«Спартак» накануне представил экипировку на сезон, команда будет играть в форме Jögel — это российский бренд, который ранее стал экипировать и все сборные России.
Правда, шьют форму и для сборной, и для «Спартака» в Китае, а не в России. О том, почему производство пока невозможно в России и как разрабатывали спартаковскую форму, корреспондент поговорил с исполнительным директором компании Jögel Александром Сидоровым.
— Чем нынешняя форма «Спартака» отличается от тех, что были у клуба раньше?
— С точки зрения дизайна домашний комплект получился традиционным: красный с белой полосой на груди и небольшими бордовыми акцентами. Но при этом мы разработали специальный материал с рисунком ромба — это отсылка к клубной эмблеме, в паттерне которой сделан фасад стадиона «Спартака». Это было одно из пожеланий клуба. Ромбы как бы вплетены в жаккард — так называется ткань, которую мы использовали для формы сборной и которая используется брендами только для топовых команд, таких как «Реал», «Барселона», «Манчестер Юнайтед».
— А гостевая форма?
— Мы немного поэкспериментировали с дизайном на груди, добавили авангардные элементы. Кроме игровой формы, разработали разминочную футболку, ее футболисты надевают на разминку перед матчем. Тут наши дизайнеры вдохновлялись скульптурой гладиатора на площади у стадиона.
— Где изготавливали спартаковскую форму?
— Сейчас наши основные производственные мощности — в Китае. Там и производили форму для «Спартака».
— Разрабатывали форму для «Спартака» в России, шили в Китае. Почему и шить невозможно у нас?
— Наша бизнес-модель не подразумевает наличия собственного производства. Мы работаем по принципу международных компаний, занимаемся разработкой продукции, маркетингом и продажами, а непосредственно производство размещаем на тех площадках и в тех странах, где это экономически целесообразно. Вообще, сшить в России возможно, но вопрос упирается в три важных критерия.
— Поясните.
— Качество — не только пошива, но и материалов. Сроки — возможность отшить определенный объем в нужные сроки. И итоговая стоимость изделия. Российские производства по большинству из этих критериев проигрывают.
— Но почему так? У нас же развита химическая промышленность, а спортивная экипировка, насколько понимаю, связана, в том числе, с переработкой.
— Да, у нас есть нефть, из нее можно производитель синтетические ткани, то таких производств либо нет, либо их очень мало. Соответственно, как минимум ткань и фурнитуру, то есть молнии, пуговицы, приходится заказывать в том же Китае. Плюс эффективность пошива — скорость работы, умноженная на стоимость труда на одну швею, - в Юго-Восточной Азии выше, чем у нас в стране. Отсюда и более высокая стоимость продукции на выходе.
— Что нужно делать, чтобы производство централизовать у нас?
— На самом деле, российское производство сейчас развивается. Создается и возрождается все больше фабрик. Но производство материалов — это уже более сложный процесс. Тут надо не просто человека за швейную машинку посадить. Нужны мощные инициативы со стороны наших экономических властей, возможно, специальные программы. Нужны энтузиасты, люди, которые возьмутся за это, понимая перспективы. И инвесторы, конечно, — те, кто будет вкладывать в это деньги.
— Вы часто бываете в Китае. Там ведь тоже не было ничего, все создавалось с нуля. Сколько им потребовалось времени, чтобы создать такую индустрию?
— Лет 15-20, начиная с 1990-х годов.
— Поэтому пока на футболках написано: «Designed in Russia, made in China».
— Да. Но, думаю, и у нас производство появится. Столько изменений в нашей индустрии сейчас! Каждый месяц что-то новое появляется. Мы можем качественно шить, но с материалами и производственной эффективностью, повторюсь, все не так просто.
— В Европе или Америке есть такие производства, как в Китае?
— Все шьется в Азии. Там намного дешевле. Да, в некоторых странах Европы есть текстильные производства — там, где дешевле рабочая сила. Например, в Португалии, Румынии, но это небольшие масштабы.
— На китайской фабрике, где изготавливается форма для «Спартака», какие-то бренды еще производят экипировку?
— Да, в основном это европейские бренды.
— Как китайцы реагируют на дизайн формы, который вы им предоставляете для производства?
— Если говорить о дизайне, то у нас разные взгляды на мир. То, что китайцам кажется прекрасным, нам кажется избыточным. То, что кажется красивым нам, для них слишком скромно. У китайцев стиль с рисунками, надписями. У нас все более лаконично. Им кажется, что это выглядит скромно. Поэтому мы просто даем техзадание, а дизайн не обсуждаем.
Появилась информация о возможных участниках Зимнего Кубка РПЛ.
Главный тренер ЦСКА Фабио Челестини рассказал о самых памятных моментах за время ...
Полузащитник «Краснодара» Эдуард Сперцян высказался о предстоящей игре 18-го ...
Мадридский «Реал» рассматривает возможность сделать предложение ...
Известный футбольный комментатор Геннадий Орлов считает экс-нападающего ...
Главному тренеру «Зенита» Сергею Семаку выписали очки для зрения.
О последних событиях.
Московский «Спартак» на чужом поле проиграл калининградской «Балтике» в матче ...
Главный тренер ЦСКА Фабио Челестини после матча с махачкалинским "Динамо" сказал, ...
Все решила двойная замена на 64-й минуте.
Армейцы обыграли "Оренбург" – 2:0.
О последних событиях и грядущих сражениях.
Лапочкин считает, что гол Мусаева в матче с «Оренбургом» должны были отменить из‑за фола в атаке
Актуально о ЦСКА
Орлов: «Шевченко — лучший игрок на постсоветском пространстве. Равных ему нет»
Эдуард Сперцян: для «Краснодара» важно уйти на зимний перерыв, оставшись на первом месте
Червиченко: Думбия был очень неплохим игроком, но называть его лучшим легионером не стоит