«Если говорить сугубо о нашем футболе, если вынести за скобки инфраструктуру, мы точно потеряли время», – говорит бывший президент самарских «Крыльев» и владелец компании ProSport Management Герман Ткаченко.
В интервью он рассуждает о том, что спасти российских футбол могут только новые люди и ставка на болельщиков. А в режиме «крепостного театра», пытающегося оправдать чьи-то амбиции и вложения в стадионы, ничего не получится.
– Герман Владимирович, сегодня стартует чемпионат мира. Грандиозное событие, которым страна жила последние девять лет. Кажется, что мы всё-таки смогли подготовиться должным образом, вернее, сделали максимум из того, что могли. Однако остаётся один вопрос, который, пожалуй, сейчас нужно задавать чаще всего – что дает нам этот чемпионат?
– Главный плюс, как бы банально это ни звучало, это возможность построить новую инфраструктуру – как спортивную (от стадионов до тренировочных баз), так и социальную – новые дороги, аэропорты, отели больницы. Понятно, ты скажешь, что всё можно было сделать и без чемпионата мира, но из-за наших национальных особенностей любой масштабный план размывается на долгие годы. Чемпионат мира – это глобальный фактор, мотивирующий сделать себя лучше. Люди худеют к лету, а страны проводят чемпионаты мира, чтобы обновиться. Другой и, по мне, основной плюс – это открытость миру. Приедет куча туристов, которые бы раньше не доехали до России. Несмотря на пропаганду у нас, мы увидим, что они нормальные люди. Несмотря на пропаганду у них, они поймут, что мы не людоеды и можем, как я говорю, улыбаться. Еще мне кажется, это может быть мощным социальным эффектом. Это может сплотить, объединить страну. Может, это будет краткосрочно, но мне бы хотелось, чтобы наша страна стала мягче, уважительнее друг к другу, и может быть, этот эффект и окажется самым главным.
А если говорить сугубо о нашем футболе, если вынести за скобки инфраструктуру, мы точно потеряли это время. Но может быть, учитывая импульс, попробуем сделать это после. Скажу честно, мне многое не нравится, что происходит в нашем футболе, но я всё равно с гордостью жду чемпионат мира. Это историческое событие, которое доверили проводить нашей стране.
– Какие перспективы у сборной России?
– Послушайте, я верю, надеюсь. Здесь даже, может быть, больше метафизики, я больше задумываюсь о всепрощении, чтобы получилось, чтобы всё было хорошо, и приходится всё верить и верить. Наша сборная лучше, чем к ней относятся.
– А что вообще происходит с нашей сборной?
– Сборная проиграла свой чемпионат не здесь, не сейчас мы что-то упустили, а еще десять лет назад. Футбол – это отражение всего что происходит у нас в стране, отношение к сборной такое презрительное и его тоже можно понять, оно идет от нелюбви к «кривоногим и богатым». А что можно ожидать от общества, где так пестуется ненависть и неприятие чужого мнения? Хотя команда-то не плохая, точно сильнее, чем на чемпионате Европы. Хотя по людям так и не скажешь.
– Что скажете про тактику Черчесова? Последние два года сборная играла в пять защитников и тут вдруг решила сменить схему и перестроиться, играя в четыре защитника.
– Чего говорить про тактику?! Это для нас с вами не совсем верно. Ведь тактика – это лишь один из инструментов и отображение того, что происходит внутри – готовности, настроения, оценки соперника и многое-многое другое. Но сегодня для меня это не так значимо. Главное – чтобы команда была объединена одной целью. Главное – чувствовать поддержку всей страны. А здесь у нас ой, как всё плохо. К черту подготовку, к черту тактику, хочется верить в чудо, выйти в этих нескольких матчах, сыграть на максимуме, показать характер, сверхмотивацию и отдачу. Но понимаю, что, кстати, здесь заложено и другое – если чуда не произойдет, то это породит ожесточенную реакцию на неудачу.
– Неудачи сборной – тренерская «заслуга»? Есть мнение, что игроки не хотят биться за Черчесова...
– Я не адвокат Черчесова и не собираюсь им быть. Но мне кажется, что отношение к нему тоже хуже, чем он есть на самом деле. Я разговаривал с ним недавно, и мне кажется, что он понимает, что эту ситуацию можно вывернуть на пользу сборной. Весь тот негатив, может, и должен канализироваться на нем. Этим самым можно снять излишне негативное давление на команду. «У нас хорошие игроки, они отлично работают, и если что-то пойдет не так, виноват буду только я». Это не только может расслабить в позитивном значении слова игроков, но и создать правильную мотивационную платформу, что мы будем биться за себя, за страну и за того парня. За всё свое время в футболе я всегда придерживался тезиса, что команду, игрока, сборную нужно поддерживать всегда, особенно когда ей плохо, у нее что-то не получается, а требовать больше – когда всё хорошо. Проблемы этой сборной нужно решать уже не сейчас. Нужно было еще пять лет назад подготовить программу и реализовывать ее, вести к чемпионату: еще тогда надо было сделать очень расширенный список, в ручном режиме заниматься карьерой каждого. Раз в месяц после тура собирать всю команду или ее часть в Москве, Казани, Сочи, где угодно, на полтора дня треннинга, ментального коучинга, проверки физического состояния и/или тактических занятий, организовывать встречи команды с топ-людьми – Абрамовичем, Дуровым, Усмановым, Миннихановым, Дудем, Ургантом и многими-многими другими, кто является лидером общественного мнения и авторитетом для ребят. Именно в таких беседах команда и могла дополнительно объединяться в одно целое, повышать мотивацию, ментально становиться сильнее. Нужно было создавать структуру, которую возглавляли бы Эрнст, Златопольский, кто-то из чуваков с ТНТ, чтобы она реализовывала бы информационные программы, которые помогли в эмоциональном объединении страны, управляла правильными ожиданиями от чемпионата и выступления нашей сборной на нем, повышала бы градус поддержки команды. *** (Блин), а мы не смогли правильно представить состав сборной, проиграв здесь даже Саудовской Аравии.
– Почему спортом элит стал хоккей, а не футбол? Мы же видим, что олигархи из ближнего круга Путина работают в хоккее, пытаются там доказать свою эффективность. Даже совокупный капитал в российском футбол, как кажется, меньше, чем в хоккее.
– Это еще одна большая проблема футбола, он перестал быть в повестке президента. Перестал быть чем-то важным, позитивным, интересным: одни скандалы, интриги, проблемы... На носу чемпионат мира, а ему почти что всё равно. И прошу здесь не путать: всё равно не на чемпионат мира – здесь всю важность он понимает, а безразличие на грани брезгливости к моему любимому русскому футболу. Мы все в этом виноваты. Как мы до этого дошли?
– Своими собственными ногами и дошли, никто не помогал. В РФС застой, в РФПЛ застой. Лигой управляют отставные военные и гэбисты.
– Нужны новые толковые бизнесмены на всех менеджерских позициях – в клубах, в федерациях, лигах, спортивных каналах. Хотя в нашей стране словосочетание спортивные каналы звучит идевательски. Не нужно говорить в духе «хватит кормить наш футбол», заниматься очень странной пропагандой безденежья. Мир сейчас такой, что без денег всё равно никуда, ресурс – это важно. Но нужно им грамотно воспользоваться. Для этого нужны новые люди, визионеры, которые смогут помочь изменить среду. Ведь потенциал футбола громадный, он по-прежнему спорт номер один, а реализация его коммерческой силы находится около нуля.
При всём при этом Александр Алаев, который сейчас исполняет обязанности президента РФС, я считаю, недооценённый человек в российском футболе, с высоким управленческим потенциалом. К сожалению, сейчас это направлено только на «поддержку периметра». Он не дал рухнуть РФС при Толстых, он практически погасил его долги. Ему бы больше свободы и людей. Не знаю, из Netflix, Apple, Яндекса, Mail в конце концов. Того же Павла Дурова позовите, пообещайте ему телеграм не отключать.
– Нужна политическая воля. Кто будет звать этих менеджеров? Виталий Мутко? После чемпионата мира что-то глобально может измениться? Понятно же, что ЧМ был этаким башмаком, который не даёт поезду скатиться в пропасть.
– Согласен, для нас это самый большой риск.
– Кажется, что в России есть готовый менеджер для перестройки всего нашего футбола – это Сергей Галицкий. Насколько это реально?
– Да нет, он сам не готов. Это здорово было бы, но у него точка местного, локального патриотизма слишком высокая, это невозможно. Сергей гений просто, отличный менеджер, бизнесмен, делает много хороших вещей, но у него свое особое видение. Ему комфортно там, где он сейчас. Ему комфортно верить в то, что он прав. Вот если бы в России было бы больше таких Галицких, мы жили бы гораздо лучше.
– К чемпионату мира построили много новых арен, теперь предлагается открывать под них футбольные клубы. Возможно ли привить футбол искусственно, там, где его никогда толком не было?
– Не вижу проблемы в этом, открытие стадиона даст толчок развитию города, футбола в регионе в целом, это же отлично. Дальше уже вопрос к местным, как они будут использовать свой шанс. Опять же необходим маркетинг.
Без целой стратегии развития невозможно сделать клубы и в целом футбол успешным. Кормить команды, только чтобы стадион не пустовал, очень и очень странно. И тут мы опять возвращаемся к вопросу людей, которые могли бы всё это сделать и запустить программы увеличения аудитории, где современные стадионы станут важнейшей стимулирующей частью всего этого, а также фактором изменения среды.
– Вы, как никто другой, знаете российский рынок футболистов. Как обстоят дела внутри российских футбольных академий? Есть перспективы, что придёт новое сильное поколение молодежи?
Неплохие технологии в наших академиях есть, условия в принципе тоже есть. Таланты появляются, есть с кем работать. В «Чертаново» есть мальчик с выдающимся потенциалом, если правильно с ним работать, то будет звездой. Нужно в детских школах делать упор на ментальный уровень воспитанников, и развивать именно его. Если этого нет, то большого спорта не будет. Нужно убеждать, что футбол – это здорово, но дается все через труд и только труд. Чтобы хорошо играть и зарабатывать, нужно пахать и уметь справляться с ответственностью.
– У каких клубов РФПЛ самые сильные футбольные академии?
– «Краснодар», «Локомотив», «Спартак». Что «Рубин» делает со своей академией я, честно, просто не знаю.
– Можно ли поставить выход крутых футболистов на поток? Как удаётся Бельгии или Германии?
Это хороший пример, но там теплее, там смешение кровей. Но не забывайте, что в обеих странах были реализованы программы развития футбола, в Германии создавались региональные центры подготовки. Кстати, в той же Германии забавный пример. В 90-х одной из проблем в подготовке немецких футболистов они увидели низкое техническое оснащение, с борьбой, физикой, самоотдачей – порядок, а с техникой – не совсем то. И были спущены инструкции, посыл, изменение методик в школы, в центры подготовки футболистов. И мы видим целую плеяду новых немецких футболистов – техничных, быстрых, эффектных: Ройс, Гетце, Сане, Озил, наверное, много и других. Но знаю, что сегодня, последние несколько лет они обсуждают проблему другого дисбаланса, что как раз нужно добавить в физике, в борьбе. Интересно, будут ли заметны последствия уже в ближайшее время.
– Какие перспективы у Головина? О нем много пишут и говорят, то «Монако», то «Арсенал». Насколько его переезд реален и не получится ли как с Дзагоевым и Акинфеевым, которые так никуда и не уехали, хотя их куда только не сватали.
– Не всегда нужно обращать внимание на то, что пишут. Но что касается Головина, я точно знаю, что он в сфере интересов всех ведущих клубов. Но быть в сфере интересов и перейти – это пока не одно и то же.
– Где сейчас находится наш уровень трансферов и селекции? Мы видим пример «Шахтёра», где игроки регулярно продаются за огромные суммы в топ-клубы. Российский футбол далеко от этого?
– Были дорогие продажи и у нас – это Халк, Виллиан, Иванович... Но нужно признать, что «Шахтёр» действительно в этом один из лучших клубов Европы в целом, а не только, как у нас принято говорить, Восточной. Но этому помогают несколько взаимосвязанных факторов. Первое – они дорого покупают. А второе – успешно играют и делают это в Лиге чемпионов.
– Чью селекцию в РФПЛ можно назвать образцовой и европейской?
– Во-первых, не всё европейское в селекции является хорошим. Мне больше нравится, когда у клуба есть видение, идеология, через призму которых и проводится трансферная политика. На каких-то этапах это был ЦСКА, сегодня такая политика есть у «Уфы». «Ростов», преодолевая бурю финансовых и организационных неурядиц прошедших лет, доказал, что спортивный проект может приносить деньги.
– Пример отличного трансфера в России последних лет, который можно назвать образцовым? И самый странный трансфер в РФПЛ за последний год для вас?
– Сложно сразу вспомнить, но назову, может быть, случайный трансфер, который стал одним из лучших. Мы помним, что Вернблума купили, когда просматривали Эльма. И именно наличие Вернблума, его характер и даже, что никто не мог подумать, его универсальность стали причиной многих побед ЦСКА. Или Мануэл Фернандеш. Вспомним, как изменялись оценки этого трансфера – от провала до лучшего игрока РФПЛ. А покупка «Рубином», на первый взгляд, неплохих легионеров в позапрошлом сезоне, учитывая финансовые обстоятельства и их выступление и отдачу, может легко претендовать на звание худших в РФПЛ.
– Пока что самое важное событие межсезонья – это назначение Семака в «Зенит». Получится ли у него добиться успеха, ведь от него ждут гораздо больше, чем было в «Уфе»?
– Семак – безусловно, хороший человек и сильный тренер. Но важно, чтобы его приход внес правильные изменения в устройстве клуба, чтобы была выстроена правильная философия. Нужно, чтобы клуб помогал Сергею, а не просто возложил на него ответственность. Ведь нужно будет принимать жесткие решения, а он уж слишком хороший, порядочный человек. Нужно будет принимать эти решения по футболистам, с которыми он играл. А это тоже нелегко. Но я верю, что у него получится. А это важно для всего русского футбола.
– Ключевое событие чемпионата России – это смерть Константина Сарсании? «Зенит», возможно, не посыпался бы так быстро, потому есть ощущение, что чемпионство «Локомотива» – это результат проблем соперников, а не только сила самого чемпиона.
– Костя, безусловно, был лучшим из нас, играл огромную роль в «Зените», возможно, он смог бы что-то скорректировать, решить, и это сделало бы «Зенит» чемпионом. Мы много с ним разговаривали, и он понимал, что и летом тоже пришлось идти на большие компромиссы, что состав был не совсем сбалансирован, но он планировал жить долго и надеялся всё это подправить. А «Локомотив» не просто так чемпион, тут все совпало: сильный сплоченный состав, харизматичный тренер, которому удалось найти баланс на поле и во взаимоотношениях вне его. Но подчеркну, что очень сильный состав – Ману, Миранчуки, Фарфан, Денисов, Кверквелия и многие-многие другие. И кстати, не очень длинная скамейка, что в этом случае помогло купировать недовольство от тех, кто не играет. А вот в следующем году это может стать проблемой, им точно нужна свежая кровь и купить несколько игроков.
– 50 миллионов от «Зенита» за Миранчуков и Геркуса с ними в придачу... Это всё правда?
– Нет, ну что вы. Во-первых, в «Зените» может и не быть 50 миллионов сейчас, это лето вообще может стать первым, которое они проведут в режиме большой экономии. Во-вторых, зачем платить 50 млн, когда у каждого из Миранчуков в контракте есть цена выкупа – 8 млн евро.
– Так у них 37 игроков на контрактах, пусть продадут лишних?
– Кому? Все знают, что ты вынужден их продать, не купят за нормальную цену. Ждать, что выстрелят на чемпионате мира? Уже нет, их аргентинцы туда не попали.
По количеству «сухих» матчей за «Зенит» в дебютном сезоне
Форвард «Реала» Родриго хочет покинуть клуб, сообщает Marca.
Бывший главный тренер «Алании» Валерий Газзаев признался, что сожалеет о вылете ...
Главный врач «Динамо» Александр Родионов рассказал, что полузащитник «Динамо» ...
По информации Legalbet, с подмосковных «Химок» могут снять очки перед завершением ...
Известный российский журналист и комментатор Дмитрий Шнякин заявил, что главный ...
Бывший арбитр РПЛ Игорь Федотов поделился мнением о судействе в матче 28-го тура ...
К итогам уик-энда.
ЦСКА победил "Краснодар" - 1:0.
Что в ЦСКА.
По горячим следам матча в Каспийске.
Армейцы в гостях сыграли вничью с "Ахматом" - 1:1.
Футболисты ЦСКА не попали в сборную 28-го тура РПЛ
Файзуллаев на позиции десятки? Кто сыграет за ЦСКА против "Зенита"
Генеральный директор «Динамо» Павел Пивоваров: «У нас не было задачи учитывать все пожелания Лички по трансферам»
ЦСКА заинтересован в продлении контракта с Жемалетдиновым, сообщил агент
Победа имени Кисляка. Матвей оставил Сперцяна без мяча, а «Краснодар» – без очков