Александр Куртеян: «Перед «Зенитом» вновь будут стоять максимальные задачи»
Специально для bobsoccer обладатель Кубка России 1999-го года Александр Владимирович Куртеян рассказывает о новом этапе своей тренерской карьеры и рассуждает о «Зените».

Фото Ольга Торопова, bobsoccer.ru.
Петербуржцам необходимо реабилитироваться
- Не видел вас на праздновании столетия «Зенита» рядом с обладателями Кубка России и футболистами начала нулевых - Константином Лепехиным, Андреем Кондрашовым, Алексеем Катульским. Знаю, почему, но хотелось бы, чтобы вы сами ответили на этот вопрос.
- Все просто - 25-го мая я был со своими ребятами на матче первенства Ленинградской области с «Факелом» (Кириши), сосредотачивался на игре своих мальчишек, которые мне очень нравятся. Хорошие они! Добрые, положительные. Правда, к сожалению, в футбол добрые и положительные дети не играют, но мои ребята очень стараются. Не все получается, но желание огромное, главное, чтобы руки не опускали. «Зенит»? Петербургский клуб для меня - особая история, поэтому если скажу, что ничего не испытывал, слукавлю. «Зенит» - часть моей жизни, возможно, одна из лучших отрезков биографии, так что, естественно, думал о «Зените». Пропускал через себя во всяком случае.
- Что ждет болельщиков «Зенита» в следующем сезоне?
- Перед «Зенитом» вновь будут стоять максимальные задачи. Петербуржцам необходимо реабилитироваться: минус Кубок и чемпионство - это серьезная проблема. За что играть в отсутствии еврокубков? Именно за внутренние трофеи.
- Как будет комплектоваться команда в летнее трансферное окно, на ваш взгляд? Вновь ждем серьезной интервенции извне?
- Не могу сказать. Я хорошо отношусь к зенитовским бразильцам, которые, на мой взгляд, сделали для нашего города очень много хорошего, но больше трех латиноамериканцев в одной команде - это уже многовато.
- Почему из года в год актуальна тема собственных воспитанников в «Зените»?
- Я не думаю, что «Зенит» отказывается дать шанс воспитанникам петербургского футбола, это, на мой взгляд, самое большое заблуждение. Уверен, руководители «Зенита» хотят, чтобы в команде играло как можно больше собственных воспитанников. Просто складывается такая ситуация, что «Зенит» постоянно находится под давлением, от команды все время требуют максимальных результатов. Интегрировать даже одного молодого футболиста в состав, ежегодно борющийся за золотые медали, непросто. Двух - еще сложнее, я уже не говорю о трех или четырех. Чтобы быть на виду, выдерживать конкуренцию, молодежь должна постоянно играть, а если им не будут доверять, они не смогут получать должного игрового времени. Тут-то круг и замыкается - с одной стороны, требование результата, с другой - невозможность рисковать. Выпустили парня на замену, у него что-то не получилось - другого шанса может не быть, исчезает доверие. А нет доверия - и молодой человек начинает сомневаться, востребован ли он на этом уровне. И, кстати, многие полагают, что лучше оставаться даже в глубокой ротации - контракты-то хорошие.
Я хочу, чтобы дети получали удовольствие от футбола
- Как работается в «Прорыве» участнику Лиги чемпионов, пятикратному чемпиону Молдавии, чемпиону Польши, обладателю Кубка России в составе «Зенита», бывшему тренеру национальной сборной Молдавии?
- Новый, очень интересный опыт. Дети, которые очень, очень сильно любят футбол. Наверно, если бы не «Прорыв», они футболом бы не занимались, благодаря «Прорыву» они и попали в футбол, смогли почувствовать атмосферу игр и тренировок, командное взаимодействие, коммуникацию в коллективе - все это чрезвычайно важно. Результаты не важны. Побеждать должны спортивные школы, собирающие лучших ребят со всей страны и ставящие перед собой серьезные турнирные задачи. У «Прорыва» цели другие - приобщить детей к футболу, почувствовать футбольное поле, увидеть болельщиков на трибунах. Наверно, на данном этапе это гораздо важнее результата. Дети приходят на тренировки и на игры именно из-за любви к футболу - это то, что нас самих мотивировало в детстве. Я очень хочу, чтобы дети продолжали получать удовольствие от футбола. В спорте высших достижений игры и тренировки - колоссальный труд, здесь мы тоже очень много работаем, но если я увижу, что дети перестают получать удовольствие от игры, то можно сделать неутешительный вывод - и мы, и они напрасно теряем время. Я хочу, чтобы ребята все делали с улыбкой, пусть они сто раз ошибутся, но на сто первый они непременно выполнят задание правильно.
- Есть ли шанс в пятнадцатилетнем возрасте попасть в солидный профессиональный клуб, возможно, в «Зенит». Время, когда ребятам придется ответить на вопрос о месте футбола в своей жизни, неумолимо приближается.
- Да, выбор за детьми, надеюсь, время, проведенное в «Прорыве», оставит у них след на всю жизнь и сохранит детскую любовь к футболу. Заиграть на профессиональном уровне? Рано об этом думать, для начала необходимо хотя бы попасть в Академию «Зенита» или другую профессиональную спортивную школу, работать в совершенно иной конкурентной среде. Потенциал у ребят есть, но над реализацией этого потенциала надо очень много работать.
- Вы-то в свое время все эти этапы прошли!
- Да, но я всегда соревновался с лучшими, по крайней мере, по молдавским меркам. Сначала в спортивном классе, затем в дубле «Зимбру», потом в первой команде. Я даже в мыслях не допускал пропустить хоть одну тренировку, поскольку понимал, что в таком случае меня посадят в глубокий запас.
- Как в конце девяностых в Санкт-Петербурге относились к футболистам из зарубежья, пусть и ближнего?
- Я не припомню никакого негатива ни со стороны партнеров по команде, ни от болельщиков. Да и потом - какие мы легионеры, выходцы из Советского Союза? Хотя, мне кажется, болельщики в конце девяностых в Петербурге были другими. Не говорю, лучше или хуже, просто другие. Иная атмосфера на стадионе, другая аура. Повторюсь, это мое личное ощущение.
ЦСКА может пригласить Каннаваро на пост главного тренера
Роман Орещук: что происходит с ЦСКА? Почему мы так не уважаем российских тренеров?!
Карпин возглавил "Динамо"
Обновлённый "Зенит"
Кандидат в тренеры ЦСКА Карел Герартс: Я готов работать под давлением, ищу новый вызов