На днях в широкий прокат была запущена кинолента Ильи Учителя «Стрельцов» — и история великого советского мастера футбола вновь стала актуальной.
О деталях жизни и профессиональной карьеры Эдуарда Анатольевича рассказал его партнер по «Торпедо», впоследствии арбитр ФИФА Юрий Савченко.
— На этой неделе на экраны вышел фильм «Стрельцов». Еще не успели его посмотреть?
— Нет. Я видел предыдущий фильм — «Созвездие Стрельца».
— И как вам он?
— Для меня главное в фильме — тот период, когда Эдик вернулся в футбол. Это мне ближе, потому что я и сам в то время уже играл. Стрельцов не только вернулся, но и заново доказал всем, чего он стоит на поле, снова получил звание заслуженного мастера спорта СССР.
Однажды я был у него в гостях, мы хорошо посидели, и он говорит мне: «Ну, пойдем, я тебе свои значки покажу». Открываю планшетку — и там сразу лежат два значка мастера спорта. Я этот штрих подметил сразу и запомнил на всю жизнь.
— Как вы вообще относитесь к экранизации таких историй?
— Нормально. Меня как-то пригласили на телепрограмму, которая называлась «Про футбол». На ней присутствовал известный журналист Николай Долгополов. В какой-то момент коснулись темы нападающих. Помню, я сказал тогда, что сильнейший у нас, безусловно, Эдуард Стрельцов. А потом у меня невольно вырвалось: «Вот про кого надо бы фильм снять!»
Закончилась встреча, подходит ко мне Николай Михайлович, с которым я до того лично не был знаком, и говорит: «Правильно вы подметили — про Эдуарда Анатольевича давно надо было кино снять».
В то время много говорили про Яшина, а про Стрельцова совсем не вспоминали.
И вот свершилось — сделали фильм про Стрельцова.
«У Эдика всегда было чувство меры»
— Ваше самое яркое воспоминание о нем?
— Конечно, финал Кубка СССР 1968 года «Торпедо» — «Пахтакор». Игра состоялась 8 ноября в Лужниках, на ней присутствовало 53 тысячи зрителей.
4-го числа мы играли с «Локомотивом», выиграли 1:0. Эдик вышел во втором тайме на замену, отдал голевой пас Гершковичу — тот забил.
Нас после матча сразу отвезли на базу, Валентин Козьмич Иванов сказал — все, серьезно готовимся к финалу. На следующий день мы отдыхали, 6-го была легкая тренировка, а 7-го сыграли двусторонку на полполя — против второго состава. Выиграли 11:4, я забил шесть голов, причем три или четыре с передач Стрельцова. Так получилось.
А 8 ноября, с утра перед игрой, нас начали «накачивать» — директор ЗИЛа Павел Дмитриевич Бородин, парторг Аркадий Иванович Вольский, другие. Нам сказали — Киев идет в чемпионате первым, его уже не догнать, а вот Кубок должен остаться в Москве. Буквально так, дословно.
Приезжаем на игру в Лужники — Козьмич подзывает меня и говорит: «Готовься, от тебя будет очень многое зависеть в этом матче». Я удивился, а потом понял: Иванов предвидел, что Стрельцова с Гершковичем закроют, а я окажусь более или менее свободным.
— Хорошо, к памятному матчу мы еще вернемся, а пока скажите — чем Стрельцов в первую очередь отличался от других на поле?
— Конечно, мыслью. Когда он давал тебе пас, то делал это мягко, мяч выкатывал, как на блюдечке.
Помню, играли с ЦСКА и произошел один очень интересный эпизод. Я сыграл пяткой, потом Эдик мгновенно отдал пас пяткой мне, я опять вернул ему мяч таким же макаром, а он — мне. Трибуны оценили это и сразу захлопали. Забавно, правда?
— Да уж. А каким Эдуард Анатольевич был вне футбола?
— Очень спокойным. Не буду скрывать: иногда мы с ребятами собирались в теплой компании, но на свою самую тяжелую тему Эдик никогда ничего не говорил. Точнее, однажды он нам сказал: «Ребят, давайте эту тему никогда поднимать не будем». И все — мы больше никогда не спрашивали его об этом.
— А чем он увлекался?
— Очень любил хоккей. Была как-то вот такая история. Дело было осенью, мы с кем-то сыграли, и у нас был день отдыха. Чемпионат по хоккею тоже к тому времени стартовал, в тот день встречались, по-моему, ЦСКА и «Спартак». Мы собрались во второй половине дня — Эдик, Миша (Гершкович) и я — где-то в центре, кажется, в «Арагви». И в шесть вечера Эдик потащил нас на хоккей. Я говорю — а как без билетов-то? А он отвечает — я знаю директора Дворца спорта, нас проведут легко.
Поймали такси, подъехали в Лужники, игра уже шла. Позвали директора, она вышла, узнала Эдика, и нас действительно пропустили без проблем. Мы вошли в зал и немного задержались у выхода на трибуну — Эдик пошел к чьей-то скамейке. И тут один болельщик как заорет: «Люди, смотрите, ведь это же Стрельцов!»
Эдика куда-то тут же увели, и больше мы его в тот вечер не видели…
— Правда, что он любил выпить?
— Когда мы собирались, у него всегда было чувство меры. Я раза два его подвозил, когда он еще жил на Автозаводской, а я неподалеку. Раза два, повторяю, не больше.
***
Футболист «Динамо» Луис Динамо успешно перенес операцию на колене после разрыва ...
Нарушение достигнутых договорённостей не первый случай в карьере 28-летнего ...
«Зенит» и «Аль-Наср» дали понять «Фламенго», что хотят заполучить Жерсона и в ...
Миланский «Интер» потерпел поражение от бразильского «Флуминенсе» (0:2) в матче 1/8 ...
Мюнхенская «Бавария» попрощалась с центральным защитником Эриком Дайером и ...
Об этом сообщает пресс-служба калининградской команды.
Ситуацию с обвинениями, предъявленными футболисту «Сочи» Владимиру Писарскому, ...
О событиях российского футбола.
Несколько слов о вчерашнем матче ЦСКА с "Амкалом".
Новости петербургского клуба.
Сербский защитник продолжит выступления за ЦСКА.
Рассказываем о ситуации с бразильским полузащитником.
Файзуллаев, Обляков и Круговой уже на тренировке ЦСКА
Жерсон не впервые нарушает ранее достигнутые договоренности - Касагранде
"Аль-Наср" выигрывает у "Зенита" борьбу за Жерсона - Globo
Фабио Челестини: "У ЦСКА есть три турнира, и в каждом нужно стремиться к победе"
Пономарёв: «Плохо, что у «Спартака» Станкович не учит русский, ему надо брать пример с Челестини в ЦСКА»