«В мороз будут плакаться, но если команда выиграла — уйдут счастливыми». Топ-менеджеры «Спартака»

  • Эта статья в архиве

– о привлечении аудитории




Сказалась ли отставка Карреры на маркетинговых показателях?
Личные проблемы Глушакова - как они повлияли на доходность клуба?
Что «Спартак» планирует предпринять, чтобы исправить ситуацию с болельщиками?
Ответы на эти вопросы – в материале

25 января в бизнес-школе RMA прошел круглый стол «Бундеслига: взгляд извне» по итогам зарубежной стажировки «Опыт бундеслиги: коммерческие и маркетинговые стратегии футбольных клубов». Мероприятие было организовано факультетом «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес-школы RMA, а главными спикерами стали топ-менеджеры ФК «Спартак» Москва.


Вступительное слово — за директором ФК «Спартак» по продажам Кириллом Корсуном:


— Пока я учился здесь, со многими студентами и преподавателями у нас были дискуссии. Все-таки где-то по объяснимым причинам, где-то — нет отсутствие стабильного спортивного результата в России очень серьезно (и в большей степени) влияет на посещаемость и другие показатели. В Германии и ряде других европейских стран исторически сложившаяся ментальность позволяет видеть, что клубы, выступающие в третьих-четвертых дивизионах, барахтающиеся и не имеющие денег (и цели выйти в следующие дивизионы), все равно собирают такие цифры по посещаемости, которые у нас даже не каждый представитель РПЛ имеет. Не говоря уже о командах низших дивизионов. Поэтому я буду только рад, если кто-то убедит меня в обратном.


Коллегу поддержал управляющий спортивными объектами ООО «Стадион «Спартак» Равиль Измайлов:

— Скажу, что очень большое отличие нашей футбольной лиги от бундеслиги — именно в лиге. Частично в законодательстве, а частично в самой ментальности. То, что у нас запрещен алкоголь на трибунах, считаю, является неким стопором; некой проблемой и финансирования, и спонсоров, и посещаемости в том числе. ТВ-трансляции и броадкасты — тоже наша проблема. Мы не сможем сделать, как в Германии, когда полностью ТВ-трансляция ограничена и даже сайты команд могут показать момент матча в течение какого-то времени. Тогда как у нас это показывается моментально и на всех каналах, соответственно человек может просто смотреть, а в той же бундеслиге его вынуждают либо покупать платный контент, либо идти на стадион.
Последовали вопросы.


«Весенняя часть чемпионата пройдет под нашим флагом»

— По ходу сезона случилась ситуация с отставкой главного тренера. Она сказалась на болельщиках. Немалое их количество если не отвернулось, то имеет много вопросов, и это отразилось на маркетинговой составляющей и посещаемости. Как с точки зрения маркетинга клуб оценивает создавшееся положение? И если негативно, то какие шаги клуб планирует предпринять, чтобы его исправить?

— В России ключ к успеху — спортивный результат, — убежден Измайлов. — В 2017 году, когда мы все выигрывали и были предчемпионские матчи, у нас на игры с «Уфой» и «Ахматом» собирался полный стадион. В то же время, когда мы идем не в первой тройке, у нас резко уменьшается количество болельщиков. Это спортивная составляющая, и только. Что мы собираемся менять? Спортивную составляющую. Собираемся выигрывать. В пятницу победили «Зенит», полагаем, что весенняя часть чемпионата пройдет под нашим флагом.

— Стоит ли продвигать бренд «Спартака» за границей России? Планируется ли выход на азиатский рынок?


— Мы сейчас активно это делаем через академию и детские школы. Потому что все европейские клубы и гранды выходят туда в первую очередь через детей. Наша академия очень тесно работает с Китаем. У нас каждый год там очень крупный турнир, а китайские команды приезжают к нам в академию. Пока мы занимаемся именно этой стадией.

— Есть такая практика у клубов — зарубежные турне. «Спартак» может организовать что-то подобное?


— В теории — это хорошая тема, — отвечает директор «Спартака» по маркетингу Павел Швец. — Чисто теоретически организовать можно. Вопрос в том, что турнир в нашей стране проходит по определенному графику, и не всегда есть возможность отправить команду куда-то далеко. Потом, сами понимаете, это разница часовых поясов. Нужно улететь, прилететь, и есть опасность, что команда просто-напросто не будет нормально готова к следующему сезону. Поэтому пока данный вопрос не поднимался, но в мыслях это витает. Опять же, мы смотрим на европейский опыт. Возможно, в ближайшее время какие-то турниры станут проводиться, как, например, тот, который сейчас проходит в Катаре (ФОНБЕТ КУБОК МАТЧ ПРЕМЬЕР. — «Матч ТВ»).

— Ходили слухи о том, что у ФК «Спартак» «отнимется» мячик с эмблемы. И будет больше коммуникации с хоккейным клубом и обществом «Спартак».

— Пока комментариев дать не могу. Мы, безусловно, дружим с ХК «Спартак» Москва, проводим совместные акции, у нас есть общая продукция, которую мы производим. Но по логотипу сказать нечего. Он тот, который есть. И пока будет оставаться таким.

«По посещаемости мы просели»

— Сказались ли в финансовом плане такие ситуации, как отставка Карреры, проблемы Глушакова с болельщиками и его личная неурядицы, на доходности клуба?

— Выбрать один из факторов и понять, по какой именно причине мы просели, — тяжело, — говорит Кирилл Корсун. — Мы, в отличие от некоторых, осознаем свои ошибки. Я вам спокойно говорю, что мы по посещаемости просели. Из-за ряда факторов, среди них — и те, о которых говорите вы. Были еще дисциплинарные наказания, они сыграли роль. Недостаточно хорошие погодные условия тоже сказались на спортивном результате. Оценить это с точки зрения недополученных доходов? Да, наверное, какое-то количество билетов недокуплено. Но массового возврата не было. Это были какие-то единичные случаи. Больше, так скажем, показушные — потешить свое самолюбие или продемонстрировать активность. Мы никого не осуждаем. Это личное дело каждого. Болельщиков у нас много, и они разные. Каждый имеет право на свою точку зрения.


— Перед командировкой в Германию нам все твердили: «Матчдэй, матчдэй! Развлекайте людей, и к вам попрут!» — продолжает Корсун. — И мы хотели посмотреть, чем там людей развлекают. На самом деле их ничем не развлекают. Мы были в пяти клубах, после общения с которыми можно понять, кто что делает. И они сами говорят, что народ идет смотреть футбол как зрелище. Не всегда даже важен итоговый результат, главное — чтобы команда боролась и было холодное пиво или горячий глинтвейн в пешей доступности, а также какая-то еда — фастфуд. Мы наводили справки, и оказалось, что, скажем, фанатская трибуна «Боруссии» все те активности, которые клуб пытался внедрить с точки зрения фан-энтертеймента, порой воспринимала в штыки. Говорили: «Давайте не будем превращать наш классический немецкий футбол в шоу, как это делается в НХЛ. Нам нужна игра». И они приходят и развлекают себя сами в окрестностях стадиона. Поэтому как привлечь людей в нынешних условиях — это тоже достаточно тяжело. Можно организовывать концерты топовых исполнителей, как это делали наши коллеги из других клубов. Можно вложить огромные деньги и сделать какую-то развлекательную территорию. Но спартаковская аудитория... Вот будет мороз «-20», никаких активностей и фудкорт окажется закрыт, но если команда идет хорошо и нет никаких интриг, политических моментов или чего-то еще, — придет если не полный стадион, то достаточно много людей. И в мороз будут сидеть, плакаться, жаловаться, но если команда выиграла — люди уходят, стуча зубами, довольные, счастливые, без какого-либо негатива. А когда на общем негативном фоне болельщик пришел, а ты его пытаешься как-то задобрить, это не помогает. А если еще и команда проиграла — окажешься виноват во всем и все будет хуже, чем у всех.

— Представители ЦСКА утверждают, что армейцы по SMM наступают на пятки «Спартаку», а «Зенит» вырвался в лидеры по количеству подписчиков в официальных аккаунтах.

— Есть официальные цифры по этому вопросу, число подписчиков «Спартака» на сегодняшний момент — 27,7 миллиона, — парирует Павел Швец. — Готов сравнить эти цифры с количеством болельщиков ЦСКА. У них довольно большая группа фанатов, спорить не буду. Что касается официальных аккаунтов, то там, наверное, число болельщиков у команд топ-3 одинаковое. Аккаунты ботов мы не используем. С точки зрения бизнеса то количество, которое у нас есть, нам достаточно.

— Какие у клуба имеются инструменты привлечения изначально нефутбольной аудитории?


— Недавно подписали контракт с детской школой «Юниор». Теперь она называется «Спартак-Юниор». Более 100 школ по всей России, там будет тесное сотрудничество с нашей академией. Мы станем притягивать молодых талантов в «Спартак». Это платные школы, не такие, как наша — полностью бесплатная. В этих платных школах дети будут понимать, что рано или поздно их увидят селекционеры и тренер академии «Спартака». Таким образом проявляется заинтересованность как в талантах, так и в болельщиках. Потому что ребенок, надев красно-белую форму и поиграв в ней 2-3 года, волей-неволей станет болеть за эту команду. Мы тоже это прекрасно понимаем и работаем в этом направлении. Именно по детям. Потому что это наш потенциал, в котором мы заинтересованы. Это потенциал на период через 10-15-20 лет, — подытожил Равиль Измайлов.

Читайте также:
0 / 0
1129 3
Футбольные новости
219 4

«Краснодар» в ближайшее время объявит о трансфере футболиста «Нанта»

«Краснодар» в ближайшее время объявит о трансфере футболиста «Нанта» Дугласа ...

293 9

Фетисов: «Только самозванцы считают, что футбол самый лучший вид спорта в России. Хоккей популярнее по всем критериям»

Двукратный олимпийский чемпион и депутат Госдумы РФ Вячеслав Фетисов заявил ...

287 14

Александр Тарханов: РФС принял несправедливое решение — «Торпедо» должен был заменить «Урал»

Заслуженный тренер России Александр Тарханов прокомментировал для «РБ Спорт» ...

238 3

Обнародовано расписание группового этапа Кубка России с участием «Оренбурга»

В официальном Telegram-канале пресс-служба Фонбет Кубка России опубликовала ...

974 31

«Спартак» в Тарасовке победил «Родину», Максименко пропустил гол от Максименко

Московский «Спартак» обыграл столичную «Родину» в товарищеском матче на базе в ...

259 1

«СЭ»: Махачкалинское «Динамо» ведет переговоры по покупке нападающего «Кабилии» Беркана

Как стало известно «СЭ», махачкалинское «Динамо» ведет переговоры с алжирской ...

1409 37

"Зенит" не рассчитывает на Роберта Ренана

В «Зените» ответили на вопрос о будущем бразильского защитника Ренана.

Голосование

По отношению к «Зениту» 2025/2026 вы

Пессимист
33.9%
Оптимист
16.5%
Реалист
32.9%
Даже не знаю
14.5%
Популярное
37361 378

ЦСКА и трансферы на вход

Какова ситуация на данный момент.

12270 330

В ЦСКА еще один бразилец

Сегодня армейцы официально объявят о переходе новичка.

2571 201

«Зенит» — «Сьон»: Латышонок и Кассьерра появятся на поле с первых минут

Тренерский штаб сине-бело-голубых определил стартовый состав на товарищеский ...

36533 196

Кто в ЦСКА точно не сыграет в матче за Суперкубок России

По итогам субботнего матча против ОФК.

14158 196

Почему Файзуллаеву лучше провести ближайший сезон в ЦСКА

Bobsoccer о ситуации с узбекским полузащитником.

Сейчас обсуждают