Как главный нацист XX века грабил основателя футбола

  • Эта статья в архиве

Главный редактор «Бобсоккера» Борис Тосунян побывал в австрийском городе Линц на специальной пресс-конференции.



В Линце нынче полным ходом идет подготовка сразу к нескольким выставкам, которые расскажут современникам о масштабной и беспрецедентной краже гитлеровцами в годы Второй мировой войны шедевров мирового искусства. Всем известно: это - самое громкое, самое наглое и беспардонное из всех ограблений 20 века.

Друзья, хочу предупредить: история - не о футболе, так что, если тема вам не интересна, можете просто пролистнуть. Но, пролистнув, думаю, можете и пожалеть, ибо связь с нашим любимым видом спорта, футболом, здесь все же существует. Разговор пойдет о том, как главный нацист двадцатого века, Адольф Гитлер, ограбил основателя австрийского футбола барона Натана Майер Ротшильда, точнее, ограбил его наследников (про футбольную историю читайте в моей заметке по ссылке bobsoccer.ru/user/52/blog/kak-... ).

Именно эта богатейшая коллекция картин семейства Ротшильдов и стала основой так называемого «культурного проекта Гитлера». Для будущего музея фюрера из коллекции Ротшильдов были отобраны 324 картины, среди которых оказались полотна Рубенса, Тинторетто и Ван Дейка…

Говорят, у фюрера, считавшего себя знатоком живописи (поэтому он лично принимал участие в отборе некоторых из 324 картин), имелся собственный фонд для выкупа полюбившихся ему творений, и что этот специальный фонд пополнялся средствами от продажи почтовых марок с изображением самого фюрера. Но даже если что-то и выкупали его подручные, то, понятно, за смехотворные суммы. Собственники экспроприированных фашистами бессмертных творений готовы были заплатить грабителям любые суммы лишь бы вернуть любимые полотна. Но из Берлина шли отказы: самим, мол, надобно.

Процедура отъема, как правило, выглядела следующим образом: к хозяину шедевра заявлялся посланец Гитлера, сетовал, мол, конечно, не вправе отбирать частную собственность, но… не отдадите добровольно, огребете бо-льши-е проблемы.

Подобными «уговорами» в альпийских подземных хранилищах получилось сосредоточить тысячи бесценных экспонатов.

И вот мы, журналисты, в Линце. На сцену актового зала художественного музея «Лентос» выходят главные эксперты Австрии по похищенному гитлеровцами искусству – директор музея «Лентос» Хемма Шмутц (на снимке - в центре), заместитель директора музея «Лентос» Элизабет Новак-Таллер (слева) и Маркус Прошек (справа). Он - куратор готовящейся выставки молодых художников, которые сами сегодня создают работы, повествующие о событиях последних дней войны.

Как главный нацист XX века грабил основателя футбола

Нас информируют о неких сюрпризах, готовящихся к открытию выставок в Линце и в других городках. Это будет в марте 2024 года. Делятся собственными соображениями о том, для чего, собственно говоря, Адольф Гитлер решил заняться откровенным разбоем?

В юности Адольф Шиклькгрубер пытался поступить в Венскую академию искусств, но ректор вуза у будущего вождя нацистов таланта к рисованию не обнаружил. Рекомендовал попробовать себя на архитектурном поприще.

Будущий диктатор и убийца миллионов людей совету ректора внял. Пристроился в бюро к известному архитектору, трудившемуся над проектом «Урания» - обсерватории в центре Вены. Кое-что будущий главный нацист даже успел начертить, но был уволен по причине профнепригодности. Пришлось неудавшемуся архитектору зарабатывать на хлеб рисованием открыток с пейзажами Мюнхена, куда переехал.Это потом, после прихода к власти в Германии, работы его взлетят в цене, и в полиции создадут специальный отдел, которому вменят в обязанность выявлять подделки под «гениальные творения» главы третьего рейха.

Родившийся в Верхней Австрии Гитлер, мнивший себя тонким знатоком и ценителем искусства, захотел воздвигнуть на родине предков в Линце собственный музей и разместить там рекордное количество бесценных мировых экспонатов. Отсюда и приказ: без суда и следствия конфисковывать все лучшее в оккупированных странах - у музеев, у церквей, у частных коллекционеров… А свозить награбленное было предписано в соляные штольни местечка под названием Альтаусзее. До поры до времени.

Реализоваться амбициозным планам фюрера было не суждено. По причине проигранной войны. Осознав, что скорый конец созданного им рейха недалек, Гитлер отдает приказ гауляйтеру Верхнего Дуная и губернатору Верхней Австрии Августу Айгруберу: взорвать входы альпийской пещеры, полные шедевров. Август Айгрубер был готов не только завалить входы в соляные копи, но и уничтожить все шедевры до единого. Для этой цели в штольни тайно завезли американские бомбы, которые не взорвались во время бомбежек городов Верхней Австрии. А чтобы скрыть опасный груз от персонала, на ящиках начертали: «Осторожно! Мрамор!». И гауляйтер начал готовить подземные хранилища картин к взрыву.

Первыми забили тревогу эксперты, в сложных условиях подземелья реставрировавшие картины. Каким-то чудом они поняли: вместо новой партии картин в ящиках завезли то, что должно эти картины уничтожить. Поняли, что мир скоро потеряет работы Микеланджело, Рембрандта, Рубенса, Леонардо да Винчи, «Гентский алтарь»...

Секретная информация оказалась не слишком секретной. К группе сотрудников, шокированных решением уничтожить соляные шахты, присоединились и руководители шахты. Да и простые горняки присоединились, им было важно сохранить рабочие места.

Времени у заговорщиков осталось мало. Одному из горняков, участнику антифашистского сопротивления, пришла в голову безумная, на первый взгляд, идея. Но эта безумная идея катастрофу предотвратила. Горняк тот был знаком с женой адьютанта начальника Главного управления имперской безопасности СС Эрнста Кальтенбрунера. По иронии судьбы они оказались соседями, горняк-партизан и эсэсовец, не ведавший об участии соседа в сопротивлении.

Надо сказать, что элита третьего рейха к концу войны съехалась в Верхнюю Австрию - между собой они называли ее «Альпийской крепостью». Надеялись затеряться в горах, а затем, когда охота союзников на самых главных нацистов ослабнет, выйти из сложной ситуации, предложив свои услуги американцам.

Кальтенбрунер, как и Гитлер, родом из здешних мест, исключением не был. Тоже, видимо, рассчитывал, что, спасая спрятанные шедевры от полного уничтожения, получит индульгенцию многочисленных грехов. Поэтому безнадежный, казалось бы, план неожиданно сработал.

Супруга адъютанта устроила встречу горняка с Кальтенбрунером. Руководитель СС согласился помочь. Но переговоры с Айгрубером шли трудно. Хотя Гитлер к тому моменту уже был мертв, фанат вождя сдаваться не собирался. Даже патруль отправил - арестовать Кальтенбрунера. Наручники на шефа ряда силовых ведомств, все еще могущественного человека, конечно, надеть не посмели. Бомбы из шахт вывезли. А главаря эсэсовцев американские спецслужбы потом арестовали.

Лет десять назад я посмотрел художественный фильм «Охотники за сокровищами» (оригинальное название «Monuments Men») с Джорджем Клуни в главной роли. Известный актер, он же режиссер и сценарист картины, помнится, уверял, что события в фильме приближены к реальным, что восемьдесят процентов рассказанных историй верны полностью. Меня, признаюсь, его заявление и тогда не впечатлило. Но услышав нынешние речи специалистов по вопросам украденного искусства, в этих цифрах я и вовсе усомнился.

- Восемьдесят процентов? - удивилась заместитель директора музея «Лентос» Элизабет Новак-Таллер, едва я поделился с ней своими сомнениями. – Явно завышенная цифра. Признаться, измерять в процентах количество правды в фильме Клуни я не готова. Все же - Голливуд, давайте будем снисходительны к их продукции. У них в художественных фильмах правды слишком много быть не может. Например, в этой ленте есть сцены, где за похищенными и спрятанными от посторонних глаз картинами охотятся офицеры и солдаты Красной Армии. При этом они везде опаздывают, их то и дело опережает группа экспертов во главе с Клуни. А ведь известно всем и каждому: в период операции по спасению сокровищ в Верхней Австрии подразделений Красной Армии не было. Теперь понимаете, почему мы взялись за организацию выставки? Следует точно воссоздать те драматические события, что происходили в последние дни войны вокруг соляных копий и глубоко упрятанных в них шедевров.

Что лично я вынес из той пресс-конференции? Такой факт: даже в рядах тех, кто на деле принимал участие в спасении шедевров, единства не было. Одни твердили: это мы главные и единственные герои, мы - спасители сокровищ… Вторые оспаривали, выпячивали собственные особые заслуги в вышеупомянутой операции.

- И все же, кого нам следует благодарить и считать главным спасителем и героем-освободителем «подземельной коллекции»? - спрашиваю у экскурсовода музея Карин Шнайдер.

- А главные герои, - отвечает она, - не горняки, я считаю, не реставраторы, и даже не участники сопротивления. Главные герои - союзные войска, вынудившие гитлеровцев капитулировать. Потому и приказ гауляйтера о зачистке шахты от произведений мирового искусства остался не выполненным.
Борис Тосунян
Фото автора

Читайте также:
0 / 0
2918 11
Футбольные новости
1 0

Руслан Нигматуллин: Максименко и Агкацев могли бы заиграть в Серии А

Бывший голкипер сборной России по футболу Руслан Нигматуллин в интервью «РБ ...

39 0

Шведский журналист: Возвращение России в футбольную семью экстремально сложно

Журналист шведской газеты «Aftonbladet» Микаэль Вагнер высказался в разговоре с «РБ ...

25 0

Владимир Ивич: Надеюсь, скоро вернусь к работе

Сербский тренер Владимир Ивич в беседе с «РБ Спорт» заявил, что в ближайшее время ...

63 0

Александр Мостовой: У Семака такой же кризис в «Зените», как у Гвардиолы в «Сити»

Бывший футболист «Спартака» Александр Мостовой в беседе с «РБ Спорт» поделился ...

89 2

Широков считает, что Угальде не мог проявить себя из-за Соболева

Экс-футболист сборной России Роман Широков в разговоре с «СЭ» объяснил прогресс ...

57 0

Нигматуллин: Не ощущал критики фанатов «Спартака» после перехода в ЦСКА

Бывший вратарь сборной России Руслан Нигматуллин в интервью «РБ Спорт» ответил, ...

109 0

«Расстались в хорошем настроении». Представитель Батракова - о ходе переговоров с «Локомотивом»

Представитель полузащитника «Локомотива» Алексея Батракова Владимир ...

Голосование

Сможет ли ЦСКА во втором круге улучшить положение в чемпионате России?

Да, финиширует в первой тройке
24.1%
Да, поднимется на четвертое или пятое место
35.8%
Нет, останется на шестом месте
30.9%
Нет, финиширует ниже шестого места
9.3%
Популярное
22287 259

Трансферы "Зенита": под задачу к столетию клуба

Расклады на ближайший год.

13078 237

Стало известно, за какую сумму "Атлетико Минейро" выкупил Фукса у ЦСКА

Бразильский защитник официально покинул ЦСКА.

6919 186

Каким получился для ЦСКА уходящий год

Bobsoccer об итогах 2024 года для ЦСКА.

16512 185

«Спартаку» интересен защитник ЦСКА Келлвен

Правый защитник ЦСКА Дуглас Келлвен может перебраться в «Спартак».

7833 142

Максим Квятковский: "Николич точно не отказался бы от Карраскаля"

Эксперт Bobsoccer.ru высказал мнение, почему при Марко Николиче переход Хорхе ...

Сейчас обсуждают