2-кратный чемпион СССР Сергей Новиков – о беспределе фанатов на Украине, эрекции в Мексике и договорняке в Бангладеш.
– Слышал, вы работаете администратором в ветеранской команде.
– Администратор – Сашка Кокорев, я ему немного помогаю. А когда проходит турнир «Негаснущие звезды», сам выхожу за команду 50+. Правда, в ворота встаю. Мне врач вообще запрещает играть из-за инсульта, но я не слушаю. Тогда он говорит: «Только аккуратнее в воротах». А как аккуратнее, если они маленькие, постоянное движение?
– Когда случился удар?
– Летом 2010-го во время той жары. Я даже не понял, в чем дело. Дочь говорит: «Пап, ты чего, пьяный?» А у меня губу свернуло, с речью проблемы. Потом на потолок смотрю, там пожарный датчик. Он один, а кажется, что их пять. Врачи приехали – ишемический инсульт. Говорят, отскочил, потому что вовремя спохватился. Если бы еще часа два протянули, скрючило бы, как Мишку Русяева.
– Долго восстанавливались?
– Шесть дней провел в реанимации, месяц лежал в палате с инсультниками, капельницу ставили. Но пришел в себя, начал бегать. Сейчас дергаюсь с ветеранами.
– Врачи объяснили причину?
– Сказали, что у всех спортсменов слабые сосуды. Сколько ребят умерло из-за инсультов, потому что перенагружались. Когда бегаешь, ничего не замечаешь. Или не хочешь замечать. Кардиолог говорит: «Если что-то чувствуешь, сразу остановись». Но как остановишься, если мяч в ногах, и атака развивается? Поэтому я не обращаю внимания. ***** [Ударит] значит ***** [ударит]. Один раз живем.
– В чем себя ограничиваете?
– Курю только десять сигарет в день. Кардиолог вообще просит две. Отвечаю ему: «Не могу. Мне кофе выпить и на очко сесть – уже две. И что потом делать весь день? Вы и так меня водки лишили». Но выпивать я сам не хочу. Когда закончил, пил прилично. Очень много друзей окружало, давай-давай. А как бросил, все дружки разбежались – и футбольные, и со стороны. Это жизнь.
– Ветераны «Спартака» часто ездят по стране?
– Из-за кризиса меньше. Раньше, бывало, и по два раза в неделю. Сейчас такого нет. Но все равно нам звонят, если хотят устроить в городе праздник. Мы объявляем общую сумму с расчетом, чтобы каждый получил 20 тысяч. Берем 17 человек. Переезд и проживание оплачивает принимающая сторона. Кстати, говорят, что мы еще мало просим.
– Можно повысить?
– Уже никак, у всех в компьютере прописан наш тариф. Хотя, если выезд дальний, в какую-нибудь Воркуту или Нефтеюганск, то и 40 тысяч можем попросить. Но я не езжу, только по Москве выхожу. Здесь играем за 5-10 – как договоришься.
– «Спартак» пенсию платит?
– Четверым олимпийским чемпионам-1956. Двое, Ильин и Исаев, в этом году умерли. Но там пенсия – пять тысяч. Это разве деньги?
– То есть больше вообще никому?
– Нет, ни Романцеву, ни Ярцеву. Так во всех командах. У нас-то еще хорошо: Новый год отмечаем, разные праздники. Собираемся в столовой академии, фотографируемся, клуб стол накрывает. Все поколения приходят – и мое, и те, кто старше. Серега Родионов заглядывает, раньше Карпин. А в «Торпедо» или «Динамо» отдельные игроки скидываются по три копейки и просто идут в кабак.
– Повар Анна Чуркина сказала, что ей платят 200 долларов, но по курсу 1998 года.
– Не слышал такого. Помню только, что у Бескова 200 было, но тем временам это считалось нормальными деньгами.
– Ветераны обижаются на Федуна?
– Лично я – нет. Он нормальный мужик. Спасибо, что Федун вообще есть, стадион построил. В мое время Николай Петрович все время пробивал землю, шли разговоры про территорию вокруг «Искры» на ВДНХ. Потом Романцев этим занимался. Но ничего не получилось, а Федун сделал.
" Мы воровали, палатки грабили. Покупали стакан портвейна, который огнетушителем назывался, и ходили, балдели. Короли, *** [блин]"
– Вы оказались в «Спартаке» после МПС.
– Почти со двора. Я жил в Коптево рядом с «Красным Балтийцем», на котором занималась команда Министерства путей сообщения. Пришел туда с одним 9-летним парнем, мне было пять. Такого набора не проводили, поэтому сначала занимался с 1957 годом, потом с 1958-м и так, пока не появился мой 1961-й.
– Считались лидером?
– Там люди попадали в сборную Москвы, а я нет. Помог случай. Родители получили квартиру в Тушино, я перешел в «Красный Октябрь». И как-то собрали нас, еще каких-то ребят и поставили против дубля «Спартака» с Черенковым. То есть перспективных спартаковцев против сборной колхоза. Я забил в первой тайме, и прямо после матча Старостин и второй тренер Федор Сергеевич Новиков подходят и говорят: «Пиши заявление».
– Не растерялись?
– Написал. Прихожу на первую тренировку в Тарасовку, мне 17 лет, только школу закончил. Как сейчас помню: желтая маечка, беленькие трусики, синие гетры и кеды вместо бутс. А там стоят Романцев, Ярцев, Хидиятуллин.
– Посмеялись над вами?
– Наоборот, старшие всегда поддерживали. Кокорев, Дасаев, Гаврилов, Черенков, Шавло, Булгаков – они вливали молодежь в коллектив. Плюс во мне Бесков что-то увидел, в 1978-м стал подпускать за дубль, в 1980-м я уже находился под основой. Вообще, если бы не футбол, я бы сидел в тюрьме.
– В смысле?
– Коптево такой район, что всех пересажали. Мы воровали, палатки грабили. Покупали стакан портвейна, который огнетушителем назывался, и ходили, балдели. Короли, *** [блин]. Отнимали клюшки хоккейные. Мальчик катается на стадионе «Наука», мы ему: «Дай посмотреть». Забираем и продаем.
В карты играли на деньги. Помню, джинсы порвал. Мать купила, а я бежал от ментов, и об плитку как навернулся, коленку разодрал. Думаю: «Сейчас приду домой, ****** [пипец] будет».
– Как вырвались из мафии?
– Вовремя в Тушино уехал, хотя в школу продолжал ходить в Коптево. И спорт помог. Я ведь еще в хоккей играл у Виктора Пряжникова, призера Олимпиады-1960. Когда уже попал в «Спартак», он сказал: «Серег, а в хоккей ты играл лучше, чем в футбол». Но пути назад не было. В «Спартаке» дали ставку 60 рублей. Как выплатили аванс, сразу маме духи купил, а отцу бутылку водки.
" Черенков анализировал каждую игру. Если где-то не отдавал пас, постоянно думал: «Почему здесь сыграл так, а не так?»"
– В Смоленск уехали в армию?
– Да, «Искра» считалась второй армейской командой. Хотя меня очень тащили и в главный ЦСКА. К дому подъезжала черная «Волга», на ней привозили в клуб.
– Почему отказались?
– На носу дембель, «Спартак» зовет обратно. Звоню Бескову, объясняю ситуацию: «Константин Иванович, так и так» – «Если ты ***** [дурак], то надевай сапоги». И бросил трубку. Я все понял и поехал увольняться из Смоленска.
– ЦСКА мог включить ресурс?
– Конечно, хотя у меня с «Искрой» изначально был договор: «Если зовет «Спартак», без проблем отпускаете». Почти так и получилось. Только Юрий Андреевич Морозов спросил: «Даешь добро на переход в ЦСКА?» Я четко ответил: «Нет».
– В Смоленске по форме ходили?
– Максимум раз пять, когда приезжал генерал, поздравлял с хорошими результатами. Мы выиграли кубок вооруженных сил. Обыграли ребят из ЮГВ, которые служили в Венгрии, из ГСВГ – они в Германии находились. А в финале грохнули СКА из Львова. Даже вручили какие-то медали.
– Деньги не давали?
– Почему? 40 рублей за победу в матче первой лиги. На кубок в 1982-м мы и «Спартак» обыгрывали. А последний раз встретились с ним в Сочи – Черенков забил, 1:0. После того матча Бесков пригласил меня обратно, а я узнал о проблемах Федьки.
– Каким образом?
– Они собирались в Тбилиси, чтобы сыграть с «Андерлехтом». Пока ждали поезд, поселились в «Камелии». Я жил в «Старте», пришел его навестить. И там все выяснилось.
– Причины называют разные.
– Сказались нагрузки, когда он одновременно выступал за три сборные. Плюс Лобановский загнал его в отборочных матчах, а на чемпионат мира не взял. Якобы не подходит под стиль. Зато брал по 12 человек из Киева.
– Черенков переживал?
– Еще как. Он анализировал каждую игру. Если где-то не отдавал пас, постоянно думал: «Почему здесь сыграл так, а не так?» Весь матч прокручивал в голове, размышлял, как лучше. У него постоянно был камень на душе.
– «Спартак» два года не может поставить памятник на могиле.
– Да это родственники что-то мутят – дочь Настя и братишка. Есть человек, который давно бы все сделал, любой памятник, какой заказали бы. Он делал плиту Нетто, восстановил памятник Сергею Сальникову. Лично Федьку знал, и даже деньги не собирается брать, сам об этом говорил. Только без разрешения родственников нельзя.
– Почему они не хотят?
– А вот иди и спроси, их разве поймешь? Такое отношение, словно умер Максим, да и *** [хрен] c ним.
" В Мехико пошли в кинотеатр на «Эммануэль», смотрели сиськи. Пацаны с такими болтами сидели – у всех повставало"
– С «Искрой» в первой лиге объездили всю страну?
– Где только не были. Первое время летали на АН-26. Это парашютный самолет – по бокам два ряда сидений. Помню, в полете как-то открылся люк и снаружи пошел воздух. У всех сразу паника. В команде играли армяне, один взял пакет, потеет в него, уже до блевотины. А потом АН-26 зарубили.
– Почему?
– Эти самолеты стали часто биться. Чтобы не рисковать, пересадили на ИЛ-62 и ТУ-154. Летали уже из Москвы. Но однажды добирались до Комсомольска-на-Амуре на ИЛ-18. С Борькой Поздняковым сели рядом с пропеллером и сходили с ума. Он так гудел, что поспать вообще невозможно. Но это не самая долгая поездка.
– Куда летели дольше?
– В Мексику со «Спартаком» – 23 часа с пересадками. Сначала приземлились в Шенноне, это Ирландия. Потом на Кубе торчали шесть часов. Нам еще экскурсию по жаре устроили, такой ужас.
А Хабаровск с «Искрой» легче всего дался. Помню, как думал перед поездкой: «Блин, восемь часов». Расстроился, нарушил режим. И так хорошо нарушил, что туда еле сел – просто никакой. Просыпаюсь – уже приземлились. Классный полет, еще и выиграли у СКА – 2:1.
– Старостин всегда летал с командой?
– И лучше всех себя чувствовал.
Рядом с нами сидит Александр Кокорев – администратор команды ветеранов, чемпион СССР-1979. Слыша вопрос про Старостина, он включается в разговор.
Кокорев: Как-то в Германии летели из одного города в другой на кукурузнике. Самолет такой маленький, что даже вещи не поместились – их везли другим бортом. Дедушка читал газету. При посадке трясло так, что все жутко перепугались. Кроме Старостина – он продолжал читать и вообще не сказал ни слова. Когда приземлились, он все еще читал. Так все полеты и переносил.
– Сдержанный.
– Вот еще случай. В 1985-м обыграли на выезде Донецк и началось. Как раз мы с Аджоевым заходили в автобус, когда полетели кирпичи. Гураму в ухо попало, все попадали вниз. А Старостин сидит и ***** [ничего] не поймет. В итоге весь автобус разбомбили, потом шофер жаловался: «Получил новую машину, ***** [блин], «Спартак» приехал».
– В Киеве тоже забрасывали?
– Там вагон разбили. Мы выиграли 2:1, автобус подвез прямо к перрону. Смотрим, на нас бегут: «Бей-бей москалей». Вошли в поезд, и как полетели кирпичи. Так в холодном вагоне до Москвы и ехали. Потом КГБ-исты ходили по Тарасовке, показания брали. Только дело в итоге замяли.
В 1989-м в Грузии забросали. Но там на национальной почве – грузина убили, свалили на Москву.
– В поездках люди из КГБ постоянно стучали?
– Мы ничего не нарушали, потому что знали, что за нами ходят две крысы. Хотя иногда удавалось от них отвязаться. В Мехико пошли в кинотеатр на «Эммануэль», смотрели сиськи. Пацаны с такими болтами сидели – у всех повставало.
Кокорев: В Гамбурге как-то листал порнографический журнал, КГБ-ист за мной пристроился, думал, что куплю. Я заметил: «Не-не, просто смотрю».
– Мексика – первая поездка за границу?
– Это случилось перед армией, а еще в 1979-м ездили в Марокко. Провели там несколько матчей.
Кокорев: Я ездил на год раньше – в Касабланку. Таких крыс, как там, нигде в жизни больше не видел. Пошли с Гладилиным вдоль моря, а они здоровые как коты. Просто нереальных размеров. Я такой: «Валера, нужно срочно уходить».
– Коммерцией занимались?
– В Мексику вез фотоаппарат, но больше одного никак. Мы все ценности в декларацию записывали – женатые даже про кольца сообщали. Обратно – та же история. Только из Марокко привез целлофановый пакет от джинсов – Levis. Помню, учительнице подарил, когда в школу пришел. Так она расцеловала меня за этой пакет, потому что в Союзе их не было.
" Как можно верить книге Бубнова? Выкинуть ее ***** [совсем]"
– Бубнов всегда был таким, как сейчас?
– Не напоминай мне даже эту фамилию. Не хочу про него говорить – ни хорошего, ни плохого.
– К нему все ветераны так относятся?
– Думаю, что почти все.
– Говорят, он читал марксистскую литературу.
– Да, готовился в коммунисты. В комнате вся полка была в книгах про КПСС. А в Вене на выезде нас даже поселили вместе, но мы ни словом не перекинулись.
– Он постукивал?
– Откуда мы знаем? Можем только догадываться.
– В книге он сам написал, что звонил Бескову, когда все собирались у Дасаева.
– Это неправда, там вообще много вранья. Бубнов пишет, что был в компаниях, только его в них никто не брал. Откуда он знает про того же Дасаева? А если не знает, то зачем рассказывает? Если бы писал правду, все бы молчали, но там откровенная ложь. Пусть с себя белого и пушистого снимет шкуру.
– В книге есть про то, что «Спартак» купил чемпионский матч в Ростове в 1979-м.
– Ну чего он ****** [врет]? Его в команде не было. Или про Шавло написал. Тот ответил: «Да я на тот момент играл в Смоленске». Как можно верить этой книге? Выкинуть ее ***** [совсем].
– Самый запоминающийся матч Бубнова?
– Ха, с «Нантом». Сначала Федька такой голешник положил – из-за штрафной долбанул в девятину. Его потом постоянно показывали в «Футбольном обозрении». А из-за Бубы мы сыграли вничью. Из под него Туре сравнял головой. А дальше Буба разозлился и схватил француза за лысину. Судья как увидел эту картину, сразу послал с поля.
" Однажды сидим у Дасая, взяли пивка, рыбки. Вдруг звонок. Жена Фатюшина говорит Ринату: «Дай Сашку». Он берет трубку, а там: «Умер Андрей Миронов. На сцене»"
" Мишка Булгаков в 32 выбросился из окна. Вадим Павленко в 45 на машине разбился. От Володьки Никонова жена ушла, умер в 37. "
" Бангладеш – проблемная страна. Люди без рук, без ног сидели прямо на дорогах"
" Спросил у Бескова: «Как вам Федотов в качестве тренера?» – «Он не тренер» – «Почему?» – «Хороший тренер не должен быть хорошим человеком»"
Футбольный эксперт Андрей Созин прокомментировал победу «Зенита» над ЦСКА (2:0) в ...
Завершился первый матч 1/2 финала Лиги чемпионов УЕФА сезона-2024/2025, в котором ...
Главный тренер «Зенита» Сергей Семак в эфире «Матч ТВ» заявил, что петербургская ...
Футболисты московского ЦСКА смогут пробиться в Суперфинал Кубка России по итогам ...
Интервью вратаря "Зенита" Дениса Адамова после победы над ЦСКА в Кубке России.
Полузащитник «Зенита» Саша Зделар заявил, что не праздновал мяч в ворота ...
Бывший арбитр первой категории Анатолий Синяев специально для Betonmobile ...
В Москве на «Лукойл Арене» завершился матч 26-го тура РПЛ, в котором столичный ...
Эксперт Bobsoccer о вчерашнем супердерби.
Армейцы победили "Спартак" - 2:1.
«Зенит» дома обыграл ЦСКА в первом матче финала Пути РПЛ FONBET Кубка России — 2:0.
По ситуации.
Николич: «Я доволен ЦСКА — сражались, бились до последнего»
Беспроигрышная серия ЦСКА составила 14 матчей
«ЦСКА возьмет реванш в Москве и пройдёт «Зенит» - Лукин
"Зенит" - ЦСКА. Смотрим и обсуждаем
Спорные карточки для игроков «Зенита», пенальти в ворота ЦСКА и захват за шею. Судейский разбор финала