Открытое письмо Артура Нигматуллина.
* * *
Я из Владивостока, в ЦСКА попал случайно. Мне было 12 лет, играл за все подряд команды на всех подряд соревнованиях. Особого значения этому не придавал – футболом не особо горел. Но тренер сборной города вцепился в меня: «Надо ехать в ЦСКА. Я везу своего сына и повезу тебя». Отец решил: «Пусть едет, он в Москве-то никогда не был».
Когда меня подключили к основе, в ЦСКА была команда суперзвезд. Жо, Жирков, Вагнер, Карвальо – я ворота потерял и вообще не понимал, что происходит. Акинфеев не смущал: тогда, в 2008-2009-м, как раз ходили слухи, что им интересуются в Англии. Думал, что сейчас уедет, а место освободится. Но, как видите, 2020-й, а до сих пор не освободилось.
После чемпионата Европы U17 мной заинтересовались в «Порту». Позвонил известный человек из российского футбола: «Артур, европейский агент хочется с тобой встретиться и пообщаться».
Когда понял, что никто не прикалывается, оделся во все нарядное, что было, поехал на встречу к этому агенту. Там сказали лететь в Португалию и тренироваться. Только из ЦСКА меня не отпускали. Был июль, а контракт в августе заканчивался. Меня стали к основе подключать, за дубль активно ставить. Я доиграл половину сезона, а потом психанул, что не отпускают. И просто пропал – не приходил ни на тренировки, ни на игры. Мне звонят: «Ты где? Мы тебе зарплату не будем платить». Я отвечаю: «Да не платите, я уезжаю».
В Португалии жил с двумя молодыми бразильцами, а за мной присматривала русская семья. Вроде со всеми нормально общался, но было что-то не то. Не хватало чего-то русского: то ли общения, то ли антуража. Сидишь в комнате с бразильцами, вроде с ними хихи-хаха, но настоящая жизнь все равно в своих соцсетях – во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Не понимаю, что меня беспокоило.
***
Все, вернулся, Москва, друзья, своя стезя – мне комфортно, супер. Постепенно начал за дубль играть, с зимы уже за основу на сборы поехал. Но перед этим мы друзьями съездили в отпуск в Таиланд и нормально там подвигались. Приезжаю оттуда во Владивосток, встаю на весы: 100 кг, если не больше. По-моему, даже чуть перевалило за центнер – при рабочем весе 94. Я начал переживать и думать, как скинуть вес, чтобы на сборы приехать в нормальном состоянии. Причем сейчас уверен: мне никто слова бы не сказал, а я бы за 5 дней все убрал.
Но в голове засела тема, что надо срочно похудеть. Захожу к бабушке, а она предлагает мне кусок яблочного пирога. Я отказываюсь, говорю, что худею. Бабушка отвечает: «У тебя, наверное, водичка стоит. На тебе фуросемид – выгонишь ее». Я выпил, водичку выгнал, на весы встаю – там сразу минус три. Мы же с Рыжовым вместе выпили. Только я попал на допинг-тест, а он кресты порвал. Вместе потом в Москве и куковали: он с крестами, а я дисквалификацией. Но в тот момент даже не думал, что могут быть какие-то последствия.
Приехал на сборы, то ли с Васей, то ли с Лехой Березуцким сидим в бане. Я ему говорю: «Вот у меня таблетки. Выпил и сразу подсушился, три кило скинул». Он насторожился: «Что, какие таблетки?» Я отвечаю: фуросемид. Вася смотрит на меня в шоке: «Нигма, ты что, дурак? Это допинг, за него могут дисквалифицировать. Ты с таким не балуйся, а то приедет еще сюда допинг-контроль, на сборы иногда они заезжают».
И что вы думаете? Через два дня нам сообщают, что приедет комиссия. Вася смотрит на меня: «Не дай бог ты попадешь в списки». Я побежал в баню выпаривать все это, чуть сознание там не потерял, чего только ни делал, чтобы выгнать (потом узнал, что я почти все выгнал, попался на остатках). Еще думал на тренировке что-то подстроить, травму получить, чтобы в больницу уехать, а тест не сдавать. В общем, приехала комиссия, допинг-пробу брали у 7 человек из 28. Конечно же, я оказался в списках.
Вскоре все-таки пришло уведомление, что допинг обнаружили, надо ехать в швейцарский Ньон. Спасибо юридической службе ЦСКА, что срок получился меньше. Хотели дать двушку, а дали всего 10 месяцев. Наши юристы написали чуть ли не две книги, чтобы меня спасти. Там все подробности – и про пирог, и про бабушку, и про все. Я очень благодарен ЦСКА: мне не только продолжали платить зарплату, но и контракт продлили. Слуцкий и Чанов меня отстаивали, с Леонидом Викторовичем до сих пор встречаемся и вспоминаем, как мне спасли карьеру в тот момент.
Еще спасибо ЦСКА, что мне разрешали тренироваться. По правилам же нельзя, но кто будет следить, тренируется там какой-то третий молодой вратарь или нет. Меня даже в закрытых товарищеских матчах выпускали. Как-то предложили поиграть в Реутове за «Приалит» в КФК. На игру приехали журналисты «Советского спорта» и сделали статью: «Мог бы греться в лучах солнца на Атлантическом океане, а играет в Реутове возле какой-то пивнухи». После этого перестал играть вообще – только в PlayStation.
***
Дальше начались наши рейды с Валерием Оганесяном. Пошли в «Мордовию», в ФНЛ. Хорошо пошло, был готов, начал играть. Не без ошибок, но из состава меня убрали после самой хорошей игры за «Мордовию». Возможно, из-за того, что Оганесян поругался с главным тренером, а все его игроки дружно на скамеечку присели. Валера мне говорит: «Все, уходим». Ну, уходим так уходим.
Решили с ним тогда идти в «Урал» – тоже в ФНЛ. Приехал в Екатеринбург, город отличный, тренер вратарей классный, [Григорий] Викторович Иванов, Шатов. Концовочку сезона в «Урале» зацепил. Только потом получилось, что Шатов должен был в ЦСКА перейти, а перешел в «Анжи». Пришлось из Екатеринбурга тоже уходить (ЦСКА в ответ на решение Шатова перейти в «Анжи» досрочно отозвал из аренды в «Урал» Нигматуллина и Заболотного).
Я не понимал, почему со мной все это происходит.
То допинг, то с «Мордовией» не сложилось, то история с Шатовым. Очень накатывало, думал, будто кто-то специально что-то против меня делает. Валерий Оганесян уже с «Химками» работал – перешел туда и вроде бы наладилось. 19 лет, был самым молодым вратарем в ФНЛ. А оттуда перешел в «Волгу» – с ней и дебютировал в РПЛ.
Там пошло по нарастающей. Провел три матча: в первом пропустил 3, во втором – 4, в третьем – 5. Если серьезно, то невероятные ощущения. Дебют был с «Зенитом» – против Халка, Данни, Витцеля. Вторая игра с «Ростовом» (0:4) – нас там рвали на части, уничтожали в лохмотья.
Потом выставили на трансфер, съездил в Финляндию даже – в ХИК. Но контракт так и не предложили, поэтому вернулся в «Волгу». Пропустили там очередные 4 или 5, пришел Талалаев и поставил меня против «Динамо». Первый тайм – 0:0. Думаю, все нормально, вкатился. Начинается второй тайм – пятерочку вкинули.
Снова выставили на трансфер, начал судорожно искать команду. Должен был перейти в «Енисей», но все сорвалось, в итоге остался. И заиграл – сначала в «Волге», потом в «Тосно».
Оттуда попал в «Амкар» – там наконец-то стал основным вратарем клуба Премьер-лиги.
Дальше вы, наверное, догадываетесь.
Я думал, так не бывает. 16 лет команда была в РПЛ – ну что с ней может случиться? Ты провел топовый сезон, освоился, команда супер, тренеры классные, у тебя ребенок родился. Вдруг – клуб закрывается. Как, ну как такое возможно? Когда потом пришел в «Арсенал», даже шутили: «О, Нигма уже закрыл «Волгу», «Тосно», «Амкар», сейчас и нас закроет».
В «Арсенале» сначала играл Левашов, потом я, потом снова Левашов. Зимой даже подумал, что, может, в Европе попробовать, раз здесь не очень идет. Мыслил приземленно – о середняках чемпионатов Бельгии, Голландии, о чем-то таком. А уж условный «Витесс» со Слуцким – лучшее, что можно придумать. Я следил за ним и мечтал: вдруг Викторычу понадобится такой боец, как я.
У меня есть цель – выиграть чемпионат России и сыграть в Лиге чемпионов. Возможно, выглядит смешно и наивно, но она вполне реальная. Все бывает – если начнешь на таком уровне играть, то там уже и сборная будет.
Согласованно с модератором.
Барриос хочет покинуть Зенит: колумбийский хавбек рассказал, что мечтает взять ...
Бывший защитник «Динамо» Владимир Гранат отреагировал на слова экс-тренера ...
Как стало известно Metaratings.ru, российский вратарь «Кайрата», чемпион Казахстана ...
Генеральный секретарь РФС Максим Митрофанов отреагировал на высказывание ...
Возглавляющий мадридский «Реал» Карло Анчелотти стал обладателем награды ...
Бразильский «Васко да Гама» ведет переговоры о подписании контракта с защитником ...
Виктор Панченко, отец нападающего Кирилла Панченко, подтвердил уход сына из ...
Нападающий московского «Спартака» Манфред Угальде может продолжить карьеру в ...
Разговоры о важном.
Bobsoccer объясняет причину.
О возможных изменениях в «Зените» в зимнее межсезонье.
Латиноамериканские источники два дня подряд сообщают, что защитник Виллиан Роша ...
Барриос хочет покинуть Зенит
"Зенит" перехватил Мартирену у "Краснодара" - источник
Иван Карпов о положении дел в ЦСКА
Источник: Кассьерра может покинуть «Зенит»
Широков: в России нет игроков с таким пасом, как у меня, но Батраков близок