Борис Аркадьев – великий тренер, которого нельзя забывать. Он изменил мировой футбол и тактику, вдохновляясь стихами Блока

  • Эта статья в архиве

Автор – про мужчину, который со всеми был на вы.



Борис Аркадьев – это человек, о котором мы часто слышим, но мало что помним. Он начал тренировать еще в 1937-м, а закончил в 1969-м, став легендой «Динамо» и ЦДКА, с которыми шесть раз выиграл чемпионат СССР. Возглавлял Олимпийскую сборную Союза и относился к людям и жизни так, что никто из окружения не помнит про него чего-то сомнительного или неловкого.

В СССР поняли, что с футболом плохо, когда приехали баски. Они мучили наши команды, играя по схеме, о которой тут даже не знали

Летом 1937-го все окончательно сошли с ума: в Союз на несколько матчей прилетела сборная Страны Басков.

Баски смяли «Локомотив» (5:1), повалили «Динамо» (2:1), сыграли 2:2 со сборной Ленинграда и порвали сборную клубов «Динамо» (7:4). Последний матч в России был со «Спартаком», тренер Николай Старостин готовился к нему особенно: вызвал несколько футболистов из других команд, в том числе форвардов киевского «Динамо» Виктора Шиловского и Константина Щегоцкого, а еще подумал отзеркалить схему противника, спустив полузащитника в оборону.

***

План Старостина сработал: красно-белые выиграли 6:2 на стадионе «Динамо», где собрались 90 тысяч зрителей. Только восторг длился ровно неделю – потом баски, начав с Киева, проехались по другим республикам. Самое терпимое – 2:0 с тбилисским «Динамо», а обидное – 6:1 со сборной Минска.

Стало очевидно, что футболом правит дубль-вэ и нужно поскорее осваивать эту схему. И в советском футболе нашелся человек, который не только применял дубль-вэ, но и нашел в системе потенциал, о котором не догадывались на Западе.

Этот человек – Борис Аркадьев.

Он первым в мире преобразовал дубль-вэ: в «Динамо» игроки атаки постоянно менялись, этот стиль назвали «организованным беспорядком»

В книге «Тактика футбольной игры», которая вышла в 1948 году, Аркадьев так описывал свое видение футбола:

«С возникновением игры «с тремя защитниками» во многих наших и зарубежных командах в линиях нападения появились так называемые блуждающие игроки. Но если за рубежом эти творческие поиски игроков не получили дальнейшего развития, то в нашем футболе они явились началом радикальной перестройки всей игровой тактики.

Правда, не всегда игрок начинал «блуждать» по полю в силу каких-то тактических соображений. Иногда это являлось следствием его большой физической силы, быстроты и выносливости, которые «выносили» игрока за пределы положенного ему территориального участка игры. Потеряв свой «дом», игрок начинал «блуждать» по полю.

Выглядело это так: четыре игрока, придерживаясь своего позиционного стандарта, передвигались в основном вдоль поля, то есть вперед и назад по своим «желобкам». И вдруг в этой «прямолинейной игре» один игрок начинал путать все «расписание движения» своими косыми и поперечными перемещениями. При этом защищающимся оказалось очень трудно за ним следить, а остальным нападающим, то есть его партнерам, было очень выгодно в любой момент и на любом участке поля иметь рядом свободного партнера, которому можно отдать мяч».

Что такое футбол Аркадьева, все увидели в четвертом туре – в матче с киевским «Динамо». Москвичи победили с рекордным счетом 8:5, поверили в себя и тренера и обыграли 2:1 ЦДКА. Закончили первый круг на четвертом месте, но дальше их было не остановить – 7:0 в Киеве и домашние 5:1 со «Спартаком». Тот матч поразил форварда ЦДКА Григория Федотова, который смотрел игру с трибуны. Он описал матч в книге «Записки футболиста»:

«Казалось порой почти непостижимым, почему мяч, посланный кем-нибудь из динамовцев не на игрока, а просто на свободное место в поле, непременно достигал цели, попадал к партнеру. И непонятно, каким шестым чувством угадывали игроки путь мяча, появляясь всякий раз в наиболее выгодном месте для его приема и, главное, свободными от «опеки». Главным действующим лицом в атаке оказывался не игрок с мячом, а его партнеры – игроки без мяча».

В книге Аркадьева лаконично обозначены его ключевые тактические принципы. Вот некоторые из них:

• «Решающим в футболе является не расстановка игроков, а система их передвижения».

• «Важный фактор успешной игры – принцип максимальной интенсивности борьбы. Увеличение степени участия в игре каждого игрока в отдельности. За счет увеличения интенсивности и большего объема действий каждого игрока в отдельности увеличивается и атакующий и оборонительный потенциал».

• «Держать игрока – находиться от него и передвигаться вместе с ним на дистанции, позволяющей перехватить адресованные ему мячи или атаковать его в момент приема мяча».

• «Обычная длина комбинации – 2-4, 5 передач. Больше не практикуется, так как сложно предугадать действия соперника».

• «Быстрота – решающий фактор футбольной игры. Но одна быстрота – без точности – не даст желаемого результата. Тактически верно играть быстро – и чем быстрее, тем лучше. НИКОГДА быстроты не будет достаточно!»

• «Полузащитник, который не умеет обыгрывать противника, никогда не будет полноценным игроком середины поля. Так как в те моменты, когда некому отдать мяч, ТОЛЬКО обводка (хотя бы в сторону или назад) позволит ему выиграть время для своих партнеров, которые, перестроившись, изменят игровую ситуацию».

Аркадьев вырос в интеллигентной семье: в доме гостили Блок и Мейерхольд, тренер увлекался поэзией и живописью (даже рисовал сам)

Братья Аркадьевы выросли в семье ведущего актера театра Комиссаржевской Андрея Ивановича. Он обожал читать детям Лермонтова, Пушкина и Толстого, а его брат Владимир – Горького, Джека Лондона и любимых скандинавов: норвежского лауреата Нобелевской премии по литературе 1920 года Кнута Гамсуна и основателя европейской «новой драмы» Генрика Ибсена.

В доме постоянно играла классическая музыка, в основном Бах, в гости к Аркадьевым приходили актеры, режиссеры и поэты. Детей знакомили с Комиссаржевской (знаменитая драматическая актриса начала ХХ века), Мейерхольдом (один из первых авангардных режиссеров СССР) и Брюсовым (наш большой поэт, основоположник русского символизма), но с особой любовью они слушали Блока.

Футболисты очень уважали знания и мудрость Аркадьева, им хотелось к нему тянуться, узнавать то, чем он владел в совершенстве. По его просьбам клубы устраивали игрокам экскурсии в музеи и походы на концерты классической музыки. Аркадьев очень редко кричал на футболистов и обращался к ним только на вы.

«Я не представляю своей жизни без него, – отмечал Всеволод Бобров, которого Аркадьев тренировал в ЦДКА. – Он для меня не просто тренер, и даже слово «наставник» не вмещает всего того, что значит для меня Аркадьев. Это и школа, и уроки футбола, и университет культуры – все на свете… Я на многое смотрю глазами Бориса Андреевича, хотя это вовсе не значит, что я вижу все то, что видит он».

Схемы Аркадьева ошеломили англичан в 1945-м. Тогда они впервые задумались, что их тактика устарела

Аркадьев оставил «Динамо» и в 1944-м, перед возобновлением чемпионата после войны, перешел в ЦДКА, с которым пять раз выиграл лигу. Но его наследие в «Динамо» жило еще несколько лет – команда, которую возглавил Михаил Якушин, играла по схемам Аркадьева, в том числе во время знаменитого турне по Англии в 1945-м. И это была сенсация.



Во-первых, британцев поразили результаты. Ни одна их команда не победила. Автор The Guardian Джонатан Уилсон, восхищавшийся Аркадьевым в тактической библии «Революция на газоне», цитировал соперников «Динамо». Вот как после матча жаловался левый защитник «Челси» Альберт Теннант: «Русские все время перемещались. Мы едва за ними успевали».

Когда «Динамо» улетело, английские газеты разнесли местный футбол, удивляясь, как команда из страны, которая всячески отстранялась от остального мира, вырвалась вперед.

***

Поэтому уже в середине 1950-х англичане, повторно изучая матчи с «Динамо» и Венгрией, начали перестройку – отказались от зацикленности на флангах и попытались уйти в более сбалансированные 4-2-4.

Так революция, которую Аркадьев произвел в СССР, повлияла и на европейский футбол.

Аркадьев еще не раз впечатлял смелыми идеями, которыми вскоре пользовались все – например, с ЦДКА он первым в Союзе оставил только двух форвардов и максимально насытил полузащиту.

Гениальность Аркадьева не раскрыть одной историей. Но одна история легко доказывает, что он был намного впереди современников.


Согласованно с модератором.

Читайте также:
0 / 0
1133 22
Футбольные новости
68 0

Агент Карраскаля ответил, покинет ли футболист «Динамо» этим летом

Родриго Лопес, представитель полузащитника «Динамо» Хорхе Карраскаля, ...

61 0

Бывший главный тренер «Динамо» Личка возглавил турецкий «Фатих Карагюмрюк»

Бывший главный тренер московского «Динамо» Марцел Личка возглавил «Фатих ...

219 9

Камоцци: «Не знаю, зачем «Спартак» подписал контракт с Заболотным»

Франко Камоцци, бывший советник экс‑президента «Спартака» Леонида Федуна, ...

557 14

«СЭ»: Конкуренты пытаются затягивать переход Сергеева в «Динамо»

Как стало известно «СЭ», «Спартак» отправил новое предложение в «Крылья Советов» ...

284 3

Пономарев: «Бистрович не способен отыграть целый матч. ЦСКА много не потеряет после его ухода»

Полузащитник ЦСКА Кристиян Бистрович не в состоянии играть полные матчи, поэтому ...

173 0

Пономарев: «Два‑три года за ЦСКА Кисляк должен отбарабанить, как Папа Карло. Уходить ни в коем случае нельзя»

Полузащитнику Матвею Кисляку стоит провести в ЦСКА еще два‑три сезона, если он ...

257 1

Челестини — перед матчем с «Партизаном: «Наши мысли направлены на Суперкубок России»

Главный тренер московского футбольного клуба ЦСКА Фабио Челестини перед матчем с ...

Голосование

По отношению к «Зениту» 2025/2026 вы

Пессимист
37.2%
Оптимист
15.8%
Реалист
31.6%
Даже не знаю
14.6%
Популярное
8806 200

Дебют Челлестини в ЦСКА и первые армейские буллиталити

Несколько слов о вчерашнем матче ЦСКА с "Амкалом".

10061 193

Селекция "Зенита": трансферы пошли

Новости петербургского клуба.

15884 140

Как прошли первые дни Фабио Челестини в ЦСКА

Bobsoccer рассказывает.

19622 134

Контракт Садулаева с ЦСКА будет рассчитан на три года

Как сообщает журналист Иван Карпов в своём телеграм-канале, Лечи Садулаев близок к ...

Сейчас обсуждают