Президент «Локомотива» рассказал о принятии католичества, актерском прошлом и великой России, которую потеряли.
– Интернет пишет , что человек с фамилией Геркус с вероятностью 93% чех по национальности.
– Это не так. На три четверти я русский. А фамилия вообще прибалтийского происхождения. Геркус на самом деле имя. На диалекте означает Генрих.
– Кто у вас из Прибалтики?
– Дедушка.
– Воевал?
– Конечно. Гвардии сержант Красной армии.
– Сейчас родственники за границей остались?
– По папиной линии, но уже утратил связь. Да и не особо я общительный в этом плане.
– Слышал, что вы католик.
– Это правда.
– Семья тоже?
– Часть. Мама православная. А я долго колебался. Склонялся в разные стороны. В итоге в подростковом возрасте выбрал католичество. Показалось, что оно понятнее, структурированнее.
– Объясните.
– Тогда православная церковь переживала непростое время, тяжело было разобраться. А у католической все кризисы оказались позади. Или впереди. Мне стала ясна ее доктринальная часть, отношение к проблемам общества. Плюс само посещение церкви получалось спокойнее. Исповедь там проходит индивидуально.
Не хочу этим никого задеть. Я с огромным уважением отношусь к православной церкви. С католической они сестры: если нет возможности принимать таинство в своей, католикам допускается ходить в православную. И наоборот. Настолько они близки. Но административно разные.
– Вы в православные храмы ходили?
– Много раз и с удовольствием, потому что они красивые. Это место, куда хочется возвращаться. Иногда посещал и по необходимости. Например, оказывался в незнакомом городе в большой праздник – Пасху, Троицу. В первую очередь искал католическую церковь. Если не находил, шел в православную. Но традиционную службу посещаю только в своем приходе.
********
– Представим, что в клубе воруют. Вы скажете: «Нормальный процесс, от грешников никуда не денешься»?
– Нет, коррупция – это ненормально. Вы должны ей сопротивляться. Я лишь говорю о том, что не стоит ужасаться. В клубе может случиться всякое. Мы же часть общества.
– Но винить себя в том, что это ваш косяк, что недосмотрели, вы не будете?
– Буду и расстроюсь. Но чему учит церковь: не осуждайте человеческие слабости.
Иными словами, не нужно дальше работать с этими людьми и быть терпимыми к их плохим делам. При этом вы не должны этих людей отталкивать, хаять и корчить из себя святош. Говорить: «Ну как же так, как он это сделал?» В природе человека заложена определенная склонность к греху.
********
– В «Зените» вы сменили несколько должностей. За что отвечали?
– Сначала за экономику и финансы. Следил, чтобы на все хватало денег. Решал налоговые и банковские вопросы. Думал, что выгоднее – например, купить машину в штат или арендовать. Потом сфера деятельности расширилась – занимался стратегией и целеполаганием.
– Участвовали в защите бюджета?
– Конечно.
– Как все происходило?
– Собирался совет директоров, ему представляли цифры: столько-то зарабатываем сами, столько-то нужно потратить на такие-то вещи, значит нужна вот такая сумма.
– Могли назвать любую?
– Нет, вы что. Существовал потолок. Увеличивали бюджет максимум на 10%. Бывало, что и снижались. В те же моменты кризисов экономики.
– Ольга Смородская сказала, что в вашей жизни нет ни одного успешного проекта. Три главных достижения Ильи Геркуса в «Зените»?
– Недавно Александр Валерьевич Дюков отметил, что у клуба хорошее маркетинговое и коммерческое направление. Я приложил к этому руку. На 50% моими усилиями сделали огромный и прекрасный магазин на Невском. Тогда это выглядело прорывом. С коммерческим директором Дмитрием Манкиным подготовили шикарный контракт с техническим спонсором Nike. По нему «Зенит» получает прилично даже по меркам Европы.
– Больше 10 миллионов евро в год?
– Меньше. Но больше, чем в сумме два российских клуба – «Спартак» и ЦСКА.
– Знаменитые зенитовские соцопросы – ваша инициатива?
– До какой-то степени. Только не опросы, а опрос – был один. Большой. Когда писали стратегию, заказали его у Nielsen. Столько лет прошло, а он продолжает будоражить умы. Хотя не доверять нет смысла. Nielsen – ведущее социологическое агентство. Номер один в мире, с идеальной репутацией.
– Многих напрягла странная цифра – 12,7 миллиона человек болеет за «Зенит».
– Тут слово болеет не совсем верно. Правильные слова – «Зенит» и 12,7 миллиона. Но это не значит, что они смотрят каждый матч, обвязанные шарфом. Это просто те люди, которые из списка клубов в анкете выбрали команду из Петербурга как top of mind. Сказали: «Мы за этих». Не потому что фанаты, а лишь слышали название и считают его лучше остальных.
Это симпатизанты. В момент опроса их у «Зенита» оказалось больше, чем у других. Но думаю, что весной этого года количество подобных людей у «Спартака» было выше.
– Эти 12 миллионов могут что-то принести клубу?
– Чтобы это выяснить, мы заказали у Nielsen исследование не по одному вопросу, а по множеству. Пытались найти то ядро болельщиков, которое имеет практическое применение. Спрашивали, что они сделали бы для клуба. Могут ли что-то купить.
– Сколько ответило положительно?
– Сотни тысяч. Они готовы к активному потреблению.
– Получается, болельщиков «Зенита» меньше миллиона?
– Нет, меньше миллиона потребителей. Болельщиков больше. Но цифра зависит от того, что вкладывать в понятие боления. Для кого-то оно в том, чтобы узнать результаты из таблицы в газетке два раза в год: «Ну ничего, мы там нормально, четвертые. Это же хорошо». Следующий шаг – человек в курсе результатов каждого матча. Еще выше – видит по ТВ четыре игры за сезон. Потом каждую игру. Продвинутая степень вовлеченности – поход на матч. Если купил атрибутику, прямо молодец. Подписан на соцсети и зарегистрирован у нас в системе – вообще космос.
– Какая польза от людей, которые вспоминают о клубе пару раз в год?
– Они – едва теплая аудитория. При правильной работе часть из нее перетечет в следующую категорию. Часть из этой части еще дальше. И так до конца, пока в момент триумфа кто-то не купит шарф и не скажет: «Мы всегда за них».
Кстати, вы удивитесь, но огромная часть этой чуть теплой аудитории находится в пограничном состоянии. Когда их спрашиваешь, за какой клуб кроме основного болеют, – спокойно называют основного оппонента. Например: «Я болею за «Зенит» и «Спартак». Или: «За все русские клубы в еврокубках» – «А в чемпионате?» – «И в чемпионате тоже». Они не знают, что так не принято.
– Как перетянуть на свою сторону, если не результатом?
– Предложением. Обычным physical evidence. Вы должны как-то присутствовать, прийти к ним. Устроить фестиваль в их городе. Мы в «Локомотиве» с осени прошлого года начали системную работу по привлечению зрителей, и первые результаты уже есть. На обычные матчи приходит в полтора-два раза больше людей, чем раньше. Мы верим, что вкладывая усилия, сможем кардинально нарастить аудиторию и в Москве, и по России.
– Про «Локо» потом, давайте про другое. Представим, что из «Зенита» уходит «Газпром». Неужели будет ходить больше пяти тысяч?
– Намного больше пяти. Мы знаем пример Германии, где десятки тысяч ходят даже на третий по силе дивизион.
– Может, футбол там просто более интересен людям?
– Интерес равный. Все мы, европейцы, следим за одинаковыми вещами. «Старбаксами» и премьерами «Мстителей», кинофестивалями, классической музыкой и футболом.
– То есть там, как и в России, на пике футболом интересуются только 8% населения?
– Плюс-минус так. Просто у них вовлеченность выше. Проще вытащить жителей на стадион.
– Почему?
– Клубы проделали гигантскую работу. Пропустили через себя кучу зрителей. Сейчас похожее случится в России во время чемпионата мира. Сотни тысяч людей получат позитивный опыт посещения арен. И из этой почвы можно лепить посещаемость и бренд.
Тем же самым сейчас занимается «Зенит». Они делают дешевые билеты, чтобы пропустить через новый стадион как можно больше людей. Те узнают, каково это – ходить на футбол. И часть обязательно вернется.
Футболист «Моленбека» Жефф Рен‑Аделед по ходу матча чемпионата Бельгии против ...
Бывший защитник сборной Белоруссии Михаил Сиваков рассказал «Матч ТВ», что ...
Португальский футболист Криштиану Роналду поделился эмоциями после очередного ...
«Факел» выпустил специальный проморолик в преддверии матча 27-го тура РПЛ с ...
Как сообщает СЭ, в составе судейской бригады на матч 27-го тура РПЛ «Факел» — «Зенит» ...
Бывший футболист сборной России Владислав Радимов в эфире «Матч ТВ» выразил ...
«Пари НН» сыграет со «Спартаком» в матче 27-го тура РПЛ в форме со специальным ...
Армейцы уступили "Балтике" – 1:3.
По горячим следам матча на ВТБ Арене.
В Краснодаре завершился матч 27-го тура Мир РПЛ - "Краснодар" принимал "Ахмат" и ...
Председатель Совета директоров футбольного клуба «Зенит» Елена Илюхина ...
Сегодня, 2 мая, состоялся первый матч финала Пути РПЛ Фонбет Кубка России, в котором ...
«Факел» представил проморолик к матчу с «Зенитом» в стиле фильма Гая Ричи: видео
«Откровенный бандитизм!» Радимов жёстко раскритиковал судейство в матче ЦСКА — «Зенит»
«Я больше вас хочу выиграть чемпионство!» Кривцов — болельщикам после матча с «Ахматом»
Чернышов рассказал, в каком случае ЦСКА может уволить Федотова
СМИ: в матче "Факела" и "Зенита" заменили арбитра