Лимит и госденьги: двух зайцев одним ударом.

  • Эта статья в архиве

Страсти по лимиту не затихают, а с каждым очередным фиаско лишь разгораются сильнее.

Автор пытается предложить простую реформу для российского футбола.

Футбол и реформы


Ни для кого не секрет, что в отечественном футболе скопилось множество проблем. О каких-то из них судачат из каждого утюга журналисты, блогеры и "эксперты", о более важных иногда вспоминают тренеры и руководители клубов, о самых же важных говорят лишь неравнодушные читатели (и писатели) портала. Неоднократно автору попадались на глаза предложения тех самых неравнодушных болельщиков, как можно сделать футбол в России лучше, реформаторский порыв приводит иных из них даже к каким-то направленным усилиям, вроде написания открытых писем чиновникам. Я не смогу зайти в своём стремлении дальше написания заметки на бобе, но если моя мысль покажется читателям портала понятной, а предложение рабочим, то может статься, в ней есть зерно истины.
Начну как всегда издалека, и для тех, кто не любит утруждать себя чтением, выделю жирным шрифтом основные мысли.
А начать мне хотелось бы с классификации тех самых проблем, которые мешают нашему футболу стать великим снова. Условно я разделил бы их на три группы: текущие, системные и фундаментальные. Так например, низкий уровень судейства в РПЛ несомненно является проблемой, и я бы отнёс её к "текущим" - такие можно решить косметически, например, пригласив как в своё время иностранных судей, но можно искать её истоки в системных, или фундаментальных проблемах. Текущие проблемы могут не иметь более глубоких истоков, и тогда это просто временные неурядицы, но чаще всего они являются лишь вершиной айсберга, в этом случае косметические меры дадут лишь временный эффект, если вообще дадут. Системные же проблемы не решить просто - они требуют направленных усилий профессионалов в течение долгих лет, а потому их решения не могут быть найдены авторами статей и заметок. Точнее, решения-то есть - они известны, зачастую не являясь каким-то секретом, но требуют ресурсов как финансовых, так и политических.
Чаще всего, когда говорят об отечественном футболе, вспоминают лимит и детско-юношеский спорт. Кризис детско-юношеского футбола несомненно является системной проблемой, и его решение может быть только программным - никаким политическим лозунгом такую проблему не решить, у неё вообще нет простого решения. Лимит же на мой взгляд и вовсе не является "проблемой" - лимит лишь инструмент, способный проблемы даже не создавать, а усугублять, с чем он неплохо справляется. Если же лимит сам по себе и является проблемой, то исключительно косметической. Ранее я описал свои мысли по поводу последнего в отдельной заметке (bobsoccer.ru/user/30891/blog/?...), и здесь постараюсь меньше возвращаться к пояснению сути лимита.
Однако есть третий сорт проблем - фундаментальные. Такие не решаются даже программно, только институционально. Как правило, нет какого-то одного решения, в корне устраняющего фундаментальную проблему, с ними борются комплексными реформами, оказывающими непрямое влияние. И вот для одной из таких автор и предлагает простое решение, которое могло бы в составе программы комплексных мер дать эффект в среднесрочной перспективе.
Системные проблемы не решить росчерком пера, потому чиновники редко принимаются за них всерьёз без должной мотивации. Так, эффективную систему детских школ одним чиновничьем усилием не создать, даже если кто из них из кожи вон вылезет. Но иногда росчерк чиновничьего пера может сдвинуть тектонические плиты, если метко впишется в нужный контекст. Такие решения чиновник любит, и именно подобное автор им и собирается предложить. Речь пойдёт о порочной структуре футбольной экономики в России.

Предпосылки


Чтобы механизм любой реформы сработал как надо, необходимо верно оценить среду, в которой он будет запущен. В целом я думаю, ни для кого не являются секретом такие параметры окружения как процент государственных денег в бюджетах профессиональных клубов, размеры этих бюджетов, и соотношение этих бюджетов с экономическим здравым смыслом в стагнирующей экономике - и об этом я полагаю нет смысла говорить отдельно. Однако есть и неочевидные моменты, которые мы не имеем возможности оценить достоверно, но можем предположить. В своём решении автор основывался на следующих предположениях:
1) Футбол перестал быть инструментом политики для высшего круга чиновников.
В преддверии чемпионата мира на футболе было сконцентрировано внимание самых что ни на есть первых лиц. Что именно было нужно этим самым первым лицам от футбола так и останется загадкой, но факт в том, что пока это самое внимание было приковано, шансов на здоровые, позитивные изменения не было никаких.
2) Футбол не является национальным приоритетом.
Это грустно осознавать, но всё же факт. Всё ещё являясь спортом №1, футбол привлекает меньше внимания широкой аудитории, чем многие вещи, внимания не заслуживающие вообще хоть какого-то. Разумно предположить, что государство в условиях глубокого экономического кризиса не намеренно увеличивать расходы на футбол, и возможно не будет против их сократить.
3) В российском футболе существуют люди, способные поверить в то, что профессиональный футбольный клуб может быть прибыльным предприятием, а не игрушкой гос.олигарха, или гешефтом для распила бюджетных денег.
Возможно, это слегка наивно, но без этого предположения говорить о структурных реформах в футбольной экономике вообще бессмысленно.

Реформа


Как я и обещал, само предложение будет очень простым, и займёт гораздо меньше символов, чем заняло введение, и чем займёт обоснование. Предполагается прямое решение одной косметической проблемки, и попытка опосредованно повлиять в среднесрочной перспективе на проблему фундаментальную.
Итак, суть:
1) Запретить государственным клубам закупаться иностранной рабочей силой за бюджетные деньги.
2) Отменить лимит на легионеров в РПЛ за ненадобностью. Ввести вместо этого правило, как в футбольных лигах здорового человека: n собственных воспитанников в заявке.
Государственным клубом считать каждый профессиональный футбольный клуб с долей в собственном бюджете средств регионального, муниципального, или федерального бюджета, а также средств гос.компаний в размере 70% на первый год действия закона. Через два года - 50%, а через пять лет - 30%. (цифры для примера, их можно и подравнять).

Мотивация


В прошлой своей заметке, на которую ссылался выше, я пытался разобраться, зачем вообще лимиты на легионеров вводятся. И пришёл к выводу, что в основном это чисто чиновничья история: простой популистский ход, призванный продемонстрировать решительный настрой и серьёзную заботу об отечестве какого-нибудь очередного политика. Об этом говорят, например, обстоятельства принятия решения по самой последней конфигурации лимита.
Народный запрос на лимит так же можно понять. В широких массах скорее недовольны именно тем фактом, что на народные миллионы долларов покупаются дорогостоящие мастера мяча. То есть, вряд ли кого-то из первых лиц заботит факт, что в среде болельщиков, пристально следящих за футболом, существуют опасения по поводу "потока Мукунок". Но раздражение широких масс, а история Газпром - Халк привлекала внимание именно широких масс, куда больше заботит людей, далёких от футбола, но близких к управлению страной.
Кроме прочего, введение искусственных ограничений для лиги негативно влияет на экономическую среду: бизнесу тем легче развиваться, чем свободнее ему дышится. В то же время, бюджетные клубы не предполагают бизнес-деятельности, и призваны решать задачу "соц.проекта", либо "игрушки гос.чиновника" (это в лучшем случае, вариант "освоение бюджетных денег на откатах с агентских комиссий" мы оставим в скобках). В обоих случаях запрет на покупку за народные деньги иностранцев выглядит вполне оправдано.
Учитывая, каков процент разного рода бюджетных образований в профессиональном футболе России, подобные меры наши народные избранники смогут провозгласить как довольно жёсткий удар по засилью иностранцев в футболе. В любом случае, реализовывать свои популистские устремления чиновникам следовало бы прямо и директивно ограничивая свободу непосредственных подчинённых - зачем им вообще устанавливать лимиты для лиг?
В то же время, на моментальные результаты это никак не скажется: имеющиеся в составах иностранцы смогут спокойно доиграть свои контракты и уехать покорять новые вершины, либо клуб может пойти вторым путём, но об этом ниже. Заканчивая же данный раздел, следует резюмировать: предложенные меры позволяют установить ограничения для лиги, релевантные современным европейским, при этом в полной мере удовлетворить запрос общественности на сокращение бюджетных трат на иностранцев, снизить волну народного недовольства и реализовать национал-популистскую политику.

Механизм работы


Итак, мы нашли альтернативу существующему лимиту - решили косметическую проблему, и при этом вроде бы сделали ограничения даже более жёсткими. Как же это должно помочь в решении фундаментальной проблемы?
Как я уже говорил выше, структура экономики не меняется директивно. Более того, невозможно разработать какой-то план, состоящий из множества директивных мер, который позволит решить подобного рода задачу. Но в то же время, проблема легко решается институционально, если нарисовать новую реальность для экономических субъектов, создавая им такие правила игры, которые будут их нужным образом мотивировать.
В заметке, на которую ссылался выше, автор проводил беглый анализ структуры футбольной экономики России. Именно из-за её недостатков жёсткий лимит не мотивирует субъектов обращать куда большее внимание на подготовку паспортистов. Предполагая, что даже полный запрет на иностранцев не сподвигнет подавляющее большинство бюджетных клубов поставить на поток производство собственных воспитанников, автор видит для бюджетных клубов три пути.
1) Упасть лигой ниже, где можно играть имеющимся набором игроков, либо прекратить своё мучительное существование.
2) Обеспечить долговременный стабильный спрос на качественных отечественных игроков, пытаясь составить конкуренцию частным клубам.
3) Перестать быть бюджетным и конкурировать с частными клубами, будучи таким же частным.
Все три пути послужат достижению цели изменения структуры футбольного хозяйства в перспективе.
Бюджетные клубы становятся либо менее бюджетными, либо исчезают в пучине, освобождая место тем, кто готов меняться. Самые же крепкие из них продолжают бороться вверху в новой реальности. Последние сгладят шоковый эффект для "производителей" отечественного товара. То есть, выращивать на продажу российских футболистов всё ещё будет выгодно - им всё ещё обеспечен устойчивый спрос.
Вероятнее всего, на вершину постепенно взойдут мощные частные клубы, либо ставшие частными бывшие бюджетные. Именно они будут представлять страну в еврокубках, и со временем результаты стабилизируются: мы займём своё место, прекратив свободное падение, и постепенно оттолкнёмся от дна.
Засилья "Мукунок" и дефицита игроков для сборной так же не случится, паспортисты резко не перейдут в разряд голодающих. Но постепенно: чем дальше - тем больше, количество клубов, задумывающихся о том, как создать прибыльный бизнес, будет увеличиваться - не на каждый бывший бюджетный найдётся свой олигарх, готовый и дальше тратить деньги на клуб как в трубу. Есть у меня наивная мечта, что некоторые из народно любимых клубов будут вынуждены пойти на самую крайнюю меру в деле приватизации - выход на акционерный рынок, где смогут привлечь деньги болельщиков. Ну либо хотя бы найдутся энтузиасты-инвесторы, верящие в то, что футболом можно заработать, а принести деньги футбольной клуб в наших реалиях может только если он экспортно-ориентирован, и производит не столько зрелище, сколько актёров, на продаже которых можно заработать.
Почему постепенное изменение структуры футбольной экономики должно сделать наш футбол лучше - материал для целой отдельной заметки, а эта и так уже слишком разрослась, но я уверен, многие и так понимают, почему для развития футбола будет лучше избавиться от злокачественных образований.

Вместо заключения


Каким бы ни был лимит, создаёт он проблемы только в том случае, если не соответствует среде, в которой он вводится.
При избытке качественного товара на рынке, ориентированности на прибыль участников рынка - при этих двух факторах никакой лимит будет и не нужен вовсе, игроков будет столько, что хватит на несколько сборных. В то же время и любая, сколь угодно жёсткая его конфигурация в таких условиях не создаст тех проблем, что создаёт лимит у нас: если качественных игроков избыток, то даже при комплектовании на сто процентов из только российских игроков, у них всё ещё будет конкуренция - просто с другим отечественными игроками. Лимит как инструмент должен быть нацелен именно на преображение структуры - в этом качестве его следует зафиксировать на долгие годы, чтобы каждый субъект футбольной экономики понимал, каким будет закон через десять лет - а это минимальный горизонт планирования при инвестициях в подготовку юных футболистов. Если же этим инструментом пытаться лишь подбивать количество позиций с российским паспортом в клубах рпл в популистских целях, то он так и останется страшным оружием, которым будут продолжать размахивать с обоих фронтов из года в год, уничтожая российский как клубный так и сборный футбол.

* Редакция портала Bobsoccer.ru не несет ответственности за публикации в разделе "Заметки болельщиков".
Читайте также:
0 / 0
3409 57
Футбольные новости
79 0

Игроком ЦСКА Файзуллаевым интересуются итальянские клубы - СМИ

Как сообщает «Евро-Футбол.Ру», полузащитник московского ЦСКА и сборной ...

44 0

Шансы "Зенита" на чемпионство снизились на 16%, шансы "Краснодара" выросли на 15%

Шансы санкт-петербургского «Зенита» на чемпионство в этом сезоне снизились на 16% ...

102 3

«Урал» показал поле стадиона перед матчем с «Ростовом» в условиях снегопада

Сегодня, 25 апреля, в матче 21-го тура Российской Премьер-Лиги встретятся ...

183 3

«За титул бьются сразу три команды». Бубнов назвал причины поражения «Зенита»

Александр Бубнов обозначил причины неудачи команды Семака в игре с «Рубином».

82 0

Павел Яковлев: «Спартак — мой родной клуб, за который я переживаю, несмотря на то что там происходит»

Бывший полузащитник «Спартака» Павел Яковлев в разговоре с «Матч ТВ» пожелал ...

91 2

Защитник «Рубина» Рожков: «На «Зенит» не нужно дополнительно настраиваться, потому что внутреннее «Я» сидит в груди»

Защитник казанского «Рубина» Илья Рожков в разговоре с Legalbet высказался о победе ...

73 0

Премьеру фильма о футболисте Черенкове перенесли на 31 октября

Премьера фильма об игроке московского "Спартака" и сборной СССР Федоре Черенкове ...

Голосование

Кто выиграет Кубок России 2023/2024?

Зенит
41.3%
ЦСКА
34.3%
Спартак
15%
Балтика
6.1%
Динамо
0.5%
Ростов
2.3%
Популярное
10686 586

Худший вечер ЦСКА

Армейцы проиграли аутсайдеру, заканчивая матч вдевятером.

11321 447

Почему для ЦСКА матч со "Спартаком" важнейший в чемпионате

Как армейцам исправиться за кошмарную встречу с "Ахматом".

3031 246

«Зенит» и энергосберегающие технологии

Постскриптум к матчу «Зенит» - «Оренбург».

3008 227

Любите «Зенит» больше побед. А «Зенит» ещё и побеждает

За месяц до окончания сезона.

7936 181

Чалов с Мусаевым впереди, Зделар в опорной зоне. Угадаем состав ЦСКА на дерби со "Спартаком"

Обсудим, как армейцы будут действовать в сложнейшей кадровой ситуации.

Сейчас обсуждают