В первом после скандала с Моуриньо интервью The Telegraph бывший физиотерапевт Челси Ева Карнейро рассказала о проблемах медицины и гендерной дискриминации в футболе.
Даже сейчас сложно поверить в то, насколько кардинально изменилась жизнь Евы Карнейро за последние 15 месяцев. 8 августа прошлого года доктор Карнейро выбежала на поле Стэмфорд Бридж, как она до этого делала сотни раз, чтобы помочь Эдену Азару в дополнительное время матча Челси против Суонси. Как оказалось, это было последнее, что Ева сделала на своем посту в лондонском клубе, в первой команде которого она проработала пять лет.
Она согласилась на интервью, чтобы закрыть все вопросы и оставить позади прошедший этап своей жизни, а не из публичных амбиций. Но у нее было время, чтобы отдохнуть, подумать о произошедшем и сделать собственные выводы, которыми она и поделилась.
На столе у Карнейро лежат разнообразные медицинские приборы, а тех знаменитых фиолетовых перчаток, которые она носила в Челси, уже не видно. Быть доктором в элитном спорте — дело серьезное, особенно если ты женщина, которая вынуждена преодолевать барьеры мужских предубеждений. Но в компании Евы быстро понимаешь, что это человек, который любит посмеяться, и посмеяться, прежде всего, над собой. Почти всю свою карьеру она провела на передовой элитного спорта, и последние пятнадцать месяцев не изменили ни ее любовь к своему делу, ни чувство юмора.
Ева говорит на разных языках и гордится своим гибралтарским происхождением. Она родилась 30 сентября 1973 года — единственный ребенок в семье Лурдес и Антонио Карнейро. Благодаря отцу-электрику она поняла, что в жизни можно добиться любых высот. Ей легко давались бальные танцы и верховая езда, хотя из-за них и получила повреждения бедра, лодыжки и стопы, полностью вылечить которые не удавалось ни одному врачу. Тогда-то в ее жизни и появилась страсть к лечебному делу.
Ее отец, испанец, болел за мадридский Реал, и свой первый матч она посмотрела с ним на Бернабеу. В тот вечер она по уши влюбилась в футбол. "Пацанка" — как она сама описывает себя в детстве.
В 1992 году она поступила в Ноттингемский университет, а первые шаги в спортивной медицине делала в Австралии, затем вернулась в Англию. Получив специализацию в 2008 году, она получила и работу своей мечты в Челси — сначала в академии и резервном составе, а затем, в 2011 году, и в первой команде. Но в Англии она заметила непривычное отношение к себе со стороны окружающих, которого не чувствовала ранее.
"В детстве я даже и не подозревала, что гендерное неравенство может стать для меня проблемой. Я понятия не имела, что пол влияет на то, чего ты можешь достичь в жизни. Я была пацанкой, больше времени проводила с мальчиками. Только тогда, когда моя карьера начала продвигаться, у меня открылись глаза. Коллеги мужского пола очень странно реагировали, узнавая, чем и где я хочу заниматься. Многие воспринимали мои амбиции как вызов".
"В университетах более 50% студентов — это девушки, поэтому женщина-доктор, желающая заниматься чем угодно от травматологии до работы в вооруженных силах, никого не удивит. А когда выяснилось, что я собираюсь пойти в спорт, для многих коллег-мужчин это оказалось неожиданностью. Обо мне стали слишком много говорить и в некотором смысле объективировать меня. Они считали, что я как женщина в принципе не могу добиться успеха на этом пути. Да уж, разговоры из в 50-х".
"Мне постоянно твердили, что я не смогу заниматься тем, чем хочу. Опять же, все сводилось к объективации и моей половой принадлежности, к моей одежде и внешнему виду".
В 21-м столетии это уже, как минимум, странно. "Поэтому женщинам так сложно на руководящих должностях. В детстве меня такому не учили. Отец меня очень сильно поддерживал, он вырастил меня и дал понять, что в жизни нет ничего невозможного".
В Челси ее карьера развивалась молниеносно. Она попала в клуб незадолго до увольнения Луиса Фелипе Сколари, а в первой команде начала работать при Виллаш-Боаше. После его увольнения, через девять месяцев, она вместе с командой под руководством Ди Маттео праздновала триумф в Лиге чемпионов 2012 года. Потом был Рафаэль Бенитес и победа в Лиге Европы, а летом 2013 года в Челси вернулся Моуриньо.
То, что случилось 8 августа, спустя три месяца после завершения чемпионского сезона Жозе (в котором, надо сказать, игроки Челси практически не травмировались), не подлежит обсуждению — Ева четко дала это понять.
В тот же день Челси сделал публичное заявление, в котором "безоговорочно" извинился перед своим доктором за "доставленные ей и ее семье неудобства". Были и "сожаления" об "обстоятельствах", которые заставили ее уйти. Когда Ева вышла на поле, чтобы помочь Азару, она следовала правилам игры и исполняла свой долг перед игроками как доктор, для которого безопасность футболистов — превыше всего.
Моуриньо же поблагодарил Карнейро "за чудесную и преданную поддержку доктора первой команды" и пожелал "дальнейших карьерных успехов". Хотя в злополучный вечер тогдашний наставник Челси обозвал своего доктора "filha da puta" ("дочь шлюхи" на португальском) — по крайней мере, так утверждала команда Карнейро.
И все же за девять месяцев противостояния самым влиятельным учреждениям английского футбола, она получила извинения, которых так добивалась.
За это время она вышла замуж, но на медовом месяце в социальных сетях ей все еще угрожали смертью и насилием.
Так зачем же она сама заставила себя пройти через все это?
"Безопасность и здоровье пациентов всегда были для меня приоритетом, — отвечает она. — Как и для большинства врачей, моих коллег. Но то, что случилось со мной, случилось публично, и поэтому повлияло на отношение к здоровью и безопасности в спорте вообще. Если кто-то еще не понял, то я просто обязана была это объяснить".
"Это повлияло на руководство клубов, на то, как врачи будут вести себя в будущем. Даже сейчас я все еще беспокоюсь, что руководство своим бездействием не гарантирует врачам спокойствие по поводу сохранения места работы. А это мешает сосредоточиться исключительно на принятии решений медицинского характера. В экстренных ситуациях важна каждая секунда. Здоровье и безопасность должны быть приоритетом для руководства, а всяческая недосказанность и неясность могут быть попросту опасными".
"Я даю вам интервью именно для того, чтобы об том сказать. Не думаю, что врачам есть какая-либо польза от дополнительного внимания общественности. Скорее даже наоборот. В разных культурах к медицине относятся по-разному, но я абсолютно уверена, что эти вещи необходимо прояснить, ведь последствия могут быть значительными, и не только для футбола, но и для спорта в целом".
"Когда врач выбегает на поле, чтобы помочь пациенту, игроку, который сам попросил медицинской помощи, доктор обязан исполнять свой долг. И неважно, где ты работаешь: на футбольном поле, в больнице или на войне. На кону стоит здоровье и безопасность пациента".
"Я была обязана осмотреть своего подопечного — если пациент сам просит о помощи, у доктора даже нет выбора".
Она делала все, чтобы помогать своим футболистам как можно скорее. А на скамейке она сидела ближе к полю, чем ее коллеги, и чаще попадала в объектив камер, даже когда ее помощь на поле не требовалась.
"Представьте, что у игрока случился сердечный приступ прямо на поле, или кто-то потерял сознание, и врачу приходится лезть с пятого ряда, расталкивая каких-то здоровенных защитников, — говорит Ева. — Это просто недопустимо. В случае сердечного приступа, каждая секунда может иметь решающее значение и подарить человеку шанс выжить. В таких ситуациях нельзя тянуть, потому что ты завязываешь шнурки или сидишь за тремя рядами здоровых мужиков".
Сложно найти более подходящего человека, чтобы задать ему вопрос о гендерном неравенстве в футболе. "Я считаю, что на сексизм как дискриминацию обращают меньше всего внимания. От антисемитизма и расизма шарахаются все, но в случае с сексизмом это не так. И к чему же это приводит?"
"Все знают, что в футболе присутствуют сексистские проблемы. Я тоже так считаю, но, по-моему, с сексизмом никто не намерен бороться".
"Я доктор и женщина, которая решила делать то, что ей нравится — заниматься спортивной медициной. Но из-за этого я получила внимание и объективацию, которых мне совсем не хотелось. Это возлагает на мои плечи ответственность, которая тоже не приносит мне радости. Если ты одна из немногих женщин в коллективе, внимания, конечно, не избежать. Но я бы очень хотела изменить положение вещей".
Доктор Карнейро продолжит свою профессиональную деятельность за пределами футбольного клуба, хотя связи с профессиональным спортом она не разорвала. Ева до сих пор является членом Группы исследования травм при УЕФА, она работала консультантом в Госпитале ортопедической и спортивной медицины Аспетара в Катаре и продолжит сотрудничать с катарцами до самого чемпионата мира 2022 года. Когда внимание прессы в Лондоне стало невыносимым, она некоторое время провела в родном Гибралтаре. А на прошлой неделе начала работать в собственной клинике на Харли Стрит.
Ее любовь к спортивной медицине не угасла. Просто теперь свои решения она будет принимать не за считанные секунды перед многотысячной толпой и телекамерами.
Ее установка остается неизменной — делать свою работу как можно лучше. Но бывают ли моменты, когда "лучше" для игрока — это не "лучше" для команды? Карнейро уверяет, что здесь все очень просто. "Лучше для пациента, лучше для команды, лучше для твоего работодателя. Вот и все. Я постоянно спрашивала себя как доктор: "Что я делаю?" Я делаю все как можно качественнее для пациента, команды и работодателя. Хороший доктор может успевать на всех фронтах, но медицинская этика в футболе интересует немногих".
"Если ты остаешься профессионалом, твои пациенты обязательно будут тебя уважать. Чем больше врачей женского пола придет в футбол, тем легче будет им работать. Это перестанут воспринимать как что-то новое, и дополнительное внимание не будет мешать работе. Подобные барьеры можно преодолеть. Футбол изменяется, в этом нет сомнений".
Футбол изменяется? Это как? "Как и весь мир, — отвечает она. — Мы все сильнее противостоим культуре страха, коррупции, недобросовестности. Эти изменения мы наблюдаем прямо сейчас, и не только в футболе, но и в других видах спорта".
Экс-футболист "Зенита" Данил Круговой, ныне выступающий за ЦСКА, ...
Журналист Нобель Арустамян прокомментировал выход ЦСКА в Суперфинал Кубка ...
Александр Горбунов, первый тренер нападающего «Зенита» Александра Соболева, ...
Генеральный директор ЦСКА Роман Бабаев сообщил, что футболистам команды ...
Вратарь ЦСКА Владислав Тороп поделился эмоциями после победы над «Зенитом» (3:2 — ...
Боснийский полузащитник ЦСКА Миралем Пьянич оценил игру 19-летнего ...
Главный тренер московского ЦСКА Марко Николич высказался о перспективах ...
Завершился ответный финальный матч Пути РПЛ Фонбет Кубка России, в котором ...
ЦСКА победил "Краснодар" - 1:0.
Армейцы победили "Зенит" по сумме двух матчей.
Что в ЦСКА.
Назначены арбитры и инспекторы на ответный матч финала Пути РПЛ и финал Пути ...
ЦСКА – "Зенит". Смотрим и обсуждаем
Первый тренер Соболева: Саша будет только злее, теперь должен рвать и метать
"Очень важный матч для меня, очень важный угловой" - Круговой о победе ЦСКА над "Зенитом"
Сергей Семак: «Очень обидно уступить за шаг до финала»
Марко Николич: Тороп — будущее российского футбола