В 70-е годы он несколько сезонов был лучшим бомбардиром «Спартака», забивал «Милану» и «Атлетико», а в 1987-м сделал юношескую сборную СССР чемпионом мира.
***
— В «Спартаке» застали почти всех чемпионов 1969 года?
— Конечно. Выходил на поле вместе с Хусаиновым, Кавазашвили, Ловчевым, Абрамовым, Киселевым, Калиновым, Папаевым, Осяниным.
В мои первые два сезона «Спартак» добирался до финала Кубка СССР. Причем в обоих случаях проводились переигровки: первые матчи завершались вничью.
В победном кубковом финале 1971 года с ростовским СКА я не участвовал, а вот год спустя сыграл в обоих матчах с «Торпедо». И даже забил красивый гол, который мог стать решающим, если бы не судейская ошибка. Никита Павлович Симонян, в то время главный тренер «Спартака», до сих пор сокрушается.
Первая игра завершилась нулевой ничьей, во второй мы быстро обменялись голами, а в начале второго тайма я получил передачу с фланга, с ходу пробил левой из-за штрафной и попал точно в угол. Валерий Андреев при этом находился в положении вне игры, но на эпизод никак не влиял: офсайд был пассивный. Арбитр в поле Лукьянов сначала указал на центр, а потом послушал своего помощника Казакова и гол отменил. Основное и дополнительное время завершилось со счетом 1:1, а потом мы проиграли по пенальти.
— В советские времена у «Торпедо» во встречах с красно-белыми и в чемпионате, и по итогам всех турниров был положительный баланс. Почему этот клуб оказался самым неудобным для «Спартака»?
— Сами не могли понять. В 75-м проиграли ему в первом круге 0:4, во втором — 0:3. Быть может, дело в сходстве стилей. «Торпедо» тоже действовало в комбинационном ключе. В мое время там были такие изобретательные хавбеки, как Никонов, Юрин, Дегтярев. Против «Динамо» и ЦСКА нам игралось легче.
(«Спартак» не мог победить «Торпедо» в основное время на протяжении всех 70-х: с июля 1970 года (2:0) до июня 1981 (3:1). Он взял верх по пенальти в 1/8 финала Кубка в 1974-м и во втором круге чемпионата 1973 года, когда в случае ничейного результаты команды били 11-метровые).
***
— После того, как в 1972 году «Спартак» не завоевал Кубок, а в чемпионате занял только 11-е место, Симонян ушел, и команду в третий раз возглавил Николай Гуляев, который работал с ней еще в 50-е годы. С ним в 74-м вы завоевали серебро. Так что же это был за человек?
— Порядочный и даже мягкий для тренера. Ни он, ни Симонян, ни Николай Петрович Старостин никогда не ругались матом. У Старостина самым бранным выражением было: «Ну что он делает, чертова дура!»
***
— Наверняка помните фантастический матч 1/8 финала Кубка обладателей кубков, в котором «Спартак» осенью 1972 года победил в Мадриде «Атлетико» — 4:3?
— Причем за четверть часа до конца вели 3:0, и один из голов забил я. После подачи с фланга вратарь испанцев хотел сыграть кулаком, но я его опередил и проткнул мяч головой в ворота. Кулак просвистел рядом с ухом. Попал бы в висок — убил бы, наверное. Тот матч был одним из лучших в истории клуба.
В Мадриде, кстати, смешная ситуация произошла с участием Старостина. Николай Петрович наблюдал за игрой с верхотуры вместе с Руперто Сагасти, футболистом послевоенного «Спартака», исполнявшим обязанности переводчика. Когда до перерыва оставалась пара минут, Сагасти предложил двинуться в раздевалку. Пока спускались, Владимир Редин забил гол, а они из подтрибунного помещения этого не видели.
В раздевалке Симонян говорит: «Все в порядке, успокоились. Ведем 1:0». Старостин вмешивается: «Никит, 0:0!» — «Николай Петрович, выигрываем же!» — «Никит, 0:0…» Всем смешно стало, и до Старостина, наконец, дошло. «Какого черта ты водил меня по коридорам!» — накинулся на Сагасти.
***
— В 1975-м вы не всегда попадали в состав «Спартака». Потому и ушли?
— Да. Как раз в том году я женился, и это, возможно, сказывалось. Собирался в московское «Динамо», где мой друг Андрюха Якубик убеждал руководство взять меня в команду. Старостину сказал: «Спартаку» я больше не особенно нужен, а в «Динамо», может быть, заиграю. Заодно и армию отслужу».
Тем временем вдруг возникло предложение от другого «Динамо» — минского. Приглашали также на переговоры в СКА (Ростов).
Пока тянул резину, меня забрали в смоленскую «Искру», тоже армейскую команду, где проходили воинскую службу многие известные футболисты: Георгий Ярцев, Александр Максименков, Сергей Шавло. Ее тогда возглавлял Лева Платонов — мерзопакостная, скажу вам, фигура. «Я тебя, — орал, — сошлю на север, будешь кочегаром служить!» И помощник у него был под стать — Геннадий Миневич, тоже неприятный тип.
Идет, бывало, Миневич на проверку в казарму спортивной роты. Бросает кусок колбасы, давит его каблуком и шагает дальше. А следом за ним Лева: «Что за безобразие!» Выстраивает нас в шеренгу: «Не поедете никуда на Новый год! Всех на учения отправлю».
…Вскоре на первенстве Вооруженных сил в Одессе меня увидел Всеволод Михайлович Бобров, в то время главный тренер армейских клубов. Он знал меня по «Спартаку» и очень хорошо ко мне относился. «Нужно тебя в Ростов перевести», — сказал.
— В итоге вы там и оказались?
— Только с приключениями. Бобров тогда позвал майора и сказал мне лететь с ним в Ростов. «Ничего не бойся, — говорит, — когда туда приедешь, уже будет готов приказ о твоем переводе из одного округа в другой».
Я сумку забрал, через забор — и мы с майором улетаем. Миневич кинулся в аэропорт, но не успел. В Ростове меня принял генерал, тренируюсь. Вдруг через неделю говорят: «Приказ не поступил. Тебе придется вернуться в «Искру». — «Как же я туда вернусь?»
Думаю, приказ на самом деле имелся, но Платонов это скрывал, чтобы покуражиться. Он даже моей беременной жене позвонил: «Ваш муж покинул часть без разрешения, его ждет военный трибунал!»
***
— С декабря 2005-го по февраль 2010-го вы работали в школе «Спартака». Какой вывод сделали?
— Пришел к заключению, что тренер может изменить команду. Мне поначалу поручили 1989 год, на который все махнули рукой. Ничего, мол, стоящего нет, доведи ребята до выпуска — и бог с ними. Вот на следующий год будут многообещающие игроки.
И вдруг мои начали все подряд выигрывать! И внутренние турниры, и международные. В той команде, кстати, были Сергей Паршивлюк, много лет выступавший за «Спартак», а сейчас за «Динамо», и Андрей Семенов, ныне защитник «Ахмата». Оба доросли до сборной России.
С Семеновым связана примерно такая же история, как с Никифоровым. Он был полузащитником, и сколько я его ни уговаривал, играть в обороне не соглашался ни в какую. До слез доходило. Я даже с его мамой беседовал, чтобы убедила парня.
***
Бывший футболист ЦСКА Александр Гришин в эфире «Матч ТВ» заявил, что Матвей Кисляк, ...
Бывший футболист ЦСКА Александр Гришин в эфире «Матч ТВ» назвал лучших ...
Генеральный директор «Спартака» Сергей Некрасов заявил, что московский ...
Генеральный директор московского «Спартака» Сергей Некрасов заявил, что не ...
Бывший главный тренер московского футбольного клуба «Спартак» Деян Станкович ...
Вратарь «Динамо» Андрей Лунев в беседе с «РБ Спорт» после матча 18-го тура РПЛ со ...
Бывший президент «Спартака» Юрий Первак в беседе с Vprognoze.ru высказался о симуляциях ...
Завершился матч 18-го тура Мир РПЛ между "Краснодаром" и ЦСКА.
Введение лимита на иностранцев в тренерских штабах российских футбольных клубов ...
Спортивный директор ЦСКА Евгений Шевелев прокомментировал ситуацию с ...
В Санкт-Петербурге завершился матч 17-го тура Мир Российской Премьер-лиги между ...
Генеральный директор ЦСКА Роман Бабаев в разговоре с «СЭ» ответил на вопрос о ...
Гендиректор «Спартака» Некрасов: «Была информация, что мы не рассматриваем русских тренеров. Это не так»
Гришин назвал Облякова и Кисляка лучшими футболистами ЦСКА в сезоне
РБ Спорт: Ролан Гусев — один из основных кандидатов на пост главного тренера «Динамо». Кандидатуры Тедеева и Талалаева не рассматривают