Уроки футбола на физкультуре – миф или реальность?

  • Эта статья в архиве

Bobsoccer.ru обсуждает новую инициативу РФС.


Друзья мои, не торопитесь! Озвученная 31-го декабря инициатива РФС о проведении уроков футбола в школах не означает, что после каникул ваши дети поголовно начнут гонять мяч. Ситуация такова: в рамках стратегического проекта «Футбол в школе» третий урок физкультуры будет отведен футболу только в трех пилотных регионах, Нижегородской и Свердловской областях и Республика Татарстан (там так же проведут масштабные соревнования и комплекс популяризации этого вида спорта). Остальным по желанию.

Вопросов два: совпадают ли желания с возможностями и готовы ли российские школы к подобной инициативе? Увы, на оба вопроса дам отрицательный ответ. Материально-техническая база подавляющего большинства школ Санкт-Петербурга не позволит реализовать эту разумную инициативу. В типовых ОУ функционирует лишь один спортивный зал, где до пандемии занимались по два, а то и по три класса. Сейчас это строго настрого запрещено Роспотребнадзором, но словно в отместку здравому смыслу дети изучают физкультуру по учебникам в кабинетах, поскольку иначе составить расписание из расчета трех часов физкультуры в неделю в каждом классе каждой параллели невозможно. Денег на замену устаревших покрытий в залах и на стадионах на современные тоже ни у кого нет.

Вторая проблема – кадры. Футбол в школах отдадут на откуп учителям физической культуры, многие из которых либо вышли на пенсию, либо приближаются к пенсионному возрасту. Молодежь на низкооплачиваемую работу не идет, люди среднего поколения на пороге профессионального выгорания. Выпускниц университета имени Лесгафта еще можно встретить в петербургских школах, а вот двадцатитрехлетних ребят с высшим физкультурным образованием практически нет. Бывшие спортсмены предпочитают тренировать детей в клубах и секциях, а не вкушать прелести школьной жизни, насыщенной детской вседозволенностью и родительским давлением. Кто же будет преподавать футбол?

Два урока физкультуры в неделю отводятся легкой атлетике (первая четверть), гимнастике с элементами акробатики (вторая), лыжам (третья), спортивным играм и нормативам (четвертая). А вот третий урок каждый учитель проводит по своему разумению. Возникает дилемма. С одной стороны, некоторым мальчишкам действительно в радость повозиться с мячом вместо подтягиваний и отжиманий. Но как поступать с девочками? В обучающем модуле РФС сказано так: «Не вовлекая девочек в футбол, мы неосознанно закрепляем представление детей (обоих полов) что девочки не могут и не должны играть в футбол. Задача учителя – изменить эти установки в контексте смешанных групп». Но, на мой взгляд, для женщин есть гораздо более подходящие им по физиологии и генетике виды спорта: фигурное катание, гимнастика, синхронное плаванье, спортивные танцы. Подчеркну, это мое личное мнение.

«Футбол в школе» даст возможность каждому ребенку заниматься спортом и стать ближе к футболу, - рапортует РФС, - а тем учащимся, кто по каким-то причинам не попал в спортивную школу, проявить себя на школьных соревнованиях, чтобы в дальнейшем быть замеченными региональными тренерами-селекционерами». Нельзя обманывать детей! Шансов на то, что в 12-14 лет они составят конкуренцию ребятам даже из «Северного пресса» и «Московской заставы» нет, тогда как скамейка запасных в этом возрасте очень больно бьет по самолюбию. В соревнованиях, о которых говорится в коммюнике РФС, масса нюансов. Например, в матчах между школами побеждает не та команда, с которой лучше работает учитель физкультуры, а та, в которую наберут больше профессионалов. Например, моему «Прорыву» в обозримом будущем не обыграть сверстников из школы №473 Калининского района, в которой учатся юные футболисты из Академии «Зенита». Так же, как и нашим соседям из 268 школы, в которой нет футбольной секции, не обыграть нас, побеждавших «Ангелболл», «Неву» и «Олимп» из второй и первой лиги первенства Санкт-Петербурга и на равных игравших со сборными командами из Самарской области и Махачкалы (в августе проиграли оба матча с одинаковым счетом 2:3). Здесь на первый план выходят тонкости регламента (можно ли задействовать ребят из специализированных секций, и если да, то в каком количестве), а не качество подготовки.

Не однозначен посыл РФС о «продолжении углубленного обучения в футбольных секциях на базе Школьных спортивных клубов». «При участии Российского футбольного союза в каждом регионе будут создана система, объединяющая Школьные спортивные клубы со спортивными школами, куда смогут перейти талантливые дети, - говорится в коммюнике, - учащиеся школ смогут стать ближе к профессиональному футбольному клубу своего города и региона, участвуя в мероприятиях, организованных специально для них». Это из серии очень «хорошо забытое старое»: я лично открывал ШСК на базе канувшей в лету школы № 216 с углубленным изучением польского языка в… 2013 году. Не нова и идея создания Единой школьной футбольной лиги: в Санкт-Петербурге благодаря стараниям Светланы Владимировны Патрушевой этот проект реализовывался на протяжении многих лет (команда школы № 346 в 2015 году выиграла Школьную лигу).

Тем не менее в инициативе РФС есть несколько позитивных моментов. Я давно говорил, что государство обязано развивать массовый спорт, а урок футбола в школах – один из шагов по реализации этой задачи. Во-вторых, РФС организовал великолепные онлайн-курсы по повышению квалификации. Я с удовольствием потратил несколько часов на усвоение предложенной программы – поверьте, в ней есть действительно интересные и правильные модули (на теме «Знания футбольных правил» ошибся только один раз, с действиями судьи при повторном касании мяча подававшего угловой игроком).

Позволю себе посоветовать РФС и Министерству просвещения сделать несколько вещей. Во-первых, предоставить регионам и детям возможность принимать самостоятельные решения. Выбор велик: шахматы, хоккей, легкая атлетика, гимнастика, теннис и тот же футбол. Во-вторых, организовывать общение детей со звездами спорта, изменить систему оценивания знаний, умений и навыков по физкультуре (зачет-незачет и бальная шкала, влияющая на итоговую аттестацию в 11 классе), раскрыть детей специальной группы здоровья, которые могли бы участвовать в организации соревнований, судействе, создании тематических сайтов и чатов и так далее. Лекции, посещение спортивных соревнований, футбольные фестивали, создание тематических телевизионных передач, участие в турнирах – вот механизм приобщения детей к здоровому образу жизни посредством занятий футболом. Ключевая задача – поднять престиж урока и повысить статус учителя физической культуры. Ну и, конечно, отменить ЕГЭ, негативно влияющий на психологическое здоровье наших детей. Впрочем, это совсем другая история.

Подчеркну, мы говорим не о профессиональном спорте и уж тем более не о спорте высоких достижений, а о массовом футболе, из которого и выходят будущие звезды. Чем выше будет зона обхвата, тем вероятнее появление новых Аршавиных, Кержаковых, Кузяевых и Прохиных. Александра Белова, Дмитрия Радченко, Максима Бокова заинтересованные тренеры нашли на уроках физической культуры. Профильный урок футбола – неплохой, но в данном варианте не до конца продуманный шаг. Но с чего-то надо, и хотя бы за это РФС и Министерству просвещения – большое спасибо.

Уроки футбола на физкультуре – миф или реальность?

Уроки футбола на физкультуре – миф или реальность?

Уроки футбола на физкультуре – миф или реальность?

Уроки футбола на физкультуре – миф или реальность?

Уроки футбола на физкультуре – миф или реальность?

Уроки футбола на физкультуре – миф или реальность?

Уроки футбола на физкультуре – миф или реальность?

Уроки футбола на физкультуре – миф или реальность?

Как вы оцениваете инициативу РФС о введении урока футбола в школах?

Ничего путного не выйдет
45.3%
Неплохо, но не продумано
19.7%
С чего-то надо было начинать
22.2%
С этого начнется возрождение российского футбола
3.4%
Сложно сказать, время покажет
7.7%
Читайте также:
0 / 0
6237 59
Футбольные новости
1801 28

«Гол ЦСКА забит с фолом». Комментаторы после поражения «Спартака» обратили внимание на «очень спорное решение»

26 апреля, ЦСКА выиграл у «Спартака» со счетом 2:1 в гостевом матче 26-го тура ...

2544 20

Бывший судья прокомментировал возможное нарушение правил на Бабиче при голе ЦСКА

Бывший арбитр первой категории Анатолий Синяев специально для Betonmobile ...

619 36

Николаев поддержал решение арбитра Левникова не назначить пенальти после падения Маркиньоса в матче «Спартак» — ЦСКА

Бывший арбитр ФИФА Алексей Николаев в эфире «Матч ТВ» заявил, что арбитр Кирилл ...

748 27

«Барселона» обыграла «Реал» в дополнительное время и стала обладателем Кубка Испании

Сегодня, в ночь с 26 на 27 апреля, завершился финальный матч Кубка Испании ...

716 3

Футболист ЦСКА Обляков — о дерби со «Спартаком»: «В таких матчах всегда присутствует накал, игра получилось интересной»

Полузащитник ЦСКА Иван Обляков в эфире «Матч ТВ» поделился эмоциями после победы ...

4136 4

Файзуллаев отреагировал на слухи об уходе из ЦСКА

Полузащитник ЦСКА Аббосбек Файзуллаев ответил, сложно ли ему привыкнуть к ...

2597 1

Файзуллаев: "Посвящаем победу над «Спартаком» болельщикам ЦСКА"

Узбекский полузащитник ЦСКА Аббосбек Файзуллаев поделился эмоциями после ...

Голосование

Какое место займет ЦСКА по итогам чемпионата России 2024/25?

Четвертое
24.5%
Третье
23.8%
Второе
14%
Первое
15%
Пятое
10.2%
Шестое
6.9%
Затрудняюсь ответить
4.5%
Популярное
4925 426

ЦСКА вырвал победу в дерби у «Спартака» благодаря голу на 90-й минуте

В Москве на «Лукойл Арене» завершился матч 26-го тура РПЛ, в котором столичный ...

8090 412

Неудачный уик-энд ЦСКА

Армейцы сыграли вничью с "Крыльями Советов" - 1:1.

6587 314

ЦСКА выиграл дерби, потому что на поле была Команда

Армейцы победили "Спартак" - 2:1.

2181 292

"Зенит" обыграл "Химки" и вновь приблизился к "Краснодару"

В Санкт-Петербурге завершился матч 25-го тура Мир РПЛ между "Зенитом" и "Химками". ...

Сейчас обсуждают