Георгий Кодзаев – воспитанник академии ЦСКА. В 14 лет он уехал учиться футболу в испанскую академию, откуда даже попал на просмотр в родной клуб.
– Как ты попал на просмотр в ЦСКА?
– С 6 лет и до 14 я был в академии ЦСКА. С детства всегда играл в основном составе, когда был здоров, в клубе меня знали. Потом уехал в Испанию. Первые годы с тренерами из академии у меня не было связи, но они сказали, что следили за мной. А летом 2016 года со мной связался Яровинский, который тогда был спортивным директором ЦСКА. Потом общались с Андреем Мовсесьяном (скаут ЦСКА – прим). Они говорили, что следят за мной и братом, помнят о воспитанниках.
фотография удалена по просьбе правообладателей
По словам Яровинского, за нами будут следить, года два-три мы с братом поиграем в Испании, а потом, возможно, подошли бы ЦСКА. И после одного такого разговора мы сошлись на том, что приедем на зимний сбор в Испании. Приезжать на целый сбор смысла не было, потому что я тогда играл на первенство Каталонии, зимней паузы там нет. К тому же в то время мы с братом болели (вирусная инфекция), принимали антибиотики. В итоге нас позвали на пару последних дней сбора, чтобы разок потренироваться и, возможно, выйти в одном товарищеском матче. Даже не столько на просмотр, сколько, как сказал Яровинский, «познакомиться и посмотреть друг другу в глаза».
Мы приехали, поговорили с Яровинским, один раз потренировались. В конце сборов, как правило, проводят два матча. Один играет основа, второй – запасные, ребята из дубля. В запасных тогда были Чалов, Кучаев, Хосонов, например. Я с ними потренировался, а на следующий день был матч. Мы с братом сыграли минут по 10. У ЦСКА тогда было много людей на сборе – как раз на два состава. Естественно, Гончаренко хотел посмотреть своих. Показалось, что ему было неловко позвать нас и не выпустить, поэтому время на поле нам дали.
Потом начали писать, что это был просмотр, но просмотром назвать сложно. Потренировались, сыграли несколько минут и уехали. Возможно, из ЦСКА за мной до сих пор следят, но пока не связывались. Мысли я читать не умею, поэтому не знаю, какие у клуба планы насчет меня.
– Сборы ЦСКА – что это? Хотя бы за те два дня, что ты зацепил.
– У нас была тренировка игровая. Потом посмотрели игру основы – это были первые для ЦСКА сборы без Слуцкого. Мы как раз застали тот день, когда Леонид Викторович приехал в Кампоамор попрощаться с командой, даже попали на организованный им ужин. Нас с братом посадили рядом с испанскими специалистами ЦСКА, было очень душевно. После игры вернулись в расположение команды. Из состава мы с братом лично знали только Федю Чалова – много лет играли с ним вместе, дружим.
фотография удалена по просьбе правообладателей
На следующий день была наша игра против австрийского ЛАСКа. Отыграли, и в тот же день все уезжали, это был последний день сбора. Приняли нас нормально, в бытовом плане все было хорошо.
– Сильно переживал по ходу сборов?
– Мне хотелось себя проявить, но особого давления не чувствовал. Вышел поиграть минут на 10 в конце. Я же понимаю, что адекватный специалист по одной тренировке и десяти минутам особых выводов делать не будет. Тем более, это был конец матча, мы больше оборонялись. Волнения не было. Мы почти не атаковали, игра была на нашей половине поля. Отзащищались – и все.
– Что-то веселое случилось за эти полтора дня?
– С братьями Березуцкими всегда какие-то истории смешные. Мы заходили в столовую. Шли и стеснялись немного, никого особо не знали. Сзади за нами шел Вася Березуцкий. Быстро обогнал нас и сказал: «Давайте, молодежь, жрать надо идти уверенно».
– Кто-то еще впечатлил?
– Я более-менее представлял, кто как играет. Но впечатлил Оланаре своими размерами. Он реально очень здоровый. Казалось, что он тогда был не в очень хорошей форме, как будто ему было тяжело носить все эти мышцы.
– Вернемся чуть назад. Как ты переехал в Барселону?
– Несмотря на то, что я всегда играл в ЦСКА и у меня только хорошие воспоминания об академии и тренерах, мне казалось, что в Европе выше уровень подготовки. И уровень конкуренции выше. На первенстве Москвы мы много побеждали, из серьезных соперников было всего несколько команд. Многие молодые русские ребята мечтают уехать куда-то за границу, чтобы научиться чему-то новому.
фотография удалена по просьбе правообладателей
Так совпало, что я всегда болел за «Барселону», мне нравилась Испания. В тот момент был пик испанского футбола. И вот мы искали, куда можно переехать, но как-то все не складывалось. А летом 2012 года получилось поехать на просмотр в одну испанскую академию. Она была создана как раз для иностранцев, которые приезжают в Барсу, там был интернат, где можно жить, по условиям тоже все было хорошо.
Приехал на просмотр, там были другие русские ребята. Сейчас их еще больше стало в академии. В общем, после просмотра мне сказали приезжать. В итоге мы начали оформлять документы, это оказалось не очень легко и быстро. Но уже в ноябре того же года мы переехали в Испанию. Сначала родители остались в России, но потом приехали ко мне и брату. В ЦСКА я со всеми хорошо попрощался. Да, в академии все было хорошо, но таким шансом нужно было воспользоваться.
– Почувствовал разницу в подготовке футболистов в России и Испании?
– В России тренеры любят говорить, что в стране просто нет талантливых игроков. А вот в СССР были. Но, на мой взгляд, это бред, не может нация вдруг выродиться. Талантливые игроки у нас есть. Но футбол у нас не такой массовый, как в других странах, в той же Испании. В футбол там играет гораздо больше народу, конкуренция намного выше. Плюс методики. Когда мы с ЦСКА ездили на международные турниры, сразу бросалось в глаза, как быстро играют соперники. Техничные игроки есть и в России – другое дело, что мы играем на меньших скоростях. И каждый раз, когда наши играют с иностранцами, это видно. Я бы назвал это интенсивностью, скоростью игры. Нужно привыкать к тому, чтобы быстрее принимать решения.
фотография удалена по просьбе правообладателей
И массовость нужна, конечно. На всю Москву, в которой живет так много людей, четыре с половиной нормальные академии. Остальные гораздо хуже. В Испании по каждому детскому возрасту очень много хороших команд. Приведу пример: в Каталонии в возрастной категории 14-15 лет – 4 лиги. Высшая лига – 16 команд. Первая лига – 4 группы по 16 команд. Вторая лига – 16 групп по 16 команд. Третья лига – 32 группы по 16 команд. Это совсем другой уровень. И такая конкуренция заставляет играть все лучше и лучше. Потому что если ты не будешь хорош, твое место займет кто-то другой. А у нас часто бывает так, что талантливые игроки в топовых академиях чувствуют себя расслабленно и не прибавляют.
– Что за академия, в которой ты занимался футболом в Испании?
– Это академия «Гава». Я там был три года, это пригород Барселоны, минут 20 езды. Это место, где живут некоторые игроки «Барсы». Там жил Вальдес, может, и сейчас там же. Суарес и Месси рядом, Гудьонсен. С сыном Гудьонсена я даже играл в одной команде. Сын Фабрегаса, насколько я понял, тоже в этой академии играет.
При этом в России академия не очень известна, но могу сказать по своему опыту, что по уровню она выше российских. В «Гаву» я пришел в 16 лет. Поначалу на первенстве Каталонии мне было непросто. Скорость игры была совершенно другая, в России я такого не видел, так что пришлось привыкать. Мне с самого начала сказали, что с техникой все нормально, а вот скорости не хватает. Было тяжело, но привык и стал играть на уровне.
У нас подобралась хорошая команда, какое-то время мы шли в чемпионате Каталонии на втором месте после «Барселоны». Считаю, что за три года многому научился в академии.
фотография удалена по просьбе правообладателей
Все команды «Гавы» играют по одинаковой системе 4-3-3. Нам говорили, что по тренировочный процесс у нас похож на тренировке в «Барселоне». Да и стиль игры тоже – мы старались контролировать мяч и активно прессинговать. Вот этого не хватает в России, мне кажется, единого стиля у команд всех возрастов какой-то академии. Каждый тренер играет по-своему.
– А не думал сразу в академию «Барсы» попробовать?
– Хотел бы, конечно, но у них нет просмотров. Лет с 7-8 туда ищут игроков скауты академии – и тогда подписывают игроков.
– У «Гавы» есть знаменитые воспитанники?
– Знаю, что многие переходят в испанские команды, одно время у академии был даже контракт с «Сандерлендом», приезжали скауты. 15-16-летних игроков забирают в «Барсу», «Эспаньол», вторую команду «Реала». Не вспомню сейчас много фамилий, но тот же Мартин Монтойя начинал в «Гаве», откуда его забрала «Барселона».
– Ты сказал, что в Гаве игроки «Барсы» живут. Видел кого-то?
– Ездил посмотреть на дом Месси. Подсказал парень из моей команды, он знал, где находится дом Лео, сам бы не нашел. Месси живет на возвышенности, весь город оттуда хорошо видно. Суарес очень близко живет и, насколько я понимаю, Коутиньо где-то там же поселился.
А лично видел два раза тренера Луиса Энрике. Он был в кепке, очках. Один раз он ехал на велосипеде, второй раз катался на роликах, когда мы пересекались. Он очень быстро проезжал и не хотел, чтобы его узнали, мне кажется. Думаю, что известные люди устают от популярности. Месси недавно говорил, что старается быстро ходить по улицам и не останавливаться, чтобы не узнали.
– Как изменилась твоя жизнь после переезда в Испанию?
– Сначала, когда мы переехали, я был не в «Гаве», а в другой академии. В ней было много иностранцев, русских ребят хватало, украинцев. Это помогло, там я нашел новых друзей, с которыми до сих пор общаюсь.
Сразу начал учить испанский. В языковой среде учишься быстро. Где-то за полгода уже говорил и почти все понимал.
После того как закончил 11-й класс, поступил в университет. На журфак, кстати. Окончил только первый курс, а потом из-за переезда обратно в Россию приостановил учебу. Вернулись обратно, потому что завершилось мое обучение в академии.
фотография удалена по просьбе правообладателей
В будущем, конечно, мне хотелось бы вернуться в Испанию, но пока об этом говорить еще очень рано. Сейчас я играю в Осетии во Владикавказском «Спартаке». В клубе я с зимы – присоединился, когда в команду пришел новый тренер Юрий Газзаев. Давно следил за его командами и всегда хотел с ним поработать. По-моему мнению, он один из лучших тренеров в стране. Вы только посмотрите, сколько его воспитанников играет в клубах РФПЛ и ФНЛ. С ним работали Спартак Гогниев, Давид Цораев, Сослан Джанаев, Алексей Скворцов и другие.
Еще в моем детстве Юрий Фарзунович приходил на мои матчи в академии ЦСКА. И когда он стал главным тренером «Спартака» из Владикавказа, позвал меня. Хотим подняться в ФНЛ и со временем вернуться в премьер лигу. Уровень ПФЛ, конечно, не самый высокий. Но не всем дано сразу заиграть в премьер-лиге. Как говорит наш тренер – у каждого свой путь. Надеюсь, в следующем сезоне сможем выйти в дивизион повыше.
– Еще про Барселону. Что больше всего запомнилось после нескольких лет жизни там?
– Очень комфортно. В Москве жалуются на пробки, в Барсе такого нет. Передвигаться по городу очень удобно, почти всегда тепло. Даже зимой, когда солнце, очень хорошо. Это и на футболе хорошо сказывается – не нужно играть в манежах, там даже не знают, что это такое. Никто три кофты на себя не надевает, чтобы не замерзнуть.
фотография удалена по просьбе правообладателей
В городе много туристов, отношение к приезжим очень хорошее. Еще в Испании почти все так или иначе следят за футболом. Даже учителя в школах обсуждали футбол на уроках. Что-то знает каждый. Как сыграла «Барса» или тот же «Эспаньол», у которого немало болельщиков. В России, когда у людей на улицах спрашивают, кто такой Дзюба или Миранчук, мало кто отвечает. А в Испании за футболом следят.
– Как тебе Владикавказ после Испании?
– Смена панорамы довольно крутая. Но я привыкаю. Считаю, что спортсмена может занести в разные части мира, поэтому нужно быть готовым. Тем более, тут свои люди, язык. Живу, можно сказать, в своей стране, так что все нормально. Условия неплохие, а в следующем году, думаю, будут еще лучше.
– Чем вообще живут команды ПФЛ?
– «Спартак» Владикавказ вряд ли является типичной командой второго дивизиона, ведь у нас и история богаче, и армия болельщиков шире. Если же говорить о закончившемся сезоне, то по сравнению с лидерами у нас было не лучшее финансирование. У команд, которые вышли в ФНЛ, бюджет на другом уровне. А у «Спартака», насколько я понимаю, перед сезоном не было задачи выхода в дивизион выше. Но в следующем сезоне, надеюсь, ситуация с финансированием изменится и мы будем бороться за выход в ФНЛ.
фотография удалена по просьбе правообладателей
– У тебя были другие предложения?
– Прошлым летом, когда я окончил академию в Испании, поехал на просмотр в «Вильярреал». Не в основу, но в дублирующую команду. Все было нормально, сказали, чтобы приезжал потом на предсезонку. Но появилась проблема из-за такого механизма, как компенсация ФИФА. Когда игрок оканчивает академию и подписывает первый профессиональный контракт, за него нужно платить деньги. Сумма высчитывается в зависимости от страны и клуба. В рамках одной страны суммы поменьше, когда разные – больше. Из-за того, что я был не только в испанской академии, но и в академии ЦСКА, сумма выходила огромная. Когда я ехал в «Вильярреал», об этом не знал.
Мы проконсультировались, нам все посчитали. Оказалось, что за меня должны были платить почти 500 тысяч евро. Такие деньги, конечно, никто бы за меня не заплатил. ФИФА, конечно, хочет заботиться о клубах, которые выращивают игроков, но, как мне кажется, им этот механизм нужно пересмотреть. Пришлось искать другие варианты. Если бы я захотел перейти в клуб из ФНЛ, то за меня пришлось бы платить тысяч 300. А мне на тот момент было 19 лет. Да, был в академии ЦСКА, в Испании, но на профессиональном уровне ничего не показал. Вариантов в таком случае не очень много. Можно играть за любителей. А можно найти команду из нетопового дивизиона, которая освобождена от выплат компенсаций ФИФА. Так я оказался в Армении в клубе «Эребуни» во втором дивизионе. Подписал контракт на полгода. Там и другие русские футболисты играли по той же причине, что и я. Ну и потом поступило предложение от Юрия Газзаева, от которого я не хотел отказываться.
– Давай историю из Армении.
– В целом к нам хорошо относились все. Ничего особо дикого не было, кроме одного случая, наверное. Мы должны были ехать часа два на игру к лидеру чемпионата.
Собирались на стадионе в Ереване, чтобы поехать на автобусе на игру в другой город. Мы уже сели в автобус, а он не едет. Все собрались, но мы не едем, никто не понимает, в чем дело. И тут раздаются какие-то крики, нас выгоняют из автобуса. Оказалось, наш директор договорился с шофером, который должен был нас довезти, что заплатит, когда мы приедем. А водитель начал требовать деньги раньше. Директор сказал, что все, с этим уродом мы никуда не поедем, выходим.
фотография удалена по просьбе правообладателей
Сидим на стадионе, смотрим на часы. Игра должна была скоро начаться, а нам еще ехать в другой город. Сидели и не понимали, что делать. В итоге нам заказали другой автобус, мы неслись, как ненормальные. Приехали, совсем чуть-чуть размялись и на поле. Мы в итоге проиграли, так как играли против лидера чемпионата – команды «Лори Ванадзор».
– Что испанцы говорили о чемпионате мира в России?
– Репутация у восточных болельщиков, включая наших, не лучшая. У испанцев есть опасения из-за буйных фанатов. Они беспокоятся из-за безопасности. Наверное, это главное. Но люди думают, что будет хороший чемпионат мира. Испанцы верят в свою сборную и хотят, чтобы она победила Когда Испания приезжала в Петербург на товарищеский матч, им понравился и город, и стадион. Так что в целом позитивно.
фотография удалена по просьбе правообладателей
– Какая у тебя футбольная мечта?
– Большие мечты есть, но надо идти пошагово. Пока очень хочу вернуться со «Спартаком» из Владикавказа в премьер-лигу. Для начала, конечно, нужно выйти в ФНЛ. А так да, очень хочу выйти в РФПЛ с нашим тренером и командой.
Еще в сборной хочу поиграть, конечно. На глазах пример Феди Чалова, который много играет за ЦСКА и был в расширенном списке сборной на ЧМ. В России нет ничего недосягаемого.
– Вашего тренера Юрия Газзаева часто путают с Валерием Газзаевым?
– Валерий Газзаев был президентом нашего клуба, когда он вылетел из премьер-лиги. Во многом это произошло по его вине. Из-за вылета многие люди в Осетии разочаровались и перестали следить за командой. Когда садишься в такси и говоришь, что футболист, спрашивают, кто тренер. Когда отвечаешь, что Газзаев, сразу вспоминают Валерия. Приходится объяснять, что это другой.
Наш Юрий Газзаев не очень медийный, но люди из футбола его очень уважают. Как тренер и человек он очень хороший.
В Осетии вообще очень любят футбол. Мы играем в ПФЛ, а на трибуны приходит по полторы-две тысячи человек. Люди подходят, желают удачи. Любят здесь, конечно, не только футбол. Когда Гассиев побил Дортикоса, рассказывают, весь центр города праздновал почти всю ночь. Думаю, так же будут радоваться, если мы выйдем в премьер-лигу.
Согласованно с модератором.
Форвард «Реала» Родриго хочет покинуть клуб, сообщает Marca.
Бывший главный тренер «Алании» Валерий Газзаев признался, что сожалеет о вылете ...
Главный врач «Динамо» Александр Родионов рассказал, что полузащитник «Динамо» ...
По информации Legalbet, с подмосковных «Химок» могут снять очки перед завершением ...
Известный российский журналист и комментатор Дмитрий Шнякин заявил, что главный ...
Бывший арбитр РПЛ Игорь Федотов поделился мнением о судействе в матче 28-го тура ...
19-летний опорный полузащитник ЦСКА провёл очередной великолепный матч.
К итогам уик-энда.
ЦСКА победил "Краснодар" - 1:0.
Что в ЦСКА.
По горячим следам матча в Каспийске.
Армейцы в гостях сыграли вничью с "Ахматом" - 1:1.
ЦСКА заинтересован в продлении контракта с Жемалетдиновым, сообщил агент
Генеральный директор «Динамо» Павел Пивоваров: «У нас не было задачи учитывать все пожелания Лички по трансферам»
Источник: «Химок» могут лишить очков на финише сезона из-за долгов
Файзуллаев на позиции десятки? Кто сыграет за ЦСКА против "Зенита"
Дмитрий Шнякин заявил, что Валерий Карпин мог заменить Гильермо Абаскаля в «Спартаке»