В этом сентябре исполнилось 100 лет со дня рождения Александра Александровича Севидова, одного из самых крупных тренеров советского футбола, чьё влияние, того не сознавая, мы ощущаем до сих пор.
Тренером он, можно сказать, стал вынужденно. Потому что играть закончил в 25. Не по своей воле. В Ленинграде его сломали так, что нога вывернулась, держалась на одной коже. Это было в мае 1946-го. А буквально за несколько месяцев до того, в самом конце 1945-го, он был на вершине своего игроцкого счастья. Его, нападающего московских «Крыльев Советов», взяли в составе ЦДКА в поездку по Югославии на место Всеволода Боброва. Тот отправился с «Динамо» на Британские острова в турне, которому предстояло стать легендарным, а Севидов занял его позицию в центре армейской атаки. Но по-настоящему важным было даже не то, что он отправился в диковинную заграницу, а то, кто его выбрал. Это был Борис Аркадьев – создатель знаменитой команды лейтенантов, человек безупречного футбольного вкуса, почитаемый как основатель отечественной тренерской школы. Позже, когда форвард Севидов уже закончил, Аркадьев дал ему такую характеристику:
— Если бы не полученная травма, не очень быстро, годика за два-три, но он стал бы классным игроком. То есть игроком с отсутствием навязчивых идей и привычек, с рациональным и творческим подходом к игре. Таким, как Федотов или Бобров. Севидов был гармоничным игроком, без назойливого «конька», на котором бы стремился выезжать. Знаете, как у одних — необычайная скорость. Или виртуозная обводка, пушечный удар. Он обладал набором всех качеств, который-то и делал его в целом хорошим, полезным игроком.
А другим важнейшим для игрока Севидова тренером стал Виктор Маслов – впоследствии великий, а тогда ещё начинающий. Он возглавлял «Торпедо», где с 1946-го состоял Севидов, и терпел его ещё два года, когда тот после серии операций пытался вернуться в футбол, хотя настоящим помощником, конечно, быть уже не мог. Маслов это видел, но освободить место не просил, и такую человечность Севидов, конечно, оценил. Более того, он почитал Маслова как своего учителя, и говорил это не для красного словца – умение уважать игрока стало потом ярчайшей чертой уже тренера Севидова.
***
Возможно, лучшим подтверждением профессиональной и человеческой силы этой незаурядной личности следует считать тех учеников, что потом тоже стали тренерами. Мы найдём их практически в каждой команде Севидова, коих у него было немало. Это Виктор Корольков («Молдова», 1958-60), Эдуард Малофеев, Вениамин Арзамасцев, Иван Савостиков («Динамо» Минск, 1962-69), Олег Долматов («Кайрат», 1970), Анатолий Бышовец, Олег Блохин, Виталий Шевченко, Михаил Фоменко («Динамо» Киев, 1971-73), Александр Новиков, Алексей Петрушин, Владимир Казачёнок, Сергей Силкин, упомянутый уже Бородюк («Динамо» Москва, 1975-79, 1983-85), Александр Аверьянов, Ринат Билялетдинов, Георгий Ярцев («Локомотив» Москва, 1981-82), Юрий Калитвинцев («Ротор», 1989-90). Это только самые известные – если называть всех, ряд будет во много раз длиннее.
Но самый яркий персонаж – Валерий Газзаев. Который, по его собственным словам, мог и не стать тренером, если бы не Севидов.
***
А ещё в сегодняшнем дне откликается другой сюжет, прямо связанный с Севидовым. Затянувшееся безвременье «Динамо».
В 1979-м Сан Саныч оказался как никогда близок к команде своей мечты. Компания в московском «Динамо» у него и без того была приличная: весной 1976-го взяли звание чемпиона страны, осенью 1977-го одолели всесильных киевлян в первом розыгрыше Кубка сезона (прообразе нынешнего Суперкубка), в 1978-м выиграли Кубок СССР. И вот в такую команду разом пришли ещё четыре больших мастера – Евгений Ловчев из «Спартака», Николай Латыш и Юрий Резник из «Шахтёра» (серебряного призёра 1978) и упомянутый уже Валерий Газзаев из «Локомотива». Такие «трансферные кампании» в те времена были не приняты – даже единичный переход между ведущими клубами становился событием. А потому «Динамо» сразу стали называть главным претендентом на золото. Но всё внезапно рухнуло.
В феврале 1979-го «Динамо» для подготовки к сезону отправилось в США. И там Сан Саныч позволил себе непротокольное общение с одним давним, ещё по Киеву, знакомым, который к тому времени эмигрировал в Штаты. Бдительный начальник команды тут же сочинил бумагу, и инстанции инкриминировали Севидову чуть ли не измену Родине – тренер был вынужден оставить «Динамо». И вот тогда, как говорят, его верная супруга Лидия Дмитриевна, бывшая в курсе всех его служебных дел, и прокляла клуб, который позволил себе поступок столь несправедливый, бездумный и жестокий.
С тех пор золото весны 1976-го, выигранное с Севидовым, так и остаётся для бело-голубых последним. И никто не возьмётся утверждать, когда будет снято это проклятье. Это только раньше амнистию объявляли на юбилей.
«Челси» обыграл «Палмейрас» в матче 1/4 финала клубного чемпионата мира-2025 — 2:1.
Бывший футболист сборной России Андрей Аршавин в эфире «Матч ТВ» заявил, что ...
Петербургский «Зенит» отреагировал на забавное видео московского «Динамо» ...
Журналист Иван Карпов в своём телеграм-канале поделился подробностями о драке с ...
Завершён матч четвертьфинала клубного чемпионата мира, в котором встретились ...
По информации «СЭ», бывший полузащитник ЦСКА Александр Головин способствовал ...
Эксперт Bobsoccer.ru Максим Квятковский в эфире телеканала Матч Премьер оценил, каким ...
Какова ситуация на данный момент.
Первые наблюдения.
Несколько слов о вчерашнем матче ЦСКА с "Амкалом".
Медведев: две судейские ошибки повлияли на чемпионскую гонку в РПЛ
Генеральный директор ЦСКА Роман Бабаев рассказал, что был удивлен решением Марко ...
Обляков назвал отличие ЦСКА Челестини от ЦСКА Николича
Максим Квятковский: "ЦСКА Челестини будет более зрелищным"
Со Смолова требовали деньги, чтобы видео с дракой не было опубликовано — источник
«Приход Карпина в «Динамо» ничего не меняет. Если «Зенит» решит вопросы с составом, он не должен будет ни на кого оглядываться» — Аршавин
«Челси» обыграл «Палмейрас» с голом Палмера и вышел в полуфинал КЧМ-2025