Футбол глазами известного художника.
Главный редактор "Бобсоккера" Борис Тосунян побывал на виртуальной выставке"Искусство и футбол" в Музее футбола в Дортмунде и осознал, что увиденное следует подвергнуть не только красочному описанию, но и тщательному расследованию и анализу.
Пять месяцев минуло с того дня как в Германии завершился чемпионат Европы по футболу, а огромные проекционные экраны Музея футбола в Дортмунде по-прежнему все листают, и листают, и перелистывают превосходные и многочисленные живописные полотна о футболе. Здесь тебе и Пабло Пикассо, и Сальвадор Дали, и многие другие известные и не очень известные художники XX века. Полотен на выставке ровно сто семьдесят пять - оговорюсь, однако, что отобраны только картины тех художников, чьи страны были представлены в ЧЕ-2024. Поэтому понятно, что удивился, обнаружив среди них и полотна советских мастеров: Александра Дейнеки, Ивана Куликова и Ильи Кабакова.
А еще безмерно удивила картина знаменитого австрийца, Фриденсрайха Хундертвассера, "Матч века". Вот уж никогда бы не подумал, что Хундертвассер, эстет, философ и борец за экологию, к футболу имел хоть какое-то отношение. И конечно же, захотелось узнать: когда он её написал, где и в чьих руках сейчас находится, была ли эта его картина о спорте единственной?..
Поиски ответа на эти вопросы привели к госпоже Андреа Фюрст - главному эксперту Австрии по творчеству Хундертвассера. Оказалось, художника Фюрст знала лично. А с 1992 года взяла на себя и полную ответственность за весь его архив.
Итак, мы условились встретиться в венском музее KunstHausWien. Почему именно там? Отвечаю: потому что именно в KunstHausWien находится и вторая работа художника на футбольную тему - "Олимпийские игры в Мюнхене ".
- Так что, - спрашиваю госпожу Фюрст, - Хундертвассер, оказывается, был “спортивным человеком”?! Я слушал недавно лекцию "Хундертвассер и корабли", где вы утверждали, что художника эта тема с самого начала околдовала. И что он даже купил себе старый деревянный корабль и переделал его в двухмачтовый парусник.
- Ну, “спортивным человеком” Хундертвассера точно не назовешь, хотя он, как заправский матрос, способен был взбираться по мачтам парусника. Хундертвассер любил воду и любил плавать, но физические нагрузки ему были противопоказаны. Из-за тяжелой болезни с юных лет быстро уставал.
- Хорошо, перефразирую вопрос: если бы вам предложили прочитать лекцию на тему "Хундертвассер и спорт", вы бы согласились?
- Признаюсь, еще до вчерашнего дня было бы сложно на такое согласиться. Ну, смотрите, он написал всего две картины, где тема - спорт. Да, пристрастие к кораблям и мечты бороздить моря и океаны у него были, наверное, и впрямь безбрежными. Знаете, еще пару дней назад я, и правда, полагала, что обладаю слишком скудными сведениями о спортивных увлечениях Хундертвассера. Сегодня ситуация изменилась. Готовясь к нашему интервью, я обнаружила в архиве в пожелтевшей от времени газете статью о том, что много лет назад наш герой пришел на празднование выхода в кубок УЕФА нашего старейшего чемпиона страны, венского футбольного клуба "Виенна". И не только пришел, но и подарил руководству команды один из оттисков своей знаменитой графики “Олимпийские игры Мюнхен 1972”. Всего же их было 200. Это стало для меня настоящим сюрпризом. Не ожидала, что художник, кроме художественных, вращался и в футбольных кругах. Кстати, автор статьи, которую я разыскала, ошибся. Он уверяет, что Хундертвассер подарил футболистам оттиск картины "Матч века", то есть первой его картины на футбольную тему. На снимке же видно, что это один из оттисков картины "Олимпийские игры Мюнхен 1972". Но заблуждение журналиста, написавшего статью, понять можно, ведь в обеих работах присутствует один мотив. Автор статьи приводит и слова Хундертвассера, которые мне не были известны: "Когда сборная Австрии по футболу побеждает, я ощущаю укол в сердце". То есть, как я понимаю, он радовался и гордился футбольными успехами своей страны.
- А как картина "Матч века" попала в частную коллекцию? И какова ее судьба?
- Это очень любопытная история. Хундертвассер написал данную картину после того, как в квартире его родителей… вдребезги разбилось зеркало. Целой осталась лишь задняя деревянная панель, обрамленная рамой. Представьте себе: 28 ноября 1951 года, по радио идет трансляция товарищеского матча Англия - Австрия на "Уэмбли" (он завершится со счетом 2:2). Хундертвассер - под сильным впечатлением от матча, его мать очень переживает из-за разбитого зеркала. И тогда сын решает ее утешить: обещаю, мол, мама, картина, которую я напишу на вот этой оставшейся целой деревянной панели, будет стоить во много раз дороже, чем разбитое зеркало. Сказал и сделал. На раме возникли трибуны со зрителями, а внутри - футбольное поле с игроками. И хотя этот свой ранний труд Хундертвассер продал всего за три тысячи шиллингов (приблизительно 215 евро), зеркало окупилось с лихвой. А вот когда, годы спустя, эту же работу выставили на аукцион повторно, она ушла за рекордную для того времени и для художников той поры сумму - миллион шиллингов (приблизительно 75 тысяч евро). В дальнейшем картина переходила из одних рук в другие, пока ее не купил коллекционер из Зальцбурга. С тех пор картина хранится в частном фонде, а страховая сумма "разбитого зеркала" нынче превышает миллион евро.
- Расскажите теперь, пожалуйста, о судьбе оригинала "Олимпийские игры Мюнхен 1972", рядом с которым мы с вами беседуем в музее KunstHausWien, поскольку сама картина "Матч века", послужившая поводом для нашей встречи и разговора, находится за семью замками в частной коллекции.
- Эта шелкография (трафаретная печать) "Олимпийские игры Мюнхен 1972" тоже про футбол, но олимпийский, точнее, про Олимпиаду-1972 в Мюнхене. Видите, футбольное поле, футболисты, трибуны… А вокруг футбольного поля видны красные капли, как бы символизирующие реки крови. На картине "Матч века" их не было. Позже Хундертвассер интерпретировал то, что он изобразил вокруг футбольного поля, именно так, как реки крови. Художник завершил эту работу до начала Олимпиады, то есть до нападения террористов на Олимпийскую деревню. Не знаю, как это ему удалось, - заглянуть в будущее, но во всяком случае именно так он утверждал.
Любопытно и то, что на этой картине есть и русская церковь, которой не было на картине "Матч века". Церковь и правда находилась рядом с Олимпийским стадионом. Перед Играми ее хотели было снести, но все же оставили. Хундертвассер посещал эту церковь и беседовал с Тимофеем Прохоровым (мюнхенцы его называли отец Тимофеей). Этот русский отшельник после Второй мировой войны построил в Мюнхене церквушку из остатков разбомбленных домов. Хундертвассеру нравилось разглядывать потолок часовни, обклеенный золотой фольгой - обёртками от шоколадных плиток. Существует мнение, что его любовь к золотым фрагментам на фасадах домов Хундертвассера пошла оттуда. Год назад эта церковь сгорела, а недавно я видела сообщение, что ее собираются восстанавливать. Впрочем, не очень верю, что такое возможно.
Луковичные купола церквей, покрытые золотом, произвели на Хундертвассера ярчайшее впечатление во время его поездки по СССР. Он проехал на поезде по Транссибу, заглядывал в деревеньки, расположенные рядом с железной дорогой, восхищался резным орнаментом фасада деревенских домов. Золотые купола и детали этих орнаментов нашли отражение в его работах.
- Много лет назад я читал, что некоторые известные германские футболисты, фамилий уже не помню, охотно приобретали картины Хундертвассера. Об этом писала германская пресса. А вам такие случаи, когда футболисты изъявляли желание купить одну из картин Хундервассера, известны?
- Про интерес футболистов к творчеству Хундертвассера мне ничего не известно, но есть еще одна любопытная “спортивная” деталь в работах Хундертвассера: по заказу "Адидас" он создал дизайн халата для знаменитого германского олимпийского чемпиона Генри Маске. В этом халате он выходил на ринг в 1996 году, когда стал профессионалом и выступал против Джона Скалли. Затем халат был продан на благотворительном аукционе.
- Ну, вот вам, госпожа Фюрст, и еще один штрих к будущей лекции о “спортивности Хундертвассера”. А еще я хочу задать вам о картинах "Матч века" и "Олимпийские игры Мюнхен 1972" такой вопрос. Здесь у Хундертвассера множество “действующих лиц”. Где футболисты, мне понятно. А кто все эти остальные люди? Кто из них, скажем, тренеры, кто - судьи и где журналисты? Могли бы вы прояснить?
- Я не думаю, что Хундертвассера волновали функции футболистов, когда он их рисовал. Вероятно, благодаря его юмору, некоторые игроки как бы интегрированы в зрителей (например, правый край, где ноги выступают за пределы трибун). Боюсь, Хундертвассер все-таки не очень хорошо разбирался в футболе, поэтому мог и в чем-то где-то ошибиться. Мне даже кажется, что количество футболистов на поле не совсем верное. Вы так не считаете?
- Вроде все правильно - по 11 человек от каждой команды.
- И все же, когда будете публиковать нашу беседу, попросите своих читателей поискать в картинах возможные ошибки, а также интересные детали, которые пропустили мы, эксперты. Мне, как исследователю творчества Хундертвассера, замечания болельщиков очень бы пригодились.
- А почему у людей на его картинах, как правило, квадратные лица?
- Давайте вспомним, что Хундертвассер был не только художником, но и архитектором, и особое значение придавал окнам. Думаю, головы квадратные, потому что все действующие лица как бы находятся за окном и смотрят на происходящее из квадратных оконных рам.
- А вы знаете, эта картина выставлена в германском музее футбола в Дортмунде, правда, в цифровом варианте!
- Я в курсе, так как музей получал у нас разрешение использовать нашу картину на виртуальной выставке. Мы поставили условие: сохранить картину в оригинальном виде. Дело в том, что на подобных выставках картины для пущего эффекта "улучшают", что искажает оригинальные краски. Немецкие коллеги слово сдержали. Мы рады, что известные музеи снова и снова просят фонд Хундертвассера о сотрудничестве, ведь раньше над работами Хундертвассера смеялись, некоторые критики и так называемые эксперты говорили, это, мол, китч. Теперь же туристы штурмуют его необычные дома, восхищаются его “неправильными окнами, волнистыми стенами, неправильными полами и лесами на крышах” и посещают любые выставки, где представлены его картины.
- А реально когда-нибудь увидеть оригинал картины "Матч века", а не ее цифровую копию?
- Знаете, картина, хотя и находится в частной коллекции, несколько раз уже выставлялась в Австрии, Германии и Франции, а в последний раз в 2013 году в Голландии. Кстати, в период чемпионата Европы по футболу в Австрии и Швейцарии в 2008 году ее можно было вволю порассматривать в KunstHausWien, в музее Хундертвассера, где мы сейчас с вами находимся. И именно я была инициатором того, чтобы эту работу Фриденсрайха Хундертвассера увидели посетители. И вполне возможно, что мы сумеем вновь уговорить владельцев картины "Матч века" одолжить ее нам для наших выставок.
Госпожа Фюрст пояснила: оттиск "Олимпийские игры Мюнхен 1972" в музее KunstHausWien, перед которым мы стоим, числится под номером 195 и показала клеймо в углу картины. Все двести экземпляров по замыслу автора разные по цветовой гамме.
"Олимпийские игры Мюнхен 1972"
"Матч века"
Журналист Иван Карпов в личном телеграм-канале сообщил, что 23-летний правый ...
Российский атакующий полузащитник «Монако» Александр Головин входит в число ...
Бывший главный тренер «Зенита» Властимил Петржела раскритиковал клуб за то, что ...
Бывший полузащитник «Зенита» Владислав Радимов поделился впечатлениями от ...
Бывший полузащитник «Зенита» Владислав Радимов поделился мнением об игре ...
Согласно информации, собранной журналистом Самиром Карвальо, бывший нападающий ...
Форвард мадридского «Реала» Килиан Мбаппе может пропустить остаток 2024 года из-за ...
В Санкт-Петербурге завершился матч 18-го тура Российской Премьер-Лиги между ...
Армейцы победили "Факел" в Воронеже.
После бала.
Новости и конкурс «Угадай состав «Зенита» на матч с «Акроном».
Постскриптум к матчу "Акрон" - "Зенит".
Источник: Даниил Хлусевич может перейти в «Зенит» или «Динамо»
Владислав Радимов: Дуглас Сантос очень сильно сдал
Вредоносная футбольная стенка.
«Это просто дикость!» Попов — об игре Мусаева за ЦСКА
Владислав Радимов: Встреча со Станковичем — большое везение для Умярова