Илья Черкасов: «Зенит» мог повторить феномен «Бенфики» и «Аякса»
Продолжаем беседу с бывшим генеральным директором «Зенита».
Сегодня поговорим о бизнес-модели петербургского клуба середины нулевых и векторе развития на современном этапе.
При нас «Зенит» был частным клубом
- «Зенит» 2002-2005 можно было считать полностью частным клубом?
- Да, конечно. На самом деле можно как угодно относиться к Виталию Леонтьевичу Мутко, но и до нас «Зенит» тоже был вполне себе частным клубом, государство не сильно помогало. Да и какое тогда было государство с точки зрения возможностей, ресурсов и социальной опеки разнообразных забав с такой дорогой игрушкой, как футбол - тоже большой вопрос. К концу 2005-го года закрылась наша сделка с «Газпромом», в результате чего появился симбиоз государственно-олигархического свойства.
- Если бы удалось удовлетворить трансферные просьбы Петржелы и приобрести Росицки и других запрашиваемых им футболистов, мог бы «Зенит» претендовать на золотые медали в тот временной отрезок? И существовал ли тот самый «список», о котором постоянно говорит пан Властимил?
- Нет, не помню я никакого списка и каких-то неудовлетворенных его амбиций. Скорее это фигура речи, хотя, допускаю, был какой-то перечень футболистов, на которых в душе рассчитывал Властимил. Ни один тренер в мире не откажется потренировать и чему-либо научить Месси (Улыбается) На самом деле Властимил мог много говорить, однако внутри с точки зрения запросов по игрокам он был вменяемым и корректным. Ему всегда приносило радость найти какого-либо недорогого игрока и потом на выходе получить того же Шкртела.
- Оппоненты сразу назовут фамилии Флахбарта и Несвадьбы.
- У всех были ошибки, хотя тот же Флахбарт стоил тысяч сто - даже по тем временам не такие большие деньги. Однако, на мой взгляд, коэффициент приживаемости новичков в «Зените» на общем фоне был самым высоким.
- Шкртела можно называть идеальным примером футбольного бизнеса? Словак в совсем юном возрасте был приобретен за триста тысяч евро, а ушел в «Ливерпуль» за десять миллионов и стал одним из лучших центральных защитников Европы того времени.
- Да, это так. Мы не только заплатили за него небольшие деньги, но и на смешной по тем меркам контракт. Собственно, 10-15 таких Шкртелов в течение двух, трех сезонов, мы бы и в Санкт-Петербурге получили феномен «Бенфики», «Порту» и «Аякса», который сейчас возвращается к прежним временам. Это была бы фабрика по деньгоизвлечению из трансферной работы.
Возможно, у Малкома и Клаудиньо появится шанс утереть нос Неймару
- Поговорим о дне сегодняшнем. Вы понимаете, зачем российские паспорта Малкому и Клаудиньо?
- Совершенно не понимаю.
- Если бы в своем время предложили сделать российский паспорт Шкртелу, как бы вы отреагировали?
- Первый вопрос - а зачем? На самом деле это личное дело бразильских футболистов. Сейчас совершенно иная история с точки зрения играть за свою сборную на крупных международных турнирах. У Шкртела в сборной Словакии все было хорошо, а Малком и Клаудиньо, с которыми мы носимся, как со священными коровами, на сегодняшний день объективно в сборную Бразилии не проходят. Они замечательные футболисты, но как-то там без них игроков хватает. Поэтому, видимо, ребята рассуждают так: если в какой-то момент сборная России вернется в международное сообщество, у них появится шанс утереть нос Неймару. И почему бы и нет?
Новую молодую генерацию не сделать по заказу
- Есть версия, что после завоевания второй звезды в «Зените» изменится вектор развития. Возможно, уйдут бразильцы, закончатся контракты у опытных россиян. Каким вы видите недалекое будущее «Зенита»?
- К хорошему быстро привыкаешь, я, как болельщик, тоже привык к победам, но мне бы хотелось дальнейшего развития. Если бы не было отстранения от еврокубков, я бы повторил те крамольные вещи, которые говорил два года назад: я бы нашел Сергею Богдановичу почетную должность в структуре клуба и искал бы специалиста, способного решать задачи следующего уровня и порядка. «Зенит», вне всяких сомнений, по составу и по деньгам может вполноги выигрывать чемпионат России (и, слава Богу, что обостряется конкуренция), однако мы абсолютно неконкурентоспособны на европейской арене. Это факт. Если не ставить задачи стабильно выступать в плей-офф в Лиге чемпионов, то «Зенит» начнет стагнировать. И не важно, сколько чемпионатов России клуб выиграет.
- При вас в «Зените» играла молодежь, сейчас ее нет. В чем проблема?
- Это сложный вопрос. Хорошая генерация молодежи - это внесистемный результат системной работы, простите за каламбур. Она не появляется, если отсутствует системная работа по ее выращиванию, но по заказу ее точно не вырастишь. Феномен «Зенита» образца 1984-го года заключался в том, что одновременно появились 15 футболистов примерно одного возраста, которые при должном старании и грамотной тренерской работе выиграли не самый слабый чемпионат Советского Союза. Так же было с Кержаковым, Аршавиным, Быстровым, Денисовым и Малафеевым. Кстати, тогда же существовал второй эшелон из пяти, шести чуть более младших ребят.
- Кожанов, Ионов, Канунников.
- Да. Кто-то из них смог подпереть вышеназванную пятерку, кто-то нет, но мы точечно укрепили состав вполне приличными иностранцами, что и дало кое-какие результаты. И, повторюсь, никто не даст гарантии, что появится новая генерация.
- «Зенит» будет чемпионом в этом сезоне?
- Это история из разряда борьбы самим с собой. Захочет - будет, не захочет - не будет. Тут вопрос спортивного желания на финишной ленточке, когда не исключается настроение «А зарасти оно все!». При безусловном доминировании на футбольном поле «Зенит» так или иначе столкнется с сопротивлением. Вот тут-то и важно не убрать ногу, не сломаться на рывке, не поберечь себя. Это точно будет не на последнем плане.
Фото fc-zenit.
ПАОК выиграл в чемпионате Греции
Почему ЦСКА теряет очередной чемпионат
Барко: «Очень сложно представить, что в России я буду играть где-то кроме «Спартака»
Барко: «Угальде важен для «Спартака», он может забивать очень и очень много»
Бабич: сейчас игроки «Спартака» делают то, что Станкович просит. Мы должны всегда быть как команда