Антикризис-2015. Сепаратист с дипломом журналиста творит чудеса в Испании

  • Эта статья в архиве

Прошлой весной Испанию сразила комедия Мартинеса-Ласаро «Восемь баскских фамилий».

Андалусийский мачо Рафа влюбился в кареглазую басконку Амаю, примчался к ней на родину и вынужденно заделался там под местного, сменив за фильм восемь баскских фамилий – от Габилондо до Субисарреты. Картина собрала в прокате семьдесят семь миллионов евро.



Осенью Испанию сразила команда Гаиски Гаритано «Эйбар». Рожденный на пепле гражданской войны, «Эйбар» семьдесят с лишним лет скитался между второй и третьей лигами, в августе вспыхнул в примере и из первых десяти матчей проиграл только три. На днях «Эйбар» поборол в гостях «Эспаньол» и на излете первого круга укрепился на восьмом месте. Команда с восемнадцатым бюджетом в примере идет восьмой.



Когда Альфредо Варона из мадридской онлайн-газеты Público поинтересовался у Гаритано, с кем из героев «Восьми баскских фамилий» тот себя ассоциирует, ответ вышел занятным: «Рафа мне не близок. Я не представляю себя с серьгой в ухе и зализанными волосами. Я скорее – как отец Амаи, актер Карра Элехальде. Я серьезный баскский мужик. Я всю жизнь провел в Стране Басков, только на пару лет уезжал в «Ллейду» и «Оурэнсе». Если б не футбол, я пел бы баскские народные песни. У нас тут проходит чемпионат бертсолари (исполнителей таких песен), участвуют 15 тысяч человек – так вот, я был одним из них».



Доказательством того, что Гаритано – серьезный баскский мужик, служит его речь на тренировке перед августовской игрой с «Атлетико». Матч с чемпионом был первым выездным для «Эйбара» в примере. Вулканическую тираду Гаритано опубликовала Marca:



«Игра в футбол их вообще не волнует, они выбьют из вас все дерьмо, а потом кого-то из вас удалят с поля. Их вообще ничего не интересует, кроме победы. Они не хотят играть в футбол, они думают лишь о крови, поте и победах. Такой у них характер. Они настоящие сукины дети – если мяч в воздухе, в борьбе за него без промедления будет выставлен локоть. Они будут бить вас весь матч, а потом у вас удалят игрока, и если вы испугаетесь, все кончено».



«Эйбар» с достоинством проиграл на «Висенте Кальдерон» 1:2, а Гаритано элегантно вывернулся: «Сукины дети» – это комплимент игрокам «Атлетико». Я назвал их так потому, что они делают вашу жизнь на поле невыносимой. Они очень практичны и агрессивны».







Гаритано еще нет и сорока. Карьера игрока у него вышла так себе. Тринадцать сезонов из пятнадцати шастал по низшим лигам. В юности Гаиску не числили особым талантом даже на городском уровне, поэтому он всерьез занялся образованием и получил диплом журналиста в единственном государственном университете Страны Басков. Диплом так и не пригодился: Гаритано почти не открывал газет, так как критика и похвала влияли на него одинаково плохо, а место газет в его тренерском кабинете занимают сейчас компьютеры, диски и книги о футболе. Отринув журналистику, Гаритано охотно критикует эту профессию: «Футбольных персонажей считают скучными и пустыми, но проблема и в журналистах – нам постоянно задают одни и те же скучные и пустые вопросы».



Проведя девяностые в арендных странствиях, Гаритано вошел в новый век игроком «Эйбара» – беспробудного середняка сегунды. Сначала Гаритано и «Эйбар» чуть не провалились в третью лигу, но для обоих это дело привычное – даже испугаться не успели. Потом Гаритано стал капитаном, а на сезон-2004/2005 «Валенсия» отправила в «Эйбар» 18-летнего Давида Сильву. Никогда еще Эйбар – 27-тысячник, равноудаленный от Сан-Себастьяна и Бильбао – не был так близок к примере. Отстали от «Алавеса», другого баскского клуба, всего на три очка. В итоге в примеру вышли Гаритано с Сильвой (первого подхватил «Реал Сосьедад», второго правообладатели перевели в «Сельту»), а «Эйбар» на следующий год занял последнее место в сегунде и опрокинулся в пропасть.



Отработав трехлетний контракт с «Реал Сосьедадом» и вылетев с ним из примеры, Гаритано заехал на год в «Алавес», а потом устроился вторым тренером в «Эйбар». Его отец и дядя – тренеры, чем же еще ему заниматься, если не тренировать – не задавать же скучные вопросы в микст-зоне.



Дядя Гаиски, Андер Гаритано, тренировал юношей «Сарагосы», а семь лет назад принял главную команду. Его предшественнику, Виктор Фернандесу, собрали чудо-команду, фактически филиал сборной Аргентины (Аймар, Милито, Айала, д’Алесссандро), а он умудрился подвести эту компанию к двенадцатому месту по итогам первого круга. С Андером Гаритано дела наладились – победа в Кубке над «Расингом», потом в чемпионате над «Мурсией»...



А через несколько часов после «Мурсии» Андер Гаритано ушел в отставку, проработав главным тренером всего восемь дней. Версий было много – то ли проблемы со здоровьем, то ли – с Андресом д’Алессандро. Факт в том, что Андер ушел из профессии и до сих пор не объяснил причин.



Его брат, отец Гаиски Гаритано, Анхель много лет служил оруженосцем при тренере Мане – том самом, что вознес «Алавес» к финалу Кубка УЕФА. Тот финал кончился в овертайме победой «Ливерпуля» 5:4 после автогола защитника Дельфи Хели. Гаритано-старший помогал Мане до 2008-го, пока обоих не выперли из «Эспаньола». Пристойной работы Анхель не нашел и устроился детским тренером в городочке (меньше тысячи жителей) Артеага. Год назад Анхель влип в историю, став первым тренером, который получил черную карточку – ноу-хау баскской федерации футбола, решившей наказывать так игроков или тренеров, ведущих себя вызывающе или непристойно. Повторный показ черной карточки карается прекращением матча и техническим поражением. Девятнадцатилетний судья матча, который закончился со счетом 5:5, записал в протоколе, что постоянно слышал от Гаритано оскорбления и угрозы. В итоге отца Гаиски дисквалифицировали на месяц.







Тренерская карьера самого Гаиски Гаритано начиналась так же натужно. Сначала он помогал Анхелю Вьядеро, но всего через год Вьядеро уволили, его сменщик Маникc Мандиола – даром что тренировал Гаритано в «Алавесе» – своим ассистентом его не видел, и Гаритано взялся на «Эйбар-В», а это вообще – четвертая лига. Гаритано не особо зажег и там – шестнадцатое и тринадцатое место, но и этого хватило, чтобы два с половиной года назад получить пост главного тренера основного состава «Эйбара». И вот тогда-то завертелось.



С первой же попытки Гаритано вывел «Эйбар» в сегунду, и сначала пределом его грез было задержаться там подольше – то есть, не выпорхнуть сразу же назад. Дело в том, что летом 2013-го года «Эйбар» считался букмекерами главным претендентом на вылет из сегунды, главным образом из-за того, что обладал наименьшим бюджетом в лиге – 3,9 миллиона евро.



Президент «Эйбара» Алекс Арансабаль, как обычно, набрал бесплатных игроков – шестерых в аренду, шестерых – по свободному трансферу, а в мае следующего года заявил: «В эти тяжелые времена повсеместной бедности и безработицы истории, когда Давид бьет Голиафа, особенно ценны. Не знаю, бывают ли чудеса, но это – что-то близкое к чуду», – в тот день «Эйбар» обыграл в гостях «Мальорку», чей бюджет в пять раз больше, а вскоре вышел в примеру (через год после выхода в сегунду – неслыханный для Испании взлет!).



Что-то близкое к чуду Гаритано совершил на пятитысячнике «Ипуруа»: на трибунах за воротами – по пять рядов, две основные трибуны побольше – там десять рядов, за одной трибуной – жилые дома, за другой – холмы. «Ипуруа» – это особенное место, это наш «Энфилд», – хвастался Гаритано в осеннем интервью испанскому Canal Plus, – наша инфраструктура еле соответствует требованиям сегунды, но она наша, родная, и в примере мы будем играть только здесь».







Ладно бы стадион. Перед дебютом в примере у клуба, семьдесят четыре года куковавшего в низших лигах, хватало и более насущных проблем. Финансовая прижимистость (самый дорогой игрок в истории клуба – Дани Ньето, купленный летом во второй команде «Барсы» за 150 тысяч евро) привела к тому, что в конце сезона у «Эйбара» только семь игроков из двадцати трех оставались на контракте.



Продление контрактов и подписание новых игроков осложнялось тем, что над «Эйбаром» нависла угроза вместо примеры загреметь в третий дивизион. По принятым в Испании в 1999 году законам, клубу необходимо было иметь на счету 25 процентов от среднего бюджета лиги – чтобы подтвердить финансовую состоятельность. У клуба не было ни цента долгов (в отличие, например, от «Барсы» и «Реала», чей совокупный долг пляшет вокруг отметки в один миллиард евро), но именно «Эйбар» мог исчезнуть из примеры, так там и не появившись, если бы не собрал к концу августа два миллиона евро.



Тогда президент Арансабаль и тренер Гаритано запустили в прессе и соцсетях акцию «Защити «Эйбар», призывая покупать акции их клуба по 50 евро (при рыночной стоимости – 60). Только бы собрать, только бы успеть. Единственное ограничение диктовалось уставом клуба – ни один инвестор не мог купить акций больше чем на сто тысяч евро. «Мы хотим, чтобы наша команда была для простых людей – это часть нашей идеологии», – говорил Арансабаль.



«Зарплаты игроков завышены и непропорциональны, – развивал тему Гаритано. – Если клубы, которые обещают многое и не платят, а мы – обещаем мало, но выплачиваем все. Я сам пережил задержки зарплаты в «Реал Сосьедаде» и не хочу, чтобы подобное происходило в клубе, который я тренирую. Мы никогда не будем брать в долг, никогда не будем взваливать на себя непомерные обязательства. У меня у самого даже никогда не было ипотеки или там машины в кредит – я просто ненавижу жить в долг».



«Эйбару» не пришлось брать в долг. Его акции купил не только Хаби Алонсо, в девятнадцать практиковавшийся полгода в «Эйбаре», но и люди из Китая, Австралии, Аргентины, Англии, Ирландии и к старту сезона нужную сумму все-таки наскребли. В примеру Гаритано вошел с третьим с конца бюджетом (хуже только у «Эльче» и «Альмерии»), девятью (!) футболистами, которые выкарабкивались с «Эйбаром» еще из третьей лиги, десятком свободных агентов (самый известный – бывший игрок «Днепра» Дерек Боатенг), пятеркой арендованных и неимоверной скромностью: «Когда я играл, было примерно пятьдесят тысяч человек сильнее меня и мне все равно посчастливилось провести пару лет в Ла Лиге, соперничая с Бекхэмом и Роналдиньо. Так же и теперь – есть около двенадцати тысяч тренеров сильнее меня, так что мне просто повезло поработать тренером в Ла Лиге», – говорил Гаритано в студии Canal Plus.



Лучшие бомбардиры в команде Гаритано – 30-летний итальянец Пьоваккари, арендованный у «Сампдории», а прошлый сезон посвятивший Румынии, и атакующий полузащитник Микель Арруабаррена – свой первый в жизни матч в примере он провел 24 августа, в тридцать один год, а еще пять лет назад сидел на лавке в варшавской «Легии». Похожая история и с лучшим распасовщиком команды – Саулем Берхоном. Он тоже давно не мальчик (двадцать восемь лет) и тоже проводит первый сезон в примере, а раньше пиком его карьеры считался год во второй команде «Барселоны». Сильнейший защитник клуба, двадцатишестилетний верзила Рауль Альбентоса всего несколько лет назад бегал за дубль «Мурсии» в четвертой лиге, а опорный хав Дани Гарсии – за дубль «Хетафе» в третьей лиге.



С таким контингентом Гаритано добился шести побед в семнадцати турах и идет на восьмом месте, выше «Атлетика» с «Реал Сосьедадом», которые десятилетиями воспринимали «Эйбар» как полигон для обкатки молодежи (у Гаритано и сейчас есть игроки, арендованные у главных клубов Страны Басков). Но Гаиска далек от головокружения, напротив:



«Тренерская скамейка для меня – все равно что электрический стул. Я так мало могу на ней сделать – неприятно осознавать, что ты не там, где хочешь быть, а я хочу быть на поле. Я сын и племянник футболистов и вся моя жизнь прошла на поле. Не знаю, как Алекс Фергюсон выдержал столько на одном месте. Тренерская профессия здорово выматывает – и думаю, настанет день, когда я должен буду уйти. Работать тренером всю жизнь – это не для меня».



Еще одно откровение Гаритано спровоцировало дискуссию и в кругах, далеких от футбола. На вопрос Альфредо Вароны про необходимость референдума о независимости Страны Басков Гаритано ответил: «Я не только за референдум, я выступаю за независимость Страны Басков. В моей понимании демократии должны учитываться интересы абсолютно каждого человека – так же, как происходит в раздевалке «Эйбара». Совпадение или нет, но через несколько недель после громокипящего заявления Гаритано опросы общественного мнения зафиксировали в Стране Басков самый высокий с 1998 года процент желающих отстраниться от Испании – 39 процентов.



У команды Гаритано нет ни долгов, ни безумных владельцев-миллиардеров, ни капризных звезд. Так что независимости в испанском футболе Гаиска уже добился.

Читайте также:
0 / 0
540 2
Футбольные новости
1063 60

«Реал» выиграл Лигу чемпионов, победив «в финале «Боруссию»

Завершился финал Лиги чемпионов УЕФА, в котором встречались дортмундская ...

1367 16

Источник: «Локомотиву» интересен экс-игрок ЦСКА

Полузащитник «Бешикташа» Бактиёр Зайнутдинов находится в сфере интересов ...

2221 47

Президент "Урала" Иванов заявил, что готов покинуть клуб после вылета из РПЛ

Президент екатеринбургского "Урала" Григорий Иванов заявил, что готов покинуть ...

1510 49

«Пари Нижний Новгород» победил в Туле «Арсенал» и сохранил место в РПЛ

Футбольный клуб «Пари Нижний Новгород» на чужом поле обыграл тульский «Арсенал» в ...

1945 4

«Реал» опубликовал стартовый состав на финал Лиги чемпионов с «Боруссией»

Мадридский «Реал» объявил стартовый состав на финальный матч Лиги чемпионов с ...

1442 19

Гончаренко может возглавить «Ференцварош»

Как стало известно, бывший главный тренер «Урала» Виктор Гончаренко может ...

1504 93

Клаудиньо интересен клубам саудовской лиги. Он открыт к переходу из-за Малкома

По информации Legalbet, Луис Гарсия, агент полузащитника «Зенита» Клаудиньо, ведёт ...

Голосование

Какая команда станет обладателем Кубка России?

"Зенит"
64.3%
"Балтика"
23.8%
Сложно сказать, финалы всегда непредсказуемы
10.5%
Популярное
18933 449

ЦСКА. Настоящее и будущее

Что произойдет с ЦСКА этим летом.

22514 332

Про трансферы и перемены в ЦСКА

Bobsoccer о том, какие новости из ЦСКА могут ждать нас в ближайшее время.

13816 252

Суперфинал Кубка России и трансферы «Зенита»

На экваторе завершающей недели сезона.

27869 239

ЦСКА, Круговой и Заболотный

Для армейцев началось межсезонье.

Сейчас обсуждают