Алексей Игонин: «Ключевое направление нашей работы – подготовка тренерских кадров»
О первых результатах реформы детско-юношеского футбола в Санкт-Петербурге.
Бобсоккер-юниор представляет.
16-го апреля матчами на Кубок города открывается новый футбольный сезон среди детско-юношеских команд Санкт-Петербурга. Соревнования носят имена прославленных наставников Л.Д. Бурчалкина, Д.Н.Бесова, Ю.А.Морозова, Г.С.Зонина, В.А.Виноградова, М.А.Рубина, В.Е.Голубева, В.В.Варламова, В.В.Вильде, С.П.Завидонова, В.А.Кускова, Г.И.Вьюна. Весной прошлого года Федерация футбола Санкт-Петербурга запустила масштабную реформу детско-юношеского футбола в городе. Меняется концептуальный подход к развитию детско-юношеского футбола: ценностью становится не спортивный результат и место в турнирной таблице, а индивидуальное развитие футболиста.
Дети должны получать удовольствие от футбола
- Что удалось сделать за последние месяцы? –
спрашиваем генерального секретаря общественной организации «Региональная спортивная федерации футбола Санкт-Петербурга» Алексея Андреевича Игонина.
- Базовый принцип реформы остался неизменным. Наша главная задача – донести до спортсменов, тренеров, руководителей клубов и родителей мысль о том, что в детском возрасте спортивный результат не должен быть основополагающим. Гораздо важнее, чтобы ребенок гармонично развивался в комфортной психологической атмосфере, учился игре, и, главное, получал от футбола удовольствие. В процессе подготовки детей этот принцип становится базовым: мы должны воспитывать индивидуально сильных юных футболистов, а не выигрывать турниры командой.
- В прошлом году Федерация футбола провела для детско-юношеских команд экспериментальный турнир, в ходе которого эксперты оценивали индивидуальные действия, культуру паса, мышление и другие футбольные компоненты. Как команды приняли такой формат?
- Мы получили очень хорошие отзывы по турниру. Состоялся настоящий спортивный праздник, дети играли в свое удовольствие. Конечно, еще чувствуется некоторое закрепощение – и у детей, и у тренеров, и у родителей. Непривычно, когда просто играешь в футбол, а забитым голам не уделяют столько внимания, сколько принято (Улыбается) Но со временем расслабленность придет. Такие турниры для детей мы обязательно продолжим.
- Но ведь мы, болельщики, любим футбол как раз за зрелищность, обеспечивают которые красивые голы! Не получим ли мы на выходе игроков без психологии победителей, выступающих за клубы и сборные, как вы сказали, в свое удовольствие?
- То, что мы не акцентируем внимание на спортивном результате, на мой взгляд, не является ограничительным фактором в воспитании спортсмена и имеет конкретные возрастные границы. В 16-17 лет игрок уже может подписать свой первый контракт, к этому возрасту уже понятны перспективы в его профессиональном развитии. И чем ближе к началу профессиональной спортивной карьеры, тем большую значимость должен приобретать спортивный результат. Мое предложение состоит в том, чтобы детские, подготовительные группы ориентировались на индивидуальное развитие и личностные результаты. Если ребенок попадает в футбол в 5-7 лет, то до 12 лет он в комфортной среде может освоить навыки игры, научиться раскрепощенно, свободно действовать на футбольном поле. Когда же наступает пора переходить из детского футбола в юношеский, из юношеского во взрослый, то вот на этих этапах и возникает необходимость уделять внимание командным соревнованиям, ставить задачи выигрывать матчи и добиваться прогресса в турнирной таблице. Поэтому лет с 12 достижение результата уже можно ставить отдельной задачей. Но, повторюсь, не основной.
- С какими сложностями вы столкнулись при реализации реформы?
- Изначально большое внимание в проекте реформы уделялось инфраструктуре футбольных клубов – хотелось, чтобы у школы обязательно были собственные поля определенного стандарта, набор ворот разного размера, соответствующее стандартам освещение. В идеале именно так и должно быть, но в реальности многие клубы не могут сейчас себе этого позволить.
- Почему?
- У них просто нет средств. В частности, у нас много государственных спортивных школ, для которых дополнительное финансирование – это очень долгий и сложный процесс. Мне кажется, что пока нужно сделать акцент не на инфраструктуре, а на кадрах. Тренер, обладающий знаниями и навыками, в любом случае проведет тренировку даже на посредственном футбольном поле лучше, чем педагог, у которого есть инфраструктура, но отсутствуют опыт и навыки работы с детьми. В этом направлении, в подготовке тренерских кадров, я и вижу ключевое на данный момент направление работы Федерации футбола Петербурга.
- А в чем у нас проблемы с кадрами?
- Во-первых, имеются сложности с получением футбольного образования. К примеру, для того, чтобы команда играла в официальных турнирах, у тренера обязательно должна быть хотя бы лицензия С-УЕФА. Ее выдает Российский футбольный союз после обучения в Академии РФС. Стоимость трехмесячных курсов составляет 30 тысяч рублей. Как правило, эти деньги платит сам тренер или его клуб. Однако зачастую во время соревнования на скамейке сидит тренер с лицензией, не имеющий отношения к данной команде, в то время как специалист, по факту воспитывающий этих ребят, но не имеющий лицензии, наблюдает за матчем чуть ли не с ветки дерева. У меня есть предложение, чтобы Федерация квотировала определенные клубы, помогали им оплачивать учебу тренеров за счет спонсорских привлеченных средств. Вот это и станет настоящим развитием футбола! Я прекрасно понимаю, что, наверное, результат будет заметен не так скоро – для того, чтобы тренер выучился, набрался опыта, узнал о новых методиках и воспитал игрока, необходимо пять, семь лет. Но, тем не менее, уверен, что это правильный путь. Кадры - это не только лицензирование и образование тренеров. Необходимо увеличивать количество заинтересованных, обученных специалистов. Очень важно, чтобы в каждом клубе тренер работал только с одной командой. Сейчас же мы часто наблюдаем картину, когда один тренер ведет несколько возрастов. Было бы также правильно, чтобы в каждом клубе появился главный тренер, который определял бы идеологию развития клуба, ставил перед ним ближайшие, среднеперспективные и глобальные задачи. По моему глубокому убеждению, в клубе должны работать два узкопрофильных специалиста – тренер по физической подготовке и тренер вратарей. Мы, безусловно, хотим и будем помогать тем клубам, которые планируют развиваться в этом направлении. Очень важно доносить наши базовые принципы организации тренировочного процесса и до родителей. Если бы меня спросили, в какую спортивную школу отдать ребенка в 7 лет, я бы ответил: «Отдавайте не «в школу», а специалисту». Неважно, как называет школа или академия – «Зенит», «Спартак» или «Динамо». Изначально ребенок должен попасть к хорошему тренеру, который смотрит на воспитание спортсмена по-современному, понимает, что необходимо детям на том или ином этапе.
Чем выше массовость, тем больше шанса найти настоящий талант
- Реформа детско-юношеского футбола в Петербурге предполагает создание пирамиды, где в основании будут клубы С (школьные команды), затем клубы категории Б (большинство спортивных школ и футбольных клубов города), а на вершине – клубы категории А (академии и школы высшего спортивного мастерства). Самые талантливые дети и будут подниматься по этим ступеням. Удается реализовать эту идею?
- Построение пирамиды стало революцией. Все клубы изначально (еще я играл по этой системе) выступали в разных лигах клубами, а не возрастами. И огромной проблемой была разница в подготовке команд. Мы получали разгромные счета, безумно расстроенных ребят из проигравшей команды и победителей, которым неинтересно соревноваться со слабым соперником. Деление клубов на категории позволяет сократить этот разрыв в мастерстве и увеличить количество игр «равных с равными». По итогам прошлого сезона мы определяем в каждой подгруппе коллективы, которые максимально соответствуют друг другу по уровню готовности. Команды играют в два круга. По итогам первого круга две лучшие команды из четвертой подгруппы переходят в третью, из третьей – во вторую и так далее. Таким образом за два года хорошая команда из 4-й подгруппы может перейти в 1-ю. Это будет видимый, понятный прогресс! Если клуб из категории Б хочет оказаться в группе А, ему необходимо за год набрать определенное количество баллов: за переходы игроков в более высокую категорию, количество тренеров, лицензий, наличие идеологии у клуба, инфраструктуру и т.д. Максимальное количество баллов можно будет набрать как раз за счет кадрового состава. Опять же, повторюсь: если клуб хочет расти, мы будем ему помогать. Важный момент: команды категорий С и Б должны быть заинтересованы в развитии игроков, давать им шанс переходить в клубы категории А, где бы они развивались в более конкурентной среде. Опять же, мы возвращается к нашей изначальной задаче по воспитанию игроков. Чем выше массовость, тем больше шанса найти настоящий талант, который вырастет в этой системе, и, возможно, постучится в двери главной команды нашего города, «Зенита».
- Еще одной задумкой реформы было расширение поощрительных методов. Предлагалось чаще хвалить детей, вручать им за участие в турнирах подарки, чтобы у них футбол ассоциировался с радостью и праздником. Как успехи в этом направлении?
- На счет дополнительного поощрения детей у меня есть свое мнение, и оно отличается от озвученного. На мой взгляд, заигрывать и перегибать с наградами не надо. Кубки и медали, прежде всего, отражают спортивный результат, они очень важны как идентификаций достижений. Сейчас же практически каждого ребенка чем-то награждают по итогам турнира. Во-первых, это не вполне спортивно, если речь идет о соревновании. Во-вторых, нивелируется ценность награды. Думаю, сегодня есть игроки, у которых к 6 годам медалей и кубков больше, чем у меня (Смеется) Расскажу вам такую историю. Мы как-то проводили в Рощино турнир для дворовых команд, сняли для детей базу, построенную к чемпионату мира 2018 года. Приехали команды из самых отдаленных точек Ленинградской области, турнир шел целый день, сражались за каждое место – от 13-го до 1-го. И вот когда закончился групповой этап, ко мне подошли руководители одной команды: «Наградите нас, мы поехали домой». Я удивился: «Как это?!». В ответ услышал: «Ну а что нам играть за 11-е место?». «А вы зачем сюда приехали? – недоумевал я, - у вас что-то не получилось, вы расстроились и отправились восвояси? Или все-таки вы хотите, чтобы ваши дети играли в футбол?». И знаете, чем закончился диалог? Мне честно признались: «мы приехали за кубком». Развернулись и уехали. Увезли детей, лишив их возможности сыграть еще несколько игр в роскошных условиях. Мне кажется, что возможность играть не на счет, а ради удовольствия, ради развития – и есть главная награда для каждого влюбленного в футбол мальчишки! Просто играть в футбол, когда от тебя не требуют результат – вот в чем прелесть искреннего детского футбола! Важна дружеская, расслабленная атмосфера, сам футбол, а не та конфета, которую тебе уже вроде как обязана дать. В этом, по большому счету, и заключается сущность наших реформ. Уверен, результаты не за горами: уже сейчас желающих участвовать в демократичном первенстве Санкт-Петербурга больше, чем в прошлом году. И, как знать, может быть, кто-то из нынешних мальчишек пройдет по пути, проторенному много лет назад Владиславом Радимовым, Александром Пановым, Дмитрием Сенниковым, Денисом Угаровым, Дмитрием Бородиным, Игорем Денисовым, Андреем Аршавиным, еще ранее – почти всем составом «Зенита-84», начинавшими свой футбольный путь именно с первенства города.
Фото Алексей Андрианов.
На сбор ЦСКА поедут молодые футболисты
Гацкан: критика Соболева незаслуженная — весной он будет смотреться поинтереснее
Глава судейского комитета РФС надеется, что российские арбитры смогут работать в Китае
Кавазашвили высказался о возможных трансферах «Спартака»
Арсен Минасов: «Чемпионство разыграют «Зенит» и «Спартак», Сильянова бы не купил»