Уроки футбола на физкультуре – миф или реальность?

  • Эта статья в архиве

Bobsoccer.ru обсуждает новую инициативу РФС.


Друзья мои, не торопитесь! Озвученная 31-го декабря инициатива РФС о проведении уроков футбола в школах не означает, что после каникул ваши дети поголовно начнут гонять мяч. Ситуация такова: в рамках стратегического проекта «Футбол в школе» третий урок физкультуры будет отведен футболу только в трех пилотных регионах, Нижегородской и Свердловской областях и Республика Татарстан (там так же проведут масштабные соревнования и комплекс популяризации этого вида спорта). Остальным по желанию.

Вопросов два: совпадают ли желания с возможностями и готовы ли российские школы к подобной инициативе? Увы, на оба вопроса дам отрицательный ответ. Материально-техническая база подавляющего большинства школ Санкт-Петербурга не позволит реализовать эту разумную инициативу. В типовых ОУ функционирует лишь один спортивный зал, где до пандемии занимались по два, а то и по три класса. Сейчас это строго настрого запрещено Роспотребнадзором, но словно в отместку здравому смыслу дети изучают физкультуру по учебникам в кабинетах, поскольку иначе составить расписание из расчета трех часов физкультуры в неделю в каждом классе каждой параллели невозможно. Денег на замену устаревших покрытий в залах и на стадионах на современные тоже ни у кого нет.

Вторая проблема – кадры. Футбол в школах отдадут на откуп учителям физической культуры, многие из которых либо вышли на пенсию, либо приближаются к пенсионному возрасту. Молодежь на низкооплачиваемую работу не идет, люди среднего поколения на пороге профессионального выгорания. Выпускниц университета имени Лесгафта еще можно встретить в петербургских школах, а вот двадцатитрехлетних ребят с высшим физкультурным образованием практически нет. Бывшие спортсмены предпочитают тренировать детей в клубах и секциях, а не вкушать прелести школьной жизни, насыщенной детской вседозволенностью и родительским давлением. Кто же будет преподавать футбол?

Два урока физкультуры в неделю отводятся легкой атлетике (первая четверть), гимнастике с элементами акробатики (вторая), лыжам (третья), спортивным играм и нормативам (четвертая). А вот третий урок каждый учитель проводит по своему разумению. Возникает дилемма. С одной стороны, некоторым мальчишкам действительно в радость повозиться с мячом вместо подтягиваний и отжиманий. Но как поступать с девочками? В обучающем модуле РФС сказано так: «Не вовлекая девочек в футбол, мы неосознанно закрепляем представление детей (обоих полов) что девочки не могут и не должны играть в футбол. Задача учителя – изменить эти установки в контексте смешанных групп». Но, на мой взгляд, для женщин есть гораздо более подходящие им по физиологии и генетике виды спорта: фигурное катание, гимнастика, синхронное плаванье, спортивные танцы. Подчеркну, это мое личное мнение.

«Футбол в школе» даст возможность каждому ребенку заниматься спортом и стать ближе к футболу, - рапортует РФС, - а тем учащимся, кто по каким-то причинам не попал в спортивную школу, проявить себя на школьных соревнованиях, чтобы в дальнейшем быть замеченными региональными тренерами-селекционерами». Нельзя обманывать детей! Шансов на то, что в 12-14 лет они составят конкуренцию ребятам даже из «Северного пресса» и «Московской заставы» нет, тогда как скамейка запасных в этом возрасте очень больно бьет по самолюбию. В соревнованиях, о которых говорится в коммюнике РФС, масса нюансов. Например, в матчах между школами побеждает не та команда, с которой лучше работает учитель физкультуры, а та, в которую наберут больше профессионалов. Например, моему «Прорыву» в обозримом будущем не обыграть сверстников из школы №473 Калининского района, в которой учатся юные футболисты из Академии «Зенита». Так же, как и нашим соседям из 268 школы, в которой нет футбольной секции, не обыграть нас, побеждавших «Ангелболл», «Неву» и «Олимп» из второй и первой лиги первенства Санкт-Петербурга и на равных игравших со сборными командами из Самарской области и Махачкалы (в августе проиграли оба матча с одинаковым счетом 2:3). Здесь на первый план выходят тонкости регламента (можно ли задействовать ребят из специализированных секций, и если да, то в каком количестве), а не качество подготовки.

Не однозначен посыл РФС о «продолжении углубленного обучения в футбольных секциях на базе Школьных спортивных клубов». «При участии Российского футбольного союза в каждом регионе будут создана система, объединяющая Школьные спортивные клубы со спортивными школами, куда смогут перейти талантливые дети, - говорится в коммюнике, - учащиеся школ смогут стать ближе к профессиональному футбольному клубу своего города и региона, участвуя в мероприятиях, организованных специально для них». Это из серии очень «хорошо забытое старое»: я лично открывал ШСК на базе канувшей в лету школы № 216 с углубленным изучением польского языка в… 2013 году. Не нова и идея создания Единой школьной футбольной лиги: в Санкт-Петербурге благодаря стараниям Светланы Владимировны Патрушевой этот проект реализовывался на протяжении многих лет (команда школы № 346 в 2015 году выиграла Школьную лигу).

Тем не менее в инициативе РФС есть несколько позитивных моментов. Я давно говорил, что государство обязано развивать массовый спорт, а урок футбола в школах – один из шагов по реализации этой задачи. Во-вторых, РФС организовал великолепные онлайн-курсы по повышению квалификации. Я с удовольствием потратил несколько часов на усвоение предложенной программы – поверьте, в ней есть действительно интересные и правильные модули (на теме «Знания футбольных правил» ошибся только один раз, с действиями судьи при повторном касании мяча подававшего угловой игроком).

Позволю себе посоветовать РФС и Министерству просвещения сделать несколько вещей. Во-первых, предоставить регионам и детям возможность принимать самостоятельные решения. Выбор велик: шахматы, хоккей, легкая атлетика, гимнастика, теннис и тот же футбол. Во-вторых, организовывать общение детей со звездами спорта, изменить систему оценивания знаний, умений и навыков по физкультуре (зачет-незачет и бальная шкала, влияющая на итоговую аттестацию в 11 классе), раскрыть детей специальной группы здоровья, которые могли бы участвовать в организации соревнований, судействе, создании тематических сайтов и чатов и так далее. Лекции, посещение спортивных соревнований, футбольные фестивали, создание тематических телевизионных передач, участие в турнирах – вот механизм приобщения детей к здоровому образу жизни посредством занятий футболом. Ключевая задача – поднять престиж урока и повысить статус учителя физической культуры. Ну и, конечно, отменить ЕГЭ, негативно влияющий на психологическое здоровье наших детей. Впрочем, это совсем другая история.

Подчеркну, мы говорим не о профессиональном спорте и уж тем более не о спорте высоких достижений, а о массовом футболе, из которого и выходят будущие звезды. Чем выше будет зона обхвата, тем вероятнее появление новых Аршавиных, Кержаковых, Кузяевых и Прохиных. Александра Белова, Дмитрия Радченко, Максима Бокова заинтересованные тренеры нашли на уроках физической культуры. Профильный урок футбола – неплохой, но в данном варианте не до конца продуманный шаг. Но с чего-то надо, и хотя бы за это РФС и Министерству просвещения – большое спасибо.

Уроки футбола на физкультуре – миф или реальность?

Уроки футбола на физкультуре – миф или реальность?

Уроки футбола на физкультуре – миф или реальность?

Уроки футбола на физкультуре – миф или реальность?

Уроки футбола на физкультуре – миф или реальность?

Уроки футбола на физкультуре – миф или реальность?

Уроки футбола на физкультуре – миф или реальность?

Уроки футбола на физкультуре – миф или реальность?

Как вы оцениваете инициативу РФС о введении урока футбола в школах?

Ничего путного не выйдет
45%
Неплохо, но не продумано
19.2%
С чего-то надо было начинать
22.5%
С этого начнется возрождение российского футбола
4.2%
Сложно сказать, время покажет
7.5%
Читайте также:
0 / 0
6237 59
Футбольные новости
88 0

Лантратов: «После удаления у «Рубина» «Локомотив» сумбурно играл, не получилось додавить»

Вратарь «Локомотива» Илья Лантратов в эфире «Матч ТВ» подвел итоги матча 25‑го ...

193 2

Защитник «Спартака» признался, что Абаскаль чуть не заплакал на прощании с командой

Защитник «Спартака» Никита Чернов рассказал, как в команде прошло прощание с ...

240 4

«Рубин» в меньшинстве сыграл вничью с «Локомотивом» в матче 25‑го тура РПЛ

Казанский «Рубин» на своем поле сыграл вничью с московским «Локомотивом» в матче ...

238 7

Густаво Мантуан: "К матчу с «Оренбургом» нужно быть максимально готовыми — ​физически и ментально"

Атакующий полузащитник «Зенита» — ​о победе в Краснодаре, о новом друге по имени ...

181 3

Источник: «Барселона» хочет приобрести полузащитника «Лейпцига» Дани Ольмо

Полузащитник «Лейпцига» Дани Ольмо может вернуться в «Барселону», сообщает ...

178 1

Тренер «Рубина» Кузьмин рассказал, где дисквалифицированный Рахимов будет смотреть матч против «Локомотива»

Тренер «Рубина» Олег Кузьмин в эфире «Матч ТВ» рассказал, где ...

607 0

Тренер «Локомотива» Галактионов отреагировал на слухи об уходе Дзюбы

Главный тренер «Локомотива» Михаил Галактионов в эфире «Матч ТВ» назвал слухами ...

Голосование

Кто выиграет Кубок России 2023/2024?

Зенит
41.3%
ЦСКА
42.1%
Спартак
10.3%
Балтика
4.8%
Динамо
0%
Ростов
1.6%
Популярное
9170 812

"Локомотив" - ЦСКА. Смотрим и обсуждаем

Что принесет армейцам визит в Черкизово?

1628 203

Анатолий Тимощук: Народная команда? «Зенит» — флагман российского футбола

Помощник главного тренера «Зенита» Анатолий Тимощук заявил, что считает ...

5654 197

ЦСКА и его характер

Армейцы в Черкизове отыгрались с 1:3 и едва не вырвали победу.

9941 175

Как ЦСКА спасал игру с "Локомотивом"

Впечатления от вчерашних 3:3 в Черкизове.

1428 174

«Зениту» всё равно с кем играть и кого обыгрывать». Баранник — о матчах против ЦСКА в Кубке

Бывший тренер-селекционер «Зенита» и «Локомотива» Дмитрий Баранник в разговоре ...

Сейчас обсуждают