Море историй о лучших вратарях СССР и России – от Яшина и Дасаева до Акинфеева – от Вячеслава Чанова.
Вячеслав Викторович Чанов
Родился 23 октября 1951 года в Москве. Вратарь. Выступал за команды: «Шахтёр» Донецк (1969—1978), «Торпедо» Москва (1979—1984), «Нефтчи» Баку (1985—1986), ЦСКА Москва (1987—1989), ГСВГ/ЗГВ (1988—1989), «Оптик» Ратенов, Германия (1990—1993). Выступал за олимпийскую сборную СССР, в составе первой сборной провел 1 матч.
Тренерская карьера: ЦСКА, тренер вратарей (1995, 1998-99, 2002-2016).
Достижения: лучший вратарь СССР (1981). Вице-чемпион СССР (1975). Бронзовый призёр чемпионата СССР (1978). Финалист Кубка СССР (1978, 1982). Член Клуба Льва Яшина: 130 матчей без пропущенных мячей.
Вячеслав Чанов и Денис Целых
Фото: Дмитрий Голубович, «Чемпионат»
— У вас давно была мечта о своей вратарской школе. Почему для её осуществления выбрали Реутов?
- Мы с Игорем Акинфеевым изложили свои соображения губернатору Воробьёву и получили полную поддержку. Школ такого направления у нас в стране нет – по сути это первая. Будет называться «Академия вратарского мастерства имени Игоря Акинфеева».
— Почему не Вячеслава Чанова?
— Можно и меня вписать. В проекте участвуют четыре человека (по алфавиту): Акинфеев, Алифёров, Габулов, Чанов.
— Акинфеев реально будет принимать участие в жизни школы своего имени?
— Договорились, что они с Володей Габуловым будут по мере возможностей приезжать в Реутов, проводить мастер-классы для детей.
— Вы недавно ходили на экскурсию по стадиону ЦСКА – стало быть, обид на бывший клуб после расставания не держите?
— Всегда хочется внимания. Роман Юрьевич (Бабаев. – Прим. «Чемпионата») поздравлял с днём рождения. С ЦСКА связь остаётся. Вратарский цех команды до сих пор составляют люди, которые прошли через мои руки.
«Отец бежал из плена, воевал»
— В вашем детстве тренеров для вратарей не существовало. Как пробивались?
— Когда Берия расформировал ЦДКА, нас, можно сказать, в ссылку отправили в Донецк (тогда Сталино). Меня в школу «Шахтёра» взяли, потому что там папа играл.
Витя и Слава Чановы
Фото: Из личного архива Вячеслава Чанова
— У Виктора было иначе?
— Витя, наоборот, играл нападающего и котировался неплохо. Однажды приходит: «Не хочу бегать в поле – хочу в ворота». Мы с папой на него полканов спустили: «Ещё раз позицию поменяешь – закончишь с футболом». По сути дела, брат у меня был первым учеником.
— Отец когда-нибудь рассказывал о разгоне ЦДКА?
— Это был тяжёлый удар для всех причастных. Не всем разрешили дальше играть, остальных разбросали, кого куда. Нас выручило то, что дед в своё время работал с будущим министром угольной промышленности на одной шахте, где-то в районе Шпицбергена. Набрался смелости, пошёл к тому на приём. Когда отец доехал до министерства угольной промышленности, его уже уволили из армии. Сказали: «Давай, Витя, двигай туда, выручай сталинский «Шахтёр». Впоследствии много раз слышал и от папы, и от мамы, какой в ЦДКА был коллектив. У нас с Владимиром Федотовым были фотографии – то на руках у отцов сидим, то на дереве. Конечно, у папы осталась горечь. Переход из сильной команды в более скромную – это всегда сложно.
— Теперь сборная страны вообще на Олимпиады не попадает, а в 1952-м ей поражение в финале не простили.
— Всё свалили на одну команду! В тот момент «Динамо» с ЦДКА вели борьбу, и она чаще завершалась в пользу «армейцев». Как только подвернулась возможность убрать конкурента, курировавший динамовцев Берия ею воспользовался: ЦДКА просто расформировали.
— Отец прижился в Донецке?
— А это было несложно. Папа ведь тоже из провинции: город Боково-Антрацит Луганской области, шахта №15. Началась война, бежал из плена, воевал.
После победы остался в Германии на срочную службу. Раз в гости к военным приехал ЦДКА, и после товарищеской игры со сборной группы войск забрал Ныркова, Шапошникова и папу в Москву.
— Какому отцовскому совету вы следовали по жизни?
— Ни под кого не ложиться и не делать вреда людям. Одну папину фразу до сих пор повторяю своим ученикам: «Есть вратари, которые ищут мяч на поле, а зачем его искать? Цель футбола – что? Забить гол. А ты стоишь и стой, тебе принесли мяч – поймал, выкинул. Зачем его искать?» Всё очень просто – никаких лишних движений.
Вячеслав Чанов на тренировке
Фото: Из личного архива Вячеслава Чанова
«Из роддома забирали трое – Хомич, отец и молодой пацан по фамилии Яшин"
— В чём Виктор Чанов был круче Вячеслава?
— Отец писал: «Я бы Славе доверил ворота». Витя – яркий, летающий, более игровой. А я действовал в более классическом стиле: без лишних движений, зато стабильно. Когда Яшину ногу отняли, я пришёл к нему: «Лев Иваныч, заканчиваю». 34-й год мне шёл. А он и говорит: «Даже не вздумай. Ты последний. Дальше уже – другая, не классическая школа». Я его послушал и ещё 10 лет играл.
— Расскажите историю про Яшина, которую никогда не рассказывали.
— Из роддома на Песчаной площади в Москве меня забирали трое – Хомич, папа и молодой пацан. Яшин фамилия. Льва Ивановича я своим вторым отцом считаю. Мы и играли друг против друга, и общались.
Приехал проведать Яшина в больницу после ампутации. В палате лежат два человека: один – великий Яшин, которому ногу отняли, а второй – обычный пациент, после аппендицита. Тот стонет, а Лев Иванович, без ноги, его успокаивает. Великий вратарь был ещё и великим человеком. Всегда добродушный, открытый, никогда не чванился. Ни разу не слышал от него жалобы: беда, больно. Я-то знаю, какой ему протез сделали неудобный...
— Вы правда дважды в реанимации лежали?
— Нормальная ситуация для того времени – вратари-то шли руками на мяч. Ты его смахиваешь, а нога нападающего по инерции продолжает идти… Нос мне собирали дважды: 25 швов, всё лицо перекошено было. Сотрясения мозга были в порядке вещей. Ничего, очухивался.
— На волосок от гибели проходили?
— В Кривом Роге за сборную снимаю мяч после прострела, и мне со всей дури ногой лупят в лицо. Очнулся только после операции. Вот мизинец – из ребра собран. Там кусочек отщипнули – сюда вшили. Целый год потерял из-за одного пальца.
— Как вы сами себе операцию делали?
— Валентин Козьмич (Иванов. ) решил меня уже не ставить. А тут перед «Кайратом» говорит: «Будешь играть». У меня уже была травма колена, а на разминке его окончательно заклинило. Я двумя руками через боль ногу выпрямил: внутри хрустнуло. Все губы в кровь искусал, пока играл, но победили – 2:1. В раздевалке Козьмич спрашивает: «Больно?». «Кранты», — отвечаю. Мениск и полгода вне игры.
— Иванов действительно запретил одноклубникам навещать вас в больнице?
— Видимо, пришло время со мной прощаться… Только Петраков и Суслопаров ослушались, проведали. Меня и в «Нефтчи» долго не отпускали, пока директор автозавода Бородин и глава Азербайджана Алиев как члены ЦК не договорились о «трансфере». За день до начала чемпионата приехал в Баку.
— Вы Иванова Кузьмой называли?
— Его все так за глаза звали.
...
— Кажется, что вы с Виктором полные противоположности по характеру.
— Абсолютно разные – и в то же время настолько близки, что мама говорила: это не мой сын – твой. Первые тренерские пробы с ним делал. Помню, приехали в сборную, вижу: Ринат не совсем хорош, Витька – тоже. Говорю: давайте, я вписываюсь, и мы работаем. Мы с Дасаевым тогда жили в одной комнате, готовились к каждому матчу, против каждого противника. А Витю в последний момент от ЧМ-1982 отцепили…
Братья Чановы
Фото: Из личного архива Вячеслава Чанова
— Сильно переживал?
— А как вы думаете? Как мог успокаивал его. Ринат 1957 года, Виктор – ещё моложе. Руководство, видимо, посчитало: если Дасаева вдруг «законусит», надо иметь под рукой кого-то более опытного. Они там два месяца готовились, а я буквально за неделю до чемпионата приехал.
— Вратарская конкуренция в Союзе была лютая?
— В 1980-е спор вёлся в основном между нами тремя. В 1981 году меня признали лучшим вратарём страны. На следующий год Ринат получил приз. Как-то заехал ко мне в гости, на рюмочку чая. «Забирай, — говорит. – Он твой. Если бы не ты, я бы «мир» так удачно не отыграл».
— Могли вот так запросто посидеть на кухне с конкурентом?
— Посидеть – не значит, простите, нажраться. Например, в 80-е была традиция: на следующий день после тура ребята из московских команд собирались в центральных банях, возле «Детского мира» — попариться, обсудить дела за кружкой пива. Не обходилось без подколов: «А как я тебя вчера…», «Да ты прости, если что…» Соперничество на поле не мешало нам дружить в повседневной жизни. Может быть, поэтому сборная 1980-х так полюбилась людям.
— Когда Виктор выигрывал свой первый еврокубок, где были?
— Дома, по телевизору смотрел. Хорошо помню ту игру. 3:0. Витю поздравляю: «Ну как ты там?». А он ворчит: «Да блин, трибуна сзади яйцами забрасывала!» Там фаны «Атлетико» сидели.
— Вы под такие бомбардировки попадали?
— В Баку, когда метро открыли, взяли моду – метать с трибун пятикопеечные монеты, по весу – как наши пять рублей. Идёшь, закрываешься, а они летят. Больно было. Иногда до крови головы разбивали. Могли гостевой команде в автобусе стёкла побить. Там же, в Баку, я одну из самых серьёзных травм получил. Шесть рёбер сломали. Правда, врачи посчитали, что это межрёберная невралгия, и я ещё четыре месяца играл через боль, пока не подскочила температура. Весь худой, а вес растёт. Повторное обследование показало посттравматический плеврит. И я улетел в Донецк – местным врачам силикоз и другие болезни лёгких хорошо известны. Там у меня из лёгкого три литра жидкости выкачали.
Доктор глазам не поверил: «Трёхлитровая банка! Хорошо – не загноилось». Отшутился: «Я её взбалтывал постоянно».
— У каждого вратаря есть гол, за который смешно или неловко.
— Если кто-то скажет – нет, не верьте. Мне за гол в Харькове долго стыдно было, «шахтёрского» периода. Мяч шёл сильно по траве, наклоняюсь, чтобы принять, а он вдруг взлетает – в лоб – и в ворота! Оказалось, камень в траве спрятался.
— За кем из защитников чувствовали себя как за каменной стеной?
— В «Торпедо» Полукаров Сашка нравился. Играл то в середине, то заднего. Надёжный парень не только на поле, но и за полем. Жили в одном номере, дружили.
— Самый неудобный нападающий?
— Газзаев был противным. Всё время прессовал, крутился рядом – так и ждёшь подвоха. Блохин был очень опасным, голов столько забивал. Скорость, удар, чутьё – всё при нём. Но чтобы я кого-то боялся – не вспомню.
...
— Когда ЦСКА, болтавшийся в середине 1980-х между первой лигой и вышкой, в итоге взял серебро, а потом Кубок и золото – удивились?
— Подбор игроков в ЦСКА и при мне был неплохим. Броха мог хорошо начудить у тех ворот, Татарчук. Колесников справа, Кузя в центре всё выгрызал. Но Морозов мог через матч менять одиннадцать человек в составе – думаю, поэтому и не зацепились за вышку. А потом пришёл Садырин, и тот же состав стал чемпионом. Спокойствие появилось.
Дмитрий Кузнецов и Вячеслав Чанов
Фото: Из личного архива Дмитрия Кузнецова
«После «Спартака» около часа сдерживал толпу возмущённых болельщиков»
— Тренировать в ЦСКА вас Тарханов позвал?
— Да, позвонил: «Хочу, чтобы ты пришёл». Я работал в «ТРАСКО», вторая лига. Долго не думал. Первыми подопечными в ЦСКА были Плотников и Новосадов.
— Но с первого захода вы в клубе не задержались.
— Не хочу ворошить прошлое, но так и было. Работал в компании «Лужники-Спортсервис», строили поля, площадки. Вернулся при Садырине. После того как команда рухнула на четырнадцатое место, и его убрали, думал, и меня попросят на выход. Но нет, позвонили, настояли, чтобы продолжил работу. Вошёл в штаб Долматова. Под конец той знаменитой серии из 14 матчей нервное напряжение у всех зашкаливало. Второй круг прошли на сплошном надрыве. Не верилось, что до конца дотянем, но дотянули. До серебра.
— Вам тоже досталось после поражения от «Мольде»?
— После следующего матча, со «Спартаком» (0:4), меня и убрали. Я настаивал, что после Мольде нельзя ставить Гончарова – настолько он был опустошён. Меня не послушали и в итоге сделали виноватым. Я тогда на «Динамо» около часа после матча сдерживал толпу возмущённых болельщиков, оправдывался за всех. А потом узнал, что меня уволили. Ну и премиальных, как и ребятам, недодали.
— Тем не менее в 2001-м вы снова вернулись в ЦСКА.
— Евгений Леннорович строил новую структуру клуба, меня пригласили на позицию спортивного директора в школу. Полгода отработал директором – команду принимает Газзаев. Пригласил поговорить и включил в свой штаб. С 2002-го по 2016 год я безвылазно «служил» в ЦСКА.
ЦСКА – обладатель Кубка УЕФА
Фото: Из личного архива Вячеслава Чанова
— Помните, при каких обстоятельствах впервые услышали фамилию Акинфеев?
— Видел его, когда спортивным директором стал. Когда первой команде потребовался вратарь, Юра Аджем, работавший в школе, посоветовал: «В данной ситуации никого лучше нет». Я тоже Игоря знал, поэтому смело двинули его к основе. Конечно, рисковали. Важно было правильную политику вести: нельзя было сразу ставить его в роль первого – от такой ответственности любой молодой человек может сорваться, а его карьера – развалиться. Поэтому решили с Газзаевым: на две-три игры ставим – убираем. Веня выходит или кто-то другой. Потом снова. Можно было на молодого парня всё сразу навалить, но Валерий Георгиевич очень грамотно поступил.
Валерий Газзаев, Вагнер Лав и Вячеслав Чанов
Фото: Из личного архива Валерия Газзаева
— Чем удивлял юный Акинфеев?
— Тем, что делал всё правильно. Каждое упражнение выполнял на 100 процентов. У ребят, если правильно работать, всегда должно что-то болеть после тренировок. Были те, у кого ничего не болело – потому что плохо работали. У Игоря спрашивал – тот отвечал: «Тут болит, и тут». Я говорил: «Всё правильно, так и должно быть». Потому что выкладывался от и до. Плюс всегда был обучаемым. Ну и характер – он у Игоря на протяжении 15 лет глобально не меняется.
Вратарская бригада ЦСКА: Акинфеев, Мандрыкин, Чанов, Габулов
Фото: Из личного архива Вячеслава Чанова
— Дебют Игоря в Самаре помните?
— До сих пор хорошо помню. Очень волнительно и страшно было запускать парня – всё-таки первый матч. Его не трясло, нет, но он искал поддержки – в форме взгляда, прикосновения. Ему нужно было передать заряд энергии, что ли.
— Как вы его передали?
— Не знаю. Честно, не знаю. Почему и говорю: надо обязательно перед игрой выходить на поле. Я одно время тоже не выходил, а потом вдруг понял: там не обязательно бить по воротам. Важно, что в последние пять минут ему скажешь.
— Вы в молодости тоже специализировались на пенальти?
— Да, но Игорь уже подобрался к моему рекорду. У меня было 14 отбитых, но сейчас уже пишут – 12, с годами где-то потеряли пару (улыбается). Я не раз говорил: на пенальти вратарь всегда в более выигрышном психологическом положении: пропустил – ничего, отбил – молодец. Нужно смотреть, кто как бьёт, обращать внимание на разбег, положение стопы. У Игоря это тоже есть.
Вячеслав Чанов «тащит». На заднем плане – динамовец Николай Толстых
Фото: Из личного архива Вячеслава Чанова
— Как вы ограждали Акинфеева от бесконечных нападок на тему «рекорда» в Лиге чемпионов?
— А как реагировать, если каждый раз одно и то же спрашивают? Они ранимые ребята. Я говорил: «Успокойся. Посчитай, сколько ты сыграл матчей и сколько – эти критики. Сколько ты мячей в Лиге чемпионов пропустил, они столько игр не сыграли».
Лучший ученик Вячеслава Чанова – Игорь Акинфеев
Фото: Из личного архива Вячеслава Чанова
— Матч Россия – Испания где смотрели?
— В Новомосковске по телевизору. Я тогда вратарей «Химика» тренировал.
— Серию пенальти сквозь себя пропустили?
— После двух первых ударов Игоря показали крупным планом, и я уже понял: он поменялся. По глазам было чётко видно: это не тот Акинфеев, который первый, второй пропустил. После этого я начал применять свою тактику. Когда в ЦСКА били пенальти, за лавочку всегда отходил, а тут за колонну стал прятаться. И он начал тащить! Вроде смешно, но сработала примета. Потом я смеялся: «Игорь, ты ногой стал ловить, как я». У меня такой же был пенальти с тбилисским «Динамо», один в один: Челебадзе пробил, я улетел, а ногой отбил. Сапог оставил, как мы говорим.
Игорь Акинфеев парирует пенальти в матче Россия – Испания на ЧМ-2018
Фото: РИА Новости
— В одном из интервью вы обмолвились, что Ревякин после матча с «Зенитом» начал что-то строить перед руководством. Разве такое возможно со стороны совсем ещё пацана?
— Ключевое слово – пацан. Да, он сыграл – молодец. Полмесяца я его тренировал со сломанным пальцем, и он играл с травмой – больше некому было. И здесь, видимо, «Остапа понесло». Наверное, посчитал себя основным. Скажи Ревякин мне такое – по ушам бы понадавал. Но он, как я понимаю, перед Слуцким, Бабаевым неправильно себя повёл. Парень одарённый был, но, похоже, тараканы в голове перевесили.
...
— Крым повлиял на ваши отношения с братом?
— Во многих семьях раздор произошёл – у нас нет. У меня жена из Крыма, у Вити квартира там. Встречались не раз. Мы люди известные, фейсконтроль без проблем проходили. Когда с Виктором беда случилась, я в Киев прилетел. Пограничник спрашивает: «Цель визита?» Говорю: «Посмотрите фамилию. Брата хоронить». Он сразу: «Извините, извините». Витя всегда в Украине высоко котировался. В игровые годы все мы котировались…
— Что же всё-таки произошло с Виктором? История тёмная. Говорили о криминальном следе…
— Несчастный случай – это однозначно. Я так понимаю, он лампочки менял. Поскользнулся и упал.
— Так просто?!
— А знаете, как у меня первая жена погибла? Мыла окна, стремянку забыла закрепить. Лестница сложилась. Девятый этаж. Всё.
— Виктора хоронили с почестями…
— На Олимпийском стадионе поставили гроб, было море людей, много детей, футболисты пришли. Выделили катафалк, на котором президентов хоронят, место на Байковом кладбище – рядом с Лобановским. У Валерия Васильевича арка на могиле в виде входа на стадион, и Витя – прямо перед ним. Слева Андрей Баль, Колотов. На похоронах грустно шутили: «Васильич своих к себе собирает».
— Вам снится футбол?
— До сих пор. Не уходит, не отпускает...
Молодежная команда ПФК ЦСКА разгромила сверстников из «Краснодара».
Главный тренер ПФК ЦСКА и защитник красно-синих ответили на вопросы ...
Стал известен стартовый состав «Спартака» на товарищеский матч против «Родины».
22- летний крайний защитник "Зенита" Сергей Волков, может продолжить карьеру в ...
Тьяго Фрейтас, представитель защитника петербургского «Зенита» Дугласа ...
«Спартаку» предложили Ивана Хайме из «Порту».
Генеральный директор московского «Динамо» Павел Пивоваров сообщил «Матч ТВ», ...
Какова ситуация на данный момент.
Сегодня армейцы официально объявят о переходе новичка.
Тренерский штаб сине-бело-голубых определил стартовый состав на товарищеский ...
По итогам субботнего матча против ОФК.
Bobsoccer о ситуации с узбекским полузащитником.
«Торпедо» исключили из РПЛ
Мухин не прилетел с ЦСКА на матч за Суперкубок России с «Краснодаром»
Сергей Волков может продолжить карьеру в "Сочи" - источник
Состав «Спартака» на матч с «Родиной»
Матеус Алвес летит с ЦСКА на матч с "Краснодаром"