Советская сборная после золотого Евро-1960 регулярно входила в топ-8 на всех турнирах.
На Олимпиаде-1972 в Мюнхене она вновь была хороша и забрала бронзу (ничья с ФРГ, но регламент не предусматривал пенальти или дополнительного времени и вручал в таком случае медали обеим сборным), а 21-летний нападающий киевского «Динамо» Олег Блохин забил 6 голов в 6 играх. На Евро в Бельгии СССР вышел в финал, где уступил ФРГ с электрическим Гердом Мюллером. Голкипер Евгений Рудаков («Динамо» Киев), дважды номинированный на «Золотой мяч», и защитники тбилисского «Динамо» Реваз Дзодзуашвили и Муртаз Хурцилава вошли в сборную турнира.
По итогам отбора на ЧМ-1974 сборная Союза попала в стыки с Чили (тогда не самая сложная сборная из Южной Америки): в Москве случилась ничья, в Сантьяго матч не состоялся. Это был год жестокого военного переворота в Чили, где на месте национального стадиона вырос концлагерь, а комиссия ФИФА отказалась его признавать (имена тех чиновников нигде не сохранились). Сам чемпионат мира сборная СССР с молодым и блистательным Олегом Блохиным пропустила.
***
Первый стыковой матч в Москве
Правительство Чили скрывало зверства на Национальном стадионе, но информация распространялась по всему миру. Еще до первого стыкового матча СССР, разорвавший дипломатические отношения с новым правительством, потребовал от ФИФА перенос ответного матча на нейтральную территорию. Федерация растерянно молчала.
После переворота новый режим запретил чилийцам покидать страну. Однако Пиночет хотел поддержать иллюзию нормальности всего происходящего, поэтому футбольной сборной разрешили отправиться в Москву. Игрокам сообщили, что их родственники находятся под круглосуточным наблюдением военных, поэтому им не стоит делать политических заявлений.
В сборной СССР по-прежнему играли Рудаков, Дзодзуашвили и Блохин, капитаном команды был опытный защитник ЦСКА Владимир Капличный. После удачных выступлений на олимпийском футбольном турнире и Евро-1972 сборная входила в топ-7 сильнейших в мире и считалась явным фаворитом матча. Команда доминировала на протяжении всей игры, и только вдохновенное выступление голкипера Хуана Оливареса и защитников чилийской команды не позволило забить Онищенко, Блохину или Гуцаеву, хотя шансы были у каждого из них. Спартаковец Евгений Ловчев, игравший в том матче, позже рассказывал: «Мы сыграли 0:0. Не смогли проломить стену, которую соперники выстроили у своих ворот. Даже замены не помогли. Наш тренер Евгений Горянский в конце выпустил четырех нападающих. Но мы так и не забили.
После матча Советский Союз направил в ФИФА очередную жалобу, пригрозив пропуском ответной встречи.
ФИФА разрешила проводить матч на стадионе, превращенном в концлагерь, СССР отказался в нем участвовать
Тем временем в Чили ничейный результат в матче с грозными советскими футболистами расценили как большую победу. Футбольная федерация страны была готова к переносу ответной игры на нейтральное поле – слишком очевидными казались преступления чилийского режима, но правительство настаивало на проведении матча именно в Сантьяго.
ФИФА сформировала комиссию из нескольких чиновников невысокого ранга для инспекции Национального стадиона. Ее состав остается тайной: на официальном сайте ФИФА вообще нет упоминаний об ответном матче Чили – СССР. Чилийские власти подготовились к приезду футбольных чиновников, заменив разбитые сиденья и подправив трибуны, но в подтрибунных помещениях по-прежнему содержались около семи тысяч заключенных. Грегорио Барралес, левый политик, заключенный на стадионе, вспоминал в интервью чилийскому радио, как комиссия вышла на газон, осмотрела ворота, поднялась на трибуны. «Затем они спустились вниз, глянули на нас пустыми глазами и вынесли вердикт: на стадионе можно играть». Перед матчем, назначенным на 21 ноября, всех арестованных вывезли в концлагерь в пустыне Атакама за 800 км от Сантьяго.
После решения ФИФА 12 ноября советские власти направили в федерацию официальный отказ от участия в ответной игре. Среди аргументов – заявления о возможных политических провокациях и проблемах с безопасностью игроков.
Матч все же начался: 18 тысяч зрителей, за 13 секунд чилийцы закатили один мяч в пустые ворота и ушли в раздевалку
ФИФА заранее объявила победу чилийской сборной над командой Советского Союза со счетом 2:0. Несмотря на это, 21 ноября на Национальном стадионе в Сантьяго собрались 18 тысяч человек. На поле вышли футболисты сборной Чили, прозвучал гимн страны, и австрийский арбитр Эрих Линемайр подбросил монетку, определяя ворота и присутствующей команды, и отказавшейся от участия.
Спортивное руководство «Барселоны» следит за полузащитником «Локомотива» ...
Команду ждёт непростой отрезок.
В матче Ростов – ЦСКА случились две необъяснимые вещи, предопределившие ...
Фланговый защитник калининградской «Балтики» Мингиян Бевеев высказался по ...
Комментатор Геннадий Орлов уверен, что полузащитник Жерсон останется в ...
Главный тренер ЦСКА Фабио Челестини поделился мнением об игре полузащитника ...
Бывший главный тренер московского «Спартака»Унаи Эмери может сменить Рубена ...
Наступил последний день летнего трансферного окна.
Защитник ЦСКА Данил Круговой поделился своим мнением о том, что его бывший партнёр ...
Армейцы вдевятером уступили в Ростове-на-Дону.
Постскриптум к матчу "Балтика" - "Зенит".
В Ростове-на-Дону завершился матч 8-го тура Мир РПЛ.
Почему ЦСКА впервые проиграл в РПЛ при Челестини
Разные нули "Зенита"
ЦСКА и осень
Журналист Карпов высказался о матче "Ростов" - ЦСКА
Лапочкин — об удалении Гайича в матче с «Ростовом»: «У нас игра называется футбол, канал «Боец» на другой кнопке»