Экс-президент футбольного клуба «Локомотив» Илья Геркус поделился мнением по поводу лимита легионеров в Российской Премьер-Лиге.
— Россия к концу сезона в рейтинге УЕФА может упасть ниже Шотландии, Украины, Австрии и Бельгии. Это не показатель того, что мы их слабее?
— У кого-то прогресс произошел случайно, а у кого-то — из-за системной работы. Но их успехи нас слабее не делают.
Да, конкуренты подросли, но все наши преимущества при нас. Надо уметь ими воспользоваться. У нас большая страна, много детских школ, замечательная инфраструктура, много болельщиков, огромный рынок — этого достаточно, на этом фундаменте можно что-то строить. Вопрос лишь в эффективности и процессе этого «строительства».
У нас есть системные проблемы. Во-первых, подотстала тренерская школа, слабое тренерское образование. У нас в Академии тренерского мастерства учебный процесс сильно устарел, лицензии доставались просто и без усилий. Недавно ее ликвидировали и открыли Академию внутри РФС. Надеюсь, это даст новое качество тренерской профессии.
Во-вторых, у специфического футбольного менеджмента — директоров, скаутов — нет хорошего внутреннего образования. Мы говорим себе, что сами научимся быть скаутами и учимся, но пока не особо получается. Отечественной школы скаутов у нас нет: мы смотрим футбол, но мало что видим. Спортивных директоров у нас системно просто нет, а это очень важный элемент в конструкции любого современного клуба. Есть отдельные исключения, но система не работает. Можно и далее продолжать список.
Пока в России все эти дисциплины и подготовка не будут настроены, мы можем наладить процесс обучения за рубежом. Будем куда-то ездить, и в этом ничего стыдного нет — у нас в стране были исторические периоды, когда мы учились у иностранцев. Я слабо верю в то, что у нас где-то родится гениальный тренер, который начнёт гениально всех обучать. Обычно так не бывает.
— Если и отправлять за рубеж, то куда?
— Сейчас, очевидно, сильнейшая тренерская школа — в Германии. До этого была Италия.
— А спортивные директоры и скауты?
— Плюс-минус эти же страны, Португалия. Есть клубы, которые системно и успешно наладили скаутинг на других континентах. И это не просто поездки на Кубок Африки, просмотр матчей и оценка игроков.
Я говорю про скаутинг уровня, на котором клубы открывают свои филиалы, устанавливают партнёрские отношения с клубами где-нибудь в Конго или Мали, оценивают игроков уже на уровне местных турниров. То есть, строится сеть развития, в которой работают в промышленных масштабах: задействованы десятки скаутов, тысячи игроков. Такие клубы есть, но нам бесконечно далеко до этого.
И можно вот у этих клубов поучиться. А можно и подождать, пока само зародится. Но оно не зарождается.
— Однако все такие начинания — развитие скаутинга в других странах и приглашение игроков — рубятся из-за лимита на легионеров. Глава РФС, Александр Дюков сказал, что, на его взгляд, в РПЛ лимит не нужен. А как вы считаете?
— Я многократно и последовательно доказывал другую точку зрения. Я бы не менял нынешний лимит, он создал какие-то рамки системы. Сужение или расширение этих рамок сильно дестабилизирует и ухудшит ситуацию.
— Почему вы так думаете?
— Давайте рассмотрим оба варианта.
Ужесточение лимита приведет к падению качества, ведь уменьшение числа легионеров в том числе коснётся и хороших иностранцев. Мы не сможем вычленить только самых слабых легионеров, мы точно ошибемся. То есть, убрав условных Кайо или Райковича, мы уберем ещё и какого-то хорошего игрока.
Если же мы ослабим лимит, то, наоборот, завезём большое количество некачественных легионеров и закроем места для своей молодёжи. И расчёты того же Hypercube очень хорошо иллюстрируют то, к чему приводит ослабление лимита. По их оценкам, в период с лимитом «7+4» был наименьший процент появления молодых российских игроков на поле. Им вообще не давали шансов. Затем при ужесточении лимита они стали играть.
Это, к сожалению, не интерпретация чего-либо, а факт. Общественное мнение объясняет, что игроки – «рвачи» и хотят много денег, но не хотят прогрессировать, что они слабые. Вот только не могут все игроки в стране быть слабыми.
Все произошло системно, ведь клубам проще и выгоднее было везти молодых игроков откуда-то. И не стоит забывать, что система нашего скаутинга сильно засорена агентскими отношениями. Очень сильно, это оказывает огромное влияние на выбор тренеров, игроков, на всю систему отношений. Историческая внутренняя коррумпированность нашего футбола — это большая проблема, но об этом говорить не очень принято.
В отсутствие системы, скаутов и спортивных директоров функцию по формированию команды, как правило, берут на себя агенты. Выбирается не лучший для клуба вариант, а лучший вариант для группы людей. Иногда он совпадает с интересами клуба, иногда нет — по разному бывает.
— Одно из предложений — убрать полностью лимит, но ввести налог на легионеров. Как вы к этому относитесь?
— Это не нужно, просто наплодит лишние сущности. Куда будет идти этот налог, куда он будет распределяться, зачем это нужно? На мой взгляд, это бессмысленное занятие.
Давайте разберём «Локомотив». У них появились легионеры: Джорджевич, Райкович, Жалолиддинов — это что, были необходимые покупки? Это при лимите текущем. Без них игра была бы другой? Да, задушили их жестким лимитом насмерть… Разве такого качества игроков не найти в России? Смешно – это не покупки, а просто трата денег и ресурсов.
Говорят, что Мурило купили на перепродажу, что он прибавляет. Вот только куда он прибавляет? Его купили за 2 млн, так он 2 млн и стоит. И не будет он стоить больше никогда, это было понятно на момент покупки, а нам говорят, что это была обалденная инвестиция, что его за 20 млн продадут. Ну подождем еще лет пять.
И вот давайте ещё налог заплатим на эти действия! У нас сейчас есть система – плохенькая, но она есть: у клубов 8 позиций. Это немало, заполните их нормально, рационально, проанализируйте, кто вам нужен. Это тоже задачка, но она решаемая.
Ни в одном клубе в РПЛ сейчас 8 легионерских позиций не являются лучшими позициями в составе. Обратите внимание, что везде есть какие-то пассажиры, один или два. Если мы расширим лимит, то будет не два пассажира, а шесть.
— Но у нас сложилось общественное мнение, что при высокой конкуренции с легионерами наши молодые игроки будут прогрессировать. Вы с ним не согласны?
— Это дилетантское мнение, я с ним не согласен. Считаю, что это глупость полная. Что значит борется за место в составе? Вот приходит парень из академии – например, он чемпион страны в молодёжке. Тут клуб привозит легионера с опытом игры, например, в Бундеслиге – и этот парень начинает с ним «бороться». Он не сыграл ещё ни одной игры за взрослую команду — как он по-вашему будет бороться? Отжиматься больше, бегать, в квадрате дольше стоять? Каким образом этот талантливый юниор будет лучше него на тренировке? На мой взгляд, он никак не может быть лучше. Он может стать лучше, если его будут ставить в состав.
Только за счёт тренировок парень никогда в жизни не обойдёт качественного опытного легионера. Тот, кто говорит иначе, никогда в жизни не видел тренировок. На лавке нельзя вырастить игрока. Качественный легионер всегда выиграет место у молодого игрока, каким бы замечательным он ни был. И это не моё мнение, а наблюдение.
Еще раз: если вы не будете ставить играть в основе молодого игрока, то играть он у вас не научится.
Второе: если даже парень попадает в основу, но протирает лавку, то он выпадает из тренировочного процесса, потому что он ни в день игры не тренируется, ни после, ни накануне. А игрок, с которым он конкурирует, играет и через матч получает тренировку. У него пасы, взаимодействие, борьба, а наш мальчик, который должен как бы выигрывать конкуренцию, сидит на лавке.
Шанс будет, только если его будут ставить в состав, на замену выпускать и так далее. Заставлять это делать должно желание клуба развивать свои активы, а не лимит. Но у нас нет такого желания, так что по сути заставляет лимит. Вот «Динамо» выпускает игроков, все говорят, какие у нас замечательные Захарян и Тюкавин, все рады до невозможности. И ведь справедливо рады, потому что нет ничего лучше, чем молодые из академии, которые заиграли. Это прямо квинтэссенция футбола, лучшие эмоции, которые могут быть.
Вот только у кого Захарян и Тюкавин выиграли конкуренцию? Выиграли бы они конкуренцию у Кураньи или Воронина? Как вы считаете?
— Может быть, у престарелых Кураньи и Воронина.
— В этом и дело. Сейчас все в защиту берут иностранцев, и у молодых российских защитников нет ни в одном клубе шансов заиграть. Это непроходимая конкуренция. И в сборной у нас не будет футболистов, придётся с защитниками из второй восьмёрки играть.
— Но нельзя ввести лимит на защитников-легионеров.
— Это клуб должен сам растить, а не лимит, и это будет настоящий золотой кадр — свой центральный защитник. Джикия, который пришёл из «Амкара», единственный необсуждаемый центральный защитник для сборной в стране. Остальные — Дивеев, Семенов — все под вопросом. И это же странно…
Раньше была армейская защита. А все остальные пошли по пути привоза центральных защитников. И бывали случаи, когда клуб за сезон ни разу не ставил своего игрока. Слава богу, хоть полузащитников ставим. Так что если мы снимем лимит, то молодых вообще не будет. Нынешние российские футболисты доиграют, а потом через поколение мы вообще забудем, что такое чемпионат Европы. Если бы англичане не стали защищать своих молодых игроков, то и сборной у них никакой не было бы.
Интерес к игроку подтвердил один из менеджеров игрока и другие члены штаба ...
Известный комментатор и журналист Геннадий Орлов поделился мыслями о текущем ...
Известный комментатор и журналист Геннадий Орлов высказался о возможном ...
Футболист московского ЦСКА Данил Круговой ответил на претензии болельщиков в ...
Хорвату Влашичу из "Торино" предстоит взять на себя еще большую ответственность: ...
Бывший нападающий сборной России и «Спартака» Ари рассказал «Матч ТВ», что у него ...
Заместитель председателя правления по спортивному развитию «Зенита» Андрей ...
Bobsoccer объясняет, чем потенциальный новичок привлек внимание ЦСКА.
Рассуждения о петербургской команде.
По следам спарринга между "Зенитом" и ЦСКА.
В Абу-Даби (ОАЭ) прошел матч Winline Зимнего Кубка РПЛ между ЦСКА и "Зенитом".
О дне вчерашнем и сегодняшнем.
Хулио Мигель Нето : "Зенит" предлагает 28 миллионов евро за полузащитника "Фламенго" и сборной Бразилии Жерсона
Генеральный директор «Ахмата» Айдамиров рассказал, получал ли клуб предложение по Садулаеву от «Зенита»
Агент Малкома рассказал о встрече с председателем правления «Зенита»: «Медведев знает о нашей идее»
Барбоза: Малком может перейти в «Зенит» летом
Алеррандро скоро пройдёт медосмотр для перехода в ЦСКА, сообщили в агентстве игрока