Всем привет!
Это Алексей Смертин. Это мой первый и очень важный для меня текст – про отца. У нас были непростые отношения, но его вклад в мою карьеру бесценен.
Отец проводил жесткие тренировки – и я не мог их пропускать
Я даже не помню, когда начал заниматься футболом. Кажется, в жизни всегда был мяч – и это ощущение сформировал отец.
Он работал слесарем-коленвальщиком на моторном заводе, но его главной страстью был футбол. Эта страсть передалась ему от моего дедушки, который очень любил играть до ухода на фронт. Он был минером и погиб, когда в 1943 году разминировал мост. Папа тогда был еще совсем ребенком, рос в деревне Шелаболиха Алтайского края. Рассказывал, что мячей не было – дедушка с друзьями гоняли набитый соломой желудок коровы.
В нашем доме в Барнауле мяч всегда был важнейшим атрибутом. Отец разделял любовь к футболу и любовь к мячу. Приучал неистово любить именно мяч, даже укладывал с ним спать. Иногда было неудобно – и я скатывал его вниз. Но были моменты, когда сам брал мяч и засыпал с ним под боком.
Отец тренировал нас с братом – это было смыслом его жизни. Помню как сейчас: он брал огромный рюкзак, в который обычно складывал улов с рыбалки, а когда рюкзак был свободен – набивал его мячами. И мы шли с этим рюкзаком на площадку. Отцу было неважно, в каком она состоянии – зимой играли на снегу, даже если было трудно передвигаться.
Ребенку всегда хочется ударов, голов и пасов, но отец требовал другого. Показать влево – а уйти вправо. Брал несколько мячей и бил в меня, причем не в бедро или голеностоп, а в колени и живот. Просил, чтобы я эти мячи не только ловко обрабатывал, а еще умудрялся разворачиваться и обострять. Это его принцип: от сложного – к простому.
Чтобы заниматься со мной, он даже сбегал с завода, когда я учился во вторую смену. Был действенный план: он отмечался на проходной, а потом перелезал через забор. Один раз, когда возвращался, папа сиганул прямо к сторожевым собакам – хорошо, что они его не тронули. Садился в троллейбус номер 2 и ехал через весь город в наш район Сулима. Я знал, что когда он придет, обязательно разбудит меня и потащит на площадку. Он всегда просил, чтобы я перекусил – считал, что нельзя тренироваться на голодный желудок. Помню, как из-за еды у меня болел бок – папа злился, но все-таки давал отдышаться.
Мне кажется, простуда была единственной поблажкой, которую нам давал отец. Сам он всегда держался до конца. Ни разу не сказал мне: «Сын, хватит, пойдем». Стоял, околевал на морозе, но никогда не прекращал тренировку. Сколько нам хочется играть – столько и играли. Когда он заходил домой, мама сразу наливала горячую ванну. Отец отогревался в ней 30-40 минут.
Отец не любил нежностей, но кое-что я помню
Я злился на отца. Считал, что все это несправедливо. Думал: «Он же мой отец, как можно быть таким требовательным».
Не подумайте, я очень любил футбол, ему не приходилось заставлять нас играть. Но я считал, что он мог быть мягче. Наверное, я в большей степени воспринимал его тренером. Папой называл только дома, а при ребятах во дворе – Генычем. Все его так называли. Сам он называл себя паханом: «Пахан пришел. Вставай, завтракай, пойдем на тренировку».
Ребенком я получил от него два подарка, если не считать мячи. Первый – клюшка Koho. В то время такие были пределом мечтаний, он достал ее через друга-хоккеиста. Помню, я в спальне, отец подходит и говорит: «Сына, у меня для тебя подарок». Скрылся за дверью – и там показалась красивая клюшка с золотистым пером. А второй подарок – игрушечный черный револьвер, который он привез из Геленджика.
Отец не проявлял нежность дома: не мог подойти и просто обнять или поцеловать. Не в его характере. Но один момент нежности я помню. Перед тем как пойти в ванну после тренировки, он вставал на колени перед кроватью, брал мои красные от мороза стопы и согревал их дыханием. После этого мама надевала мне шерстяные носки, которые заранее клала на батарею. А папа шел на 30 минут в ванну.
Мы с братом никогда не жаловались маме. Нам казалось стыдным что-то сказать ей про отца. Когда спустя 20 лет я с ней разговаривал, она сказала, что не знала про его методы. Занимается с ребятами – и хорошо. Да и на ней держался весь дом – незачем было усложнять ей жизнь.
***
Сейчас я и сам отец. Я понял, что воспитывать детей нужно на примере, на действиях. Это работает намного эффективнее, чем просто слова. Намного важнее показать, что ты сам так делаешь – и от этого есть польза.
Основы воспитания своего папы я тоже считаю важными и использую: не распыляться, а добиваться и идти до конца в своем деле.
Ведь без этого ничего не получится.
Согласовано с модератором.
Защитник «Балтики» Сергей Варатынов в эфире «Матч ТВ» заявил, что в матче первого ...
Аргентинский полузащитник московского «Спартака» Пабло Солари рассказал об ...
Бывший тренер московского «Спартака» Дмитрий Гунько, ныне возглавляющий ...
Генеральный секретарь Российского футбольного союза (РФС) Максим Митрофанов ...
Бразильский полузащитник московского «Динамо» Бителло является лучшим игроком ...
Главный тренер «Балтики» Андрей Талалаев в эфире «Матч ТВ» заявил, что до матча был ...
Эмилиано Инсуа, агент полузащитника Тьяго Паласиоса, рассказал, что ПФК ЦСКА ...
Узбекский полузащитник ЦСКА Аббосбек Файзуллаев близок к переходу в «Истанбул ...
Обстановка в Удельном парке перед первым официальным матчем "Зенита" в сезоне.
Сегодня в Казани прошел матч за Olimpbet Суперкубок России.
В первом же матче нового тренера ЦСКА выиграл Суперкубок России.
Наблюдения со стороны.
Хавбек «Динамо» Бителло — лидер по числу передач под удар с момента дебюта в РПЛ — Opta
Романо: «Уэсли хочет только в «Рому» — у «Зенита» никаких шансов»
Источник: Опция обратного выкупа Мухина у Сочи - 150 млн рублей для ЦСКА
Вакулич отправляется из ЦСКА в аренду в «Ростов»
Максим Жуков — теперь игрок «Ростова»