоневич и я — перешли в «Торпедо». Провели сборы, в марте я даже гол забил в кубковом матче «Днепру». И вдруг уже где-то в мае всем троим предложили уйти. Позже донесли: якобы Бесков шепнул Валентину Козьмичу Иванову, что мы, будучи в «Динамо», продавали игры. С какой стати? Тем более, что мы были молодыми игроками, а не авторитетными ветеранами.
***
Роковые бутсы и тренер в шлепанцах
— В знаменитом «Письме 14-ти» одна из претензий со стороны футболистов касалась неудовлетворительного, по их мнению, материально-технического обеспечения сборной. Что по прошествии многих лет об этом думаете?
— Тогда РФС заключил контракт с Reebok. Да, качество продукции, пожалуй, уступало другим фирмам, было попроще, но недостатка ни в чем не было. Склад в Лужниках буквально завалили барахлом. Уже во время чемпионата мира ребята часто заходили ко мне в номер: «Сергеич, маечку дай, а то мне из стирки не вернули». — «Да забирай!» Никому не отказывал.
Другое дело, что некоторые футболисты хотели играть в своих бутсах (у части игроков были индивидуальные контракты с фирмами-экипировщиками), Reebok же требовала, чтобы они выходили на поле в ее продукции.
Через эти бутсы и я пострадал. Хотя, если разобраться, опять язык подвел.
После чемпионата мира Павла Садырина сняли, главным тренером сборной назначили Олега Романцева. На его тренировку в Новогорск приехали Вячеслав Иванович Колосков и Тукманов. Вдруг Колосков задает мне вопрос:
— Александр Сергеевич, а почему у нас игрок не в «Рибоке»?
— Я всем раздал по две пары бутс, — отвечаю. — А кто в чем выходит, не мне следить. Для этого есть тренер.
Романцев услышал и говорит: «Что это за бутсы? В них вообще никто не играет!»
И тут я встрял.
— Знаете, на чемпионате мира половина бразильской сборной играла в «Рибоке» и стала чемпионом.
— Когда ты научишься играть как бразилец, тогда и будешь говорить!
— Я свое уже отыграл, как бразилец.
После такой беседы меня отстранили от сборной. Причем узнал об этом уже на вокзале, куда приехал с сумками к поезду на Питер, где предстоял товарищеский матч. «Александр, а ты не едешь. Романцев тебя отцепил», — сообщил массажист Олег Соколов. И я пошел домой. На этом моя работа в национальной сборной закончилась.
***
Бывший футболист ЦСКА Александр Гришин в эфире «Матч ТВ» заявил, что Матвей Кисляк, ...
Бывший футболист ЦСКА Александр Гришин в эфире «Матч ТВ» назвал лучших ...
Генеральный директор «Спартака» Сергей Некрасов заявил, что московский ...
Генеральный директор московского «Спартака» Сергей Некрасов заявил, что не ...
Бывший главный тренер московского футбольного клуба «Спартак» Деян Станкович ...
Вратарь «Динамо» Андрей Лунев в беседе с «РБ Спорт» после матча 18-го тура РПЛ со ...
Бывший президент «Спартака» Юрий Первак в беседе с Vprognoze.ru высказался о симуляциях ...
Завершился матч 18-го тура Мир РПЛ между "Краснодаром" и ЦСКА.
Введение лимита на иностранцев в тренерских штабах российских футбольных клубов ...
Спортивный директор ЦСКА Евгений Шевелев прокомментировал ситуацию с ...
В Санкт-Петербурге завершился матч 17-го тура Мир Российской Премьер-лиги между ...
Генеральный директор ЦСКА Роман Бабаев в разговоре с «СЭ» ответил на вопрос о ...
Гендиректор «Спартака» Некрасов: «Была информация, что мы не рассматриваем русских тренеров. Это не так»
Гришин назвал Облякова и Кисляка лучшими футболистами ЦСКА в сезоне
РБ Спорт: Ролан Гусев — один из основных кандидатов на пост главного тренера «Динамо». Кандидатуры Тедеева и Талалаева не рассматривают