Интервью со Скорпи
Дорогие друзья! Сегодня на наши вопросы отвечает эксперт портала Бобсоккер Александр Владыкин (Скорпи).
Здравствуйте, Скорпи! А Вы играли сами в футбол?
Здравствуйте!
В детстве практически не уходил со стадиона или с площадки у дома.
Мой лучший результат? Дошли со своей дворовой командой до финала «Кожаного мяча» от Ивановской области. Но потом в дело вмешались дяди из областного центра. Приехали на «Волге», редкостной машине в ту пору в нашей глубинке, стали ходить по квартирам, проверять наши фамилии у перепуганных родителей. Меня было отстранить легче остальных, что они радостно и сделали. Я играл в очках. А это запрещено. Линз тогда еще не было… Короче, на финал поехала другая команда.
Потом началась учеба, играл от случая к случаю. Еще позже сделали операцию на мениске. Жалко. Может, пропал хороший футболист…
Александр, прошу Вас кратко поведать о Вашем творческом пути в журналистике. С какого года Вы занимаетесь этим, с какими печатными и электронными СМИ сотрудничали?
Писать я начал давно. Очень давно. В 1969 году окончил школу и сразу стал писать в местную районную газету, на районное радио. Потом был факультет журналистики МГУ, полтора десятка лет работы на различных должностях в газете «Советский спорт». В отделах футбола и международной жизни. Работал в еженедельнике «Футбол», в газетах «Финансовая Россия», «Время МН», «Московские новости», «МК», журнале «Спортклуб» и многих других.
Количество изданий, с которыми я сотрудничал и сотрудничаю сложно вспомнить. Издавал даже журнал по фигурному катанию. От федерации фигурного катания Москвы.
Как Вы решили заняться журналистикой. И что значит для Вас эта профессия?
Она значит для меня все. Она прошла через всю мою жизнь. Многое дала, многому научила, познакомила с уникальными людьми. Стать спортивным журналистом я захотел еще в школе. Плюс, у меня мама работала в районной газете. Для меня работа редакции и типографии были знакомы с детства.
А когда пришел в «Советский спорт», учась еще в МГУ, меня направили в отдел спортивных игр. В отдел футбола тогда было не пробиться. Дали задание, с которого, как позже выяснилось, никто в редакцию назад уже не возвращался: написать про проблемы студенческого баскетбола. Я пришел, принес заметку. Это было первое удивление Елены Георгиевны Рерих, бывшей спортсменки, корреспондента отдела, которая и послала меня делать тот материал. Вторым удивлением для нее оказалось качество материала. Она честно призналась, что ей было очень интересно читать. Пошла к начальникам, те прочитали, согласились с Рерих. И так в четырехполосной газете, где был страшный дефицит свободного места, появился мой огромный по тем временам материал. Я же провел целое расследование
Доводилось ли публиковать материалы о других видах спорта? Какие виды спорта, кроме футбола, Вы готовы обозревать и анализировать?
О велоспорте писал, я был первым и последним советским спецкором на «Тур де Франс» в 1990-м. Работал от «СС», входил в течение месяца в дружный коллектив французской газеты "L`Equipe".
Тогда во Франции был очень популярен Вуди Аллен и один из корреспондентов «L`Equipe», мой потом приятель, сравнил меня с Вуди Алленом. Говорил, что похож.
А газета «Le Monde», например, назвала меня "Тантан совьетик", то есть советский выскочка. В хорошем смысле.
Кстати, про выскочку мне сказали сами коллеги из «L`Equipe». Им не понравилось это сравнение, и они пошли «на разборку» с журналистом из «Le Monde». Тот стал оправдываться, что это, мол, просто некий образ репортера, приехавшего из СССР, страны, бывшей когда-то за железным занавесом. А уж если говорить всерьез, то его вообще-то не правильно поняли. «Выскочка» - это одно из значений французского Le Tintin, а он даже скорее имел в виду «чубчик», потому что я ходил в бейсболке с приподнятым козырьком. А герой знаменитых комиксов - Tintin, мол, получил прозвище как раз от своего знаменитого чубчика. Короче, говоря, потом все помирились, выпили по бокалу красного вина и разошлись по своим рабочим машинам.
Освещал даже чемпионат мира по фигурному катанию. Понемногу писал про разные виды спорта, как того требовала газета. Но футбол - это главное.
Каким образом изменения, затронувшие политическую систему страны, отразились на Вашем творчестве?
После развала СССР я на несколько месяцев задержался в «СС», потом перешел в «Футбол». В «СЭ» не пошел. Ежедневные спортивные газеты меня больше не интересовали. Стал работать в других изданиях, в том числе общественно-политических и об этом не жалею.
Случалось ли Вам участвовать в сочинении и распространении газетных "уток", т.е. заведомо неверной информации? Насколько сильна была политическая цензура в спортивной журналистике в советское время?
«Утками» никогда не занимался. Все остальное - в советское время было в той же степени, что есть и сейчас. Просто изменились методы, тактика. Раньше что-то делали по звонку сверху, теперь - по звонку от финансового счета.
Вообще, «заказухи» сейчас стало больше. Но ко мне не обращаются. Знают, что я это не люблю. В советское время ездил в командировки от газеты. Посылали лучших по просьбе ЦК. Но писал про спецшколы по футболу, про спецклассы по футболу. С одной стороны –«заказуха», с другой стороны – дело-то хорошее. Это была инициатива ЦК как раз. В новое время об этих спецшколах вспомнили, но теперь кому-то надо платить. А раньше платило государство.
Есть ли у Вас художественные прозаические или поэтические сочинения? Вы их когда-либо публиковали?
Выпускал футбольные справочники. Последний раз в 2010-м в издательстве «Эксмо». На другую литературу просто нет времени. Хотя предложения существуют до сих пор.
Спрошу в лоб: Вы писали стихи?
Стихи никогда не писал, никогда такая романтика не влекла. Я и читал их очень редко.
Какие крупные международные футбольные турниры доводилось посетить лично и когда?
Олимпиаду - только в Москве в 1980. А чемпионаты мира, Европы, европейские кубки - в большом количестве. Хотя, в качестве корреспондента «от звонка до звонка» отработал только ЧЕ в Англии в 1996 году от «МК».
Владеете ли Вы иностранными языками?
У меня основной язык - французский, в школе учил немецкий, могу вкратце объясниться на английском.
Какая встреча с людьми из мира футбола оставила у Вас самые сильные воспоминания? Какое интервью было наиболее запоминающимся в Вашей жизни?
С Мишелем Платини, с Валерием Ворониным, Валерием Лобановским, с Валентином Ивановым, Константином Бесковым, конечно, с Николаем Петровичем Старостиным.
Трудно поделить эти воспоминания на самые сильные или менее сильные.
Можете представить, сколько интервью я взял за сорок с лишним лет моей профессиональной деятельности? Боюсь, что в поиске самого-самого я сломаю себе голову.
Были ли Вы знакомы со Стрельцовым и каким он вам запомнился?
Знаком не был. В ту пору, когда он играл, я еще не работал в «Советском спорте» и даже не поступил на журфак МГУ. Видел Стрельцова только на поле, по телевизору. До сих пор у меня перед глазами несколько сцен из матчей с его участием. Одна - в памятном финале Кубка в Лужниках против «Пахтакора», когда он пяткой дал гениальный пас Юрию Савченко, с которым, кстати, я был хорошо знаком, и тот забил гол. Умный, техничный, а к тому же и быстрый футболист. Талант огромный. Если он уходил с мячом на скорости, к которой надо было приплюсовать и его физическую мощь, то остановить Стрельцова могла только подножка. И то, не всегда.
Расскажите пожалуйста, как начиналась Ваша работа на портале, почему выбрали именно Бобсоккер, какие трудности возникали в начале работы?
Тут все просто. Борис Тосунян - мой старый приятель по учебе в МГУ, по работе в «СС». Я знал, что он открыл свой сайт, но нечасто посещал его. Как-то не получалось. А потом, как-то само собой вышло, что я зашел на него по ссылке раз, другой… Мне понравилось его построение, активность болельщиков-читателей-пользователей. Новостной ряд, когда народ сам выкладывает все самое интересное и не надо бегать по Интернету в поисках чего-то еще.
Потом, уже точно не помню, но, по-моему, я написал письмо, предложил что-то сделать. Сначала писал за гонорар, потому что было много другой работы. А позже Борис сказал, что у него ушел журналист Юрий Бутнев, который вел «Спартак». Предложил заняться этим делом мне. Я, с некоторыми оговорками, согласился.
Оговорки касались информации из клуба. Сейчас ее доставать очень сложно, потому что «Спартак» старается не допускать никакой утечки. Это, возможно, единственная трудность - сбор эксклюзива. Но я это прекрасно понимал, и потому предложил помимо интервью с игроками, если в этом окажет помощь пресс-служба, делать аналитику. Привел на сайт Сергея Шавло, Виктора Понедельника. Борис с обоими также прекрасно знаком, так что наши мнения по поводу их нужности совпали.
Зачастую гонорар автору выплачивается за количество знаков. Приходилось ли Вам когда-нибудь при написании статей думать об этом?
Строчки и знаки не считал. За меня считали, в советское время. Считал, чтобы лишних не было. Для гонораров – нет, не подсчитывал.
Интересно ли Вам беседовать на ветках с пользователями, какие комментарии не можете пропустить?
Бывает, интересно, бывает, нет. Но я часто читаю разные комментарии. Многие болельщики очень хорошо разбираются в игре, некоторые, возможно даже приближены к командам, может через тех же игроков. Порой идет такой юмор, что смеюсь до слез. Но и глупости, конечно хватает. К глупости я отношу и хамство, которое на ветках, к сожалению, встречается.
Часто приходится смотреть футбол по телевизору и, соответственно, слушать наших телекомментаторов и тележурналистов. Позвольте спросить, есть ли у Вас любимый отечественный комментатор, и если есть, то кто это?
Однажды меня пригласили на телевидение обсудить тему футбольного репортажа: кто лучше, кто хуже? Говорили часа два с половиной.
Владимир Перетурин, с которым я часто бывал в командировках за рубежом, отчаянно критиковал нынешних комментаторов, кто-то с НТВ-ПЛЮС защищал своих.
Это - спор поколений, во многом - бесконечный.
Я лично знал Озерова, Спарре, Маслаченко. Знаком с некоторыми нынешними.
Когда Геннадий Орлов начинал спортивную телевизионную программу, по-моему, в конце 80-х, он каждый день звонил нам в международный отдел, и я плотно с ним сотрудничал касательно зарубежной информации.
С Владимиром Никитовичем Маслаченко мы познакомились тоже давно, еще в пору СССР. После развала СССР он хотел создать собственный спортивный канал, я публиковал интервью с ним в «СС». Незадолго до его смерти мы созвонились, до сих пор помню, что было это во вторник, когда у него, по-моему, оказался день отдыха. Маслаченко находился в прекрасном расположении духа. Мы много говорили. Договорились к концу недели продумать план книги о временах создания спортивного телевидения. Он долго сомневался, найдет ли время, но потом по-настоящему зажегся и на прощание сказал: старик, позвони мне в следующий понедельник, я думаю, что у нас все получится…
Не получилось. Я опоздал со своим предложением.…
Продолжение беседы со Скорпи - в ближайшие дни.
Использованы фотоматериалы из личного архива А.Владыкина.
Главный тренер "Рубина" Рашид Рахимов ответил на вопрос о том, не пошатнулась ли его ...
Итальянский голкипер «ПСЖ» Джанлуиджи Доннарумма может покинуть клуб из-за ...
Главный тренер ЦСКА Марко Николич ответил на вопрос о том, можно ли считать, что ...
Главный тренер ЦСКА Марко Николич после ничьей с "Рубином" (2:2) ответил на вопрос о ...
Главный тренер ЦСКА Марко Николич прокомментировал итог матча с казанским ...
20-летний воспитанник ЦСКА сделал дубль в ворота «Рубина», ничья - 2:2.
В матче 17-го тура Российской Премьер-Лиги (РПЛ) сезона 2024/25 ЦСКА сыграл вничью с ...
Армейцы проиграли дома в четвертый раз за три месяца с небольшим.
Так плохо на своем поле армейцы не играли с начала века.
По горячим следам матча «Оренбург» - «Зенит».
К итогам первой половины уик-энда.
Главный тренер ЦСКА Марко Николич прокомментировал поражение команды в матче с ...
Лукин спас ЦСКА от антирекорда
"Никакого кризиса в ЦСКА нет" - Марко Николич
В Шри-Ланке сообщили о переговорах с РФС по поводу товарищеского матча в марте 2025 года
ЦСКА - "Рубин". Смотрим и обсуждаем
ЦСКА на 90+6-й минуте спасся от поражения в матче с «Рубином». Лукин сделал дубль