О беспрецедентном событии, которым отмечен чемпионат страны 1960 года и об одном из тех, кого в народе принято хулить просто по должности.
За пятнадцать лет, прошедших после войны, такого не бывало. И за шестьдесят следующих не будет тоже. В 1960-м с чемпионатом страны происходит нечто невообразимое – он в один момент увеличивается в размерах чуть ли не вдвое. С 12-ти участников до 22-х.
Вообще-то ежегодное изменение формата чемпионата в раннюю пору советского футбола было нормой. Но в какой-то момент показалось, что реформистский зуд начальства прошёл: на протяжении целых пяти лет, с 1955-го по 1959-й, количественный состав класса «А» (то есть высшей лиги) оставался постоянным – 12 команд. И вдруг такое! Что случилось?
Если не принимать всерьёз демагогические обороты, содержащиеся в соответствующем постановлении президиума Центрального совета спортивных обществ и организаций СССР (высшего спортивного органа страны) от 21 декабря 1959 года, то коренной побудительный мотив заключён в короткой цитате: «В розыгрыше звания чемпиона СССР принимают участие команды только четырёх республик, что сужает всесоюзное значение соревнований».
Действительно, среди 12 команд представители лишь Грузии, Молдавии (по одной команде), Украины (Киев и Сталино) и России (пять московских, Ленинград, Ростов-на-Дону, Куйбышев). А где же ещё одиннадцать союзных республик? Ведь, согласно Конституции СССР, все пятнадцать равноправны, почему же большинство не допущено к розыгрышу чемпионата, который именуется союзным? Что за безобразие? И под огнём такой риторики межнациональной справедливости все бастионы голого спорта выглядят просто жалко. Взрыв равенства разносит их в щепки.
Места в классе «А» получают Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Латвия, Литва, Эстония, а также – видимо, чтоб не обиделись – и ещё раз Украина с Россией (Харьков и вторая команда Ленинграда). Почему расширение не коснулось Киргизии, Таджикистана и Туркмении, никто не объясняет. Как и то, почему никак не учитывается турнирная логика. Допустим, в соревнованиях класса «Б» 1959 года «Памир» (Таджикистан) занимает место выше «Пахтакора» (Узбекистан) и «Кайрата» (Казахстан), но права сыграть в классе «А» 1960 года первый не получает, в отличие от двух других.
Как бы то ни было, 22 команды требуют совсем другой формулы розыгрыша. Принимается двухступенчатая система. Сначала создаются две подгруппы по 11 команд, где проводятся встречи в два круга. По итогам каждая подгруппа разбивается на четыре блока по принципу 3-3-3-2, и на втором этапе соответствующие блоки объединяются в общие турниры. В одном разыгрываются места с 1-го по 6-е, в следующем – с 7-го по 12-е и так далее до 22-го. Очки первого этапа на втором не учитываются. Вылетает из класса «А» одна команда – слабейшая российская. Вне зависимости от того, какое место в итоговой таблице она займёт – теоретически это может быть даже девятое. Худшая украинская команда проводит переходной матч с лучшей украинской из класса «Б». Полпреды десяти остальных братских народов сохраняют места в классе «А» при любом исходе.
Кто же автор этого надругательства над здравым смыслом? Кто затеял такую изощрённую подмену принципов спорта идеалами межнационального равенства? С развёрнутыми комментариями в печати выступает председатель Федерации футбола СССР Валентин Гранаткин. Соответственно, именно в его адрес и мечут гром и молнии все возмущённые. И лишь немногие обращают внимание на одно несоответствие. Год назад, в январе 1959-го, когда разговор о «неполноценности» союзного чемпионата в газетах только начинался, Гранаткин выступал решительно против. Требовал от доброхотов, пришедших с советами, чтобы они подкрепили их «логическими доказательствами, необходимыми практическими расчетами, исключающими местные интересы и личные симпатии». А свою собственную позицию заключал в такой тезис: искусственное присоединение к классу «А» менее сильных команд «возможно, повысит средний уровень игры футболистов, но не сможет способствовать крутому подъёму класса игры ведущих коллективов, представляющих Советский Союз на международной арене». И вдруг теперь он с газетных страниц говорит совсем обратное. Флюгер?
Гранаткин – одна из самых колоритных фигур этой эпохи. Из самых масштабных. И самых драматичных.
***
Полузащитник «Атлетико Минейро» Рубенс переходит в московское «Динамо».
18-летний полузащитник «Црвены Звезды» Андрия Максимович подписал контракт с ...
Новый сезон чемпионата России по футболу наступает, пришла пора представить вам ...
Мигель Кардона, представитель полузащитника «Халл Сити» Густаво Пуэрты, ответил ...
Уругвайский полузащитник «Браги» Родриго Саласар после трансфера хавбека ...
Лучший игрок нашей команды в прошлом сезоне по версии болельщиков теперь будет ...
Полузащитник «Зенита» Вендел объявил о возвращении в Россию.
Узбекский полузащитник ЦСКА Аббосбек Файзуллаев близок к переходу в «Истанбул ...
Сегодня армейцы официально объявят о переходе новичка.
Тренерский штаб сине-бело-голубых определил стартовый состав на товарищеский ...
Сегодня в Казани прошел матч за Olimpbet Суперкубок России.
В первом же матче нового тренера ЦСКА выиграл Суперкубок России.
Экс-министр спорта Чечни рассказал о возможном переходе Садулаева в ЦСКА
Агент Пуэрты прилетит в Халл на следующей неделе для переговоров о возможном переходе. Футболистом интересуется ЦСКА
Судьи на VAR смогут выносить решения по вторым жёлтым карточкам и угловым — The Times
Смородская о «Спартаке»: «Команда теряет лицо. Клуб назначает непонятного тренера, который не соответствует амбициям»
Айссауи покидает ЦСКА!