ГЕРМАНИЯ: Бундеслига 2
ГОЛЛАНДИЯ. Дивизион 1
Италия. Серия А
Франция. Лига 1

Уроки футбола на физкультуре – миф или реальность?

Bobsoccer.ru обсуждает новую инициативу РФС.


Друзья мои, не торопитесь! Озвученная 31-го декабря инициатива РФС о проведении уроков футбола в школах не означает, что после каникул ваши дети поголовно начнут гонять мяч. Ситуация такова: в рамках стратегического проекта «Футбол в школе» третий урок физкультуры будет отведен футболу только в трех пилотных регионах, Нижегородской и Свердловской областях и Республика Татарстан (там так же проведут масштабные соревнования и комплекс популяризации этого вида спорта). Остальным по желанию.

Вопросов два: совпадают ли желания с возможностями и готовы ли российские школы к подобной инициативе? Увы, на оба вопроса дам отрицательный ответ. Материально-техническая база подавляющего большинства школ Санкт-Петербурга не позволит реализовать эту разумную инициативу. В типовых ОУ функционирует лишь один спортивный зал, где до пандемии занимались по два, а то и по три класса. Сейчас это строго настрого запрещено Роспотребнадзором, но словно в отместку здравому смыслу дети изучают физкультуру по учебникам в кабинетах, поскольку иначе составить расписание из расчета трех часов физкультуры в неделю в каждом классе каждой параллели невозможно. Денег на замену устаревших покрытий в залах и на стадионах на современные тоже ни у кого нет.

Вторая проблема – кадры. Футбол в школах отдадут на откуп учителям физической культуры, многие из которых либо вышли на пенсию, либо приближаются к пенсионному возрасту. Молодежь на низкооплачиваемую работу не идет, люди среднего поколения на пороге профессионального выгорания. Выпускниц университета имени Лесгафта еще можно встретить в петербургских школах, а вот двадцатитрехлетних ребят с высшим физкультурным образованием практически нет. Бывшие спортсмены предпочитают тренировать детей в клубах и секциях, а не вкушать прелести школьной жизни, насыщенной детской вседозволенностью и родительским давлением. Кто же будет преподавать футбол?

Два урока физкультуры в неделю отводятся легкой атлетике (первая четверть), гимнастике с элементами акробатики (вторая), лыжам (третья), спортивным играм и нормативам (четвертая). А вот третий урок каждый учитель проводит по своему разумению. Возникает дилемма. С одной стороны, некоторым мальчишкам действительно в радость повозиться с мячом вместо подтягиваний и отжиманий. Но как поступать с девочками? В обучающем модуле РФС сказано так: «Не вовлекая девочек в футбол, мы неосознанно закрепляем представление детей (обоих полов) что девочки не могут и не должны играть в футбол. Задача учителя – изменить эти установки в контексте смешанных групп». Но, на мой взгляд, для женщин есть гораздо более подходящие им по физиологии и генетике виды спорта: фигурное катание, гимнастика, синхронное плаванье, спортивные танцы. Подчеркну, это мое личное мнение.

«Футбол в школе» даст возможность каждому ребенку заниматься спортом и стать ближе к футболу, - рапортует РФС, - а тем учащимся, кто по каким-то причинам не попал в спортивную школу, проявить себя на школьных соревнованиях, чтобы в дальнейшем быть замеченными региональными тренерами-селекционерами». Нельзя обманывать детей! Шансов на то, что в 12-14 лет они составят конкуренцию ребятам даже из «Северного пресса» и «Московской заставы» нет, тогда как скамейка запасных в этом возрасте очень больно бьет по самолюбию. В соревнованиях, о которых говорится в коммюнике РФС, масса нюансов. Например, в матчах между школами побеждает не та команда, с которой лучше работает учитель физкультуры, а та, в которую наберут больше профессионалов. Например, моему «Прорыву» в обозримом будущем не обыграть сверстников из школы №473 Калининского района, в которой учатся юные футболисты из Академии «Зенита». Так же, как и нашим соседям из 268 школы, в которой нет футбольной секции, не обыграть нас, побеждавших «Ангелболл», «Неву» и «Олимп» из второй и первой лиги первенства Санкт-Петербурга и на равных игравших со сборными командами из Самарской области и Махачкалы (в августе проиграли оба матча с одинаковым счетом 2:3). Здесь на первый план выходят тонкости регламента (можно ли задействовать ребят из специализированных секций, и если да, то в каком количестве), а не качество подготовки.

Не однозначен посыл РФС о «продолжении углубленного обучения в футбольных секциях на базе Школьных спортивных клубов». «При участии Российского футбольного союза в каждом регионе будут создана система, объединяющая Школьные спортивные клубы со спортивными школами, куда смогут перейти талантливые дети, - говорится в коммюнике, - учащиеся школ смогут стать ближе к профессиональному футбольному клубу своего города и региона, участвуя в мероприятиях, организованных специально для них». Это из серии очень «хорошо забытое старое»: я лично открывал ШСК на базе канувшей в лету школы № 216 с углубленным изучением польского языка в… 2013 году. Не нова и идея создания Единой школьной футбольной лиги: в Санкт-Петербурге благодаря стараниям Светланы Владимировны Патрушевой этот проект реализовывался на протяжении многих лет (команда школы № 346 в 2015 году выиграла Школьную лигу).

Тем не менее в инициативе РФС есть несколько позитивных моментов. Я давно говорил, что государство обязано развивать массовый спорт, а урок футбола в школах – один из шагов по реализации этой задачи. Во-вторых, РФС организовал великолепные онлайн-курсы по повышению квалификации. Я с удовольствием потратил несколько часов на усвоение предложенной программы – поверьте, в ней есть действительно интересные и правильные модули (на теме «Знания футбольных правил» ошибся только один раз, с действиями судьи при повторном касании мяча подававшего угловой игроком).

Позволю себе посоветовать РФС и Министерству просвещения сделать несколько вещей. Во-первых, предоставить регионам и детям возможность принимать самостоятельные решения. Выбор велик: шахматы, хоккей, легкая атлетика, гимнастика, теннис и тот же футбол. Во-вторых, организовывать общение детей со звездами спорта, изменить систему оценивания знаний, умений и навыков по физкультуре (зачет-незачет и бальная шкала, влияющая на итоговую аттестацию в 11 классе), раскрыть детей специальной группы здоровья, которые могли бы участвовать в организации соревнований, судействе, создании тематических сайтов и чатов и так далее. Лекции, посещение спортивных соревнований, футбольные фестивали, создание тематических телевизионных передач, участие в турнирах – вот механизм приобщения детей к здоровому образу жизни посредством занятий футболом. Ключевая задача – поднять престиж урока и повысить статус учителя физической культуры. Ну и, конечно, отменить ЕГЭ, негативно влияющий на психологическое здоровье наших детей. Впрочем, это совсем другая история.

Подчеркну, мы говорим не о профессиональном спорте и уж тем более не о спорте высоких достижений, а о массовом футболе, из которого и выходят будущие звезды. Чем выше будет зона обхвата, тем вероятнее появление новых Аршавиных, Кержаковых, Кузяевых и Прохиных. Александра Белова, Дмитрия Радченко, Максима Бокова заинтересованные тренеры нашли на уроках физической культуры. Профильный урок футбола – неплохой, но в данном варианте не до конца продуманный шаг. Но с чего-то надо, и хотя бы за это РФС и Министерству просвещения – большое спасибо.

Уроки футбола на физкультуре – миф или реальность?

Уроки футбола на физкультуре – миф или реальность?

Уроки футбола на физкультуре – миф или реальность?

Уроки футбола на физкультуре – миф или реальность?

Уроки футбола на физкультуре – миф или реальность?

Уроки футбола на физкультуре – миф или реальность?

Уроки футбола на физкультуре – миф или реальность?

Уроки футбола на физкультуре – миф или реальность?

Как вы оцениваете инициативу РФС о введении урока футбола в школах?

Ничего путного не выйдет
46%
Неплохо, но не продумано
18.3%
С чего-то надо было начинать
22.2%
С этого начнется возрождение российского футбола
4%
Сложно сказать, время покажет
7.9%
Алексей Андрианов
3.4 / 8
2172 59
  • 4 Января
    Хорошо бы ещё что бы их вели настоящие физруки как раз ... ну Вадим Валентиныч Евсеев там и т.п. дипломированные квалифицированные специалисты ...
    • 4 Января
      Овчинников и Онопко уже откликнулись на эту инициативу.
  • 4 Января
    Любое развитие любой сферы идёт только и исключительно от развития общества и уровня жизни. Всё остальное - искусственные потуги, обречённые на провал.
    • 4 Января
      Интересно...а вот ""Кожаный мяч"" или "" Золотая шайба"" --это искусственные потуги или естественное развитие общества?)
    • 4 Января
      Футбол изначально искусственная потуга, которая не имеет прямого отношения к развитости общества.
  • 4 Января
    Была похожая инициатива по введению в школах уроков по обучении игре в шахматы. И где эта инициатива, где уроки, где шахматисты, в конце концов?
    • 4 Января
      если говорить о физическом развитии, то волейбол или баскетбол лучше для детей, чем футбол, т.к. менее травматичны
      • 4 Января
        Дмитрий Анатольич Медведев помнится за бадминтон топил и его популяризацию
        • 4 Января
          Борис Николаевич популяризировал теннис. А когда Владимир Владимирович был помоложе, дзюдо было чуть ли не самым популярным видом спорта в стране.
          • 4 Января
            gala , Борис Николаевич популяризировал теннис.
            И надо отдать должное российский теннис сделал в те годы невиданный скачок .
        • 4 Января
          ну что возьмешь с М...а
        • 4 Января
          А Борис Николаевич за большой теннис
      • 4 Января
        И волейбол с баскетболом намного проще реализовать. Для футбола нужно больше места, а ещё лучше иметь площадку за школой. Много где площадки из обычного асфальта, особо не поиграешь. Ну и по травмам согласен, в футболе шанс на получение повреждения значительно выше.
  • 4 Января
    Прежде чем научить надо самому уметь . В школах 90% физруков с пивным брюхом
  • 4 Января
    Жаль, что в мои школьные годы не было подобных уроков...
    • 4 Января
      Секции же были. Бесплатные. Ходи сколько влезет. В старших классах помню иногда даже по 2 тренировки в день бывало.
  • 4 Января
    РФС - закостенелая структура, поросшая мхом, и всё, что выходит из его стен, давно и безнадёжно морально устарело. Предлагаю встречную инициативу: ввести обязательные уроки футбола в детских садах и санаториях.
  • 4 Января
    Но, на мой взгляд, для женщин есть гораздо более подходящие им по физиологии и генетике виды спорта: фигурное катание, гимнастика, синхронное плаванье, спортивные танцы. Подчеркну, это мое личное мнение. К несчастью, оно расходится с нынешней политикой партии ФИФА. Там активно идёт популяризация женского футбола.
  • 4 Января
    Ну нифига себе полотно. В смыле не певец Полотно, а очень длинный текст.
    Упрощая предмет, не уверен, что если вводить повсеместно музыкальное образование, то вдруг появятся Рихтеры и Растроповичи. И если углублённо изучать литературу, с уклоном в этом направлении, то абсолютно не факт, что резко найдутся новые Пушкины и Достоевские.
    На мой взляд, торпиться не стоит. Искусственное насаждение чего-то не даёт результатов.
    В стране победившего интернета расчёт на массовую физкультуру и нормы ГТО обречён на провал.
    • 5 Января
      Ростропович, а не Растропович.. Фамилию не научился правильно писать, а берешься размышлять о судьбах России и о культуре.
  • 4 Января
    Очень здравое мнение.
    Моя мысль в свое время была в том, чтобы у каждой школы был свой профилирующий вид спорта или даже два. Отталкиваясь от инфраструктуры школы и окружающей местности, а также специализации "физрука". Ну, странно развивать футбол в школе, где есть хороший бассейн, но нет нормального футбольного поля. Или в школе, где есть замечательный тренер с большим опытом бокса. Стандартные физкультурные залы для футбола после 10 лет не подходят, надо это понимать. А хорошие поля есть далеко не во всех школах.
    И это я, кстати, говорю о Москве - городе, где таких полей немало.
    П.С. Давно уже пора убрать бальную систему на уроках физкультуры. Зачет-незачет
    П.С.С. Поверьте, далеко не все директора школ рады футболу в залах. Особо в только что отремонтированных.
    П.С.С.С. Соккер в США культивировался как женский спорт. Поэтому не ставил бы крест на этой идее
    • 4 Января
      Или в школе, где есть замечательный тренер с большим опытом бокса
      А после того как тренер уйдёт - перепрофилировать школу на другой вид спорта? Этак каждый пару лет придётся менять специализацию
      • 4 Января
        Простите, но это работает несколько по-другому. Школа ищет тренера со специализацией "бокс". И именно так, к примеру, это работало в моем первом вузе, где начальником кафедры физвоспитания был один первых российских боскеров-профессионалов Александров.
        В конце концов, если из физмат школы уходит по какой-то причине учитель математики школа не перестает делать упор на физику и математику.
        П.С. Что же это за школа, где каждые два года меняется преподаватель по тому или иному предмету? И неужели в этом случае найти адекватного тренера по футболу будет проще?
        • 4 Января
          Ну вы указывали что надо опираться на текущий опыт учителя физкультуры, потому и отметил что в таком случае придётся менять фокус школы если учитель уйдёт или его переманят. Мне кажется что лучше всё таки опираться на существующую инфраструктуру. То же что вы написали будет работать только для самых лучших школ которые имеют репутацию и бюджет чтобы переманивать лучших преподаватель по той или иной дисциплине. Ну а остальным достанется то что останется. Увы на рынке труда педагогов в России особого избытка кадров нет.
          • 4 Января
            Ну, вот опять-таки, под инфраструктуру в одной известной мне школе (с бассейном) уже много десятилетий берут тренера с преподавательским опытом плавания. И без проблем.
            Что касается "переманивать". В настоящий момент очень сильно развивается дополнительное образование. Сам я это знаю не понаслышке, уже два года являюсь учредителем и директором частной футбольной школы.
            Так вот с дополнительным образованием всегда есть возможность учителю заработать в 2-3 раз больше. Поэтому если условия для занятий есть, то и учителя не переманят. Если нет условий - тогда не вижу смысла развивать там тот или иной спорт. О чем и писал в самом начале
  • 4 Января
    Да и разговоры о конкуренции слишком уж пессимистичны. То же самое можно сказать про любые олимпиады, к примеру, и всякие там физ-мат школы или там с углублённым изучением языков. Понятно, что в целом они сильнее, но это не означает, что с ними не надо соревноваться. Надо видеть этот самый "недостижимый" уровень, чтобы знать какой он может быть в принципе.

    Я помню как в моём детстве воспринимались ребята, занимавшиеся в спортшколе (речь не о футболе), но в результате они вызывали желание к ним присоединиться.
  • 4 Января
    Абсурд, где 4 ые уроки по хоккею? 5 ые по баскетболу итд?

    Каждому спорту есть секции, куда ребенок, при желании, пойдёт сам
    • 4 Января
      Вопрос во внимании профессиональных клубов к этим секциям - в этой разработке сделаны первые шаги к системной связи, как я понял
      Ну и РФС не будет же заниматься баскетболом и хоккеем - пока что
    • 4 Января
      Дело в том, что по желению ни один ребенок в секции не пойдет. Потому что у совребенного ребенка одно желание - компьютерные игры и планшет. Всё. Даже на улицу не выгнать. Для того, что бы ребенок пошел в секцию, его нужно заставлять.
      Школа - это как раз то место, где ребенок (хочет, не хочет) вынужден заставлять себя отрываться от планшета...
      И урок футбола в школе заставит ребенка подумать чего он желает. Хочешь, не хочешь, а придется. Кто-то отвалится, кто-то останется. Кого-то не заинтересует, а кого-то заинтересует на стольтко, что футбол останется в нем на всю жизнь.
  • 4 Января
    Хорошая статья, спасибо! Действительно, это как раз то, о чем говорили не так давно - что нужно развивать не сколько профессиональный клубный спорт, сколько массовый - это полезнее для людей и поколений в целом.
    Если честно, даже не думал, что с созданием уроков футбол продумано еще столько дополнительных шагов - таких как: межшкольные соревнования в связи с клубами и т.д.
  • 4 Января
    Какая-то неоднозначная инициатива, которой я предписываю очередной провал.
    Во-первых в школах тренируют обычные учителя физкультуры, поэтому я не понимаю каким образом они могут приобщить ребёнка к футболу. Ведь футбол это далеко не только игра в футбол на каждом уроке (зачастую даже не футбольным мячом), но и тренировки, теория и прочее. Как это может делать человек, без профессионального образования?)
    Во-вторых у таких детей нет и не будет никаких шансов попасть в команду. Сверстники из специализированных академий мало того что начинают раньше заниматься всем этим, так ещё и на абсолютно другом уровне. Поэтому это просто пшик в воду. На выходе мы получим детей, которые потеряли несколько лет жизни, мечтая стать футболистами.
    Лучше бы строили по всей России спортивные центры, куда нанимали бы профессиональных тренеров с образованием, а не сваливали бы это все на школу. Школа может посодействовать в агитации родителей присмотреться и занять досуг ребёнка в таком спортивном центре.
    Кроме того считаю что далеко не все дети футболисты, поэтому важно приобщать к спорту, а не к футболу в целом. Поголовное приобщение к футболу только замылит глаз и не позволит найти те самые бриллиантики.
    А вообще я не знаю почему мы до сих пор что-то думаем. Есть готовые модели Германии, Франции, Бельгии. Почему мы не посмотрим как система отлажена там и не адаптируем под наши реалии?
    Самое важное, что это все должно быть абсолютно бесплатным.
    • 4 Января
      У учителей физкультуры, как раз высшее профессиональное образование. Теории им преподавали по всем видам спорта. Что у вас за застарелое уничижительное отношение к учителям физкультуры?
      Почему же раньше сверстники начинают заниматься? Так же с 1 класса. С 7 лет, как и будет в школах.
      • 4 Января
        Если это урок футбола, то и должен его преподавать специалист этой сферы. А не с миру по нитке.

        С 3-5 лет в футбольных школах идут занятия.
    • 4 Января
      Абсолютно бесплатным ничего не бывает. В конечном счёте за то что вы предлагаете будет платить налогоплательщик. Вместо строительства больниц, школ и детских садов будут строить центры по виду спорта который даже не самый популярный в стране. Я лично против.
      • 4 Января
        Должны быть гос программы и субсидирование. Как например раньше - год спорта или т.п.
        • 4 Января
          Если без ущерба для финансирования других соц. программ(медицина и образование) то я только за. Но боюсь этого не будет
    • 4 Января
      Зиновий Биртман. Согласен абсолютно!
  • 4 Января
    Если уж хотят популяризировать футбол и для мальчиков, и для девочек, а денег и возможностей в школе нет, так уж лучше во время этого урока свозить детей на стадион и посмотреть футбол, так и болельщиков прибавится, а кто захочет - сам пойдёт в секцию футбола.
  • 4 Января
    А если ребёнок занимается и давно, другим видом спорта? Или тоже футболом и есть результаты, не "поломает" его школьный "тренер"?

  • 4 Января
    Футболистов в стране хватает, не хватает специалистов в других сферах.
  • 4 Января
    Мысли здравые
  • 4 Января
    Ничем не поможет... как пример- у меня патологическая неприязнь лыж! Спасибо школе. Как и лёгкой атлетики...

    Нельзя человека заставить что-то любить. Тем более детей.
    Школьная программа в физкультуре это инструмент для поддержания правильного здоровья!

    Государство обязано строить академии и учить специалистов. А тут это просто «халтура»! И мы опять забываем что в возрасте 15-20 годиков у нас футболистов достаточно. Проблемы начинаются когда гни попадают в руки агентов и получают первые большие контракты. А это уроком футбола в школе не исправить...
  • 4 Января
    Уроки физической культуры направлены на укрепление и поддержание физического здоровья учеников. Ни о какой специализации вообще не должно быть речи. Кроме того, исторически все, что насаждается сверху обществом воспринимается с отторжением. И не без основательно, решение, принимаемое исключительно росчерком пера, без продуманной программы, среды для ее реализации, финансирования, ни к чему хорошему не приведет. Вызовет эта инициатива обратный эффект - отвращение к футболу.
  • 4 Января
    Очередные вялые телодвижения РФС для обозначения подобия активности. Принудиловкой проблем не решить. Уроки физкультуры - для общего физического развития учеников. А специализация школ на видах спорта - исходя из имеющейся инфраструктуры, специалистов, энтузиастов, работа секций.... Хорошие соревнования в свое время проводились, начинаясь с дворовых команд, - Кожаный Мяч, в больших и маленьких населенных пунктах. Иногда новое - это зачастую хорошо забытое старое
  • 4 Января
    Свалить развитие детского футбола на школы - беспроигрышный вариант, не получилось - РФС не причем, получилось - наша идея. Подготовить детских тренеров по методам развитых футбольных стран, создать соответствующую материальную базу - это гораздо сложнее и дороже, но эффект должен быть на порядок выше "уроков футбола" - это мое скромное мнение.
  • 4 Января
    Думаю, это в первую очередь нацелено на вовлечение ребят в футбол. Многие дети нынче с развитой игровой индустрией вообще далеки от спорта.
  • 4 Января
    Хорощая статья, большой вопрос поднимает.
    Приучать детей к спорту нужно? Нужно.
    Развивать футбол не в ущерб другим видам нужно? Нужно
    Нужны ли соответствующие ресурсы для этого? Нужны.
    Пока что одни вопросы. Надо сначала продумать стратегию развития детского футбола, а потом уже делать.
    Например, один профильный дополнительный тренер на несколько школ, где-то приживется, где-то нет, где прижилось, создавать школьную команду.
    Возродить Кожаный мяч.
    Для лучших--бесплатное обучение в академиях.
    Это только так, навскидку
    • 4 Января
      Спасибо!!!
    • 4 Января
      В каких академиях?) их с каждым годом становится все меньше. Каждый клуб для участия в соревнованиях обязан иметь академию. У нас кол-во клубов в пфл за 10 лет уменьшилось на 50! 5 команд в год...
  • 4 Января
    Для здоровья нации важно не столько наличие высоко квалифицированных атлетов сколько общее развитие всех. ГТО или десятиборье вот что нужно, только расширить. И работу учителя физкультуры оценивать не по победам а по выполнению нормативов всеми учениками. Лыжи последние годы не особо осуществимы даже в Северо-Западном регионе а что делать с ними южнее Воронежа? Может быть лыже роллеры и роликовые коньки? Для мальчиков помимо лёгкой атлетики полезна борьба, но её в школе нет. Плавание, что ещё так развивает тело, но как его проводить на уроках физкультуры?
  • 4 Января
    Автор видимо не в кусе, что в школах есть ОДОД. Который как раз и нужен для приобщения детей к массовому спорту. И тренеры, которые преподают в рамках платных школьных услуг зарабатывают вполне приличнве деньги. Сколько? Около 30% от выручки. Средняя стоимость месячных занятий (2-3) раза в неделю по часу - 5 тысяч рублей по СПб.. Итого, при ведении 3 групп по 12-15 человек - это около 60-70 тыс. в месяц. Мало? Ау, не зажрались ли вы, учителя физры и футбольеые тренеры? Спрос у детей есть. Родители готовы платить за занятия. Лаже футбольные поля есть. А тренеров нет. Вменяемых тренеров. Не интересно им.
    Еще ремарка. В рамках межшкольных соревнований в СПБ по большинству видов спорта ученики СШОР в них не допускаются. Ибо это массовый, а не проф спорт. Если в футболе не так, то это бардак.
    Сама мюинициатива не плоха и не хороша. В ней должно быть указание местной федерации спорта обеспечить процесс кадрами, методиками организации и тренировок, инвентарем и соревнованиями на должном уровне. Без этого все пустое.

    Если кто то не понимает, почему одод платный, то все просто. Содержать школу на приличном уровне - это очень дорогое удовольствие. На которое в бюджете денег нет. А есть разрешение на организацию платных услуг для использования средств на школьные нужды.
  • 4 Января
    Автор, 29 лет работающий в школе, конечно, не в курсе. Ни об ОДОД, который, кстати, бесплатный (есть платные услуги, это отдельные статьи), ни о зарплатах, ни о бюджете, ни о том, что в некоторых соревнованиях, в том числе по плаванию и футболу (кроме "Мишки") участие детей из СШОР допускается, ни о чем-то другом. С Новым годом! Всего самого наилучшего!
    • 4 Января
      По плаванию? Почитайте положение ГУМО. Там черным по белому про обучающихся на отделениях плавания, СШОР. Так что про нарушения можете смело сообщать госпоже Галовой в Аничков.
      Или Вам не известны рекомендации комитета по образованию по организации ОДОД?) Где черным по белому написана ОЯЗАННОСТЬ школы принимать на бесплатный профильный ОДОД всех желающих, при его открытии? Но при этом отсутствует обязанность его открывать? И зачем его тогда открывать? Кто оплатит учителю или стороннему преподавателю эти часы? РОНО? ДА, если согласует план по одод. А денег нет. И?
  • 4 Января
    Развитие ОДОД - профильное направление последних лет. По плаванию ещё в прошлом году выставляли профи. Как и в турнире Алмаз-Антей, как и в первенствах районов по футболу.
Только зарегистрированные пользователи могут писать комментарии.

ЦСКА: кто такой Ананасиу?

Bobsoccer сообщает подробности первой тренировки ЦСКА в 2021 году

Футбольные новости
195 5

Де Пауль выбрал "Интер". Игроком интересовался "Зенит"

Вингер "Удинезе" Родриго де Пауль, похоже, определился со своим будущим.

1199 39

ЦСКА: кто такой Ананасиу?

Bobsoccer сообщает подробности первой тренировки ЦСКА в 2021 году

339 4

Ибрагимович: «Павон слишком хорош для МЛС»

Легендарный швед похвалил еще кого-то, кроме себя.

281 6

Андрей Аршавин: «Я против того, чтобы в РПЛ уменьшалось количество команд, но стоит продумать систему плей-офф»

Бывший нападающий «Зенита» Андрей Аршавин поделился мнением по поводу возможных ...

360 0

Андрей Аршавин: «Потенциал Бязрова, Хотулева и Щетинина? Все трое в будущем — игроки РПЛ, в этом у меня сомнений нет»

Бывший нападающий сборной России Андрей Аршавин оценил потенциал молодых ...

789 3

Агент Денниса Мана отреагировала на информацию об интересе «Зенита»

Анамария Продан, представляющая интересы полузащитника бухарестского «Стяуа» ...

2089 61

ЦСКА. Сборы. Кампоамор. Понеслась

В новом ролике от CSKA TV: прилет армейцев из морозной Москвы в солнечную Испанию

Голосование

Как "Зенит-м" выступит в Юношеской Лиге УЕФА?

Дойдёт до четвертьфинала
4.8%
Дойдёт до полуфинала
4.8%
Выйдет в финал
3%
Вылетит в первом раунде плей-офф
41.2%
Выиграет турнир
15.8%
Очень сложно сказать, надо дождаться жеребьевки
19.4%
Популярное
6389 251

СЭ: Кто будет тренировать Акинфеева? Намечается конфликт?

На сегодняшний день не ясно, кто будет тренером вратарей ЦСКА во второй части ...

9045 248

Источник: Защитник ЦСКА Фукс вновь получил травму и выбыл на несколько месяцев

Как стало известно изданию, защитник ЦСКА Бруно Фукс вновь получил травму.

4388 231

Лимит в футболе - зло, насильственная вакцинация и победа Тутберидзе

Bobsoccer.ru рассуждает о самых важных событиях в отечественном спорте.

8792 218

Роман Бабаев летит на сбор ЦСКА в Кампоамор

Армейцы отправляются на первый сбор.

3668 207

Почему «Зенит» может покупать. Как зарабатывает лидер в сравнении с другими

Клуб за пять лет продал игроков на 200+ млн евро!

Сейчас обсуждают