«Зенит». Наше всё
Что осталось за кадром совместной акции «Зенита» и Русского музея: классический репортаж.
«Зенит» - символ побед и единения с городом
1-го августа в Санкт-Петербурге произошло важнейшее культурологическое событие. Интеграция спорта и искусства, погружение десятикратных чемпионов страны по футболу в историю русской живописи, инициация новой волны интереса горожан и гостей Санкт-Петербурга к спорту - вот что дало нам совместное с «Зенитом» посещение исторического центра города на Неве. По моим оценкам, посмотреть разминку петербургских футболистов в пятидесяти метрах от здания Русского музея (а это была именно легкая активность, не более) собралось несколько сотен человек. Делай, как «Зенит»!
Здесь и далее фото автора
После того, как в Михайловском саду стих стук мячей, я передислоцировался на двести метров южнее, на площадь Искусств. Навеяло. «Не я прославил место, а место прославило меня», - говорил скульптор Михаил Аникушин, в 1958-ом году получивший за памятник Пушкину Ленинскую премию. В сквере скучает молодежь. Знают ли юноши наизусть хотя бы пару строк из «Евгения Онегина», могут ли разобраться в истинных причинах роковой дуэли Пушкина с дамским угодником Дантесом, способны ли девушки воспроизвести письмо Татьяны? По мне - риторические вопросы.
Пушкин
О Санкт-Петербурге Пушкин писал много. Игривое:
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит —
Все же мне вас жаль немножко.
Потому что здесь порой
Ходит маленькая ножка,
Вьется локон золотой.
Монументальное:
- Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия!
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!
Какими были бы стихи Александра Сергеевича о петербургском футболе? Стилизовать даже не пытаюсь.
Мои мысли уносятся в столицу - наверное, потому, что совсем скоро «Зениту» играть в гостях со «Спартаком». В Москве памятник Пушкину (скульптор Александр Опекушин) был установлен в начале Тверского бульвара 6-го июня 1880-го. В том же году, когда по всей Руси шла подготовка к открытию монумента, губернские власти Пскова впервые с августа 1841-го года (дата установки памятника в Святогорском монастыре) приказали обследовать и могилу поэта. Впоследствии последнее пристанище Пушкина беспокоили ещё два раза - в 1902-ом и в 1953-ом году. В год смерти Сталина работами на могиле поэта руководил Герой Социалистического труда, хранитель Пушкиногорского заповедника Семён Степанович Гейченко, под руководством которого было восстановлено Михайловское после преступлений немецко-фашистских захватчиков. Гейченко до войны водил для советских вождей экскурсии по Петергофу, и, говорят, заглядывал на футбол.
Сорок семь лет спустя отсюда в «Зенит» приедет простой псковский парень Валерий Цветков, в улыбке которого я узнаю местную мужественность, культуру и доброту. Цветков (бронзовый призёр 10-го чемпионата России, финалист Кубка Интертото) на долгие годы станет кумиром петербургских болельщиков. "Мы псковские, мы сумеем" - помните «Рождённую революцией»? Храни Бог эту святую землю и её людей.
Я продолжаю витать в петербургских облаках и представляю, как к бронзовому собрату поэта в Москве приходила старшая дочь Александра Сергеевича, Мария Пушкина (Гартунг по замужеству).
-
Во всей России знать лишь ей одной,
Ей, одинокой седенькой старухе,
Как были ласковы и горячи порой
Вот эти пушкинские бронзовые руки, - писал поэт Николай Доризо.
Мария Александровна стала прообразом Анны Карениной и скончалась в первые годы советской власти, так и не успев получить выхлопотанную для неё Луначарским пенсию. Но люди живут до тех пор, пока о них помнят. Мы помним.
Из рассказов великого ленинградского кардиохирурга Дмитрия Фёдоровича Егорова, оперировавшего Гейченко и Елену Образцову, знаю, что сам Александр Сергеевич тоже играл. Только не в футбол, а на бильярде и в шахматы. Стрелял, в совершенстве владел навыками верховой езды (
«Пишу тебе в гостях с разбитой рукой, упал не с лошади, а с лошадью, лошадь на льду поскользнулась», - описывал он Вяземскому свое единственное падение). Страстью Пушкина были и азартные игры. Однажды за ночь проиграл почти двадцать тысяч рублей (за первое издание «Евгения Онегина» получил двенадцать тысяч). И такой же ночью творил:
«Вот, Зина, вам совет: играйте, из роз веселых заплетайте себе торжественный венец. И впредь у нас не разрывайте ни мадригалов, ни сердец». Это обращение к юной Зизи, будущей Евпраксии Николаевне Вревской, дочери Прасковьи Александровны Осиповой, хозяйки усадьбы в Тригорском (были там неделю назад).
С белоснежной скамейки на площади Искусств, чем-то напоминающая скамейку Онегина в Тригорском, видны окна кабинета бывшего генерального директора «Зенита», а ныне руководителя Филармонии Ильи Сергеевича Черкасова. В сентябре здесь, на Михайловской, 2, фортепианные концерты Рахманинова. Приходите.
- Все, что происходит в Русском музее, Михайловском саду - это символ главного национального музея России, главной сокровищницы русского искусства в стране и в мире и самой лучшей команды страны, -
утверждает генеральный директор Русского музея Алла Юрьевна Манилова, - для нас «Зенит» - это символ побед и единения с городом. Нам очень дорога эта инициатива.
Любимцы публики
Команде провели эксклюзивную экскурсию по основным залам Русского музея, включая тот, где находятся картины «Девятый вал» Ивана Айвазовского и «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. После экскурсии о культуре и искусстве говорили Михаил Кержаков («За двадцать минут обошли семнадцать залов, иностранцы ходили с переводчиком») и Сергей Семак («У подобных мероприятий есть эффект единения болельщиков нашего города и команды. Традиция, начатая в прошлом году, продолжается в этом. Думаю, это хорошее начинание»), а вот Александр Иванович Медведев был атакован собравшимися журналистами лишь футбольной тематикой. Я понимал, что после брифинга у председателя правления «Зенита» осталось ощущение недосказанности, поэтому и начал разговор тет-а-тет с культурологической тематики.
- Сегодняшнее событие - не просто поход в музей, это отражение того, что магия искусства и магия футбола имеет много общего, -
говорит Александр Иванович Медведев, - не случайно футбол широко представлен в литературе и в изобразительном искусстве: достаточно вспомнить Дайнеко с его многочисленными полотнами о футболе и футболистах, Юрия Олешу с романом "Зависть", в котором два протагониста сталкиваются именно вокруг футбола. Так что наша акция подчёркивает взаимопроникновение спорта и искусства, страсть, существующую в обоих областях. Мы, видя в игре настоящих художников мяча, понимаем, что футбол становится социокультурным явлением. Ещё раз подчеркну - сегодня мы не только сходили в Русский музей. Как и болельщики не просто ходят "Зенит". У нас постоянно проводятся разнообразные выставки и увлекательные активности. Да, жизнь не стоит на месте, появилась масса инновационных технологий, благодаря которым можно посетить любой музей мира. Но, согласитесь, очное посещение музея, как и просмотры футбольного матча по телевизору и на стадионе - две совершенно разные вещи. Мы очень рады, что сегодня к Русскому музею пришло столько людей, причём при отсутствии городской рекламы. Это отражает факт интереса к футболу, к "Зениту", к личностям, которые есть в нашем клубе. Секрет побед - собрать вокруг себя ярких людей, подчиняющих коллективу свою индивидуальность.
- Спасибо «Зениту» эту замечательную акцию! В прошлом году медиаактивность у Медного всадника, сейчас - Русский музей. Что будет следующим летом?
- Обязательно найдём подходящее место!
-
А если не будет травы?
- Постелем! (Улыбается)
- Место подскажу, Александр Иванович - Дворцовая площадь!
- Спасибо, это хорошая идея! Тем более, что там уже был теннис! (Смеётся). Извините, важный звонок, -
вежливо прервал разговор Медведев, отреагировав на рингтон телефона. Не по новому ли футболисту беспокоили председателя правления петербургского клуба?
Мы продолжили после короткой паузы.
- В летнее трансферное окно «Зенит» уже сделал несколько громких приобретений. Продолжится ли активность на трансферном рынке?
- Трансферное окно открыто ещё больше месяца, так что не исключено, что новые трансферы ещё будут.
- Запросы идут от тренерского штаба?
- У нас функционирует комитет, включающий и скаутскую службу, и Аршавина, и Семака. Комитет успешно выполняет функции спортивной директора, так что мы не видим необходимости возвращаться к этой должности.
- Продолжают ли поступать запросы по приобретению или продаже футболистов? Как «Зенит» них реагирует?
- Да, к нам поступают и предложения, и запросы. И когда они серьёзные, мы на них всегда реагируем.
- Мне импонирует ваша позиция "слухи не комментируем". И тем не менее: сейчас применительно к «Зениту» звучит много фамилий, вы только что сказали, что трансферы ещё возможны, так что откройте секрет - речь идёт об иностранных или отечественных футболистах?
- Давайте мы оставим это в тишине (Улыбается)
Еще раз подчеркну - «Зенит» и Русский музей сделали большое и важное дело, дав возможность болельщикам еще раз приобщиться к отечественному искусству и почувствовать единение культуры и спорта.
Что осталось за кадром? Самым востребованным футболистом «Зенита» был Андрей Мостовой, которому девчонки дарили браслеты, фенечки и кольца (Андрей скромно отнекивался «Спасибо, спасибо, не надо, спасибо!», но, кажется, все-таки принял один из подарков). На селфи и автографы чаще остальных «разрывали» Клаудиньо и Вендела, любимцами публики оказались так же Кассьерра, Ду Кейрос, Тимощук и Семак. Мне показалось, чуть отстраненным выглядел Марио Фернандес - во всяком случае, в первые мгновения всенародного ликования он находился в стороне от гущи событий. Но, еще раз подчеркну, это мое субъективное мнение.
После тренировки сотрудники «Зенита» еще минут пятнадцать собирали мячи и другой инвентарь. Александр Иванович Медведев покидал Русский музей последним - на главном входе и он стал объектом охоты любителей автографов и совместных фотографий. Завтра состоится презентация Дениса Адамова и Страхиньи Эраковича. «Зенита», как и Александр Сергеевич Пушкин, действительно «Наше всё».
- Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво;
Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхой невод, ныне там
По оживлённым берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Тёмно-зелёными садами
Её покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.
(Александр Сергеевич Пушкин, фрагмент из поэмы «Медный всадник»)
Источник: ЦСКА завершает подписание Алеррандро
Масалитин - о матче с «Зенитом»: «ЦСКА перестраивается, Мойзес выпадает»
Тео Бонгонда: Промес для меня как брат, надеюсь на его возвращение
ЦСКА: чудо от Кисляка, ромб Николича, выход Файзуллаева
Саласар на пороге "Зенита"