Казаков: и тогда Гус показал команде средний палец
.
«Слуцкий — один из самых самокритичных людей, которых я встречал»
— Виталий Мутко обнародовал фамилии кандидатов в главные тренеры сборной России. С обоими вы дружны. Но всё-таки поставим прямой вопрос: кто лучше для сборной, совместитель Слуцкий или свободный Бородюк?
— Не возьмусь выбирать – оба для меня близкие люди, за которых искренне переживаю. У тебя двое детей – кто лучше? Хотя мне очень приятно, что финальный список выглядит именно так. Бородюка я считаю одним из самых недооценённых тренеров в стране.
И потом, мы же ещё ничего не знаем. Например, о каком периоде совмещения идёт речь – только о четырёх матчах или более длительном цикле.
— Совмещение до конца года – это приемлемо?
— Леонид Слуцкий — один из самых самокритичных людей, которых я встречал. Если в этой ситуации ему действительно предложат сборную на условиях совмещения и он в неё пойдёт, это будет означать, что он очень чётко оценивает свои возможности и понимает, насколько это всё тяжело, в том числе с точки зрения репутации.
— Ваша дружба со Слуцким – это откуда?
— В 2006 году он приехал на программу «Футбол России». Слуцкий только пришёл в «Москву», и его достаточно сильно критиковали. Леонид приехал, дал мне интервью. По окончании я спросил: «Спешите?». Он не торопился. Я предложил выпить по чашечке кофе. Мы сели, разговорились… Сейчас уже не помню, какой был следующий шаг, но с тех пор общаемся, дружим. Он и на свадьбе у меня был, и на дни рождения приходит.
— Это же вы написали ему смс про кошку, которую Слуцкий не раз потом цитировал?
— Я. После жеребьёвки Лиги чемпионов, когда в соперники ЦСКА второй год подряд попались «Бавария» и «Манчестер Сити», знакомые, думаю, наперебой начали писать ему: «Опять космос» и всё в таком духе. Но это банально – как у Довлатова та телеграмма: «Будь здоров, школяр!». Я уже два слова набил и задумался: «Нет, некрасиво». И придумал другое сообщение: «Ты, когда лез на дерево за кошкой, небось, и мечтать не мог о таких матчах». Ответом были три больших пальца.
— В чём феномен тренера Слуцкого?
— Когда я писал большое интервью с Леонидом для цикла «Истории футбола», попросил его развить тему известного анекдота: когда тренер уходит из команды, он оставляет конверт с тремя советами для своего сменщика. Я спросил, что бы он порекомендовал своему преемнику в ЦСКА. Он ответил: во-первых, каждый игрок должен чётко понимать, что он для тебя уникальный и что ты тренируешь конкретно его. Во-вторых, ты должен понимать, что ты в ЦСКА не главный. Ты должен жить интересами клуба в графике 7/24. И третье – он сказал интересную вещь об атмосфере. Слуцкий во всех командах, начиная с волгоградской «Олимпии», строил домашнюю атмосферу, где очень много было тепла, шуток, КВНа. А в ЦСКА он вдруг понял, что это не работает, потому что в этом клубе собраны по-хорошему циничные, профессиональные люди, которые ожидали от тренера несколько других вещей. И вот на свадьбе Щенникова или банкете по случаю чемпионства – сейчас точно не вспомню – случилось неожиданное.
— Что?
— Размякнув душой и выпустив пар накануне отдыха, к Слуцкому стали подходить по очереди футболисты, «старики», и признаваться, как им фантастически комфортно с ним работать. Комфорт – не значит вседозволенность, нет. Это значит, что они чувствуют себя с тренером абсолютно раскованно, естественно – и за счёт этого растут. Мне кажется, это три ответа на вопрос, почему Слуцкий является одним из самых растущих специалистов страны. Он очень глубоко погружён в профессию и не стесняется учиться. Кроме того, Леонид крайне самокритичный человек. В нём иронии хоть отбавляй. Он видит за лесом деревья, относится к игрокам как к людям и очень дорожит этими отношениями. Наконец, он просто талантливый человек. Без таланта он никаким трудом не добился бы этого чуда, которое сделал.
«Бородюк может вывести сборную на Евро»
— Слуцкий на виду, в отличие от Бородюка. Давайте теперь о нём. История о Бородюке, которая поразила вас больше всего?
— Моя дружба с ним начиналась аккуратно. Бородюк, с которым мы знакомы с 2001 года, подпускал меня к себе сдержанно, хотя по натуре очень открытый человек. В одном из интервью, отвечая на вопрос, что позволяет ему столько лет оставаться в штабе сборной, он сказал: «При мне можно говорить всё, что угодно». По-моему, этот ответ характеризует Бородюка. Он не выносит на публику непроверенную либо просто ненужную информацию. И очень дорожит своими словами. Для меня Саша, Александр Генрихович, является примером идеального советского человека, если вкладывать в это понятие то, что вкладывали Бондарчук и Шолохов. Он не афиширует это, но я знаю, что он помогает ветеранам. В частности, материально поддерживал Кесарева, который недавно умер. Для Бородюка это был один из учителей.
Александра знают и безмерно уважают на Западе. В 2006 году мы с Бородюком, а он тогда совмещал посты в национальной и молодёжной сборных, поехали на жеребьёвку в Швейцарию, в Монтрё. И в какой-то момент я просто ошалел от того, что стало происходить. Подошёл Рехагель, который только-только выиграл чемпионат Европы с Грецией, начал обниматься: «Саша, Саша…». Пошли другие люди, которых я прежде видел только на фотографиях или по телевизору.
И я проецировал своё ощущение от происходящего на то, что замечал в России. У нас же до недавних пор Бородюка в полной мере не воспринимали как самостоятельного тренера. А мне кажется, он давно не второй. Он давно взрослый, самостоятельный тренер.
— Почему же Бородюк не востребован в России?
— Что значит – не востребован? Я досконально знаю, что за последние несколько месяцев у Бородюка было четыре предложения только из Премьер-Лиги. Понятно, что это не «Зенит», не ЦСКА, но это клубы высшего дивизиона. Однако, как мне кажется, после «Торпедо» его больше не прельщает работа с голодными игроками и хождения по кабинетам с расспросами, когда команде выплатят зарплату. Он хочет тренировать! И вот ещё деталь. Мне Димка Айдов (бывший капитан «Торпедо». – Прим. ред.) рассказывал: когда Бородюк уходил из команды, он собрал всех ребят, а они в знак признательности подарили ему шуточную картину с его изображением – с «ирокезом» на голове. В этом подарке было отношение людей к тренеру. Он сделал в «Торпедо» то же самое, что когда-то сделал Хиддинк в сборной: заставил людей поверить в себя.
— Бородюк может быть успешен в сборной?
— А что мы понимаем под успешностью?
— Как минимум – вывод команды на Евро-2016.
— Уверен, что он может вывести сборную на Евро.
«Я и сам подумал, что меня уволят!»
— Матч с Австрией был для вас юбилейным – 100-м в роли пресс-атташе. Рюмочку по такому поводу себе позволили?
— Я просто не пью. Уже около года. Очень редко позволяю себе бокал вина, и рюмочка – это совсем не то, чего после матча с Австрией хотелось… Тогда перед игрой Костя Генич сказал, что упомянет об этом в репортаже. «Только одна просьба, — попросил я. — Скажи в самом начале и только при счёте 0:0». «Вместо гимна», — пошутил он.
— Вы обладаете огромным количеством ценной информации. Как фильтруете её, чем можно делиться в «Фейсбуке» или газете, а чем нельзя?
— Мне нравится думать, что я передаю не информацию, а свои ощущения и взгляд. Что говорится в раздевалке, я не расскажу. То, что способно кому-то навредить, тоже. Во время Евро-2008 я ежедневно писал в «Спорт день за днём». Был момент, когда мы сели в автобус, а Гус с Корнеевым и массажистом сборной поехали в отель на велосипедах. Мы обгоняем их, пацаны восторженно жмутся к стеклу, смотрят, и Гус поднимает руку и показывает им средний палец! Это вызвало рёв восторга в салоне! И я решил про это написать. Это изюминка, которая привлекает. А вот что мне говорят игроки в частном порядке – это не рассказывается.
— Однажды вы написали, как Хиддинк не позволил Симоняну сесть за тренерский стол в ресторане. За такое ведь могли и уволить с поста пресс-атташе.
— Да я и сам подумал, что меня уволят! Мы потом с Гусом на эту тему поговорили. Он, кажется, и сам чувствовал, что поступил неправильно. Не по форме. В России и в Голландии существовали разные традиции в этом плане. С Хиддинком мы всё обсудили, руки пожали. Я ведь без опыта пресс-атташе был, допускал ошибки, учился. Сегодня я бы тому себе за такое «пихнул» прилично.
— Были футболисты в сборной, с которыми не сложились отношения?
— Ну что значит «не сложились»? Сборная – большой коллектив. Это не команда 30 друзей. Это компания людей с конкретными целями и задачами, которым нужно соответствовать. Кто-то тебе ближе, кто-то – нет. С кем-то ты не общаешься и не будешь общаться, а с кем-то потом сойдёшься и будешь нормально говорить.
Пиняев объяснил отказ перейти в ЦСКА
Врач ЦСКА Эдуард Безуглов: «Жоао Виктор поразил. Мне кажется, наш чемпионат получил очень крутого футболиста»
Фабио Челестини рассказал, почему Игорь Дивеев отсутствовал на тренировке ЦСКА
Когда дебютируют новички ЦСКА?
Секу Койта переходит в «Генчлербирлиги» на правах аренды