Пока Россия следила в таблице коэффициентов за Францией и Португалией, неподалеку появились новые неожиданные соперники.
Например, в последние годы для наших клубов непобедимыми стали австрийцы. ЦСКА не смог выиграть у «Вольфсберга», «Локомотив» – у «Зальцбурга», «Спартак» проиграл оба матча «Рапиду» два года назад.
Это уже не выглядит как цепочка мелких случайностей, а похоже на тенденцию – суммарный отрыв от австрийской Бундеслиги уже не такой большой, а в этом сезоне она и вовсе может опередить РПЛ. Достаточно, чтобы «Вольфсберг» и «Зальцбург» в плей-офф Лиги Европы выступили лучше «Краснодара».
Как это получилось? Если узнать, как меняется чемпионат Австрии и что там делают для развития, удивления будет чуть меньше. Поэтому изучим историю его трансформации.
***
Все изменилось 15 лет назад, когда в чемпионат пришли деньги от «Ред Булла»
«У «Зальцбурга» не всегда все было так хорошо, как сейчас, – объясняет Александер Губер. – В первые годы у клуба не было такого бюджета и философии. Все это появилось позже при Ральфе Рангнике. Именно он привил фирменный стиль с высокой скоростью передач и агрессивным прессингом. А Жерар Улье привозил в клуб талантливых франкоговорящих игроков: например, Мане, Кейта и Упамекано».
Преобразившись, «Ред Булл» повлиял на лигу: его новаторский стиль потом переняли ЛАСК и «Вольфсберг», за счет чего с небольшим бюджетом (14,5 и 10 млн евро) шумят в еврокубках, а маленькие австрийские клубы подбирают игроков из академии или фарм-клуба «Зальцбурга».
Еще один очевидно положительный эффект – успехи в Европе. Именно за счет «Зальцбурга» Австрия собирает большую часть очков в таблице коэффициентов – и увеличила количество команд в еврокубках с четырех до пяти (а это – и дополнительные деньги, и стимулы для развития игроков).
Но во внутреннем чемпионате все, наоборот, испортилось.
«Зальцбург» стал слишком силен – и в Австрии изменили формат чемпионата, чтобы стимулировать конкуренцию
Из-за предопределенности результатов еще до начала сезона в Австрии стали меньше ходить на футбол.
Лига оказалась в очень непростом положении. С одной стороны – есть суперклуб, который повышает международную ценность чемпионата, с другой – необходимо что-то делать внутри страны, чтобы возродилась конкуренция и не потухли рейтинги. Для этого придумали два регулирующих механизма: ввели новый формат чемпионата и уникальный лимит на легионеров.
В 2018-м чемпионат расширили до 12 команд. Два круга они проводят в старом режиме, а потом очки, полученные в первой части чемпионата, делятся пополам – чтобы сократились отрывы и обострилась борьба. Клубы разбивают на шестерки. Первая борется за чемпионство, 4 места в еврокубках и место в плей-офф за последнюю путевку в Лигу Европы. Вторая шестерка – за еще два места в плей-офф за ЛЕ и спасение от вылета. Так проводят еще два круга. Итого – 32 матча, больше борьбы и интриги (еще раз: команда из второй шестерки может выбиться в еврокубки).
Телеправа в Австрии почти в два раза больше, чем в России. Все матчи на платном ТВ, но рейтинги растут
После реформы посещаемость не выросла и осталась на отметке в 6,5 тысячи. Но на самом деле это большое достижение, потому что в чемпионат зашли новички «Хартберг» и «Тироль», на которые ходят по четыре тысячи.
Главная гордость лиги – новый телеконтракт с медиагигантом Sky, который вступил в силу одновременно с началом реформы в сезоне-2018/19 и принес лиге на 40% больше денег. Австрийская газета Der Standard оценивает его в 34 миллиона евро в год (клубам достается 31, еще 3 млн – это затраты на производство трансляций), а с сезона-2022/23 сумма должна вырасти до 41 млн (рост – еще более 20%). Для сравнения, телеконтракт РПЛ с «Матч ТВ» по текущему курсу евро упал уже до 18,6 млн евро.
Sky платит эти деньги не просто так. Благодаря новой формуле и большему количеству матчей с интригой вырос и телеинтерес к чемпионату Австрии. Если на старте первого сезона в 2018-м средний охват за тур составлял 1,2 миллиона человек, то в 2020-м – уже 1,81 млн (рост – более 50%).
Лига сама мотивирует и даже развивает клубы. Например, она помогает улучшать стадионы
Лига действительно помогает клубам развиваться. Треть телеконтракта второй лиги уходит клубам, которые прошли лицензирование в Бундеслигу (не тем, кто вышел, а тем, кто соответствует нормам по стадиону, работе с болельщиками и так далее). Так их стимулируют подниматься выше.
Еще лига создала инфраструктурный фонд для улучшения стадионов, которые дотягивают только до минимальных требований. Если простыми словами: на эти деньги лига приспосабливает стадионы новичков к новому уровню.
Особый лимит: выпускаешь больше австрийцев – больше зарабатываешь. «Ред Буллу» это неинтересно, а остальные развивают молодых, потому что это выгодно
В Австрии четырехступенчатая система распределения доходов от телеправ:
• 30% суммы, 9 миллионов евро (по 750 тысяч на клуб) – базовая выплата клубам
• еще 9 млн распределяются в зависимости от количества набранных очков
• 20% суммы, 6 млн – в зависимости от посещаемости
• последние 6 млн – самые интересные, они зависят от лимита.
Двадцать процентов телеконтракта распределяются только среди клубов, которые используют не менее 12 австрийцев (6 иностранцев) в заявке на матч. Сумма зависит от общего игрового времени австрийских игроков.
Вообще, этот критерий можно не выполнять. В Австрии клубы обязаны всего лишь зарегистрировать 12 австрийцев (сюда входят иностранцы, приехавшие в Австрию до 18 лет и обучавшиеся в местных академиях), а на матч можно выпускать хоть по 11 легионеров. Именно этим и пользуется «Зальцбург». Единственный клуб в лиге, который не претендует на так называемый Austrian pot.
Лучший по количеству австрийцев претендует только на 700 тысяч евро. Если для «Ред Булла» это незначительно (около 1% доходов), то для аутсайдера вроде «Адмиры» или «Альтаха» – сразу 20% бюджета.
Уникальный лимит и бедность австрийских клубов (в сравнении с РПЛ) создают идеальную зону для роста игроков из академий. В австрийской Бундеслиге много воспитанников: 73,6% игроков лиги – австрийцы (а в РПЛ с новым лимитом – 73,3% россиян). Причем с увеличением лиги австрийцы стали получать только больше игрового времени (прирост – примерно на 7%). У команд-лифтеров – например, «Адмиры» или «Санкт-Пельтена» – по 20% игрового времени получают австрийцы до 22 лет.
На какие деньги живут австрийские клубы?
Другая система чемпионата и лимит – массивные отличия российского и австрийского футбола. Но еще сильнее и значимее нас разделяет отношение к деньгам.
Австрийские клубы не могут ничего получить из бюджета. Все их доходы – заработки от матчдей, спонсорства, телеправ и трансферов.
Структура доходов среднего австрийского клуба выглядит так:
14% – матчдей
27% – телеправа
40% – спонсорство
19% - прочие доходы (включая трансферы)
Австрийские клубы скромны, но эффективны и в трансферах.
Структура доходов похожа на топ-5 лиг – только в Австрии перекос от телеправ к спонсорству.
Как и в РПЛ (57%). Главное отличие в том, что в Австрии ни у кого, кроме «Ред Булла», нет якорных спонсоров.
Они бы, может, были не против заработать 30 миллионов евро за три надписи на футболке, как у «Ред Булла» и некоторых российских клубов с якорными спонсорами, мечтали бы получить миллиард рублей от региона просто на жизнь или каждый год тратить по 20 миллионов евро на трансферы.
Футбольная Австрия мечтала бы оказаться на месте России с точки зрения финансов. Но вместо нытья местная лига просто начала работать.
Согласовано с модератором.
Бывший полузащитник «Сельты» Александр Мостовой в интервью сетевому изданию ...
Футболисты московского ЦСКА проявили характер в матче с "Краснодаром", который ...
Бразильский нападающий «Краснодара» Виктор Са прокомментировал поражение от ...
Полузащитник ЦСКА Кирилл Глебов оценил победу над «Краснодаром» в матче 28-го тура ...
Тренер московского ЦСКА Радо Смилянич поделился мнением о непобедимости ...
«Монако» обыграл «Лион» в поединке 33-го тура Лиги 1 (2:0).
Полузащитник «Краснодара» Александр Черников после поражения от ЦСКА заявил, ...
К итогам уик-энда.
Что в ЦСКА.
ЦСКА победил "Краснодар" - 1:0.
О матче "Зенит" - ЦСКА.
По горячим следам матча в Каспийске.
ЦСКА – "Краснодар". Смотрим и обсуждаем
В каком случае ЦСКА станет чемпионом
Тренер «Зенита» Семак — о матче с махачкалинским «Динамо»: «Тяжелая трудовая победа, позволяющая нам быть в деле»
Сергей Семак: «Нужно было упрощать игру, что мы и сделали»
Мостовой: "Краснодару" двойка за матч с ЦСКА