Парень из России переехал жить в Германию и с нуля стал тренером. Он рассказал нам, как общался со Слуцким и главным аналитиком «Ливерпуля»

  • Эта статья в архиве

История Кирилла Серых, который в конце января сдал экзамены на первую тренерскую лицензию С в Германии.



— Как вы оказались в Германии?

— В 2013-м закончил университет в Новосибирске, за год до этого ездил по Work & travel (самая популярная программа обмена студентами в мире) в Штаты. Когда вернулся, понял, что неплохо было бы где-то поучиться за рубежом. Стал искать возможности и нашел в Германии бесплатное образование — нужно было платить только за жилье, питание, ну, и семестровый сбор от 150 евро до 500 в зависимости от университета. Немецкий к тому моменту не знал, подавал на магистерскую программу на английском.

— В Новосибирске такое хорошее образование, что можно в Европу поехать?

— Это вообще не важно, можно практически из любого университета поступить в Европу. Для немцев что МГУ, что НГУ, что Бийский педагогический — без разницы абсолютно. Стипендия? Сейчас уже понимаю, что надо было сделать, чтобы ее получать. Тогда не было информации. У немцев очень ценится внеуниверситетская активность — кружки, дебаты, социальная помощь. Я мог похвастаться только высоким средним баллом и тем, что окончил школу в 15, а университет — в 19. Этого было недостаточно.

— Как пришли к тому, что хотите попробовать себя в футболе?

— После учебы пошел работать в финансы в Германии и начал понимать, что это не совсем то, что я хочу. Стал смотреть, изучать другие варианты. Узнал про паблик Никиты Васюхина «Блокнот» (паблик продвинутой футбольной статистики), меня больше интересовал математический анализ футбола. Сам я никогда не играл на серьезном уровне.

В 2018-м сменил деятельность окончательно — ушел в сферу анализа данных как по работе, так и по футболу. Стал работать удаленно, изучать, какие есть возможности в футболе, ездить по конференциям, штурмовать.

***

Решил поехать на Слуцкого (он в «Витессе» работал тогда) — подождать его после игры, рассказать все, попросить о разговоре. Хоть на обед, хоть на кофе. Я уже бывал на одном матче «Витесса», видел, что после игры там спокойно можно дождаться всех футболистов и тренеров. Сделать фото или пообщаться. Так и вышло.

После тренировки подошел: «Здрасьте. Помните меня?» — «Помню. А чего ты лучше дня-то не нашел, когда приехать?» Договорились в итоге увидеться через пару дней, а пока мне разрешили приходить на все тренировки, смотреть, что хочу. Я тогда уже удаленно работал, мог сколько угодно в Арнеме находиться.

— Поговорили в итоге?

— Да, минут 40 — было здорово. Поспрашивал его всякие профанские вопросы: «Как лучше понимать футбол?» Он сказал, что универсального совета нет. Так и родилась идея пойти на тренерские курсы, Слуцкий поддержал.

В основном спрашивал больше про то, какие данные они используют. Слуцкий сказал, что смотрел разные — Opta, Instat, Wyscout. Мол, да, Opta — наиболее качественная, но он пользуется Instat, сам покупает, потому что у него сложившиеся отношения с ними.

Рассказал, как вообще относится ко всей продвинутой статистике. Что xG (метрика, подсчитывающая ожидаемые голы) покажет, где они не реализовали что-то, но не поможет выдумать оптимальный план тренировок для следующей игры. То есть продвинутая статистика — не панацея от всего. С его точки зрения.

Но я понял, что он в курсе даже каких-то последних исследований в этой области. Назвал ему одну метрику (xT — ожидаемая угроза. Определяет вклад каждого игрока, участвующего в атаке из той или иной зоны), достаточно новую на тот момент — ей было около 4 месяцев всего. Он ее знал, это удивило — все-таки это больше математическая вещь. Не ожидал такого от тренера из России. Слуцкий в этом плане, наверное, самый разносторонний наш специалист — развит во многих областях.

— С кем-то из профклубов еще пересекались?

— С главой отдела аналитики «Ливерпуля» Ианом Грэхамом. В определенных кругах очень известный чувак. Пересеклись с ним на одной из конференций, прям рядом сидели, поэтому удалось пообщаться. Поговорили о выступающих.

Удивился тому, насколько это открытый человек. Позже написал ему на LinkedIn, обменялись контактами. Он сказал, что если будут вопросы, могу обращаться. Может, это обычная вежливость, но мне как человеку, который пришел в футбол из ниоткуда, было очень приятно.

— После разговора со Слуцким занялись учебой на тренера?

— Да, поехал сразу во Франкфурт, начал собирать документы, подтягивать немецкий. Из документов самое сложное — справка о несудимости, курсы первой помощи (но у меня они были пройдены благодаря школе вождения), справка от педиатра, что готов к физическим нагрузкам. Плюс надо было прикрепиться к одному из местных клубов. Пошел в ближайший от дома, прямо сказал: «Играть не умею и не хочу, но хочу учиться на тренера». Мне ответили, что у них даже есть специальная опция — пассивное членство. Для тех, кто не играет, но желает относиться к клубу. Платишь что-то вроде 4 евро в квартал.

У них 25 000 клубов по всей стране — самое большое число в мире. Каждый в зависимости от своего уровня может найти для себя подходящую команду, внести взнос и играть. С детьми так же — отвел ребенка в ближайший клуб, а дальше он попадает в одну из команд. Много вариантов.

***

У нас в России есть стереотип, что детские тренеры нацелены на результат, а не на воспитание молодых. Рассказывал об этом в Германии, они говорят: «У нас такое тоже бывает, но это обычно от незнания. Если замечаем подобное, то сразу говорим, что так делать не надо. Развивай игроков как можно больше, лучших мы заберем».

— Сейчас пробуете попасть в клуб. Какой это уровень?

— Пока названия говорить не буду, сначала надо устроиться. Это 6-7 дивизион Германии. На мое резюме уже выходило пара клубов, но они были не из Берлина, пришлось бы ездить часа два в одну сторону. «Герта» или «Унион» кажутся пока недосягаемыми, но мне все равно хочется попробовать с низов, с нуля. Чтобы понять всю систему.

— К кому бы хотели попасть на стажировки?

— Конечно, к Нагельсманну. Он не только тактический и аналитический гик, но и вообще всесторонне развит. К Ади Хюттеру из «Айнтрахта». Коллеги рассказывали, что он тоже интересуется современными аналитически данными. Плюс Мартинес, который много интересных метрик использовал в «Эвертоне» и сборной Бельгии.

Читайте также:
0 / 0
787 1
Футбольные новости
314 2

Агент Вани Дркушича об уходе из «Зенита»: «Получаем звонки, но все решается на уровне клубов»

Футбольный агент Младен Ратковица прокомментировал возможный уход своего ...

278 6

Юран посоветовал Кисляку и Батракову остаться в России: «В Европе не прощают ошибок и никого не ждут»

Бывший тренер клубов РПЛ Сергей Юран высказался о возможном отъезде юных ...

288 0

Воспитанник "Краснодара" перешел в "Пари НН"

Футбольный клуб «Пари Нижний Новгород» объявляет о первом трансфере зимнего ...

891 5

Пестряков: из ЦСКА со мной никто не связывался

19-летний вингер «Акрона» Дмитрий Пестряков в разговоре с Metaratings.ru отреагировал на ...

401 12

Агент Макарова: «Мы активно занимаемся поиском клуба. Есть варианты как в России, так и за рубежом»

Агент полузащитника московского «Динамо» Дениса Макарова Алексей Бабырь заявил ...

539 8

Аревало стал игроком "Акрона"

«Акрон» подписал вингера уругвайского «Монтевидео Сити».

714 4

Роман Зобнин высказался о Хуане Карседо

Капитан «Спартака» Роман Зобнин высказался о новом главном тренере московского ...

Голосование

Согласны ли вы, что трансферы ЦСКА на вход за несколько январских дней 2026-го уже сильнее, чем за весь 2025-й?

Да
71%
Нет
10.4%
Затрудняюсь ответить
18.6%
Популярное
28974 330

Кто на выход в ЦСКА

Очевидно, что главная задача ЦСКА – попрощаться с рядом игроков, которые ...

14871 320

Вот увидите, Лусиано Гонду – тот самый форвард, который был нужен ЦСКА

Типичный центральный нападающий, умеющий все необходимое для своей позиции, еще и ...

10988 314

Трансфер Баринова подтверждает чемпионские амбиции ЦСКА

О самом громком переходе отечественного футболиста внутри РПЛ за многие годы.

11253 282

«Зенит» без Жерсона и с Дивеевым. Как это будет

О схемах «Зенита».

29428 224

ЦСКА усилит правый фланг

Актуальная информация.

Сейчас обсуждают