На 67-м году жизни скончался Виктор Самохин, один из немногих, прошедших со «Спартаком» путь от вылета из высшей лиги до чемпионского звания 1979 года.
Виктор Сергеевич – трехкратный серебряный призер чемпионатов СССР (1974, 1980, 1981). В течение семи лет (1996 - 2002) он входил в тренерский штаб красно-белых во главе с Олегом Романцевым. Впоследствии работал в клубной академии.
Самохин не раз высказывался на портале Bobsoccer.ru, в том числе совсем недавно, в конце апреля, после матча «Спартака» в Ростове-на-Дону. Возможно, это было его последнее интервью.
Признался, что не встает с постели. Два года ветеран футбола боролся с онкологическим заболеванием, а в самом конце прошлого года был госпитализирован с инсультом.
Предлагаем выдержки из интервью, которое Самохин дал мне в минувшем ноябре.
- В юные годы я жил в Москве в доме на Мейеровском проезде, который теперь называется проспектом Буденного. По выходным молодые люди играли там в футбол, делая ставки по рублю. Попутно «забивали козла» и пили пиво. Привлекали к футбольным баталиям и нас, подростков. При этом Александр Горянов, который был годом старше меня, уже тренировался на Ширяевом поле в «Спартаке». В будущем востоковед, сделавший карьеру на телевидении, он посоветовал записаться в какую-нибудь футбольную школу. Вместе с ним я поехал на просмотр в «Спартак» и был принят в группу Михаила Павловича Огонькова, в прошлом защитника сборной СССР.
До этого я занимался плаванием в бассейне на Мироновской улице. Причем известный пловец Семен Белиц-Гейман (двукратный призер Олимпийских игр 1968 года в эстафетах) видел у меня хорошие задатки. Однако мне очень хотелось играть в футбол. Сказал родителям, что, у меня якобы в воде сводит ноги. Они напугались: «Ладно, занимайся своим футболом».
Со временем меня взяли в сборную Москвы, где собралась плеяда молодых футболистов, попавших впоследствии в команды мастеров. Среди них были динамовские воспитанники Николай Толстых, Николай Колесов и Олег Родин, почти вся карьера которого прошла во львовских «Карпатах», торпедовец Юра Ванюшкин. Далее у меня был дубль «Спартака».
- В основной команде вы дебютировали 18-летним в конце сезона 1974 года в Днепропетровске. Помните подробности?
- В том матче не смог принять участие Сергей Петрович Ольшанский. У него, кажется, уже тогда были какие-то вопросы с армией, в которую его призвали в конце мая следующего года, после чего я его заменил на постоянной основе. Играл в центре обороны в паре с Николаем Викторовичем Осяниным.
А в матче с «Днепром» пришлось противостоять, главным образом, опытному Валерию Поркуяну, который прославился во время чемпионата мира 1966 года, забив четыре гола. «Он тебя помотает», - посочувствовал сосед по гостиничному номеру Саша Пискарев. Но мы победили 4:1, Поркуян гола не забил, и, значит, я сыграл неплохо.
- Благодаря участию в том октябрьском матче вы в первый раз стали серебряным призером, которым были также в 1980 и 1981 годах.
- Но медаль мне не вручили. Для получения награды требовалось провести 50 процентов матчей.
- Чемпионат 1975 года, в котором «Спартак» занял только 10-е место, стал предвестником будущих крупных неприятностей?
- Пошла смена поколений. Да и внутри команды происходили передряги. После сезона убрали не только главного тренера Николая Алексеевича Гуляева, но и начальника команды Николая Петровича Старостина. А ведь это основатель «Спартака». Глыба! Оставив команду без него, профсоюзное руководство допустило огромную ошибку.
- Ожидали, что в последнем туре осеннего чемпионата 1976 года московские команды дружно проиграют со счетом 0:1 конкурентам «Спартака»: ЦСКА – «Днепру», «Локомотив» - «Шахтеру», «Торпедо» – «Арарату»?
- После поражения в последнем туре в Киеве было уже в принципе ясно, что нам не выкарабкаться. Надеялись на «Торпедо», которое играло в Ереване на день позже. Но оно к тому времени уже обеспечило себе чемпионское звание.
- В то время спартаковские болельщики были уверены, что их команда стала жертвой заговора со стороны клубов-земляков.
- Нетрудно огульно всех оклеветать и найти оправдание. Но не стоит забывать, что все три столичные команды играли на выезде против предельно мотивированных соперников. Мы были сами виноваты в случившемся, и все рассуждения, что, мол, нас кто-то не выручил, - пустые разговоры.
- Что изменилось, когда команду возглавил Константин Иванович Бесков?
- Да всё! И дисциплина укрепилась, и качество тренировок повысилось. Разбиралась каждая ошибка. Во время занятий то и дело звучала любимая команда Бескова: «Стоп!». После чего он объяснял, как надо было открыться, как ударить. Всё же начинается с мелочей.
Показательно, что подопечные Константина Ивановича, начиная с Романцева, многое у него переняли. Вот и я в своей тренерской практике использовал методы работы Бескова.
Сейчас людям пудрят мозги, рассказывая про новаторство немецких тренеров, прививающих нашим футболистам высокий прессинг. Подождите, а вы видели советский футбол? Посмотрите матчи тех времен. Бесков, Лобановский, Базилевич, Морозов заставляли игроков атаковать соперников сразу после потери мяча, требовали не отходить тотчас назад, а стараться прерывать атаку на чужой половине поля. Именно благодаря высоким скоростям наша команда победила в финале Олимпийских игр 1988 года бразильцев.
- Поначалу вы играли в центре обороны, но в недоброй памяти осеннем чемпионате 1976 года действовали на месте правого защитника. И в последующем уже Бесков использовал вас на этой позиции – в 79-м периодически, в 80-м постоянно. Вас это устраивало?
- Вполне. Более того, мне на краю нравилось больше. Там более мобильная работа. Ты не просто отвечаешь за своего нападающего, а можешь подключиться в атаку. Это намного интереснее.
- Иногда вы ведь и в средней линии выходили?
- В 79-м году сыграл центральным полузащитником в ключевом матче в Киеве, завершившейся победой «Спартака» - 2:0. Причем, накануне отыграл за дубль, потому никак не ожидал, что меня включат в стартовый состав.
- Для соперников ваше появление в роли волнореза тоже ведь стало сюрпризом?
- Может быть. Во всяком случае, я принял участие в атаке, в результате которой Юрий Гаврилов открыл счет. Тот сезон, ставший чемпионским, вообще, понятно, самый памятный.
- В 1982 году вы оказались в ЦСКА. Как это случилось?
- Призвали в армию. Только в часть не отправляли, да и в Хабаровске, в отличие от Ольшанского, я не играл. Сразу оказался в ЦСКА, которым руководил Базилевич, очевидно, желавший видеть меня в своей команде.
- Как же жилось и работалось в ЦСКА, который в начале 80-х бился за выживание в высшем дивизионе, а в 84-м все-таки вылетел, так что вам снова пришлось играть в первой лиге?
- Со «Спартаком», конечно, не приходилось сравнивать. Хотя в армейской команде собрались отличные ребята и классные футболисты: Чесноков, Аджем, Колядко, Новиков, Штромбергер. Тарханов, Коробочка, Швецов, Пасечник. Видимо, сказалось, что каждый был сам по себе.
- Чувствовали себя временщиками?
- Многие были офицерами – какие же это временщики? Да и я со временем получил звание младшего лейтенанта. Для этого из ЦСКА командировали на курсы в Ленинград. После них я и стал офицером. Был уже почти «тридцатник», рассчитывать на возвращение в «Спартак» не приходилось.
- В 87-м вы оказались в команде Южной группы войск. Что это был за коллектив?
Участвовали в региональной лиге Будапешта – не помню точно, как она называлось. Играли с венгерскими командами, завоевывали медали, но выше нас не пускали. На 9 мая обычно приезжал в гости на товарищеские матчи «Гонвед», тоже армейская команда, которая во второй половине 80-х постоянно выигрывала чемпионат Венгрии. Мы побеждали ее с разницей в 3-4 мяча. Года четыре я в Венгрии пробыл.
Демобилизовавшись, отправился в Саратов. Знакомый по «Спартаку» Александр Корешков позвал в саратовский «Сокол», который после распада СССР получил место в первой лиге. Корешков попросил помочь в обороне, и я почти целый сезон, пока не «полетел» мениск, был играющим тренером. В общей сложности проработал в Саратове три сезона с годичным перерывом.
- Наконец, в 1996 году Романцев пригласил вас в «Спартак»?
- Позвонил Ярцев, а не Романцев. Олег Иванович как раз тогда временно покинул должность главного тренера, но он оставался президентом клуба, и понятно, что мое назначение не могло пройти мимо его внимания.
- За время вашей работы какой «Спартак» был самым сильным?
- Мне трудно выделить какую-то команду. В «Спартаке» в тот период всегда были креативные полузащитники: Дмитрий Аленичев, Егор Титов, Валерий Кечинов и, конечно, Илья Цымбаларь, заводила в коллективе и футболист от бога, который стоит в истории клуба в одном ряду с Симоняном, Нетто, Черенковым, Гавриловым, Ярцевым.
С одной стороны, спартаковская средняя линия всегда могла что-то придумать, с другой, импровизация дополнялась потрясающим взаимопониманием игроков. К сожалению, сейчас в «Спартаке» нет футболиста, способного вести игру.
Полностью интервью можно найти здесь news.sportbox.ru/Vidy_sporta/F...
Специально для bobsoccer.ru главный тренер «Зенита-2» Константин Анатольевич Коноплев ...
Экс‑футболист сборной России Андрей Аршавин оценил важность столичного дерби в ...
Футболист «Барселоны» и сборной Бразилии Рафинья возглавил список претендентов ...
Главный тренер «Барселоны» Ханс‑Дитер Флик может завершить карьеру после того, ...
Экс‑полузащитник «Манчестер Юнайтед» и «Ювентуса» Поль Погба может перейти в ...
Матч полуфинальной серии Лиги чемпионов между «Барселоной» и миланским ...
Полузащитник московского «Спартака» Эсекьель Барко подал иск в суд на ...
В Москве на «Лукойл Арене» завершился матч 26-го тура РПЛ, в котором столичный ...
Армейцы сыграли вничью с "Крыльями Советов" - 1:1.
Эксперт Bobsoccer о вчерашнем супердерби.
Итог матча 3:2 в пользу "Спартака".
Армейцы победили "Спартак" - 2:1.
Арбитр Федотов оценил судейство Левникова в матче «Спартак» — ЦСКА
ЦСКА получил от Бубнова оценку «два» за дерби в 26-м туре РПЛ, «Спартак» — «четыре»
"Хочу остаться в ЦСКА" - Милан Гайич
Андрей Аршавин: «Думаю, «Динамо» победит «Спартак» и пройдет дальше в Кубке России»
Флик может завершить тренерскую карьеру после ухода из «Барселоны»