Еврокубковый сезон только начался, а российским болельщикам уже должно быть грустно.
Мы лишилась двух команд в Лиге конференций, опустились на десятую строчку в таблице коэффициентов УЕФА, «Зенит» и «Спартак» уже проиграли свои стартовые матчи в Европе. Неужели и этот еврокубковый сезон не сулит ничего позитивного? Почему наш футбол из года в год регрессирует? Есть ли спасение? Отвечает на эти вопросы почётный президент РФС Вячеслав Колосков.
— Если сопоставить первые игры «Зенита» и «Спартака» в еврокубках, то чувствуется очень сильная разница в качестве игры, в уровне подготовки — во всём. С чем связана такая сильная разница в игре наших команд?
— Всегда в этом деле есть две составляющие: уровень мастерства футболистов и уровень подготовки команды. Я не вижу большой разницы между мастерством игроков «Зенита» и «Спартака». И там, и там играли или играют футболисты национальных команд. Промес играл за сборную Нидерландов, Ларссон вызывался Швецией, Зобнин и Джикия — основные игроки в России. Но в уровне подготовки — то, что зависит от тренера — есть огромное отличие. Если зенитовцы бегут, находятся в целом в хорошей форме, то в «Спартаке» совсем всё не так. Отсюда и отличия. Разница может быть не в счёте. Разница в игре, которую они показали. «Спартак» плохо подготовилсяк матчу с «Легией».
— Оцените шансы обоих клубов выйти в весеннюю часть еврокубков.
— Сейчас можно делать какие угодно умозаключения, но ещё пять игр у обеих команд. Тот же «Спартак» может прибавить. Мастерства команде не занимать. К тому же у «Зенита» будет непростая осень — группа очень сложная. «Ювентус», «Челси» не подарок. Поэтому нет однозначного ответа на этот вопрос. Всё ещё может много раз измениться.
— Вопрос к вам как к опытнейшему управленцу. Что случилось с российским футболом? Три года назад Российская премьер-лига (РПЛ) была шестой лигой Европы, мы получили три места в ЛЧ, но уже спустя год откатились во второй десяток и продолжаем падать. Команды пересталине то что из групп выходить, даже до самих групп доходить. Всего пара побед в Европе на всех уровнях за два года, поражения от «Рукова», «Локомотива Тбилиси», «Маккаби», «Лудогорца», «Ференцвароша», «Вольфсберга», теперь «Легии». При всём уважении к этим командам, ещё три года назад это было немыслимо.
— Парадокс для меня состоит в том, что чем больше мы привлекаеминостранцев, причём не самых плохих, тех хуже мы играем. Я со своей стороны могу объяснить этот парадокс только тем, что мы плохо тренируемся. Вот и вся разница. Играем в старомодный футбол, нет ярко выраженной игровой идеи. Мы в этом году уже потеряли два клуба в еврокубках (речь идёт о «Рубине» и «Сочи»). Тем самым подтверждается тенденция последних двух лет. В сезоне-2019/20 никто никуда не вышел, в сезоне-2020/21 сыграли 26 игр, в которых одержали победу только один раз. Новый сезон — две команды вылетели, две проиграли. Вывод один: плохо тренируемся, плохо готовимся.
— У нас плохие специалисты, не способные выстроить грамотную подготовку своих команд?
— Объяснение может быть только таким: и специалисты плохие, и игроки тренируютсяспустя рукава. Что из этого преобладает, мне сказать тяжело. Я не был ни на одной тренировке.
— Вы отметили, что к нам приезжают неплохие иностранные игроки, но вашу позицию разделяют не все. Некоторые специалисты как одну из проблем отката отмечают то, что к нам перестали приезжать качественные легионеры. Раньше в нашем чемпионате играли такие ребята, как Халк, Витсель. Теперь это в большинстве своём ноунеймы. Это легионерам разонравился наш чемпионат или у наших клубов резко закончились деньги, чтобы покупать качественных иностранцев?
— Я бы назвал тот период исключением. Халк и Витесель — игроки очень высокого класса. Но вы посмотрите: у нас есть Малком, Вендел, Клаудиньо. Это игроки сборной Бразилии, олимпийские чемпионы. Уровень хороший, просто играют плохо. То же самое можно сказать и о спартаковских игроках: разве плохой уровень игры демонстрировал Ларссон два года назад? Он был одним из лучших футболистов в России. Сейчас всё это пропало. Соглашусь, в нашем чемпионате на данный момент нет игроков уровня Халка.
— Чем нынешние проблемы российского футбола отличаются от тех, что были в 90-е годы, до середины нулевых? С чем вы сталкивались на посту главы РФС тогда?
— Мы сталкивались с тем, что у нас ничего не было: ни формы, ни экипировок, ни стадионов, ни баз (всё было занято рынками), ни зарплат хороших, ни спонсоров — ничего.
— Но сейчас всё это есть. Чего же тогда не достаёт? Может, в какой-то степени нет мотивации?
— Мотивация не может возникнуть сама по себе. Одним днём проснулся — мотивация есть. Другим днём проснулся — её нет. Это же всё создаётся общей атмосферой. Тут важна роль тренера — он всему голова. Он формирует мотивацию, создаёт атмосферу. Вопрос мотивации, он довольно щепетильный. В любом случае многое зависит от самолюбия самих игроков, их желания показать себя, вырваться на международный уровень. В 90-е годы, конечно, мотивация была выше, так как условия были хуже. Сейчас мотивации меньше, потому что у нас условия стали очень хорошими. Лучше, чем во многих странах мира.
— Вы — сторонник лимита на легионеров. Но что вы ответите тем, кто говорит: поколение Аршавина, Павлюченко, Кержакова и Жиркова, равно как и предыдущее: Титов, Тихонов, Карпин, Аленичев, выросло без лимита. Ведь лимит начали постепенно вводить только в 2005 году. И те поколения были просто несопоставимо сильнее нынешнего. Разница настолько большая, что даже думать о сравнении неловко.
— Футболисты, которых вы упомянули, были воспитаны советской системой подготовки. Эта система прежде всего подразумевала индивидуальный подход к игрокам. Она была основана на больших нагрузках, на высоких требованиях к специалистам, на высоких требованиях общества к футболистам и, наконец, эта система создавала стимулы. В том числе и финансовые. Сейчас многое из того, что я сказал, утрачено. Посмотрите, мы уже огромное количество времени ничего не выигрывали на юношеском, молодёжном уровне. Недавно наша юниорская команда проиграла испанцам 1:4. Какое будущее может быть у этой команды? Никакого. Вывод в такой ситуации один: стали плохо работать.
— Вы согласны с тезисом: лимит на легионеров раздувает зарплаты российским игрокам и ослабляет конкуренцию?
— Это чушь. Миф, придуманный когда-то и кем-то. Вы сами проанализируйте. Возьмите лимит. Чем больше легионеров — тем хуже мы играем. Было шесть легионеров — более-менее куда-то выходили. Стало семь — никто и никуда не вышел. Стало восемь — из 26 игр проиграли 25. Вот и всё. Все эти мифические умозаключения... Конкуренцию создают тренеры, а не лимиты.
Сегодня армейцы официально объявят о переходе новичка.
Бывший футболист «Зенита» Алексей Гасилин в эфире «Матч ТВ» заявил, что у ...
Бывший защитник «Спартака» Миенти Абена в интервью «СЭ» ответил на вопрос о ...
Бывший защитник ЦСКА Владимир Пономарев заявил «Матч ТВ», что «Торпедо» следует ...
Бывший полузащитник «Арсенала» Сергей Ткачёв рассказал об обиде спортивного ...
Бывший нападающий московского «Динамо» Кирилл Панченко заявил «Матч ТВ», что не ...
Адвокат Александр Добровинский заявил «Матч ТВ», что к московскому «Торпедо» ...
Какова ситуация на данный момент.
Первые наблюдения.
Медведев: две судейские ошибки повлияли на чемпионскую гонку в РПЛ
По итогам субботнего матча против ОФК.
Bobsoccer о ситуации с узбекским полузащитником.
В ЦСКА еще один бразилец
Пономарев считает, что «Торпедо» должно остаться в РПЛ
"Зенит" рассматривает Агустина Джая как альтернативу Уэсли - Мигель Нето
«Скорее, согласен с арбитром». Генич — о возможной ошибке судьи в пользу «Торпедо»
Абена: «Футболисты «Спартака», друзья из других команд рады, что «Зенит» не стал чемпионом»