Пиар клубов российской Премьер-лиги вынырнул из 2007-го и дважды глотнул воздуха.
Чемпионат России-2018/19 сильно скучнее предыдущего, если вы смотрите только на поле и не оглядываетесь по сторонам. Из него уехали почти все звезды и не приехали новые, тактика беднеет с каждым туром, а перед воротами все чаще стоит знак «Парковка только для автобусов».
Но в информационном поле Премьер-лига становится все веселее и ярче. В июле боссы РПЛ выкинули слово «футбольная» из названия, заказали новый логотип студии Артемия Лебедева и прикрутили современную графику в трансляциях.
Вместе с тем внезапно ожили клубные пиар- и маркетинговые отделы. Раньше в русском футболе был только «Зенит», стрелявший прямо в британский Daily Mail, и твиттер «Енисея», превратившийся в отдельное медиа. Теперь соцсети клубов РПЛ чаще вдохновляются мемами и пабликом ВГИК. Да, некоторые пресс-атташе еще пишут отчеты таким языком, словно не было последних 30 лет, но твиттеры команд Премьер-лиги к концу 2018 года наконец оперативно реагируют на инфоповоды и создают их сами.
Громче остальных прожужжал «Ростов». Сначала на их матч с «Енисеем» принесли ковер, и он на пару недель стал самым обсуждаемым айтемом русского футбола. В донском клубе за 500 лайков в твиттере нашли хозяина и повесили ковер на базе, активно стебались над атрибутом богатства, висевшем на стене в каждой хрущевке в 70-х, а через какое-то время сделали футболки ковровой расцветки и заработали на их продаже.
Другой яркий перфоманс – брендирование целого стадиона под GTA: San Andreas на матч с ЦСКА. Предмет вдохновения – паблик ВГИК ВКонтакте и их мемы про похожего на Си Джея Родриго Бекао. Итог – представление судей шрифтом из видеоигры, мелодия пройденной миссии по всей «Ростов-Арене», «Охладите свой пыл» вместо скучного объявления для болельщиков и гигантская надпись «Потрачено» на медиафасаде. На задумку и воплощение у пиар-отдела ушло меньше четырех дней и ровно 0 рублей.
Но сильнее удивил «Рубин». В Казани с Бердыевым и без него сторожили образ закрытого клуба, а в декабре 2018-го внезапно полыхнули твитами с упоминанием ВГИКа, мемами про Сорокина и тонким фото Шатова на фоне рекламы «Газпрома» с подписью «Не все мечты сбываются».
«Единичные случаи были и летом, – рассказал Eurosport.ru менеджер по SMM «Рубина» Тимур Байрамов. – Я подколол сборную Франции: «Ребята, если вы хотите узнать, как остановить Месси в Казани, звоните нам». Но массовый эффект пришел в последние месяцы, когда были более-менее хорошие результаты и попадались инфоповоды. То комментатор подколол нас, что мы не указали его на афише, то РПЛ выбрала ВКонтакте игроком тура Влашича, а не Сорокина, хотя Егор объективно был лучше».
Тренд на шутки в твиттере вернулся с англоязычным аккаунтом «Ромы». Боссы римлян три года назад доверили ведение щебечущей соцсети американскому агентству Omnigon и уже к апрелю 2018-го получили лучший футбольный твиттер мира – об этом говорят цифры охвата, ретвитов и лайков. «Я тоже обратил внимание, – согласился Байрамов. – Сначала хотел так же это делать через английский твиттер, но не было отдачи, и я подумал: «Почему бы не делать это через наш аккаунт?»
Дотянуться до Пола. «Рома» перехватила гения у «Ливерпуля», чтобы завоевать мир
SMM-менеджер «Рубина» несколько раз подчеркнул важность результатов в реакциях болельщиков – официальные соцсети не могут веселиться при поражениях или необязательных ничьих. Эту позицию подтвердил и глава диджитал-отдела «Ромы» Пол Роджерс: «К 1 апреля мы анонсировали подписание величайшего игрока [игра слов: goat – козел, GOAT – Greatest of All Time] и сделали ролики, как предлагаем контракт овечке. Но команда сыграла вничью с «Болоньей», и идею отложили, потому что потеря двух очков в чемпионате не лучшее время для шуток».
Об этом же говорил и Кирилл Брейдо, сооснователь продакшна Z.B.S. Video, снявший вирусные ролики перед Лигой чемпионов для «Локомотива». «Если команда проигрывает, плохими становятся все вокруг: агрономы, президент, тренер, игроки, – рассказывал Брейдо в интервью Sport Connect. – Но всегда, как ни странно, необходимо отделять команду от клуба. Команда может проиграть, но клуб не может отказаться от маркетинговой стратегии, не может отменить проекты и концепции. Это просто неправильно, так как стопорит развитие клуба как бренда».
«Я анализировал комментарии во всех пабликах [во время серии ничьих «Рубина»], болельщики были недовольны, – говорит Тимур Байрамов. – Даже отслеживал аудиторию после каждой удачной шутки, и она росла, такие вещи людям нравятся. И раньше были болельщики, которые после удачных твитов «Енисея» писали в комментариях: «А что, мы так не можем?» Хотя я голову на отсечение даю, что если бы мы сразу начали так шутить, реакция была бы негативная».
Но на «Рому» работают четыре мультимедиа-журналиста и видеоредактор в Италии и еще двое в Бостоне. В русских командах соцсетями часто занимается один человек, и поэтому весь креатив завязан только на его фантазии, чувстве юмора и самоограничениях. «У меня есть такая внутренняя цензура – я понимаю, что можно и что нельзя постить, – продолжает Байрамов. – Я категорически против оскорблений, но понимаю, что за иронию или подкол мне по шапке не дадут. Конкуренция жесткая, клубов много, и терять время на одобрение странно».
Твиттер – самая актуальная из соцсетей, быстрая реакция в которой сделает тебя звездой, а каждая удачная шутка привлечет болельщиков на стадионы. В 2018-м клубы РПЛ получили еще два крутых примера, что нужно приглашать в пресс-службы не только людей, помнящих Бескова. Смиритесь: будущее за мемами.
Председатель правления «Зенита» Александр Медведев поговоркой ответил на ...
Полузащитник петербургского «Зенита» Александр Ерохин в эфире МАТЧ ПРЕМЬЕР ...
Первый заместитель председателя Белорусской федерации футбола Андрей ...
Главный тренер «Енисея» Андрей Тихонов отреагировал на решение КДК РФС ...
Нападающий мадридского футбольного клуба "Реал" Винисиус Жуниор признан игроком ...
Почетный президент РФС Вячеслав Колосков прокомментировал победу «Балтики» над ...
КДК РФС вынес избыточное решение дисквалифицировать главного тренера «Енисея» ...
Армейцы уступили "Балтике" – 1:3.
По горячим следам матча на ВТБ Арене.
Вторая за сезон ничья в главном противостоянии российского футбола.
Председатель Совета директоров футбольного клуба «Зенит» Елена Илюхина ...
Сегодня, 2 мая, состоялся первый матч финала Пути РПЛ Фонбет Кубка России, в котором ...
Президент "Сочи" Борис Ротенберг рассказал о планах возвести крышу на стадионе "Фишт"
Почему у ЦСКА по-прежнему реальные шансы пройти "Зенит" в Кубке России
Евгений Бушманов: «Спартаку» нужен авторитетный специалист с опытом побед»
Газзаев: «Надо бороться и в Кубке, и в РПЛ, это обязательно. Это всегда было в истории и традициях ЦСКА»
Андрей Тихонов о решении КДК: «За дискриминацию мужчин я бы тоже получил наказание?»