Куинси Промес перешел в «Спартак» из «Твенте» в 2014 году.
Три года спустя даже у болельщиков ЦСКА и «Зенита» нет сомнений: это был суперудачный трансфер. За три неполных сезона Промес забил 40 мячей и дважды попадал в топ-3 лучших игроков России. Голландец – общепризнанно сильнейший игрок команды, которая вот-вот может стать чемпионом России.

Кем был
В чемпионате Голландии Куинси считался большим талантом, он забил 11 мячей в сезоне-2013/14, который «Твенте» закончил на третьем месте. Тем не менее у многих были сомнения, что переезд в Россию – хороший шаг для молодого игрока, который провел только один по-настоящему топовый сезон.
Джерон Каптейнс, репортер De Telegraaf – в интервью:
– Куинси начинал в «Аяксе», его отчислили, когда ему было лет 14. Потом у меня было с ним большое интервью, он сказал: «Это лучшее, что могло случиться. Я думал, что уже крутой». Когда его отчислили из «Аякса», его это сильно встряхнуло.
Он оказался в «Твенте», когда они были на подъеме. Талант Куинси был очевиден. Но, если честно, Стив Макларен, который тогда тренировал клуб, толком не дал ему проявить себя. Куинси редко попадал в основу. Потом его арендовал «Гоу Эхед Иглс», клуб второго дивизиона, где он стал сильно лучше. Ему повезло там с тренером Эриком тен Хагом, который сейчас тренирует «Утрехт». Куинси вернулся в «Твенте», провел замечательный сезон и переехал в Россию. В Голландии многие сомневались, что это хороший переход для такого молодого игрока. Но он отлично играет, он принял правильное решение.
Он несколько раз играл за сборную. Были неплохие матчи, но в целом он в ней не показывал ту игру, что в «Спартаке». В Голландии мало смотрят российский футбол, многие тут до сих пор плохо представляют, что конкретно умеет Куинси. Тем не менее, голландцы знают, что в России сильный чемпионат, потому что когда голландские клубы играют с российскими, то российские часто побеждают.

Как нашли
Бывшие работники «Спартака» рассказывают, что после мощного сезона-2013/14 Куинси был в шорт-листе клуба вместе с Мане и Салахом. Были разговоры, что еще до «Спартака» на «Твенте» выходило «Динамо», но никто эти слухи толком не подтверждал, а бывший агент Промеса Эрсин Акан бесился, когда об этом слышал.
Дмитрий Попов, бывший спортивный директор «Спартака», – в интервью:
– Селекционная служба работает, есть база. Когда поступает заказ от тренерского штаба на какую-то позицию, поднимается вся эта база, начинается работа по позициям. Было предложено несколько кандидатур, в обсуждении с Муратом Якином был выстроен ранжир игроков. В списке был Куинси, еще был Мане, которого мы потом после Куинси тоже пытались купить, но он ушел в «Саутгемптон». Еще, кажется, Салах там был, еще до перехода из «Базеля» в «Челси».
На переговоры поехал гендиректор Асхабадзе. Там ничего сложного нет, «Твенте» был банкротом. Кроме «Спартака» Куинси никто не хотел купить.
Как и за сколько договорились
Вскоре после перехода Промеса в некоторых голландских медиа попадалась информация, что Промес стоил около 15 миллионов. Эрсин Акан рассказывал, что «Спартак» заплатил около 12 миллионов (и что «Твенте» отказал «Вольфсбургу» и «Гамбургу», пытавшимся купить его за 7-9 миллионов). Представители «Спартака» тоже всегда настаивали: за трансфер Куинси Промеса клуб заплатил около 10-12 миллионов евро.
Роман Асхабадзе, бывший генеральный директор «Спартака», – в интервью:
– Я не вдавался в подробности, кто еще хотел купить Куинси. Но сделка была тяжелой еще и потому, что у руководства «Твенте» были сомнения. В сборной Куинси говорили: «С твоим талантом преждевременно ехать в Россию. Через год-два ты уедешь в топ-чемпионат». Соответственно такие мысли были у игрока и у руководства. К счастью, удалось закрыть сделку и развеять сомнения.
Я сказал Куинси, что это нормальная практика, когда молодой игрок, который выделяется на международной арене, сомневается, правильный ли он делает выбор. Я его не переубеждал, просто надо было его заверить, что в России он сможет прогрессировать. Что тут есть конкурентноспособная среда, которая позволит ему вырасти и попасть в сборную. Еще до обсуждения определенных деталей контракта мы договорились, что Куинси и его представители приедут, посмотрят наш новый великолепный стадион, инфраструктуру, город. Он приехал, увидел все это и сказал: «Да, это серьезный мегаполис, у «Спартака» серьезная спортивная инфраструктура. Вы меня не обманули, вы честны передо мной, я переезжаю в Россию».
Переговоры с президентами «Твенте» длились 11-12 часов. У руководителей были сомнения в духе: «Через год приедет, грубо говоря, «Бавария» или «Ман Сити» и предложат колоссальные деньги. Будем кусать локти». Основной момент переговоров – финансовые условия. «Твенте» просил больше 15 миллионов, в итоге нам удалось договориться на сумме около 10 миллионов. Моим первым аргументом была информация о финансовых затруднениях «Твенте», которую я получил, готовясь к переговорам. Затруднениях, связанных в том числе с финансовым фэйр-плей УЕФА. Клубу нужны были деньги сейчас и сегодня. Понятно, что игрока можно продать через год-два за большую сумму. Но они не могли ждать, ситуация им этого не позволяла. В итоге мы договорились и большая часть трансферной суммы прошла в ближайшие дни после подписания.
Времени не было. Я прекрасно понимал, что если в этот день мы не закроем Куинси, то он либо еще на полгода останется в «Твенте» и подпишет предварительный договор с кем-то из европейских клубов, либо они продадут его куда-то еще.
Дмитрий Попов:
– 15 миллионов? Я на переговорах не был, но поверьте: «Твенте» умеет торговать, но ни одного игрока за столько в жизни не продавал. Даже мы, когда делали заключение по нему, оценивали его стоимость, написали, что этот трансфер должен быть в районе 8 миллионов, тогда есть смысл его купить. Все познается в сравнении, те 11, кажется, миллионов, которые заплатили, выглядят довольно разумной суммой. Куинси оправдал все ожидания.
Что выяснилось впоследствии
Где-то через год после трансфера Промеса у «Твенте» начались проблемы с законом. Football Leaks слил информацию о том, что у клуба был заключен контракт с инвестфондом Doyen Sport. По его условиям, Doyen давал «Твенте» деньги в обмен на часть трансферных прав на многих футболистов команды.
Более того, по условиям контракта, если Doyen считал, что того или иного игрока надо продавать, а «Твенте» был против, клуб обязан был перечислить фонду процент от суммы несостоявшегося трансфера. В 2015-м такие схемы официально запретили. «Твенте» не отрицал связь с Doyen, уже через несколько дней президент клуба ушел в отставку.
В документах Football Leaks была и информация по трансферу Промеса. По этим документам, его общая стоимость составила 11,5 млн евро. 2,76 млн из этой суммы «Твенте» должен был перечислить Doyen.
Джерон Каптейнс:
– У «Твенте» были большие проблемы из-за сделки с Doyen. Они пошли на эту сделку, потому что боялись за финансовое будущее клуба. Им нужны были деньги. В конце концов, это обеспечило им еще большие проблемы. Люди в Голландии понимали, что у «Твенте», скорее всего, не было выбора, но они все равно нарушили закон.
Хуже всего, что руководство «Твенте» знало, что нарушает закон. Поэтому в клубе всегда были двойные контракты. Один контракт отправляли в Футбольную ассоциацию Голландии. Второй, настоящий – в Doyen. Таким образом, у Doyen было слово по всем трансферам. Когда Football Leaks слила информацию, ответственные за договор c Doyen ушли из клуба. У «Твенте» сейчас новые боссы.
Что будет дальше
В январе 2016 года Леонид Федун заявил: актуальная цена Промеса – 40-50 миллионов евро. Самые интенсивные разговоры о возможном трансфере голландца были накануне последнего трансферного окна, когда им якобы очень интересовался «Ливерпуль». У Карреры спрашивали про англичан, он ответил, что интерес к Промесу на мировом рынке действительно большой, но «Спартак» сохранит игрока, если не случится форс-мажора, вроде предложения по Витцелю, которое «Зенит» получил из Китая.
Оставаться в России Промесу стало гораздо приятнее после того, как в конце лета-2016 «Спартак» продлил с ним контракт на значительно улучшенных условиях. По первому контракту, по информации, он получал 1,5 млн евро в год, по новому соглашению – а переговоры по нему шли долго и не то чтобы совсем без проблем – он вошел в топ-10 самых высокооплачиваемых футболистов России и стал самым высокооплачиваемым – в «Спартаке». С учетом подписного бонуса, по сведениям, новая зарплата Промеса равняется 3,8 млн евро в год.
Представитель компании SEG, ведущей дела Промеса, заявил, что сейчас Квинси полностью сконцентрирован на выступлениях за «Спартак»; от дальнейших комментариев игрок и его представитель отказались.
Сам Промес всегда говорил, что не уйдет из «Спартака», пока команда не станет чемпионом. До чемпионства, судя по всему, осталось совсем чуть-чуть.
«Спартак» расторг контракт со Станковичем.
Бывший генеральный директор «Спартака» Юрий Заварзин заявил «Матч ТВ», что Деян ...
Журналист «Матч ТВ» Адам Ахмадов заявил, что не мог повлиять на увольнение Деяна ...
Деян Станкович покинул «Спартак», и в клубе снова встал вопрос: кто возглавит ...
Сегодня, 11 ноября, «Спартак» официально объявил, что Деян Станкович покидает пост ...
Бывший футболист «Спартака», российский тренер Сергей Юран заявил, что готов ...
отставку Деяна Станковича из «Спартака».
Постскриптум к игре «Крылья Советов» - «Зенит».
Послезавтра армейцам вновь играть в Махачкале.
Армейцы одержали третью сухую победу подряд.
Армейцы проиграли кубковый матч в Махачкале, пропустив с неоднозначного ...
Армейцы завершили первую половину чемпионата, набрав 33 очка в 15 матчах.
Источник: «Зенит» хочет начать подписывать российских звёзд за 15-20 млн евро
Вендел о срыве трансфера в «Ботафого»: «От меня отказались в последний момент – не может быть, что они так быстро передумали. Чтобы я ушел из «Зенита», проект должен всерьез меня убедить»
Стало известно, кто заменит Станковича в "Спартаке"
Сергей Шавло: До зимы Романов — нормальный вариант для "Спартака"
Почему ЦСКА все время угадывает с тренерами, а «Спартак» — нет? Рабинер — об увольнении Станковича