Знаменитый российский футболист рассказывает в интервью об английском футболе, стрессоустойчивости и планах на будущее.
В 2008 году Аршавин привел сборную Россию к бронзовым наградам чемпионата Европы и попал в символическую сборную турнира, в 2009-м сделал «покер» на Anfield в ворота «Ливерпуля», а в 2015 году оказался в алматинском «Кайрате».
- Вы около двух лет в «Кайрате». Как вам местный футбол?
- Футбольная инфраструктура в Казахстане довольно сильно хромает. Очевидно, что она требует обновления и развития. База «Кайрата», конечно, соответствует высочайшему уровню, и, думаю, она вошла бы в пятерку лучших инфраструктурных спортивных объектов в России. Но в других городах ситуация, мягко говоря, иная.
Между Россией и Англией в смысле футбола – пропасть. По антуражу, по освещению матчей, по самому уровню футбола. Чемпионат Казахстана же серьезно уступает даже чемпионату России.
- Как вам уровень легионеров в чемпионате Казахстана?
- В большинстве своем в Казахстан приезжают возрастные легионеры, в которых команды заинтересованы на 1-2 сезона. После этого они уезжают доигрывать домой – то же самое, скорее всего, произойдет и со мной. Но есть и другие примеры. Максимович приехал молодым, сейчас играет в «Валенсии». Каньяс уехал в кипрскую команду. Многие говорят о Твумаси, Кабананге. На судьбу молодых и одаренных легионеров влияют удачные выступления в еврокубках, где они на виду. Легионеры менее привязаны, чем местные футболисты, и рассматривают всерьез все поступающие предложения.
- Как началась ваша история с «Кайратом»?
- Никакой романтики или закрученного сюжета. Все прозаично, как и бывает в профессиональном футболе. Я только расторг контракт с «Кубанью», и в один из дней мне позвонил Александр Генрихович Бородюк, на тот момент тренер «Кайрата». Предложил мне приехать, и я согласился. Я не скажу, что у меня тогда были конкретные предложения от богатейших лиг мира, но обращались агенты, которые предлагали «двинуть» меня на рынок чемпионатов ОАЭ и Китая. Но мне не хотелось ехать куда-то, где не говорят по-русски, где совсем другая культура, уклад жизни. Я был в таком возрасте, что понимал: проект не будет долгосрочным, и пока я привыкал бы к их образу жизни, мне уже пришлось бы ехать обратно. Поэтому я даже не рассматривал подобные страны в качестве альтернативы. И по деньгам тоже не говорил.
Да и, честно говоря, после Англии я не хотел ехать никуда – ни в Америку, ни в Европу – я хотел вернуться на родину и закончить карьеру игрока в России.
- Так не нравилось в Англии?
- Быт в Англии поначалу меня просто выбивал из колеи. Привыкнуть к нему было невероятно сложно. Парковаться – в строго определенных местах. Врача вызвать, платить за счета – все по-иному, сложнее, больше заморочек, что ли. Меня, например, поразило: люди за полгода договаривались о том, чтобы сходить в театр. Меня это убивало. Но потом я сам так делал: месяца за три бронировал билеты и договаривался с кем-то, чтобы сходить куда-то. Понимаете, там все размеренней, люди могут заранее планировать свою жизнь. Я не говорю о том, хорошо это или плохо, просто это очень непохоже на жизнь в России.
- К английскому футболу тоже было трудно привыкнуть?
- Я бы не сказал, что передо мной ставили какие-то неразрешимые задачи – футбол везде футбол. Естественно, английский более атлетичен и требует более быстрого принятия решений. Система тренировок при этом очень похожа, до Арсена Венгера я работал с чехами, голландцами – тренерами высочайшего класса. Да взять хотя бы Гуса Хиддинка.
- Почему же тогда вы потеряли место в составе «Арсенала», а параллельно с вами так по большому счету не заиграли лидеры «бронзовой» сборной Роман Павлюченко в «Тоттенхэме» и Юрий Жирков в «Челси»?
- На каждом отрезке времени мы все-таки успели поиграть – и я, и Рома, и Юра. Юра даже успел стать чемпионом Англии. Просто мы уехали на Туманный Альбион не молодыми, а, по моему мнению, в Европу нужно уезжать как можно раньше. Что же касается лично меня, то, по моим ощущениям, прямые конкуренты за место в составе стали играть все сильнее и сильнее, и в какой-то момент Венгер решил сделать ставку на них.
Тем более, я не был на пике карьерной формы ни в Англии, ни даже на чемпионате Европы в 2008 году. Свой лучший футбол я показывал в 2005 году.
- Почему вы не уехали раньше? Слишком поздно выстрелила сборная и на вас только тогда обратили внимание?
- Думаю, «Зениту» наверняка поступали какие-то предложения, но до меня информация не доводилась. Подозреваю, клубу это было просто невыгодно, ведь даже в «Арсенал» меня отпустили без особой радости.
- Почему ни тогда, когда вы выступали в Лондоне, ни сейчас «Арсенал» не может выиграть большой трофей?
- Начиная с периода тех самых «Непобедимых» (в сезоне 2003-2004 «Арсенал» победил в чемпионате Англии, не проиграв ни одного матча), ситуация в английском футболе поменялась просто кардинально. Конкуренция стала высочайшей, и именно поэтому Премьер-лига считается самой крутой футбольной лигой Европы. Раньше конкуренция в Англии сводилась к соперничеству «Манчестер Юнайтед» и «Арсенала», в котором царили французы, бывшие на тот момент чемпионами мира и Европы – Анри, Виейра, Пирес, но, начиная с середины нулевых, невероятно усилились «Челси», «Манчестер Сити», «Ливерпуль» и «Тоттенхэм». Эти три клуба стабильно конкурируют за чемпионство, плюс иногда появляются «темные» лошадки вроде «Суонси», «Эвертона» или «Лестера». Это на самом деле жесточайшая конкуренция.
- Сильнейший игрок, с которым вам приходилось играть в одной команде?
- Наиболее сильное впечатление в «Арсенале» на меня произвел Сеск Фабрегас (в 2009 году Фабрегасу был 21 год). Думаю, это самый сильный игрок, с которым я когда-либо играл. Он практически никогда не терял мяч, в любой ситуации, под любым давлением умел принять верное решение. Несмотря на то что Сеск никогда не обладал выдающейся скоростью, хотя я считаю, что у него достаточно высокая скорость для его позиции, он везде успевал, дирижировал в столь молодом возрасте игрой команды. Кроме того, он мне очень близок по духу – «игровой» футболист, никогда не тянет одеяло на себя. Он делал на поле то, что делал бы я, находясь на его месте.
Также футболистами очень высокого уровня в том «Арсенале» являлись Самир Насри и Робин ван Перси.
- Что вы думаете насчет «континентальности» современного английского футбола?
- В английском футболе, как и в футболе вообще, произошел процесс глобализации, именно поэтому пришли тренеры с континента и клубы играют в столь разный футбол. Антонио Конте со своей итальянской тактической мыслью творит в «Челси», «Сити» под управлением Гвардиолы играет, как «Барселона», хотя недавно это казалось нереальным в условиях специфического английского чемпионата. Но есть команды, которые до сих пор играют в чисто английский футбол – например, «Бернли» или «Вест Хэм». В итоге, думаю, все зависит от финансовых возможностей клубов и, соответственно, от уровня исполнителей, которых клубы могут себе позволить. Но классический британский футбол все еще распространен и популярен в Англии.
По уровню демонстрируемой игры сильнейшим клубом Англии на сегодня является «Манчестер Сити». Но вся шестерка примерно близка по уровню. Это клубы-империи, имеющие большие стадионы, историю, традиции, большие финансовые возможности.
- Сколько вы еще планируете играть?
- Когда я шел в «Кайрат», я говорил, что любой матч может стать последним в моей карьере. Я не хочу загадывать, хотелось бы доиграть хотя бы будущий сезон. А дальше – как позволит здоровье. Я никогда не думал, что доиграю до 35 лет, а мне скоро 37. Это тот возраст, когда нужно серьезно подумать о завершении карьеры, сделать выбор в пользу семьи. Но пока здоровья для чемпионата Казахстана хватает.
Я хотел бы остаться в футболе, но пока на тренерскую лицензию не учусь.
- Ходили слухи, что вы пытались «привезти» в «Кайрат» Александра Кержакова.
- Я думаю, Кержаков усилил бы «Кайрат», но, к сожалению, не сложилось.
- Долго ли вы привыкали к Алматы?
- Конечно, нет. Юридически я нахожусь в другом государстве, но по ощущениям, нахожусь в России. Я полгода играл в Краснодаре – он очень похож на Алматы. Абсолютно «свой» уклад жизни и образ мышления.
Кухня тоже есть всякая, но я ем то, к чему привык. Я ем казы, очень люблю плов. Но мне кажется, в Алматы нет ресторанов, где готовят хороший плов.
- Имеете ли вы право заключать рекламные контракты «в обход» клуба?
- Все рекламные права, образ и т.д. принадлежат «Кайрату». Подобная практика распространена по всему миру. Лишь единицы имеют личные контракты с большими фирмами. В «Кайрате» я работаю чисто за зарплату и занимаюсь исключительно футболом. Мой заработок в Алматы сопоставим с теми деньгами, что я получал в Краснодаре. Мне хватает на все.
- Есть мнение, что футболисты с постсоветского пространства и из Африки, заработав денег, бестолково их тратят. Сделали ли вы какие-то вложения за долгую карьеру?
- Я на разных этапах вкладывался в различные проекты, но в данный момент у меня новых проектов нет. Насчет вложенных денег ничего не могу сказать конкретно, поскольку давно не общался со своим компаньоном. В Казахстане открывать бизнес пока тоже не планирую.
- Как стрессы вне футбола влияют на карьеру?
- Еще в дубле «Зенита» тренер Лев Бурчалкин мне сказал: людей не интересует, что у тебя болит или кто у тебя умер. Ты должен показывать свой лучший футбол. Также и меня в театре ведь не волнует, в каком эмоциональном состоянии актеры – я хочу увидеть удачное представление. Поэтому я, выходя на поле, стараюсь не показывать, если у меня есть проблемы вне футбольного поля. Конечно, это влияет, но нужно бороться со стрессами.
Профессиональный спорт – это постоянный стресс, поэтому спортсмены высокого уровня, все без исключения, стрессоустойчивы. Иначе бы их просто не было в большом спорте. Это же касается и критики со стороны прессы. Это самое последнее, что наложило на меня отпечаток. Критика, пусть даже временами несправедливая, должна быть.
Бразильский защитник Ренан Лоди, имеющий опыт выступления за сборную страны, ...
Защитник ЦСКА Милан Гайич заявил, что неумышленно ударил соперника в матче ...
Главный тренер ЦСКА Фабио Челестини заявил «Матч ТВ», что московская команда ...
Подводим итоги восьмого тура командного турнира по РПЛ в Конкурсе Прогнозов на ...
Армейцы вдевятером уступили в Ростове-на-Дону.
«Ростов» одолел московский ЦСКА (1:0) в матче 8-го тура Мир Российской Премьер-Лиги, ...
Полузащитник и капитан «Ростова» Константин Кучаев признан лучшим игроком матча ...
Наступил последний день летнего трансферного окна.
Защитник ЦСКА Данил Круговой поделился своим мнением о том, что его бывший партнёр ...
Постскриптум к матчу "Балтика" - "Зенит".
В Ростове-на-Дону завершился матч 8-го тура Мир РПЛ.
Сегодня армейцы выезжают в гости к "Ростову".
Гайич — об удалении в матче с ЦСКА: «Движение было по инерции, я сделал это неумышленно»
Не всё получилось у "Зенита" в Калининграде
Челестини: «Теперь ЦСКА знает, что делать не нужно. Мы видели очень мало футбола и много ошибок»
«Ростов» прервал серию ЦСКА без поражений в РПЛ из 21 матча
Почему ЦСКА впервые проиграл в РПЛ при Челестини