«Уфа» – Европа: продают в топ-клубы, хотят делать бизнес, звали инвестором Red Bull

  • Эта статья в архиве

Летом «Уфа» заработала на продажах и арендах игроков 7,8 млн евро (около 560 млн рублей) – больше половины годового бюджета (один миллиард рублей).



Четверо из пяти игроков, за которых выручили деньги, уехали в главные клубы страны: Живоглядов – в «Локомотив», Круговой – в «Зенит», Дивеев – в ЦСКА, Игбун – в аренду в «Динамо». Неделчару мог добавить еще 4-5 млн евро, перейдя в «Фулхэм» или «Рому», но в Башкирии не устроили их условия.

Это трансферное окно – не первый случай, когда провинциальный клуб поставляет людей русским и европейским топам: прошлым летом Обляков ушел в ЦСКА (4 млн евро), а Стоцкий – в «Краснодар» (2 млн евро), двумя годами раньше Лунев оказался в «Зените» (4 млн евро), а Зинченко – в «Ман Сити» (5 млн евро). Похожая история с тренерами: Гончаренко после «Уфы» сразу оказался в ЦСКА, Семак – в «Зените». За обоих клуб получил компенсацию. Сколько – в клубе не раскрывают.

Выгодную систему покупок и продаж в «Уфе» строит гендиректор Шамиль Газизов. «Футбол надо рассматривать как бизнес. Как игру пусть рассматривают тренеры. А менеджмент должен понимать про бизнес-модель», – говорит Газизов, встречая меня в том самом кабинете на стадионе.

Стадион – это офис, медцентр, база основы, «Уфы»-2, дубля и академия на 1200 детей. Дети смотрят тренировку, которую ведет Вадим Евсеев, после занятия уже другая группа встречает основу у выхода с арены. Игроки здороваются со школьниками. «Каждый мальчик постоянно видит Слая, Емельянова, Дивеева, Облякова, Круга. Они жмут им руки, здороваются. Все мы живем голова к голове. Игроки знают многих по именам. Они дружат. Это смешная, но очень европейская история», – рассказывает Газизов.

«Уфа» продает игроков, чтобы показать бизнес-модель. Этим она привлекает инвестора

В футбол Газизов играл еще во времена пятиборья – мяч тогда был разгрузкой в монотонном виде спорта. В 2003-м создал в Башкирии мини-футбольную команду «Динамо-Тималь», которая два сезона отыграла в Суперлиге. «Та модель продажи игроков, что есть сейчас в «Уфе», работала уже тогда в мини-футболе. Например, случился первый трансфер тренера – Яшина в ЦСКА. Мы понимали, что не борясь за титулы, это можно делать. Но большим властям это оказалось не нужно, все было против, и мы свернули деятельность. Одним днем».

История «Динамо-Тимали» закончилась в 2008-м. В 2010-м с приходом к руководству республикой Рустема Хамитова появилась футбольная «Уфа». Куратором футбола назначили Ростислава Мурзагулова. Он продвигал историю создания клуба высоко уровня в Башкирии. С самого начала под этот проект и пришел Газизов, сначала как председатель местной федерации футбола, затем как генеральный директор клуба. Тогда команда еще играла в ПФЛ: «Я пришел в клуб с опытом мини-футбола и понял, что надо закладывать основу – научить все службы работать в условиях жесточайшего прессинга. Понимаю, что и после меня должны быть люди, которые умеют работать».

Сезоны-2012/13 и 2013/14 «Уфа» играла в ФНЛ, следующий (после победы над «Томью» в стыках) – начала в РПЛ. Первая продажа за живые деньги случилась через два года – Зинченко.

Продавать игроков никто не заставляет – по словам Газизова, причины не в тяжелых финансовых условиях: «Даже без этих трансферов мы бы выдерживали конкуренцию в РПЛ. Влияют два других фактора. Первый – как мы можем того же Облякова держать, если ему предложили играть против «Реала» в Лиге чемпионов? Второй – это показатель того, что в футболе можно делать бизнес. Мы ищем инвестора, показываем модель. Мы как опытный образец, реально сегодня занимаемся одним – ищем себе инвестора».

***

Газизов пытается найти инвестора в том числе среди тех, к кому у него нет подхода. Он разговаривал, например, с Red Bull: «Я говорил: «У вас есть четкая модель развития футбола, мне она нравится». Но они пока не идут к нам. Почему – не знаю. Но попытки были. Они могли бы под себя забрать клуб, но не пошли».

Другой заход – к нефтяной западной компании «уровнем пониже, чем Shell и «Лукойл». Там переговоры закончились из-за того, что у компании закрылся бизнес в России – ей стало неинтересно вкладывать в российский футбол.

По словам гендира, в обмен на помощь клубу Башкирия готова дать такому инвестору преференции для ведения бизнеса в регионе. Власть, как и он, тоже ищет инвестора для «Уфы».

«Уфа» забирает топовые таланты у больших клубов за счет быстрого решения. Так перехватили Зинченко и Облякова

Уникальность «Уфы» не только в том, что на футболе пытаются сделать бизнес, а игроки скромного клуба и тренеры из провинции каждый год переезжают в большие города. Удивительно, что их покупают так быстро:

– Зинченко в «Ман Сити» после 31 матча;

– Лунев в «Зенит» после 10 матчей;

– Круговой в «Зенит» после 9 матчей;

– Дивеев в ЦСКА после 2 матчей.

В клубе нет этому четкого объяснения. «Пошло так, – говорит Газизов. – На одной улице два магазина, в одном идет торговля, в другом – нет. Очень неплохо работает наш пресс-атташе Сергей Тыртышный – мы показываем, как живем, не закрываем игроков. Все знают, что мы спокойно относимся к их уходу. Мы препятствий не ставим. И все так настроено, что цена не дорогая».

Несколько раз «Уфа» переигрывала большие клубы на рынке быстрым решением. «Подписание молодого игрока – это риск. В разы больший, чем обычного. Дело даже не в качествах футболиста, а в том, что он взрослеет. У него могут появиться всякие вещи, которые идут против футбола», – объясняет гендиректор. Пока топ-клубы тянут с решением и согласовывают трансфер с самым высших руководством – занятыми акционерами, советом директоров, трансферным комитетом, «Уфа» уже подписывает контракт: «Мы звоним куратору Ростиславу Музангулову (один из самых статусных людей Башкирии, председатель совета директоров АО «Башинформ» и попечительского совета ФК «Уфа»), спрашиваем, нам говорят: «Все нормально, вам доверяем, работайте». Сразу связываемся с людьми, которым доверяем, потом с тренерским штабом. Если он говорит да, то едем за игроком. Если нет, то не будем рисковать. Я никогда не буду брать игрока без решения главного тренера. Он должен поддержать меня. Я не могу сказать: «Работай с этим». Тренер должен понимать, что одна из главных ролей в клубе – его».

Пример быстрой работы – переход Зинченко. В 2014-м на фоне Майдана он в одностороннем порядке ушел из «Шахтера», не проведя за основу ни одного матча. Суперталант хотели подписать многие русские клубы, но боялись, что попадут под санкции – не факт, что разрыв с «Шахтером» в ФИФА признали бы легальным. «А мы были уверены, что санкций нет, – вспоминает детали Газизов. – И юристы тоже. Мы понимали, что мы заплатим компенсацию, штраф, может быть. Но мы осознавали уровень денег, который мы должны потратить. А другим было чем рисковать. Плюс там первые лица не решали – решали люди не первого звена. Они не могут взять на себя ответственность, вдруг санкции к ним применят. А я принимал решение сам».

В итоге «Уфа» под санкции не попала – Зинченко перешел бесплатно. Перед подписанием клуб только купил ему квартиру. Через два года полузащитник ушел в «Ман Сити» за 5 млн евро, хотя в тот же момент «Борнмут» предлагал 8 млн. Игрок и руководство решили, что от Гвардиолы не отказываются.

Другой пример – Обляков. До 2014 года он играл в питерской школе, которая не относится к ФК «Зениту». «Уфа» хотела подписать его на полноценный контракт, но одновременно им интересовался «Зенит». Питер затянул с переговорами, а Газизов вышел на семью футболиста, приехал к ней и за день договорился о переходе. Трансфер обошелся в несколько сот тысяч рублей – компенсация ушла школе. Обляков получил 100 тысяч рублей зарплаты.

Дивеев

– Это наш первый воспитанник, который прошел по пути «академия, дубль, вторая команда, основа и трансфер». Он прошел все стадии. Его отпустили по одной причине: когда мы разговаривали с Кириченко зимой, он сказал, что Дивеев – пятый номер в защите. Я понял, что полгода на лавке ждать невозможно, парень будет регрессировать. Созвонились с ЦСКА, договорились об аренде. Я был уверен, что он подходит им. И они были уверены. Я сказал: «Давайте договоримся так: «Пусть это будет просто аренда. На случай если понравится, пропишем определенный пункт». После первой игры все стало ясно. Да даже после товарищеской игры с нами.

Когда зимой говорили о сумме выкупа, он столько не стоил. Я так и сказал: «Он не стоит эту сумму, но уверен, что скоро он будет стоить больше».

Я рад, что так сложилось, потому что за полгода могло произойти все. Он мог сидеть на лавке у нас. Много людей, которые со мной тогда находились, видели мои сомнения: отдать его, воспитанника, было сложно. Тем более я видел, что он топовый. Я знал это.

На сегодня он один из лучших в своем амплуа в России. Он может играть в очень большом чемпионате.

– При этом в «Уфе» он не проходил в основу?

– Да. Мы боролись за выживание, и тренерский штаб решил так. Вот и все. Решения тренера я не обсуждаю. Я менеджер.

Кстати, еще я разговаривал по нему с «Рубином». С Рустемом Саймановым. И как понял, Бердыев отказался. Я предлагал им просто аренду. Понимал, что к зиме они решили все задачи, хотел, чтобы он просто играл у них, взамен дал бы процент с дальнейшей продажи.

– До Уфы Дивеев правда занимался в другой школе?

– Да. Я знаком с его отцом, увиделся с ним случайно в магазине. Когда разговаривали, сын проходил в нашей куртке старого образца. Говорю: «В «Уфе»? – «Нет». В течение месяца они перешли. Я же знал, как он играет, видел на турнирах 1999 года, он играл с нашей школой. И тренер наш 1999 года говорил о нем. Но тогда я просто не знал, что он сын моего товарища.

Дивеев – первый воспитанник, проданный в топ-клуб. Его трансфер отбил годовой бюджет второй команды

В школе «Уфы» занимаются 1500 детей: 1200 на основном стадионе, еще 300 – на резервном «Динамо». Каждый возраст состоит из нескольких групп по уровню. Тренировки в самых сильных группах по каждому возрасту (300 детей) бесплатные, все остальные платят по три тысячи рублей в месяц (две тысячи – до сентября 2019-го). «Я сразу сделал платную школу. Что бы ни было с клубом, футбол должен остаться. Школа должна существовать независимо от клуба. Клуб дает детям пример, где они должны оказаться. 1500 детей – немногие станут футболистами. Мы не можем всем оплачивать. Оплачиваем только тем, кто выигрывает конкуренцию», – поясняется Газизов.

Игроки школы (даже те, кто занимается за деньги) каждый год бесплатно получают новый комплект экипировки из 16-20 предметов. В сумме стоимость всей формы дороже 25 тысяч – то есть больше, чем год обучения по старой цене: «По сути, мы отбиваем только экипировку. Это качественная дорогая форма. Она каждый год меняется, это эксклюзив, как и для первой команды. Понятно, что можно брать старую коллекцию – она будет в два раза дешевле. Но мы хотим показать, что мы – один клуб, и каждый выпускник школы имеет шанс попасть в первую команду».

Транзит в основу происходит через дубль и «Уфу»-2. Впервые в ПФЛ она появилась в прошлом сезоне – до этого клуб не мог найти достаточно игроков. Но даже сейчас вторая команды «Уфы» – самая молодая в зоне Урал-Поволжье: ее основа – 19-20-летние футболисты. По словам руководства, клуб сознательно идет на омоложение и уже сейчас привлекает парней 2002 года рождения. Тех, кто очевидно не проходит в состав и имеет предложение от других команд, без проблем отпускают – правда, с договоренностью, что «Уфа» сможет их вернуть.

Расходы на вторую команду – минимальные: переезды на автобусе, большинство зарплат – в районе 20-30 тысяч рублей. Все затраты и даже больше отбились одним трансфером Дивеева в ЦСКА. Сейчас в основе «Уфы» играет другой воспитанник академии, прошедший через вторую команду, – Емельянов. «Один-два игрока из резерва в первой команде – нормальный результат. Если больше двух игроков, то это очень хороший год. Вся команда не может вырасти. Очень редко. Нагло скажу, но все остальное, это материал, чтобы выросли эти люди», – говорит Газизов.

«Уфа» хочет стадион с закрытой крышей за 50 млн евро. БАТЭ был готов отдать свой проект бесплатно

Газизов уверен, процесс привыкания к футболу идет, но для мощного толчка нужен новый стадион. Проблема существующего – отсутствие крыши на одной из основной трибун. На второй и за воротами крыша есть, но при косом дожде первые и последние ряды заливает водой, сухими остаются всего несколько рядов по центру.

Обсуждать стадион Газизов летал в Белоруссию. Гончаренко в 2017-м познакомил его с президентом БАТЭ Капским. Тот бесплатно отдавал проект «Борисов-Арены» в Башкирию, а в городе даже выбрали место – за Затонским мостом. Проект БАТЭ «Уфа» может использовать даже сейчас, но пока в мыслях другая идея – крыша.

«Мы хотим крытый стадион на 18-20 тысяч. Тогда в любую погоду он будет битком. Можно было бы делать концерты. В течение 10-12 лет он бы окупился, – говорит Газизов. – Но пока позиция властей: попридержать коней. Посмотреть, как республика реагирует на футбол (уже после интервью, 19 сентября, глава Башкирии Радий Хабиров заявил, что до 2025 года регион построит новый стадион). Хотя мы рассматриваем это не просто как стадион для футбола, а инвестпроект. Вокруг должны работать аттракционы, океанариум, школы спорта, новый микрорайон».

По подсчетам гендиректора, стадион обошелся бы региону в 3,5-4 млрд евро – 50 млн евро. «Борисов-Арену» построили за 58 млн.

– Я прав, что собирать полную кассу каждый матч на старом стадионе нереально?

– Да. Это как с кинотеатром. Есть плохой, а есть охренительный. В плохом нет условий. А во втором IMAX, обалденные кресла, крыша. И в плохой не пойдут. Мы же не живем в СССР, мы в XXI веке. Люди выбирают комфорт. Хотя бы крыша над головой. Как я в дождь соберу полный стадион, если у нас половина стадиона без крыши?

Без новой арены максимум чем может заманить на футбол «Уфа» – развлечениями для детей. Недавно на матчах поставили автоматы с сахарной ватой – теперь к ним огромные очереди: «Наш самый большой потребитель – дети. Это тот, кто будет потом нашим болельщиком. Из взрослых мы болельщиков не сделаем, они все со своим внутренним состоявшимся миром. А дети – те, кто вообще быстро реагирует. Они «Уфу» любят искренне. И дети потащат родителей. Ради детей родители сделают все. Я всем своим продажникам говорю: «Работаем с детьми, все остальное вообще не должно интересовать. Мы работаем на будущее поколение».


Согласовано с модератором.

Читайте также:
0 / 0
593 14
Футбольные новости
55 1

Тренер «Рубина» Кузьмин рассказал, где дисквалифицированный Рахимов будет смотреть матч против «Локомотива»

Тренер «Рубина» Олег Кузьмин в эфире «Матч ТВ» рассказал, где ...

99 0

Тренер «Локомотива» Галактионов отреагировал на слухи об уходе Дзюбы

Главный тренер «Локомотива» Михаил Галактионов в эфире «Матч ТВ» назвал слухами ...

88 0

СМИ: Унаи Эмери может возглавить «Баварию» или «Барселону»

Главный тренер «Астон Виллы» испанец Унаи Эмери вошел в шорт‑листы претендентов ...

184 5

СМИ: у Ивича есть предложения из Европы, «Спартак» – не приоритетный вариант

По информации «РБ Спорт», сербский тренер Владимир Ивич может продолжить свою ...

67 0

«Нефтехимик» разгромил «Тюмень» в матче 28-го тура Первой лиги

Завершился матч 28-го тура Мелбет Первой лиги, в котором встречались «Тюмень» и ...

247 5

Роша: "Быть капитаном в ПФК ЦСКА — это мечта, которая сбылась"

Защитник ЦСКА Виллиан Роша поделился эмоциями от выхода на поле с капитанской ...

188 0

Виллиан Роша: "Снег — это неотъемлемая часть России, я это для себя принял"

Защитник ЦСКА Виллиан Роша вспомнил о снежном матче против "Ростова" в декабре 2023 ...

Голосование

Кто выиграет Кубок России 2023/2024?

Зенит
41.3%
ЦСКА
42.1%
Спартак
10.3%
Балтика
4.8%
Динамо
0%
Ростов
1.6%
Популярное
9163 812

"Локомотив" - ЦСКА. Смотрим и обсуждаем

Что принесет армейцам визит в Черкизово?

1623 203

Анатолий Тимощук: Народная команда? «Зенит» — флагман российского футбола

Помощник главного тренера «Зенита» Анатолий Тимощук заявил, что считает ...

5647 197

ЦСКА и его характер

Армейцы в Черкизове отыгрались с 1:3 и едва не вырвали победу.

9936 175

Как ЦСКА спасал игру с "Локомотивом"

Впечатления от вчерашних 3:3 в Черкизове.

3095 172

"Зенит" и "Спартак" сыграли вничью в ответном полуфинале Пути РПЛ Кубка России

Завершился ответный матч 1/2 финала Пути РПЛ Фонбет Кубка России между "Зенитом" и ...

Сейчас обсуждают